Система оценки качества образования

Положение о внутренней системе гарантии качества НГК имени Глинки

О политике качестваВнутренняя оценка качестваВнешняя оценка качестваДокументы

Для принятия своевременных обоснованных управленческих решений по основному виду деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки» (далее – НГК) – предоставлению образовательных услуг – в НГК существует система оценки качества образования, которая представляет собой совокупность оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку содержания, организации и качества образовательного процесса по программам высшего образования, согласующихся с миссией, целями и задачами НГК.

 

Оценка качества образования проводится в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), методическими рекомендациями Минобрнауки России по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования, Уставом и иными локальными нормативными актами НГК. Система менеджмента качества изложена в «Положении о внутренней системе гарантии качества», принятым решением Ученого совета НГК и регламентирующим цели, задачи, основные показатели, общие требования к планированию, организации и проведению процедур оценки качества образовательных программ, реализуемых НГК.

 

Методами сбора информации для оценки качества образования являются: изучение протоколов заседаний кафедр, журналов посещений, индивидуальных планов преподавателей, расчетов учебной нагрузки, ведомостей проведения текущих и промежуточных аттестаций, выпускных квалификационных работ обучающихся, отчетов председателей ГИА и других документов; изучение данных о результатах приема, отчисления и перевода студентов образовательных программ, уровень успеваемости студентов, формирование портфолио достижений студентов.

Главные инструменты проведения оценки качества образования делятся на внутренние и внешние. К внутренним инструментам относятся: анкетирование обучающихся и членов профессорско-преподавательского состава, внутренний аудит, ежегодное самообследование НГК и др. К внешним инструментам относятся: государственная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация (в т.ч. международная), изучение рейтингов, в том числе по итогам заполнения документов федеральной отчетности (например, “1-Мониторинг”), создание комиссий для проведения промежуточной аттестации обучающихся по специальным дисциплинам с обязательным включением одного или нескольких внешних независимых экспертов.

 

Задачами внутренней оценки качества образовательной деятельности являются:

  • определение соответствия содержания, условий реализации образовательных программ, а также уровня компетенций профессорско-преподавательского состава ожиданиям обучающихся;
  • выявление и изучение факторов, влияющих на уровень качества образования;
  • выявление и изучение тенденций изменений требований рынка труда, профессиональных стандартов;
  • определение соответствия содержания, достижений и условий реализации образовательных программ НГК ФГОС и локальным нормативным актам;
  • разработка рекомендаций по составлению плана мероприятий, направленных на повышение качества осуществления образовательной деятельности в НГК.

 

В целях обеспечения непрерывного совершенствования качества образования внутренняя оценка проводится ежегодно и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на изучение и анализ целого спектра показателей и индикаторов основной деятельности НГК. Среди них: анализ эффективности текущей, промежуточной аттестаций и государственной итоговой аттестации, анализ успеваемости обучающихся; анализ условий и результатов прохождения практик, в том числе изучение отзывов работодателей по итогам прохождения практик; анализ трудоустройства выпускников, а также в целом востребованности выпускников с учетом динамики рынка труда и отзывов работодателей; сбор и анализ информации о научно-исследовательской, конкурсной, концертной, общественно-социальной (в том числе международной) деятельности и достижениях обучающихся и профессорско-преподавательского состава; анализ электронных портфолио достижений обучающихся; сбор сведений о кадровом обеспечении основной образовательной программы и его соответствия требованиям ФГОС, анализ педагогических методов и практик, применяемых в процессе обучения; анализ соответствия материально-технической базы основной образовательной программы требованиям ФГОС; изучение результатов анкетирования обучающихся и замечаний профессорско-преподавательского состава по вопросам условий реализации образовательных программ.

 

Механизмы внутренней оценки качества:

  • проведение контроля знаний, умений и навыков на вступительных испытаниях;
  • проведение входного контроля знаний, умений и навыков обучающихся в начале изучения дисциплин;
    ● проведение контроля наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам;
    ● организация студенческих конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам;
  • перед процедурой защиты выпускных квалификационных работ и проектов осуществление их проверки на наличие заимствований (проверка на плагиат);
  • проведение ежегодного самообследования.

 

Оценка образовательных программ проводится при участии всех заинтересованных сторон, в том числе персонала НГК. В соответствии с «Положении о внутренней системе гарантии качества» в организации и совершенствовании системы гарантии качества НГК принимают участие ректорат, факультеты, выпускающие кафедры, Студенческий совет, выпускники и работодатели. Во время регулярных заседаний выпускающих кафедр профессорско-преподавательский состав имеет возможность выдвинуть собственные инициативы о повышении качества реализации образовательных программ, что фиксируется в протоколах заседаний.

 

Взаимодействие с внешними ключевыми партнерами по трудоустройству выпускников проявляется в их привлечении к разработке и внедрению политики гарантии качества посредством участия в знаковых концертных и конкурсных мероприятиях, посвященных юбилеям и знаменательным датам, проведения мастер-классов и консультаций для студентов и преподавателей, работы в научно-практических конференциях, а также в качестве представителей работодателей в процедуре проведения государственной итоговой аттестации.

 

Результаты проведенного анализа оформляются в виде отчета и представляются на обсуждение во время заседаний Ученого совета. По итогам обсуждения выносятся предложения по совершенствованию качества реализации образовательных программ.

Элементы системы внутренней оценки качества 
Описание процедуры внутренней системы оценки качества Периодичность проведения
Самообследование. Отчет о самообследовании размещается на сайте в разделе Самообследование деятельности не позднее 20 апреля года, следующего за отчетным. Раз в год
Внутренний аудит. Включает процедуры, которые проводятся дополнительно к самообследованию, а именно: анализ кадрового обеспечения реализации образовательной программы (выполняется проверка на соответствие ФГОС, в том числе в части доли ППС, являющихся руководителями или работниками профильных организаций, а также анализ портфолио педагогов); сбор и анализ информации о научно-исследовательской, конкурсной, концертной, общественно-социальной (в том числе международной) деятельности и достижениях обучающихся и ППС; анализ соответствия материально-технической базы основной образовательной программы требованиям ФГОС. Раз в два года
Анкетирование обучающихся удовлетворенностью обучения в НГК проводится в октябре-ноябре каждого учебного года. Анкетирование является анонимным, доступ к анкетам осуществляется через googleforms. Результаты доступны по ссылке. Раз в год
Анкетирование профессорско-преподавательского состава удовлетворенностью работы в НГК проводится в октябре-ноябре каждого учебного года. Анкетирование является анонимным, доступ к анкетам осуществляется через googleforms.Результаты доступны по ссылке. Раз в год
Проведение входного контроля уровня подготовленности обучающихся в начале изучения дисциплины (модуля) осуществляется в июле-сентябре каждого учебного года в соответствии с рабочими программами дисциплин. Регулярно
Проведение контроля наличия у обучающихся сформированных результатов обучения по ранее изученным дисциплинам (модулям) осуществляется на: 3 курсе по дисциплинам «История зарубежной музыки» и «Гармония»; на 5 курсе по дисциплинам «Иностранный язык» и «История русской музыки». Результаты доступны по ссылке. Регулярно
Анализ итогов промежуточной аттестации.  Два раза в год
Анализ итогов Государственной итоговой аттестации. Включает: средний балл сдачи государственного итогового экзамена, средняя оценка выпускных квалификационных работ, проверка выпускных квалификационных работ на наличие заимствований. Раз в год
Анализ электронных портфолио достижений обучающихся проводится в декабре каждого учебного года. Применяется только к старшему курсу. Портфолио размещаются в ЭИОС НГК в Личном кабинете студента. Раз в год
Портфолио преподавателей хранятся в бумажном виде в личном деле в отделе правового и кадрового обеспечения. Анализ достижений преподавателей, включенных в портфолио, ведет отдел правового и кадрового обеспечения при определении оплаты труда и стимулирующих выплат. Также результаты анализа включены в отчеты кафедр и отчет самообследования
Регулярно
Анализ отзывов работодателей. Включает: сбор рецензий работодателей на образовательные программы, реализуемые НГК (при изменении программы); анализ отзывов работодателей по итогам прохождения производственных практик; анкетирование представителей работодателей по итогам проведения ГИА. Раз в год
Анализ трудоустройства выпускников в ноябре каждого учебного года. Процент выпускников, трудоустроившихся по профилю/специальности в течение календарного года, следующего за выпускным. Анализ трудоустройства выпускников, обучавшихся по целевому договору. Анализ трудоустройства выпускников публикуется ежегодно в специальном разделе. Раз в год

­­­­­­­­­­­­­­­

Элементы системы внешней независимой оценки качества  
 Результат участия в процедуре внешней оценки качества  Дата проведения оценки, оператор.
Государственная аккредитация
Свидетельство о государственной аккредитации (№ 3385 от 02.04.2020 с бессрочным сроком действия, выдано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (бланк серия 90А01, № 0003601) на основании Приказа Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки № 459 от 02.04.2020 по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности.  
Международная профессионально-общественная аккредитация

Аккредитованы 17 образовательных программ. Выдано Свидетельство о международной профессионально-общественной аккредитации №1341-08-IА116.1 от 1 июля 2021 г. о соответствии аккредитуемых программ Европейским стандартам гарантии качества (ESG) сроком на 6 лет. Подробнее об аккредитации

Ссылка 1

Ссылка 2

Ссылка 3

Ссылка 4

Ссылка 5

Ссылка 6

Ссылка 7

Ссылка 8

Ссылка 9

 
Самообследование Сертификат (рус.яз)ссылка1, ссылка 2, ссылка3 | Сертификат (англ.яз.) |   

Результаты оценки:

● СТАНДАРТ 1. Миссия вуза, видение и контекст – полное соответствие;
● СТАНДАРТ 2. Образовательные процессы – значительное соответствие;
● СТАНДАРТ 3. Профили студентов – полное соответствие;
● СТАНДАРТ 4. Профессорско-преподавательский состав – полное соответствие;
● СТАНДАРТ 5. Материально-технические ресурсы и поддержка – полное соответствие;
● СТАНДАРТ 6. Коммуникация, организация и принятие решений – значительное соответствие;
● СТАНДАРТ 7. Внутренняя культура качества – полное соответствие;
● СТАНДАРТ 8. Связи с общественностью – полное соответствие.

Национальный центр профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр).

https://www.ncpa.ru/

2021 г.

 

Рейтинги
В 2023 году Агрегатор независимой оценки высшего образования провел оценку 686 российских вузов по результатам на основе данных мониторинга эффективности вузов, профессионально-общественной аккредитации, оценки качества обучения. В этот раз Премьер-лигу рейтинга вошла НГК.
Подробнее о рейтинге. «Рейтинг мониторинга эффективности вузов 2022». Подробнее о рейтингеВ 2022 году НГК возглавила список организацией, попав в 1-ю лигу рейтинга Программно-методического комплекса LiftUp. Проект «Лучшие программы инновационной России». Подробнее о проектеВ 2022 году лучшими в стране признаны 7 направлений подготовки и специальностей, реализуемые в НГК:Музыкознание и музыкально-прикладное искусство (магистратура), Музыкально-инструментальное искусство (бакалавриат и магистратура), Вокальное искусство (бакалавриат и магистратура), Дирижирование (магистратура), Искусство концертного исполнительства (специалитет).Рейтинг «Национальный агрегированный рейтинг» Подробнее о рейтинге.

В 2019 и 2021 году НГК попала в Премьер-лигу Агрегатора независимой оценки высшего образования. В проекте оценивалась образовательная деятельности 694 организаций высшего образования РФ.

Рейтинг Forbes. В 2018 году, решив составить рейтинг высших учебных заведений, Forbes поставил перед собой задачу не только оценить качество российского образования, но еще и выяснить, какие вузы выпускают специалистов с предпринимательской жилкой, способных в дальнейшем войти в список Forbes или стать частью российской политической элиты. НГК заняла 25 место. Для составления рейтинга за основу были взяты данные мониторинга эффективности деятельности более 1000 учреждений высшего образования, подготовленного Министерством образования. Подробнее о рейтинге

Наличие локальных нормативных правовых актов о внутренней системе оценки качества образовательной деятельности:

 

Наличие информации о регулярности проведения внутренней оценки качества образовательной деятельности:

 

 

Наличие информации о привлечении работодателей, педагогических работников, обучающихся к проведению регулярной внутренней оценки образовательной деятельности и подготовки обучающихся, в том числе информация о результатах опросов работодателей и (или) их объединений, иных юридических и (или) физических лиц об удовлетворенности качеством образовательной деятельности:

 

Наличие организации и проведение внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся, в том числе информация о результатах опросов обучающихся образовательной организации высшего образования об удовлетворенности условиями, содержанием, организацией и качеством образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик:

 

Наличие организации и проведение внутренней независимой оценки качества работы педагогических работников, в том числе информация о результатах опросов педагогических работников образовательной организации высшего образования об удовлетворенности качеством образовательной деятельности:

 

Наличие организации и проведение внутренней независимой оценки качества ресурсного обеспечения образовательной деятельности:

 

Наличие роли советов обучающихся и их участие в коллегиальных органах управления