С 26 по 29 апреля в Новосибирске состоялся масштабный проект «Традиции Возрождения и Барокко в российской и мировой музыкальной культуре» |
На протяжении четырех дней Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки совместно с Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета радовали новосибирцев и гостей города по-настоящему значимыми творческими и научными мероприятиями.
В рамках проекта с большим успехом состоялись:
- концерт-презентация клавесина в Малом зале Новосибирской консерватории (при содействии Культурного центра «ИНИГО»);
- российская премьера оперы Томаса Арна «Томас и Салли, или Возвращение моряка» (худ. рук. проекта: и.о. ректора НГК имени М.И. Глинки, главный режиссер НОВАТа, заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Стародубцев) на Малой сцене НОВАТа;
- спектакль новосибирского театра оперы и балета – опера Генри Перселла «Дидона и Эней» (постановка Вячеслава Стародубцева) на Малой сцене НОВАТа;
- международная научно-практическая конференция и круглый стол «Диалоги о барокко»;
- открытые лекции экспертов проекта – кандидата искусствоведения, доцента Московской консерватории Анны Булычевой и кандидата искусствоведения, доцента Московской консерватории Екатерины Дмитриевой.
Вячеслав Стародубцев (и.о. ректора Новосибирской консерватории, главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения): «Проект «Традиции Возрождения и Барокко в российской и мировой музыкальной культуре» важен, прежде всего, в контексте научного и творческого сотрудничества двух важнейших центров культуры и искусства нашего региона – Новосибирского театра оперы и балета и Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Надеюсь, проект будет жить, расти, обнажать новые ракурсы и задачи, по возможности, объединять заинтересованных людей, практиков и теоретиков вокруг важного, интересного творческого или научного события».
Павел Мичков (проректор по научной работе и цифровому развитию Новосибирской консерватории, кандидат искусствоведения, доцент): «В музыкальном искусстве наука неразрывно связана с творчеством, музыкальное произведение, эпоха, в которой оно было создано, часто сами становятся предметом научных исследований. В этой связи проект «Традиции Возрождения и Барокко в российской и мировой музыкальной культуре» показателен: он воплощает в себе творческую реализацию с возможностью предметной научной дискуссии на ее основе».
Новосибирская консерватория благодарит и поздравляет всех участников проекта! Благодарность за всестороннюю помощь в организации мероприятий проекта консерватория выражает клавесинному мастеру Александру Баюнову (г. Москва) и Татьяне Авдокушиной (г. Новосибирск).
Проект включал серию творческих и научных мероприятий. В его рамках состоялись:
26 / 04 |
Малый зал Новосибирской консерватории | Концерт-презентация клавесина в Малом зале Новосибирской консерватории (при содействии Культурного центра «ИНИГО») |
27 / 04 |
НОВАТ Малая сцена |
Российская премьера оперы Томаса Арна «Томас и Салли, или Возвращение моряка» (художественный руководитель постановки Вячеслав Стародубцев, музыкальные руководители: Пётр Белякин, Наталья Жук, режиссер-постановщик: Игорь Бондаренко) |
27 / 0428 / 04 |
Органная гостиная и Конференц-зал Новосибирской консерватории | Открытые лекции экспертов проекта |
27 / 0428 / 04 |
Конференц-зал Новосибирской консерватории | Международная научно-практическая конференция «Западноевропейская доклассическая музыка: вопросы теории, истории и практики» |
28 / 04 |
Конференц-зал Новосибирской консерватории | Круглый стол «Диалоги о Барокко» |
28 / 04 |
НОВАТ Малая сцена |
Опера Г. Перселла «Дидона и Эней» — спектакль Новосибирского театра оперы и балета. (постановка: Вячеслава Стародубцева, дирижёр: Эльдар Нагиев) |
29 / 04 |
Конференц-зал Новосибирской консерватории | Международная научно-практическая конференция «Западноевропейская доклассическая музыка: вопросы теории, истории и практики» |
Эксперты
Дмитриева Екатерина Олеговна
органистка, музыковед, кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Стажировалась у ведущих европейских мастеров по органной интерпретации, бассо континуо, игре на клавикорде и основам органной импровизации (в Германии, Италии, Нидерландах, Швейцарии, Швеции и др.) М. Бёкера, Э.-М. Беллотти, Ф. ван Вейка, Л. Гьелми, Х. Давидсона, П. ван Дейка, Ф. Делора, П. Дирксена, Л. ван Дуселара, Т. Йеллемы, Т. Копмана, Дж. Д. Кристи, Л. Ломанна, Кр. Олесена, Ж. ван Ортмерсена, В. Портера, Я. Раса, Л. Рогга, Ж. Спеерстра, Х. Фагиуса, Х. Фогеля, М. Хазельбёка, В. Церера и др. Повышала квалификацию у проф. факультета музыковедения Утрехтского университета Р. Раса (Нидерланды).
Репертуар органистки включает сочинения, охватывающие весь период сохранившейся органной музыки (с XIV века до наших дней). Исполнительница отдает приоритет старинной и современной музыке. Осуществила ряд московских, российских и мировых премьер сольных, оркестровых и камерных современных сочинений с участием органа.
Екатерина Дмитриева ‑ организатор, художественный руководитель и участник ряда просветительских международных проектов в области старинной музыки, открывающих малоизвестные страницы искусства прошлых веков («Великие клавирные мастера барокко: к 400-летию со дня рождения Матиаса Векмана (1616–1674)», совместно с М. Успенской; международные фестиваль, конференция и мастер-классы «Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка», абонемент «Семь веков органной музыки», организатор мастер-классов в России ведущих зарубежных органистов, клавесинистов и клавикордистов, участница многочисленных международных научных конференций, и др.).
Концертирует в России и европейских странах. Принимала участие в международных фестивалях в России и за рубежом, в том числе в проектах «Froberger-Fest», «Московская осень», «Душа Японии», «Из прошлого в будущее», «Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова», ежегодных Московских международных органных фестивалях, Ежегодном Международном Рождественском фестивале «Adeste fideles» в Санкт-Петербурге и др.
Автор учебных курсов для вузов «Основы интерпретации старинной клавирной музыки», «История органной исполнительской практики» (в соавторстве с М. В. Распутиной). Автор ряда методических, научных и периодических публикаций об истории исполнительской практики на старинных клавишных инструментах и исторически информированном исполнительстве, органном искусстве, истории музыкальной теории Ренессанса и барокко.
Лауреат ряда премий в области науки и преподавания: обладатель приза зрительских симпатий Всероссийских дней нидерландского языка и культуры, Лауреат премии Федерального агентства по культуре и кинематографии «Молодым учёным за научные исследования в области культуры и искусства», Дипломант конкурса профессионального мастерства «Лучший преподаватель детской школы искусств», Дипломант IV Открытого фестиваля имени А. Ф. Гедике.
Булычева Анна Валентиновна
кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
В 1993 г. окончила Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова, в 1997 г. – аспирантуру. В 1994–2018 г. работала в Мариинском театре, Большом театре, театре «Геликон-Опера», одновременно занимаясь преподавательской деятельностью. В 2004–2009 г. старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Основные сферы интересов: театр французского барокко, русская опера, музыкальная текстология, музыка русского барокко (партесный стиль). Подготовила по рукописным источникам нотный материал для исполнения следующих сочинений: «Актеон» Шарпантье (2006), «Князь Игорь» Бородина (2011), «Буря» Алябьева и «Прекрасная Елена» Оффенбаха (2014), симфония ми минор Алябьева (2018), фуга для струнного трио Серова (2021).
Автор книг «Сады Армиды. Музыкальный театр французского барокко» (2004), «Звуковые образы готики» (2011), «Бородин» (в серии «ЖЗЛ», 2017), «Французская музыка первой половины XVIII века» (2018). Осуществила критические издания клавира оперы Бородина «Князь Игорь» в авторской редакции (2012), партитуры Второй симфонии Бородина в авторской редакции (2015), Концертов Двунадесятым праздникам на 12 голосов Василия Титова (2020). Переводчик книги Филиппа Боссана «Людовик XIV, король-артист» (2002). Редактор нового издания писем А. П. Бородина (издательство «Автограф», Челябинск, 2020).