Международная научно-практическая конференция  «Западноевропейская доклассическая музыка: вопросы теории, истории и практики»

27–29 апреля 2023 года

Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета

проводят

 Международную научно-практическую конференцию

 «Западноевропейская доклассическая музыка:
вопросы теории, истории и практики»

в рамках проекта
«Традиции Возрождения и Барокко
в российской и мировой музыкальной культуре»

 

 

Участники и темы сообщенийО конференции Фотоотчет Файлы
 

27 апреля, четверг конференц-зал
10.00 (новосибирское время) / 06.00 (московское время)

 

ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

 

Музыкальное приветствие

Ольга Бобошко (барочная скрипка)

Анна Недоспасова (клавесин)

Джованни Антонио Пандольфи Меалли
Sonata quarta «La Castella» ор. 3 № 4 для скрипки и basso continuo

 

Приветственное слово

проректора по научной работе и цифровому развитию
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
кандидата искусствоведения

Павла Александровича Мичкова

 

ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Модератор – Привалова Анастасия Сергеевна
кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

Привалова Анастасия  Сергеевна

кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Музыка к драматическим спектаклям как часть музыкально-театрального наследия Томаса Августина Арна

 

Ушакова Наталья Владимировна         

кандидат искусствоведения, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Новосибирского областного колледжа культуры и искусств

Алхимическая философия Magnum Оpus на примере оперы «Орфей» Монтеверди

 

Михайлова Олеся Сергеевна    

кандидат искусствоведения, доцент Алтайского государственного университета

Sacred Opera: к истории жанра 

 

Любимов Дмитрий Вадимович

аспирант кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.Л. Макарова)

Сцены безумия в итальянской опере XVII–XVIII веков

 

Москвина Юлия Владимировна

кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

Между традициями старых мастеров и манерой письма современников. К вопросу о техниках композиции в мессах Людвига Дазера

 

Кадочников Виктор Павлович

кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории музыки Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского

«Mein Gmüt ist mir verwirret»  – метаморфозы песни Х.Л. Хасслера

 

 

12.00 (новосибирское время) / 08.00 (московское время)

ОТКРЫТАЯ ЛЕКЦИЯ

кандидата искусствоведения, доцента Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

 Анны Булычевой

Жан-Жозеф Кассанеа де Мондонвиль как театральный композитор

 

 Перерыв с 14:00 до 15:00

 

27 апреля, четверг конференц-зал
ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ
15.00 (новосибирское время) / 11.00 (московское время)

 

Модератор – Недоспасова Анна Павловна
кандидат искусствоведения, доцент,
профессор кафедры
специального фортепиано
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

Нодель Филипп Викторович

доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

Книга Брюса Хейнса «Конец старинной музыки» – опыт осмысления полувековой традиции исторически информированной исполнительской практики

 

Бардин Андрей Анатольевич

артист, лектор-музыковед Красноярской краевой филармонии

Готфрид Кирхгоф (1685–1746) и его «Музыкальная азбука»

 

Мальцева Анастасия Александровна  

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Музыкально-риторические фигуры Иоганна Нуция и их генезис

 

Недоспасова Анна Павловна

кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Баюнов Александр Павлович

руководитель мастерской ранних щипковых инструментов, кандидат химических наук

Итальянские традиции клавесиностроения в сочетании с новыми технологиями, опыт применения в современной клавирной практике

 

Баюнов Александр Павлович

Руководитель мастерской ранних щипковых инструментов, кандидат химических наук

Гитары Антонио Страдивари и их влияние на современную практику изготовления барочных гитар

 

Бабич Татьяна Николаевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории искусства Белорусского государственного университета культуры и искусств, докторант Белорусского государственного университета культуры и искусств

Лютневая музыка эпохи Барокко и традиции ее возрождения в современной культуре Беларуси

 

Паоло Монтичелли

независимый исследователь, руководитель Музыкальной Капеллы Кафедрального Собора г. Новара (Италия)

Реконструкции и интерпретации музыки Изабеллы Леонарды (Ricostruzione e l’interpretazione della musica di Isabella Leonarda)

 

Степаненко Кристина Николаевна

студентка теоретико-композиторского факультета (музыковедение) Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,  преподаватель МБУДО ДМШ № 1 г. Новосибирска (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)

Реализация принципа imitazione delle parole на примере некоторых сольных мотетов ор. 6 Изабеллы Леонарды

 

Батенева Екатерина Валерьевна

преподаватель кафедры сольного пения Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Ткаченко Иван Викторович     

солист ансамбля ранней музыки «Insula Magica» Новосибирской государственной филармонии

Стилистические и технические особенности работы над духовным концертом Изабеллы Леонарды «Litanie». Исторический аспект и практика современности

 

28 апреля, пятница конференц-зал
ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ
10.00 (новосибирское время) / 06.00 (московское время)

 

Модератор – Светлова Ольга Александровна
кандидат искусствоведения, доцент,  заведующая кафедрой истории музыки
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

Дмитриева Екатерина  Олеговна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

Вопросы клавирной импровизации в исполнительских трактатах XVXVI веков

 

Бакуто Светлана Викторовна  

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского

Арканджело Корелли. Три имени

 

Гончаренко Светлана Сергеевна

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Кенотипические композиционные модели в жанре Сoncerto grosso XVIII века

 

Смирнова Татьяна Вячеславовна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Штрихи к «портрету» английской паваны XVI–XVII веков

 

Гаврилова Людмила Владимировна

доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского

Ренессанс барочной музыки в современной литургической практике

 

Густова-Рунцо Лариса Александровна

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории искусства Белорусского государственного университета культуры и искусств, старший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси (Минск, Республика Беларусь)

Зарождение барочного музыкального мышления в литургической практике православной традиции в Великом княжестве Литовском

 

Останина Мария Николаевна 

музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Кузбасского колледжа искусств

Необарокко в отечественной музыке последней трети XX века

  

12.30

ВЫСТАВКА-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗДАНИЙ

НОВОСИБИРСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Светлова Ольга Александровна
кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
ответственный секретарь журнала «Вестник музыкальной науки»

 

28 апреля, пятница конференц-зал
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ДИАЛОГИ О БАРОККО»
13.00 (новосибирское время) / 09.00 (московское время)

 

 Перерыв с 14:00 до 15:00

 

28 апреля, пятница конференц-зал
ЧЕТВЁРТОЕ ЗАСЕДАНИЕ
15.00 (новосибирское время) / 11.00 (московское время)

 

Модератор – Мальцева Анастасия Александровна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

Бойзен Йорн (Boysen Jörn)

клавесинист, дирижер, композитор, руководитель ансамбля Musica poetica (Гаага, Нидерланды)

Пунктуация, грамматика и форма в барочных композициях (Punctuation, Grammar and Form in Baroque Compositions)

 

Хайнеман Михаэль (Heinemann Michael)

доктор (Dr. phil. habil.), профессор исторического музыкознания Высшей школы музыки имени Карла Марии фон Вебера (Дрезден, Германия)

Типы звучаний в старинной музыке (Klangtypen alter Musik)

 

Бюзинг Отфрид (Büsing Otfried)

композитор, профессор теории музыки Высшей школы музыки Фрайбурга-им-Брайсгау (Германия)

Планировал ли Иоганн Себастьян Бах последнюю фугу из «Искусства фуги» как четверную фугу? Размышления о незавершенной Fuga a tre Soggetti BWV 1080 (Plante Johann Sebastian Bach seine Schlussfuge aus seinerKunst der Fugeals Quadrupelfuge? Überlegungen zur unvollendeten Fuga a tre Soggetti BWV 1080)

 

Серебренников Максим Анатольевич

кандидат искусствоведения, главный редактор Редакционно-издательского отдела Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

О первых печатных образцах партименто-фуги  

 

Гирфанова Марина Евгеньевна

доктор искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова

Некоторые особенности использования канонических секвенций в фугах «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха

 

Пылаева Лариса Дмитриевна

доктор искусствоведения, доцент, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

Принципы формообразования в пассакалиях Ф. Куперена

 

Генов Явор

доктор, доцент Исследовательского института искусств (направление Музыка) Болгарской академии наук (София, Болгария)

Легкая музыка и ее противоположность в конце XVI века согласно определению Томаса Морли

 

Бабенко Екатерина Сергеевна

кандидат искусствоведения, доцент Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С. Прокофьева

Музыка «под чужим именем» как феномен авторства в доклассическом искусстве

 

 

Студенческий день конференции

29 апреля, суббота конференц-зал
ПЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ
10.00 (новосибирское время) / 06.00 (московское время)

 

Модераторы – Мухина Марина Антоновна, Цильке Дмитрий Сергеевич
студенты кафедры истории музыки
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

Мухина Марина Антоновна

студентка теоретико-композиторского факультета (музыкальная педагогика) Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Т.В. Смирнова)

Коллекция итальянских мадригалов «Il Trionfo di Dori»

 

Лапкова Евгения Александровна          

студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор А.В. Денисов)

«Представление о душе и теле» Э. Кавальери: сюжет и композиция

 

Аргунова Людмила Викторовна

студентка музыкального факультета Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (научный руководитель – доктор искусствоведения,  профессор Л.В. Гаврилова)

Английский театр барокко: на пути к semi-opera

 

Губенко Яна Дмитриевна

студентка эстрадного отделения Мурманского колледжа искусств (научный руководитель – Е.С. Киприянова)

История колесной лиры от появления до наших дней

 

Цильке Дмитрий Сергеевич

студент теоретико-композиторского факультета (музыковедение) Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)

Периодизация французской клавесинной школы: опыт разработки электронного ресурса French-Clav

 

Колеевич Ксения Максимовна

студентка Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского (научный руководитель – доктор искусствоведения,  профессор Л.В. Гаврилова)

Жанр токкаты в творчестве композиторов северонемецкой органной школы

 

Лопатин Павел Владиславович

магистрант Кемеровского государственного института культуры, педагог МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района (научный руководитель – кандидат культурологии Ж.А. Рябчевская)

Освоение жанра старинной сюиты в классе гитары на примере виолончельной сюиты 1 И.С. Баха

 

Григорьева Дарья

студентка историко-теоретического факультета Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (научный руководитель – доцент, кандидат искусствоведения Н.Б. Бондаренко)

Опера «Борис Годунов или Коварством приобретенный трон» И. Маттезона: вопросы истории создания, постановки и художественного замысла

 

Ильин Филипп

магистрант Московской высшей школы социальных и экономических наук

К вопросу о кратковременном интересе к hölzernes Gelächter (к двухрядному ксилофону) венских композиторов в последнее десятилетие XVIII века: о сложностях реконструкции и интерпретации их сочинений  

 

 

 Перерыв с 13:00 до 14:00

29 апреля, суббота конференц-зал
ШЕСТОЕ ЗАСЕДАНИЕ
14.00 (новосибирское время) / 10.00 (московское время)

 

Модератор – Хонякина Елена Александровна
магистрант кафедры истории музыки
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

Хонякина Елена Александровна

магистрант, документовед методического отдела Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова)

Итальянское и немецкое влияние на музыкальную культуру Дании в XVIII в.            

 

Шипицына Анастасия Леонидовна

студентка Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (научный руководитель – доктор искусствоведения,  профессор Л.В. Гаврилова)

Опера «Антигона» К.В. Глюка: от традиции к реформе

 

Лопатин Павел Владиславович

магистрант Кемеровского государственного института культуры, педагог МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» Ленинского района (научный руководитель – профессор, доктор искусствоведения И.Г. Умнова)

Особенности малого полифонического цикла в творчестве композиторов-гитаристов      

 

Ледовских Ксения Сергеевна   

студентка теоретико-композиторского факультета (музыковедение) Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор С.С. Гончаренко)

«Аскезы» для флейты соло А. Жоливе: к вопросу о современной монодийной форме

 

Соснова Анастасия Дмитриевна            

студентка теоретико-композиторского факультета (музыковедение) Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор С. С. Гончаренко)

Первая скрипичная соната А. Шнитке как образец необарочного цикла

 

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА СТУДЕНЧЕСКИХ ДОКЛАДОВ

 

ЗАКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

К участию в конференции приглашаются преподаватели, научные сотрудники и обучающиеся музыкальных вузов, музыкальных факультетов художественных вузов, музыковеды и композиторы.

 

 Основные тематические направления конференции:

— Жанрово-стилевые аспекты музыки Возрождения и Барокко.

— Исполнительская практика: проблемы реконструкции и интерпретации.

— Опера XVII-XVIII вв.: история и теория жанра.

— Традиции Возрождения и Барокко в музыке XX-XXI вв.

— Фигуры. Факты. Документы.

 

Регламент выступления с докладом: не более 20 минут.

 

Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 10 апреля 2023 года на странице конференции, размещенной на сайте Новосибирской консерватории http://www.nsglinka.ru/konferencii/

Допускается заочное участие в форме видеодоклада; предполагается возможность дистанционного участия в конференции с использованием средств видеоконференцсвязи.

 

Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается.

Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям (последним – в случае непосредственного или онлайн-присутствия на всех заседаниях конференции).

 

Оргкомитет конференции:

 

Стародубцев Вячеслав Васильевич  – и.о. ректора, кандидат искусствоведения;

Мичков Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию, кандидат искусствоведения, доцент;

Светлова Ольга Александровна – заведующий кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения, доцент;

Мальцева Анастасия Александровна – доцент кафедры истории музыки, кандидат искусствоведения.

 

Контакты:

Мичков Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию, кандидат искусствоведения, доцент; e-mail: p.michkov@nsglinka.ru

Светлова Ольга Александровна – заведующий кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения, доцент; e-mail: svetlolga@mail.ru

Мальцева Анастасия Александровна – доцент кафедры истории музыки, кандидат искусствоведения; e-mail: aamaltseva@mail.ru

 

Основная информация размещена на сайте консерватории www.nsglinka.ru, «Наука»: «Конференции».

С уважением, оргкомитет конференции

Поделиться: