28–29 марта 2024 года Министерство культуры Российской Федерации проводят Всероссийскую научно-практическую конференцию |
28 марта, четверг | Конференц-зал |
СЕКЦИЯ 1 | |
10:00 (новосибирское время) / 06:00 (московское время) |
Вступительное слово
Вячеслав Васильевич Стародубцев
и.о. ректора Новосибирской государственной консерватории
имени М.И. Глинки, главный режиссер
Новосибирского государственного академического театра оперы и балета,
кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ
Модератор
Павел Александрович Мичков
проректор по научной работе и цифровому развитию
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
кандидат искусствоведения, доцент
10:05 Сизова Елена Равильевна
ректор Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, профессор
Организация музыкально-театрального образования на основе коллаборации творческого вуза и театрально-концертных учреждений: опыт Челябинской области
10:20 Панкина Елена Валериевна
проректор по учебной работе, профессор кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор
«Орфей» Анджело Полициано: миф в политическом контексте
10:40 Калужский Владимир Михайлович
председатель Сибирского отделения Союза композиторов РФ, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ
Тайна «смерти орфеевой» (опера Гайдна «Душа философа, или Орфей и Эвридика»)
11:00 Смирнова Татьяна Вячеславовна
доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент
Театрализованное Развлечение в Элветэме в аспекте культурно-политической жизни Елизаветинской Англии
11:20 Юшкова Карина Сергеевна
аспирант Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Е.В. Панкина)
«Коронида» Себастьяна Дурона: между придворной сарсуэлой и оперой
11:40 Синельникова Ольга Владимировна
профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры, доктор искусствоведения, доцент
«Русские сезоны» Леонида Десятникова: трансформации жанров
12:00 Фирулева Яна Дмитриевна
магистрант Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург)
Значение «Русских сезонов» в формировании зрителя начала XX века
12:20 Еремина-Соленикова Евгения Владимировна
экскурсовод Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения,
Жан-Батист Ланде – создатель первой школы русского балета: к уточнению биографии
12:40 Тараева Галина Рубеновна
профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения, профессор
Постановочные версии опер как исторические концепты
13:00 Демченко Александр Иванович
главный научный сотрудник и руководитель Международного Центра комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, доктор искусствоведения, профессор
Оперный театр Родиона Щедрина
13:20 Хонякина Елена Александровна
аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова)
Развитие датской национальной оперы в XIX в.
13:40 Окунева Екатерина Гурьевна
профессор кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, доктор искусствоведения, доцент
«Сиддхартха» Пера Нёргора: от мистерии к драме
Перерыв
14:00–15:00
28 марта (четверг)
Конференц-зал, 15:00
Онлайн-лекция
АДА ГРИГОРЬЕВНА АЙНБИНДЕР
заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального
музея-заповедника П.И. Чайковского (г. Клин),
старший научный сотрудник
Государственного института искусствознания,
кандидат искусствоведения
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР П.И. ЧАЙКОВСКОГО: ТЕКСТЫ И КОНТЕКСТЫ»
28 марта, четверг | Конференц-зал |
СЕКЦИЯ 2 | |
15:40 (новосибирское время) / 11:40 (московское время) |
Модератор
Андрей Сергеевич Молчанов
заведующий кафедрой теории музыки и композиции
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
кандидат искусствоведения, доцент
15:40 Иванова Александра Михайловна
студентка историко-теоретического факультета Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Г.Р. Тараева)
Постановки «Пиковой дамы» П. Чайковского в российских оперных театрах и за рубежом
16:00 Наумов Александр Владимирович
старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва), кандидат искусствоведения, доцент
Архивный фонд композитора Н.Н. Рахманова в РГАЛИ как исторический источник
16:20 Кучер Наталья Юрьевна
доцент кафедры истории, теории музыки и композиции, младший научный сотрудник Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук, доцент
Музыка уральских композиторов в театре
16:40 Кротов Андрей Евгеньевич
композитор, заведующий музыкальной частью Новосибирского драматического театра «На Левом берегу»
Творчество композитора в театре. Практический аспект
17:00 Пономаренко Юлия Игоревна
композитор театра и кино, общественный деятель, креативный директор творческого агентства «Скрипичный Ключ», заместитель руководителя отдела развития внутрироссийских творческих проектов Международного факультета искусств (International Faculty of Arts) Негосударственной академии наук и инноваций
Практика работы медиакомпозитора в условиях современного драматического театра
17:20 Ананьев Артем Николаевич
композитор, заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доцент кафедры композиции, член Союза композиторов РФ
Музыкальный театр: мультимедийный аспект
17:40 Шилова Лилия Витальевна
доцент кафедры театрального искусства Крымского университета культуры, искусств и туризма, кандидат искусствоведения
Зрелищный музыкальный театр и его особая роль в современной культуре
18:00 Яськевич Ирина Георгиевна
ученый секретарь Новосибирского государственного театрального института, кандидат искусствоведения, доцент
Метаморфозы российской оперы в контексте метамодернизма
29 марта, пятница |
Конференц-зал |
СЕКЦИЯ 3 | |
10:00 (новосибирское время) / 06:00 (московское время) |
Модератор
Лада Леонидовна Пыльнева
профессор кафедры теории музыки и композиции
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
доктор искусствоведения, доцент
10:00 Светлова Ольга Александровна
проректор по воспитательной работе, заведующая кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент
Постановки труппы С.В. Брагина 1895–1896 гг. в зеркале сибирской музыкально-театральной критики
10:20 Пыльнева Лада Леонидовна
профессор кафедры теории музыки и композиции Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, доцент
Оперы композиторов Бурятии, Тувы и Якутии: проблемы исполнения в прошлом и настоящем
10:40 Санжиева Лариса Николаевна
доцент факультета музыкального и хореографического искусства Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ), доцент, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, почетный деятель Союза композиторов РФ
О постановках национальных опер в Бурятском государственном театре оперы и балета имени Г. Цыдынжапова театрального сезона 2022/23 гг.
11:00 Отяковский Дмитрий Сергеевич
режиссер-постановщик Мариинского театра (Санкт-Петербург), ассистент-стажер Российского института театрального искусства – ГИТИС (Москва) (мастерская Г.Г. Исаакяна)
Режиссура цифровых оперных спектаклей: проблемы и новые возможности
11:20 Беляева Таисия Анатольевна
аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Ю.В. Антипова)
Жанровые особенности новой российской монооперы
11:40 Зимина Анна Николаевна
аспирант Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Гаврилова)
«Страсти по Иоанну» И.С. Баха и «Страсти по Адаму»
А. Пярта в постановке Роберта Уилсона: к проблеме визуальной интерпретации несценической музыки
12:00 Морозова Наталья Евгеньевна
преподаватель, концертмейстер Детской музыкальной школы № 3 (Иркутск), художественный руководитель музыкального салона «У рояля Д. Баскова» (научный консультант – кандидат искусствоведения, доцент, профессор Л.П. Робустова)
Моноопера Марины Шмотовой «Записки княгини Волконской» как проявление истории пребывания декабристов в Иркутской губернии
Перерыв
12:30–14:00
29 марта (пятница)
Конференц-зал, 14:00
Лекция-дискуссия
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДЕНИСОВ
профессор кафедры истории зарубежной музыки
Санкт-Петербургской государственной консерватории
имени Н.А. Римского-Корсакова, доктор искусствоведения, профессор
«”В ПРОСТРАНСТВЕ ВРЕМЯ ЗДЕСЬ”: О ХРОНОТОПЕ ОПЕРНОГО СЮЖЕТА»
29 марта (пятница)
Медиацентр, 15.00
Творческая встреча
АРТЕМ НИКОЛАЕВИЧ АНАНЬЕВ
композитор, заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий, доцент кафедры композиции, Московской государственной консерватории
имени П.И. Чайковского, член Союза композиторов РФ
29 марта, пятница | Конференц-зал |
СЕКЦИЯ 4 | |
15:00 (новосибирское время) / 11:00 (московское время) |
Модератор
Юлия Владимировна Антипова
доцент кафедры истории музыки
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
кандидат искусствоведения, доцент
15:00 Ковалев Андрей Борисович
профессор кафедры истории и теории музыки Академия хорового искусства им. В.С. Попова, доктор искусствоведения, доцент
Режиссерский музыкальный театр Льва Михайлова
15:20 Павлова Светлана Анатольевна
доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат искусствоведения, доцент
«Песня о сплетне» в народной драме М.П. Мусоргского «Хованщина»: вырезать нельзя, оставить
15:40 Земскова Елизавета Владимировна
младший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы, аспирант Университета Национальной академии наук Беларуси (научный
руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Г.П. Цмыг)
Театрализация в современном хоровом исполнительстве Беларуси: традиции и тенденции
16:00 Куклинская Марина Яковлевна
преподаватель Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской (Москва), кандидат искусствоведения, доцент
Три взгляда на «Парсифаль» Р. Вагнера
16:20 Лапкова Евгения Александровна
студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.В. Денисов)
Принципы пародии в «Луне» К. Орфа
16:40 Долотова Елизавета Евгеньевна
магистрант факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор А.В. Голубков)
Немецкий музыкальный театр и его влияние на формирование русской оперы в XVIII–XIX вв.
17:00 Плотникова Ольга Михайловна
доцент кафедры теории и истории музыки Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения
Репертуарная политика театра оперы и балета в индустриальном городе
17:20 Казаков Данил Денисович
студент Российского государственного института сценических искусств (филиал в г. Кемерово) (научный руководитель – А.И. Радченко)
Тимганова Арина Марсовна
студентка Российского государственного института сценических искусств (филиал в г. Кемерово) (научный руководитель – А.И. Радченко)
Проблемы реновации классического музыкального репертуара для привлечения зрителей на классические постановки (на примере постановок Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва)
17:40 Мавренкова Анна Ивановна
студентка Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор О.А. Урванцева)
Об интерпретации литературного текста О. Уайльда в опере «Как важно быть серьезным» М. Кастельнуово-Тедеско
18:00 Халкечева Людмила Нануевна
ведущий научный сотрудник Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета» института гуманитарных исследований им. Х.Х. Хапсирокова, кандидат исторических наук, член Союза композиторов РФ
К истории развития жанра оперы в музыкальной культуре карачаевцев и балкарцев
18:20 Ши Вэньсинь
ассистент-стажер Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Г.Р. Тараева)
Европейский репертуар в оперных театрах Китая – вокальная техника и воплощение образов
К участию в конференции приглашаются музыковеды, композиторы, дирижеры, режиссеры, театроведы, деятели музыкальных театров, преподаватели, обучающиеся, соискатели и докторанты музыкальных и театральных вузов, вузов искусств и культуры.
Основные тематические направления конференции:
- музыкальный театр: история, теория, практика
- музыка в драматическом театре: вопросы методологии изучения
- вопросы либреттологии и музыкальной драматургии в театрально-сценическом искусстве
- современное музыкально-театральное образование: опыт, перспективы развития
- деятельность композитора в музыкальном театре
- режиссура в музыкальном театре XX-XXI вв.
- менеджмент современного музыкального театра
- национальное и региональное разнообразие музыкального театра
Продолжительность выступлений с докладами – до 20 минут.
Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 10 марта 2024 года.
Формат проведения конференции смешанный: очное и дистанционное участие с использованием средств видеоконференцсвязи (на платформе Webinar.ru). Ссылка-приглашение на сеанс видеоконференцсвязи и инструкция по пользованию системой направляется дистанционным участникам заблаговременно (не позднее, чем за 24 часа до начала мероприятия). Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям.
По итогам конференции планируется издание сборника материалов конференции с полнотекстовым размещением статей в базе РИНЦ. Оргкомитет оставляет за собой право отбора докладов для публикации в научном журнале Новосибирской консерватории «Вестник музыкальной науки» (включен в Перечень ВАК).
Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников конференции оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается, плата за публикацию материалов составляет 500 руб. за 0,5 п.л., в «Вестнике музыкальной науки» – согласно установленным расценкам (см. на сайте журнала).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЬИ В СБОРНИКЕ
Текст на русском языке предоставляется в электронном виде на два адреса: p.michkov@nsglinka.ru и e.safonova@nsglinka.ru, для очных участников – с приложением распечатанного варианта (формат doc, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный, поля по 2,5 см).
Параметры страницы:
Набор в редакторе Word в виде компьютерного файла с расширением *.docx. Шрифт TimesNewRoman, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный, все поля страниц по 2 см, расстановка переносов автоматическая, выравнивание «по ширине», абзацный отступ – 1,25. Сноски – в конце статьи в виде примечаний. Ссылки на литературу приводятся внутри текста в квадратных скобках, например: [8, с. 56].
Объем статьи – до от 0,5 до 0,8 п.л. (от 20 000 до 32 000 знаков, включая пробелы).
В структуру статьи должны входить:
– УДК (выравнивание по левому краю. Для определения УДК можно воспользоваться ресурсом в сети Интернет, например, http://classinform.ru/udk/7.htm);
– ФИО автора, место учебы – полное наименование организации (выравнивание по правому краю);
– ФИО научного руководителя, научная степень, должность, вуз;
– название статьи заглавными буквами;
– аннотация (35-55 слов, но не более 500 знаков. Аннотация не должна повторять текст статьи, в ней не должно быть таблиц, сносок, а также материала, которого нет в статье);
– ключевые слова (от 4 до 10 слов и словосочетаний);
– список литературы (до 10 источников, но не менее 5 в алфавитном порядке. На каждый источник должна быть ссылка в тексте). Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.05. – 2008.
– нотные примеры и рисунки вставляются в файл со статьей в раздел ПРИЛОЖЕНИЯ после списка литературы, нумеруются и подписываются по образцу:
Илл. 1. Название изображения
Фото 1. Название фото
Пример 1. Название примера
Таблица 1. Название таблицы
ВНИМАНИЕ! Иллюстративный материал обязательно предоставляется автором в электронном формате (компьютерная графика) – каждое изображение отдельным файлом! Файлы нумеруются и озаглавливаются также как в тексте статьи.
Нотные примеры предоставляются в возможных вариантах: а) сканированные с разрешением 600 dpi; б) в форматах программ Encore, Sibelius, Finale; в) в форматах программ Encore, Sibelius, Finale, переведенные в *.tif.
Оргкомитет конференции оставляет за собой право отбора и редактирования материала для публикации.
Оргкомитет конференции
Председатель: | |
Стародубцев Вячеслав Васильевич
|
и.о. ректора Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, главный режиссер Новосибирского академического театра оперы и балета |
Члены оргкомитета: | |
Мичков Павел Александрович
|
проректор по научной работе и цифровому развитию Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент |
Куштым Евгения Александровна
|
проректор по научной работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, кандидат философских наук, доцент
|
Панкина Елена Валериевна
|
проректор по учебной работе Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор
|
Светлова Ольга Александровна
|
проректор по воспитательной работе, заведующий кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент
|
Молчанов Андрей Сергеевич
|
заведующий кафедрой теории музыки и композиции Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент
|
Контактная информация
Мичков Павел Александрович (383) 222-45-72, p.michkov@nsglinka.ru