Музыкальный театр в прошлом, настоящем и будущем

28–29 марта 2024 года

Министерство культуры Российской Федерации
Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского

проводят

Всероссийскую научно-практическую конференцию
«Музыкальный театр в прошлом, настоящем и будущем»,
посвященную Дню театра

Участники и темы сообщений О конференции Фотоотчет Файлы

28 марта, четверг Конференц-зал
СЕКЦИЯ 1

10:00 (новосибирское время) / 06:00 (московское время)

Ссылка для подключения

 

Вступительное слово

 

Вячеслав Васильевич Стародубцев

и.о. ректора Новосибирской государственной консерватории
имени М.И. Глинки, главный режиссер
Новосибирского государственного академического театра оперы и балета,
кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ

 

Модератор

 Павел Александрович Мичков

проректор по научной работе и цифровому развитию
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
кандидат искусствоведения, доцент

 

10:05    Сизова Елена Равильевна

ректор Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, доктор педагогических наук, профессор

Организация музыкально-театрального образования на основе коллаборации творческого вуза и театрально-концертных учреждений: опыт Челябинской области

 

10:20    Панкина Елена Валериевна

проректор по учебной работе, профессор кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор

«Орфей» Анджело Полициано: миф в политическом контексте

 

10:40    Калужский Владимир Михайлович

председатель Сибирского отделения Союза композиторов РФ, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ

Тайна «смерти орфеевой» (опера Гайдна «Душа философа, или Орфей и Эвридика»)

 

11:00    Смирнова Татьяна Вячеславовна

доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент

Театрализованное Развлечение в Элветэме в аспекте культурно-политической жизни Елизаветинской Англии

 

11:20    Юшкова Карина Сергеевна

аспирант Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Е.В. Панкина)

«Коронида» Себастьяна Дурона: между придворной сарсуэлой и оперой

 

11:40    Синельникова Ольга Владимировна

профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры, доктор искусствоведения, доцент

«Русские сезоны» Леонида Десятникова: трансформации жанров

 

12:00    Фирулева Яна Дмитриевна

магистрант Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург)

Значение «Русских сезонов» в формировании зрителя начала XX века

 

12:20    Еремина-Соленикова Евгения Владимировна

экскурсовод Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения,

Жан-Батист Ланде – создатель первой школы русского балета: к уточнению биографии

 

12:40    Тараева Галина Рубеновна

профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, доктор искусствоведения, профессор

Постановочные версии опер как исторические концепты

 

13:00    Демченко Александр Иванович

главный научный сотрудник и руководитель Международного Центра комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, доктор искусствоведения, профессор

Оперный театр Родиона Щедрина

 

13:20    Хонякина Елена Александровна

аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова)

Развитие датской национальной оперы в XIX в.

 

13:40    Окунева Екатерина Гурьевна

профессор кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова, доктор искусствоведения, доцент

«Сиддхартха» Пера Нёргора: от мистерии к драме

 

Перерыв

14:00–15:00

 

28 марта (четверг)

Конференц-зал, 15:00

Онлайн-лекция

 

АДА ГРИГОРЬЕВНА АЙНБИНДЕР

заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального
музея-заповедника П.И. Чайковского (г. Клин),
старший научный сотрудник
Государственного института искусствознания,
кандидат искусствоведения

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР П.И. ЧАЙКОВСКОГО: ТЕКСТЫ И КОНТЕКСТЫ»

 

28 марта, четверг Конференц-зал
СЕКЦИЯ 2

15:40 (новосибирское время) / 11:40 (московское время)

ссылка для подключения

 

Модератор

Андрей Сергеевич Молчанов

заведующий кафедрой теории музыки и композиции
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
кандидат искусствоведения, доцент

  

15:40    Иванова Александра Михайловна

студентка историко-теоретического факультета Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Г.Р. Тараева)

Постановки «Пиковой дамы» П. Чайковского в российских оперных театрах и за рубежом

 

16:00    Наумов Александр Владимирович

старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва), кандидат искусствоведения, доцент

Архивный фонд композитора Н.Н. Рахманова в РГАЛИ как исторический источник

 

16:20    Кучер Наталья Юрьевна

доцент кафедры истории, теории музыки и композиции, младший научный сотрудник Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, кандидат педагогических наук, доцент

Музыка уральских композиторов в театре

 

16:40    Кротов Андрей Евгеньевич

композитор, заведующий музыкальной частью Новосибирского драматического театра «На Левом берегу»

Творчество композитора в театре. Практический аспект

 

17:00    Пономаренко Юлия Игоревна

композитор театра и кино, общественный деятель, креативный директор творческого агентства «Скрипичный Ключ», заместитель руководителя отдела развития внутрироссийских творческих проектов Международного факультета искусств (International Faculty of Arts) Негосударственной академии наук и инноваций

Практика работы медиакомпозитора в условиях современного драматического театра

 

17:20    Ананьев Артем Николаевич

композитор, заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доцент кафедры композиции, член Союза композиторов РФ

Музыкальный театр: мультимедийный аспект

 

17:40    Шилова Лилия Витальевна

доцент кафедры театрального искусства Крымского университета культуры, искусств и туризма, кандидат искусствоведения

Зрелищный музыкальный театр и его особая роль в современной культуре

 

18:00    Яськевич Ирина Георгиевна

ученый секретарь Новосибирского государственного театрального института, кандидат искусствоведения, доцент

Метаморфозы российской оперы в контексте метамодернизма

 

 

 

 


29 марта, пятница
Конференц-зал
СЕКЦИЯ 3

10:00 (новосибирское время) / 06:00 (московское время)

ссылка для подключения

 

Модератор

Лада Леонидовна Пыльнева

профессор кафедры теории музыки и композиции
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
доктор искусствоведения, доцент

 

 10:00    Светлова Ольга Александровна

проректор по воспитательной работе, заведующая кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент

Постановки труппы С.В. Брагина 1895–1896 гг. в зеркале сибирской музыкально-театральной критики

 

10:20    Пыльнева Лада Леонидовна

профессор кафедры теории музыки и композиции Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, доцент

Оперы композиторов Бурятии, Тувы и Якутии: проблемы исполнения в прошлом и настоящем

 

10:40    Санжиева Лариса Николаевна

доцент факультета музыкального и хореографического искусства Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ), доцент, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, почетный деятель Союза композиторов РФ

О постановках национальных опер в Бурятском государственном театре оперы и балета имени Г. Цыдынжапова театрального сезона 2022/23 гг.

 

11:00    Отяковский Дмитрий Сергеевич

режиссер-постановщик Мариинского театра (Санкт-Петербург), ассистент-стажер Российского института театрального искусства – ГИТИС (Москва) (мастерская Г.Г. Исаакяна)

Режиссура цифровых оперных спектаклей: проблемы и новые возможности

 

11:20    Беляева Таисия Анатольевна

аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Ю.В. Антипова)

Жанровые особенности новой российской монооперы

 

11:40    Зимина Анна Николаевна

аспирант Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Гаврилова)

«Страсти по Иоанну» И.С. Баха и «Страсти по Адаму»
А. Пярта в постановке Роберта Уилсона: к проблеме визуальной интерпретации несценической музыки

 

12:00    Морозова Наталья Евгеньевна

преподаватель, концертмейстер Детской музыкальной школы № 3 (Иркутск), художественный руководитель музыкального салона «У рояля Д. Баскова» (научный консультант – кандидат искусствоведения, доцент, профессор Л.П. Робустова)

Моноопера Марины Шмотовой «Записки княгини Волконской» как проявление истории пребывания декабристов в Иркутской губернии

  

Перерыв

12:30–14:00

 

 

29 марта (пятница)

Конференц-зал, 14:00

Лекция-дискуссия

 

АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДЕНИСОВ

профессор кафедры истории зарубежной музыки
Санкт-Петербургской государственной консерватории
имени Н.А. Римского-Корсакова,  доктор искусствоведения, профессор

«”В ПРОСТРАНСТВЕ ВРЕМЯ ЗДЕСЬ”: О ХРОНОТОПЕ ОПЕРНОГО СЮЖЕТА»

 

 

29 марта (пятница)

Медиацентр, 15.00

Творческая встреча

АРТЕМ НИКОЛАЕВИЧ АНАНЬЕВ

композитор, заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий, доцент кафедры композиции, Московской государственной консерватории
имени П.И. Чайковского, член Союза композиторов РФ

 

 

 

29 марта, пятница Конференц-зал
СЕКЦИЯ 4

15:00 (новосибирское время) / 11:00 (московское время)

ссылка для подключения

 

Модератор

 Юлия Владимировна Антипова

доцент кафедры истории музыки
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
кандидат искусствоведения, доцент

 

15:00    Ковалев Андрей Борисович

профессор кафедры истории и теории музыки Академия хорового искусства им. В.С. Попова, доктор искусствоведения, доцент

Режиссерский музыкальный театр Льва Михайлова

  

15:20    Павлова Светлана Анатольевна

доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных, кандидат искусствоведения, доцент

«Песня о сплетне» в народной драме М.П. Мусоргского «Хованщина»: вырезать нельзя, оставить

  

15:40    Земскова Елизавета Владимировна

младший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы, аспирант Университета Национальной академии наук Беларуси (научный
руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Г.П. Цмыг)

Театрализация в современном хоровом исполнительстве Беларуси: традиции и тенденции

 

16:00    Куклинская Марина Яковлевна

преподаватель Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской (Москва), кандидат искусствоведения, доцент

Три взгляда на «Парсифаль» Р. Вагнера

 

16:20    Лапкова Евгения Александровна

студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.В. Денисов)

Принципы пародии в «Луне» К. Орфа

 

16:40    Долотова Елизавета Евгеньевна

магистрант факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор А.В. Голубков)

Немецкий музыкальный театр и его влияние на формирование русской оперы в XVIII–XIX вв.

 

17:00    Плотникова Ольга Михайловна

доцент кафедры теории и истории музыки Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения

Репертуарная политика театра оперы и балета в индустриальном городе

 

17:20    Казаков Данил Денисович

студент Российского государственного института сценических искусств (филиал в г. Кемерово) (научный руководитель – А.И. Радченко)

Тимганова Арина Марсовна

студентка Российского государственного института сценических искусств (филиал в г. Кемерово) (научный руководитель – А.И. Радченко)

Проблемы реновации классического музыкального репертуара для привлечения зрителей на классические постановки (на примере постановок Музыкального театра Кузбасса им. А. Боброва)

 

17:40    Мавренкова Анна Ивановна

студентка Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор О.А. Урванцева)

Об интерпретации литературного текста О. Уайльда в опере «Как важно быть серьезным» М. Кастельнуово-Тедеско

 

18:00    Халкечева Людмила Нануевна

ведущий научный сотрудник Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета» института гуманитарных исследований им. Х.Х. Хапсирокова, кандидат исторических наук, член Союза композиторов РФ

К истории развития жанра оперы в музыкальной культуре карачаевцев и балкарцев

 

18:20    Ши Вэньсинь

ассистент-стажер Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Г.Р. Тараева)

Европейский репертуар в оперных театрах Китая – вокальная техника и воплощение образов

 

К участию в конференции приглашаются музыковеды, композиторы, дирижеры, режиссеры, театроведы, деятели музыкальных театров, преподаватели, обучающиеся, соискатели и докторанты музыкальных и театральных вузов, вузов искусств и культуры.

 

Основные тематические направления конференции:

  • музыкальный театр: история, теория, практика
  • музыка в драматическом театре: вопросы методологии изучения
  • вопросы либреттологии и музыкальной драматургии в театрально-сценическом искусстве
  • современное музыкально-театральное образование: опыт, перспективы развития
  • деятельность композитора в музыкальном театре
  • режиссура в музыкальном театре XX-XXI вв.
  • менеджмент современного музыкального театра
  • национальное и региональное разнообразие музыкального театра

 

Продолжительность выступлений с докладамидо 20 минут.

 Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 10 марта 2024 года.

Формат проведения конференции смешанный: очное и дистанционное участие с использованием средств видеоконференцсвязи (на платформе Webinar.ru). Ссылка-приглашение на сеанс видеоконференцсвязи и инструкция по пользованию системой направляется дистанционным участникам заблаговременно (не позднее, чем за 24 часа до начала мероприятия). Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям.

По итогам конференции планируется издание сборника материалов конференции с полнотекстовым размещением статей в базе РИНЦ. Оргкомитет оставляет за собой право отбора докладов для публикации в научном журнале Новосибирской консерватории «Вестник музыкальной науки» (включен в Перечень ВАК).

Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников конференции оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается, плата за публикацию материалов составляет 500 руб. за 0,5 п.л., в «Вестнике музыкальной науки» – согласно установленным расценкам (см. на сайте журнала).

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЬИ В СБОРНИКЕ

Текст на русском языке предоставляется в электронном виде на два адреса: p.michkov@nsglinka.ru и e.safonova@nsglinka.ru, для очных участников – с приложением распечатанного варианта (формат doc, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный, поля по 2,5 см).

Параметры страницы:

Набор в редакторе Word в виде компьютерного файла с расширением *.docx. Шрифт TimesNewRoman, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный, все поля страниц по 2 см, расстановка переносов автоматическая, выравнивание «по ширине», абзацный отступ – 1,25. Сноски – в конце статьи в виде примечаний. Ссылки на литературу приводятся внутри текста в квадратных скобках, например: [8, с. 56].

Объем статьи – до от 0,5 до 0,8 п.л. (от 20 000 до 32 000 знаков, включая пробелы).

В структуру статьи должны входить:

– УДК (выравнивание по левому краю. Для определения УДК можно воспользоваться ресурсом в сети Интернет, например, http://classinform.ru/udk/7.htm);

– ФИО автора, место учебы – полное наименование организации (выравнивание по правому краю);

– ФИО научного руководителя, научная степень, должность, вуз;

– название статьи заглавными буквами;

– аннотация (35-55 слов, но не более 500 знаков. Аннотация не должна повторять текст статьи, в ней не должно быть таблиц, сносок, а также материала, которого нет в статье);

– ключевые слова (от 4 до 10 слов и словосочетаний);

– список литературы (до 10 источников, но не менее 5 в алфавитном порядке. На каждый источник должна быть ссылка в тексте). Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.05. – 2008.

– нотные примеры и рисунки вставляются в файл со статьей в раздел ПРИЛОЖЕНИЯ после списка литературы, нумеруются и подписываются по образцу:

Илл. 1. Название изображения

Фото 1. Название фото

Пример 1. Название примера

Таблица 1. Название таблицы

ВНИМАНИЕ! Иллюстративный материал обязательно предоставляется автором в электронном формате (компьютерная графика) – каждое изображение отдельным файлом! Файлы нумеруются и озаглавливаются также как в тексте статьи.

Нотные примеры предоставляются в возможных вариантах: а) сканированные с разрешением 600 dpi; б) в форматах программ Encore, Sibelius, Finale; в) в форматах программ Encore, Sibelius, Finale, переведенные в *.tif.

Оргкомитет конференции оставляет за собой право отбора и редактирования материала для публикации.

 

Оргкомитет конференции

 

Председатель:

 

Стародубцев Вячеслав Васильевич

 

и.о. ректора Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения, главный режиссер Новосибирского академического театра оперы и балета
Члены оргкомитета:

 

Мичков Павел Александрович

 

проректор по научной работе и цифровому развитию Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент

Куштым Евгения Александровна

 

проректор по научной работе и международному сотрудничеству Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского, кандидат философских наук, доцент

 

Панкина Елена Валериевна

 

проректор по учебной работе Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор

 

Светлова Ольга Александровна

 

проректор по воспитательной работе, заведующий кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент

 

Молчанов Андрей Сергеевич

 

заведующий кафедрой теории музыки и композиции Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент

 

 

 Контактная информация

Мичков Павел Александрович (383) 222-45-72, p.michkov@nsglinka.ru

 

 

 

Поделиться: