22-23 ноября 2022 года Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки III Всероссийскую научно-практическую конференцию «Профессиональное музыкальное образование:
|
22 ноября, вторник
10.00 (новосибирское время)
Конференц-зал
ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
Приветственное слово
проректора по научной работе и цифровому развитию,
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
кандидата искусствоведения, доцента
Мичкова Павла Александровича
Модератор – Робустова Людмила Павловна,
кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, заслуженный работник культуры и искусства Новосибирской области
Музыкальное приветствие
Молчанов Андрей Сергеевич
композитор, кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой теории музыки
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
ГИМН ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Аунс Маргарита Владимировна (кларнет)
лауреат международных и всероссийских конкурсов, профессор, зав. кафедрой духовых и ударных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, декан
Молчанов Андрей Сергеевич (фортепиано)
Робустова Людмила Павловна
кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, заслуженный работник культуры и искусства Новосибирской области
Актуальные проблемы профессионального музыкального образования
Малахова Наталья Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, воспитания и дополнительного образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования
Искусство читать человека: профессионализм педагога-музыканта в современном социокультурном контексте
Адищев Владимир Ильич
доктор педагогических наук, профессор кафедры культурологии, музыковедения и музыкального образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
Персональная история музыкального образования. В.Н. Шацкая: судьба, наследие
Варламова Александра Васильевна
кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой общего и специализированного фортепиано Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова
Становление и развитие профессионального музыкального образования Якутии: к 100-летию ЯАССР
Константинова Наталья Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкознания и фортепиано Алтайского государственного института культуры
Пути и способы решения проблемы профессионального выгорания педагога-музыканта
Бергер Нина Александровна
доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, заслуженный работник высшей школы, президент общественного объединения «Музыка для всех»
Методика преподавания гармонии на современном этапе
Никифорова Валентина Михайловна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Вопросы подготовки студентов ТКФ профиля «музыкальная педагогика»
Каменская Ирина Владимировна
кандидат социологических наук, доцент кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Онлайн-педагогика в художественном образовании: проблемы, вызовы, тренды
Корсакова Ирина Анатольевна
доктор культурологии, доцент, проректор по научно-исследовательской работе Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке
Педагог в контексте парадигмы постмодернизма
Вишневская Лилия Алексеевна
доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Композитор Елена Владимировна Гохман и развитие традиций преподавания гармонии в Саратовской консерватории
Напылов Роман Викторович
преподаватель кафедры музыкознания и фортепиано Алтайского государственного института культуры
Роль семьи в воспитании музыканта-профессионала
Перерыв
22 ноября, вторник
14.00 (новосибирское время)
конференц-зал
Модератор – Мичков Павел Александрович
проректор по научной работе и цифровому развитию,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Черноусова Ирина Викторовна
профессор кафедры фортепиано Академии хорового искусства имени В.С. Попова
Предмет «Фортепиано» для студентов разных специальностей в парадигме нового времени
Бородин Борис Борисович
доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской консерватории.
Ферруччо Бузони —педагог
Морозова Наталья Евгеньевна
Преподаватель, концертмейстер МБУДО ДМШ-3, г. Иркутск (научный консультант – кандидат искусствоведения, профессор,
заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Л.П. Робустова)
Принципы и подходы к обучению игре на фортепиано на музыкальном факультете ИГПИ в 60-80-х гг. XX столетия
Бельская Ольга Викторовна, Шевченко Елена Николаевна
преподаватели Академии исполнительского искусства ЦМШ (филиал «Балтийский»), г. Калининград
Традиции русского музыкального просвещения в творчестве М.И. Красева (на примере фортепианных циклов в 4 руки «В Крыму» и «Старинные танцы Крыма»)
Палеева Светлана Евгеньевна
преподаватель Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова
Общий курс фортепиано в системе художественно-эстетического воспитания музыканта-инструменталиста
Мятечкина Елена Викторовна
преподаватель Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова
Л. В. Бетховен — композитор и педагог
Быстрова Юлия Юрьевна
преподаватель Арзамасского музыкального колледжа
Из истории Арзамасского музыкального колледжа
Кузьменкова Ольга Вячеславовна
преподаватель, концертмейстер МБУ ДО ДМШ №4 им. В.М. Свердлова г.о. Тольятти
Личность концертмейстера. Перспективы профессии и особенности творческой деятельности в хоровом коллективе
Санжиева Лариса Николаевна
доцент Восточно-Сибирского государственного института культуры (г. Улан-Удэ), заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, председатель Союза композиторов Республики Бурятия, почетный деятель Союза композиторов РФ
О педагоге по классу ятаги Ольге Дондоковне Ивановой
Бостаногова Юлия Олеговна
преподаватель Детской школы искусств №5 (г. Топки), студентка Кемеровского государственного института культуры (научный руководитель–доктор искусствоведения, профессор И. Г. Умнова)
Формы повышения квалификации преподавателей как необходимая составляющая профессиональной преподавательской деятельности
Зенина Людмила Леонидовна
доцент кафедры общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Становление системы начального музыкального образования в Новосибирске: этапы развития
22 ноября, вторник
14.00 (новосибирское время)
421 аудитория
Модератор – Новикова Ольга Владимировна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и просвещения
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Кладова Ирина Петровна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Современные проблемы гуманистической, музыкальной психологии в контексте обучения студентов консерватории
Гусева Елена Семёновна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории, культуры и искусств Гуманитарного института Новосибирского государственного университета
Просветительская деятельность педагога-музыканта в учебном процессе студентов НГУ
Васильева Анна Валентиновна
преподаватель Санкт-Петербургского государственного музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова
Школа-училище-ВУЗ: межпредметные связи на всех этапах обучения
Пугачева Ольга Алексеевна
заместитель директора по учебно-производственной и методической работе Архангельского музыкального колледжа
«Тематический классный час как одна из форм профессиональной ориентации студентов музыкального колледжа»
Новикова Ольга Владимировна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Открытые уроки педагогов школ и ссузов как учебный материал курса методики преподавания для студентов ТКФ Новосибирской консерватории
Петенева Евгения Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке
Презентация учебных пособий для студентов музыкальных ВУЗов
Останина Мария Николаевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Кузбасского колледжа искусств, г. Новокузнецк
Экспресс-курс «Слушание музыки» для учащихся отделений духовых инструментов ДМШ и ДШИ
Решетова Наталья Михайловна
преподаватель Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова
Особенности деятельности композитора в театре кукол: грани профессионального мастерства
Иваненкова Анастасия Ивановна
преподаватель Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова
К вопросу о разработке структурных компонентов образовательного процесса для учебной практики
Таран Галина Андреевна
преподаватель Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова
Развитие творческой инициативы в процессе работы над авторским текстом при изучении дисциплин специального цикла
Москвитина Надежда Николаевна
преподаватель Самарского музыкального училища им. Д. Г. Шаталова
К вопросу о межпредметных связях и их роли в развитии музыкального мышления
Карташова Татьяна Викторовна
доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова
Дж.К. Михайлов и его вклад в становление отечественной музыкальной индологии
Чжоу Лян
аспирант Московского педагогического государственного университета (научный руководитель – доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор Л. А. Рапацкая)
Стилевой подход в педагогике музыкального образования: сравнительный анализ китайских и российских источников
22 ноября, вторник
18.30 (новосибирское время)
Малый зал
Начало в 18.30 часов
Музыкальное приношение участникам
III Всероссийской конференции
«Профессиональное музыкальное образование:
история, теория, практика»
Концерт
лауреатов всероссийских и международных конкурсов
учащийся 5 класса НСМШ
ПЕТР МЕЖАКОВ (домра)
класс профессора А.В. Кугаевского,
партия фортепиано Татьяна Кугаевская
студентка 3 курса НМК имени А.Ф. Мурова
МАРИЯ ТИТЕНКО (фортепиано)
класс преподавателя А.Г. Полонского
студентка 2 курса НГК имени М.И. Глинки
АНАСТАСИЯ КАЙГАРОДОВА (виолончель)
класс старшего преподавателя П.В. Дашкина,
партия фортепиано Янина Койфман
Вступительное слово – профессор
ЛЮДМИЛА РОБУСТОВА
23 ноября, среда
10.00 (новосибирское время)
конференц-зал
Модератор – Робустова Людмила Павловна,
кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, заслуженный работник культуры и искусства Новосибирской области
Рудзей Елена Валерьевна
профессор кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Вызовы нового времени в профессии «Дирижер-хормейстер». Образование и практическая деятельность
Аристова Наталья Валерьевна
преподаватель кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Значение дисциплины «Дирижирование» в подготовке студентов консерватории по профилю «Музыкальная педагогика»
Рубин Артём Владимирович
директор Детской школы искусств №23, г. Новосибирск (научный консультант –кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Л. П. Робустова)
А.В. Крупин и его ученики (к проблеме преемственности поколений)
Давтян Артём Варданович
преподаватель кафедры народных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный консультант –кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Л. П. Робустова)
Истоки академического музицирования на русских народных инструментах в Новосибирске
23 ноября, среда
11.00–13.00, 14.00–17.00 (новосибирское время)
конференц-зал
МАСТЕР-КЛАСС
доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской
консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, заслуженного
работника высшей школы, президента общественного
объединения «Музыка для всех»
НИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ БЕРГЕР
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КУРСА ГАРМОНИИ
(увеличение «пропускной способности» восприятия)
Тематические направления:
Гармония: базовые установки
Формирование представлений об аккордах
Гармоническая последовательность (цифровка) как материал для
умения прелюдировать
Принципы гармонизации мелодии
Материал для создания вариаций на basso ostinato
Игра модуляций
23 ноября, среда
10.00 (новосибирское время)
421 аудитория
Модератор – Кладова Ирина Петровна,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и просвещения
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Ванчугов Антон Владимирович
преподаватель кафедры теории музыки НГК имени М.И. Глинки, преподаватель МБУДО ДМШ № 1 г. Новосибирска (научный консультант –кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения Л. П. Робустова)
Профессиональное образование в ДМШ и ДШИ: проблемы и перспективы
Хонякина Елена Александровна
магистрант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О. А. Светлова)
Развитие курса «История зарубежной музыки XIX века» в отечественном музыкальном образовании.
Халматова Анна Александровна
студентка IV курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О. В. Новикова)
Фольклор в курсе бурятской музыкальной литературы в ДМШ / ДШИ
Александрова Наталья Львовна
заведующий отделением «Теория музыки», преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Новосибирской специальной музыкальной школы
О ритмическом воспитании на уроках сольфеджио и музицирования в НСМШ
Меренкова Валерия Владимировна
магистрант Хабаровского государственного института культуры (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент С. С. Сырвачева)
О формировании условий реализации творческого потенциала обучающихся вуза культуры
Петров Михаил Игоревич
студент 1 курса музыкального факультета Алтайского государственного института культуры (научный руководитель – старший преподаватель А.В. Григораш)
Возможности центра прототипирования «Центр цифрового контента» в профессиональной подготовке студентов музыкального факультета АГИК
Прозорова Алёна Николаевна
студентка 1 курса музыкального факультета Алтайского государственного института культуры (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Константинова)
Современные подходы к преподаванию предмета «Слушание музыки» в Детских школах искусств
Оленцова Алёна Игоревна
студентка музыкального факультета Сибирского государственного института искусств имени Д. Хворостовского (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент М. В. Холодова)
Из истории музыкально-педагогического образования в Красноярске (на примере Красноярского педагогического колледжа 1 им. М. Горького).
Бостаногова Юлия Олеговна
преподаватель Детской школы искусств №5 (г. Топки), студентка Кемеровского государственного института культуры (научный руководитель–доктор искусствоведения, профессор И. Г. Умнова)
Методы и приёмы использования ассоциативного мышления при изучении творчества композитора с учениками старших классов
Мятечкина Елена Викторовна
преподаватель Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова
Стилевые особенности сонат Л. Бетховена: к вопросу современной интерпретации
Буданцев Алексей Максимович
студент оркестрового факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент И. П. Кладова)
Профессиональная подготовка виолончелиста на начальном этапе обучения (из опыта работы)
Резванова Галина Витальевна
магистрант Хабаровского государственного института культуры (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент С. С. Сырвачева)
Музыкально-просветительская деятельность в Хабаровске (на примере творческих коллективов Хабаровской краевой филармонии и студенческой филармонии ХГИК)
Даниелян Армен Гамлетович
студент оркестрового факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки , преподаватель Детской музыкальной школы №9, г. Новосибирск (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент И. П. Кладова)
Специфика подготовки к профессиональному обучению на скрипке учащихся старших классов ДМШ/ДШИ (из опыта работы ДМШ №9)
Тарасевич Елена Евгеньевна
аспирант 1 года обучения Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор М. Ю. Дубровская)
Детский оздоровительно-образовательный центр А.И. Бороздина в контексте отечественной музыкальной арт-терапии
Гоц Тамара Анатольевна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
К вопросу о межпредметных связях в курсе сольфеджио на исполнительских факультетах вуза
Литвинова Татьяна Александровна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
Тембровый диктант: подходы и решения
КРУГЛЫЙ СТОЛ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
ведущие:
кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой
музыкального образования и просвещения Новосибирской
государственной консерватории имени М.И. Глинки,
заслуженный работник культуры и искусства
Новосибирской области
Людмила Павловна Робустова
доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской
консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, заслуженный
работник высшей школы, президент общественного объединения
«Музыка для всех»
Нина Александровна Бергер
К участию в конференции приглашаются педагогические работники сферы культуры и образования, студенты, аспиранты, научные сотрудники, сотрудники министерств, управлений культуры и образования, а также методических служб.
Вопросы для обсуждения:
– отечественная культура и музыкальное образование;
– профессиональное музыкальное образование на современном этапе;
– профессионализм и вопросы профессиональной ориентации музыкантов;
– особенности педагогики и профессиональное музыкальное образование в учреждениях СПО и в музыкальном вузе.
– вопросы подготовки студентов консерватории по профилю «музыкальная педагогика»
– профессиональное музыкальное образование в аспекте взаимодействия школы – училища/колледжа – вуза;
– личность педагога-музыканта в контексте эпохи; горизонты профессии;
– выдающиеся педагоги-музыканты прошлого и современности.
– профессиональное музыкальное образование как учебный процесс и творческий результат;
– методы музыкально-художественного воспитания и развития музыканта-профессионала: история и современность
– учебники и учебные пособия в процессе подготовки музыкантов-профессионалов;
– просветительская миссия музыканта-профессионала.
Регламент выступления с докладом – не более 15 минут. Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 10 ноября 2022 года на странице конференции, размещенной на сайте Новосибирской консерватории http://www.nsglinka.ru/konferencii/.
Конференция проводится в смешанном формате: очно и дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи. Ссылку-приглашение на платформу ВКС и инструкцию по пользованию системой дистанционные участники получат за 24 часа до начала мероприятия. Возможно выступление в формате видео-доклада, который необходимо разместить в облачном хранилище или на видеохостинге Rutube выслать не позднее, чем за три дня до начала мероприятия на два адреса: Robus2004@yandex.ru и p.michkov@nsglinka.ru.
Тематика Круглого стола – «Особенности подготовки студентов профиля «музыкальная педагогика»: проблемы и перспективы». Ведущие – заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения, канд. иск., профессор Людмила Павловна Робустова, доктор искусствоведения, профессор Нина Александровна Бергер.
О планируемом выступлении на Круглом столе необходимо указать в заявке.
В рамках конференции состоится мастер-класс доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова Нины Александровны Бергер «Курс гармонии и особенности его преподавания».
Контрольные даты.
Подача заявок — до 10 ноября;
Передача материалов в оргкомитет — до 19 ноября;
Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается.
Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям (последним – в случае непосредственного или онлайн-присутствия на всех заседаниях конференции).
Оргкомитет конференции и контактная информация:
Мичков Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию, e-mail: p.michkov@nsglinka.ru;
Робустова Людмила Павловна – заведующая кафедрой музыкального образования и просвещения, кандидат искусствоведения, доцент;
e-mail: Robus2004@yandex.ru, м.т.: 8-923-733-55-90;
Молчанов Андрей Сергеевич – заведующий кафедрой теории музыки, кандидат искусствоведения, доцент;
Кладова Ирина Петровна – доцент кафедры музыкального образования и просвещения, кандидат искусствоведения.
Основная информация размещена на сайте консерватории www.nsglinka.ru, «Наука»: «Конференции».