Открытая региональная Олимпиада по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам

15-16 февраля 2024 года

Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки
проводит
Открытую региональную Олимпиаду по музыкальным
историко-теоретическим дисциплинам
(по программам среднего профессионального образования)

График Об Олимпиаде Файлы

Младшая группа Старшая группа

15 февраля

четверг

9:00

Регистрация участников

в холле консерватории

11:00 Конференц-зал (К-з) Открытие Олимпиады

11:15

Ауд. 418, 114

Записывая ноты

 

12:00 Ауд. 419 Интерактивное чтение с листа
13:30 Перерыв

14:00

Ауд. 418, 419

Стилевой анализ

 

15:00

Ауд. 418, 419

Игра на фортепиано

19:00

НОВАТ

Посещение спектакля

И. Штраус «Летучая мышь»

 

 

16 февраля

пятница

Младшая группа Старшая группа

9:00

К-з

Подготовка к заданию

«Выступление на тему»

10:00

К-з

Выступление

на тему

10:00

Ауд. 421

Викторина

11:00

Ауд. 421

Викторина

10:15

Ауд. 421

Письменная работа

11:15

Ауд. 421

Письменная

работа

11:00

К-з

Выступление

на тему

12:00 Экскурсия по консерватории
12:30 Перерыв
13:00 К-з Блицтурнир
14:00 К-з Финал

14:30

К-з

Концерт студентов теоретико-композиторского факультета

15:00

К-з

Церемония награждения

Закрытие Олимпиады

 

К участию в Олимпиаде приглашаются студенты теоретических и исполнительских специальностей музыкальных колледжей, колледжей искусств, специальных музыкальных школ-колледжей

 

Конкурсные состязания включают выполнение заданий в различных номинациях и проводятся в двух возрастных группах:

младшей (студенты I-II курсов колледжей и учащиеся 8-9 классов специальных школ-колледжей);

старшей (студенты III-IV курсов колледжей и учащиеся 10-11 классов специальных школ-колледжей).

 

По итогам конкурсных состязаний в каждой возрастной группе определяются победители в абсолютном первенстве и в номинациях.

Жюри оставляет за собой право присуждать не все призовые места, делить их между участниками, присуждать специальные дипломы в отдельных номинациях.

По окончании Олимпиады состоятся круглый стол по проблемам преподавания музыкальных историко-теоретических дисциплин, профессиональной подготовки теоретиков в средних профессиональных учебных заведениях региона.

Для участия в Олимпиаде необходимо до 01.02.2024 г. отправить заявку посредством заполнения онлайн-формы.

Командировочные расходы и оплата проживания – за счёт направляющей организации.

Аккредитационный взнос в размере 500 рублей за одного участника вносится в кассу бухгалтерии консерватории по прибытии на Олимпиаду.

Информация об Олимпиаде размещается на сайте консерватории www.nsglinka.ru в разделе «Региональные конкурсы».

Контактная информация: 8 (383) 222-45-72, проректор по научной работе и цифровому развитию Мичков Павел Александрович.

 

 

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ

 

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ 

  1. Записывая ноты

Участникам младшей группы необходимо записать мелодию. Мелодия из 6-8 тактов исполняется на двух инструментах (например, флейта-кларнет, две трубы, кларнет-фагот) в унисон с периодическим появлением подголоска (2-х голосие). Запись подголоска не является обязательным условием выполнения задания и может быть произведена участником по его желанию. Для записи мелодии дается 5 (пять) проигрываний.

Старшая группа записывает мелодию с подголоском, масштабом 8-10 тактов. Мелодия и подголосок исполняются на двух инструментах (например, флейта-кларнет, две трубы, кларнет-фагот). Для записи мелодии дается семь прослушиваний.

 

  1. Интерактивное чтение с листа

Участники младшей и старшей группы сольфеджируют одноголосный номер с листа под минусовую фонограмму после одного просмотра видеоролика, содержащего нотный текст и аккомпанемент. При сольфеджировании необходимо передать характер и образ прозвучавшей композиции, не забывая о точности интонирования. Можно петь по нотам, предоставляемым участнику на отдельном листе, или непосредственно считывая их с экрана во время демонстрации видео.

 

  1. Игра на фортепиано

Из предложенного нотного фрагмента музыкального произведения участнику нужно вычленить гармоническую схему (составить цифровку) и сыграть ее на фортепиано в гармоническом 4-х-голосии.

Уровень трудности для участников младшей группы – однотональное построение с отклонениями или модулирующее построение в тональности первой степени родства.

Уровень трудности для старшей группы – модулирующее построение с возможным уходом в неродственные тональности, элементами мажора-минора, эллипсиса.

 

  1. Стилевой анализ

Задание выполняется в письменной форме. На основе слухового анализа небольшого произведения, которое будет проигрываться три раза, участники должны определить стиль, жанр, форму, основные средства выразительности; по возможности, композитора, автора словесного текста (в вокальном сочинении). Время выполнения задания до 60 минут.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Музыкально-исторический конкурс предполагает работу по двум разделам.

Первый раздел посвящен жизни и творчеству М.И. Глинки, юбилей которого будет отмечаться в 2024 году. Участники должны обладать разносторонними знаниями о великом русском композиторе, владеть информацией об его окружении, творческих связях, обстоятельствах создания произведений, культурной ситуации в России глинкинского периода.

Второй раздел предполагает наличие у конкурсантов общих знаний в области массовой музыкальной культуры, а именно о И. Дунаевском (к 90-летию кинофильма «Веселые ребята»).

Конкурс проводится в форме письменной работы. Предлагаемая к выполнению работа содержит тематические части, в каждой из которых имеются вопросы (текстовые, нотные, иллюстративные, всего 10 вопросов). Работа с текстом заключается в том, что участник должен дополнить представленный фрагмент, либо ответить на содержащийся в нем вопрос. По нотному фрагменту необходимо определить произведение, его часть.

 

  1. Викторина

Участникам будет предложено 10 аудио- или видео- музыкальных фрагментов продолжительностью от одной до двух минут. По истечении времени звучания в течение одной минуты необходимо определить композитора, произведение и его часть. Приветствуются дополнительные сведения (тематизм, дата создания или премьеры, для видеофрагмента – исполнителя/ постановщика оперы и др.). Ответы даются в письменной форме.

 

  1. Выступление на тему

Из нескольких предложенных на выбор тем участник выбирает одну, по которой он будет готовить устное выступление. Участник сам выбирает удобный ему вид выступления — доклад с презентацией, мини-лекция, вступительное слово к концерту, критическое выступление или иной вид. При подготовке можно пользоваться любыми источниками информации (литература, интернет-ресурсы и др.). На подготовку к выступлению дается 1 час, регламент выступления — 5-7 минут.

 

БЛИЦ-ТУРНИР

 Участники младшей и старшей группы по очереди отвечают на 5 блиц-вопросов. На ответ по каждому вопросу отводится 15 секунд. Вопросы относятся к творчеству и биографии композиторов XVIII-XX веков, жанровым и стилистическим особенностям конкретных произведений, основным понятиям, изучаемым на музыкальных историко-теоретических курсах. За каждый правильный ответ в зависимости от его полноты и точности участник может получить от 0,5 до 2-х баллов.

Шесть участников, набравших наибольшее количество баллов, выходят в Финал. В случае равенства баллов, набранных участниками на этапе блицтурнира, для определения финалистов им задаются дополнительные блиц-вопросы.

 

 ФИНАЛ

 Каждый из финалистов выбирает одну из предложенных на экране шести категорий: [Гармония, Музыкальная форма, Оркестр, Музыка и живопись, Музыкальный театр, Музыка романтизма]. Каждая категория содержит по 10 вопросов.

Конкурс проходит в виде ответов на вопросы. Вопросы озвучиваются ведущим и демонстрируются на экране. Таймер задействуется после озвучивания ведущим полного текста вопроса. Полный правильный ответ на вопрос даёт участнику 1 балл, частичный ответ – 0,5 балла. Время на ответ – 10 секунд. Участник должен дать максимальное количество правильных ответов. Трое конкурсантов разыгрывают между собой призовые места и звание победителя Олимпиады.

Победителем Олимпиады является конкурсант, набравший наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсных испытаний.

Поделиться: