Открытая региональная Олимпиада по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам

15-16 февраля 2024 года

Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки
проводит
Открытую региональную Олимпиаду по музыкальным
историко-теоретическим дисциплинам
(по программам среднего профессионального образования)

Итоги Об Олимпиаде Жюри График Файлы

Результат Фамилия Имя участника Преподаватели Организация
Старшая группа
Лауреат I степени Головин Вадим

Якушевич Марина Валерьевна

Камша Александра Николаевна

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова
Лауреат II степени Шабанова Наталья

Антипова Людмила Константиновна

Гуляева Екатерина Сергеевна

Дягилева Дарья Юрьевна

Новосибирская специальная музыкальная школа
Лауреат III степени Лунёв Лев

Абашеева Людмила Ивановна

Бутуханова Марина Ильинична

Халбаева Галина Петровна

Колледж искусств имени

П.И. Чайковского

(Улан-Удэ)

Дипломант Белозеров Лука Андреева Вера Дмитриевна

Томский музыкальный колледж имени

Э.В. Денисова

Дипломант Игнатиков Максим

Якушевич Марина Валерьевна

Гусева Ирина Сергеевна

Коробейников Сергей Савельевич

Друкарова Ольга Андреевна

Новосибирский музыкальный колледж имени

А.Ф. Мурова

Дипломант Москалева Елизавета

Смирнова Марина Петровна

Богатырева Елена Анатольевна

Томский музыкальный колледж имени

Э.В. Денисова

Младшая группа

Лауреат I степени Октябрь Филипп

Каменская Елена Леонидовна

Река Елена Анатольевна

Алтайский государственный музыкальный колледж
Лауреат II степени Глухих Екатерина

Антипова Людмила Константиновна

Гуляева Екатерина Сергеевна

Дягилева Дарья Юрьевна

Новосибирская специальная музыкальная школа
Лауреат III степени Козлитина Екатерина

Слатвинская Светлана Александровна

Осиян Елена Викторовна

Новосибирский музыкальный колледж имени

А.Ф. Мурова

Дипломант Крашевская Полина

Зиновьева Ирина Викторовна

Соснова Наталья Григорьевна

Островень Елена Александровна

Прокопьевский колледж искусств имени Д.А. Хворостовского
Дипломант Подгорных Софья

Казанцева Дарья Васильевна

Пчелкина Наталия Николаевна

Кузбасский колледж искусств (Новокузнецк)

Специальные дипломы

За лучший стилевой анализ Белозеров Лука Андреева Вера Дмитриевна

Томский музыкальный колледж имени

Э.В. Денисова

За лучшее выполнение заданий теоретического комплекса Белозеров Лука Андреева Вера Дмитриевна

Томский музыкальный колледж имени

Э.В. Денисова

За лучшую письменную работу по творчеству М.И. Глинки Глухих Екатерина

Антипова Людмила Константиновна

Гуляева Екатерина Сергеевна

Дягилева Дарья Юрьевна

Новосибирская специальная музыкальная школа
За лучшее вступительное слово к концерту (задание «Выступление на тему») Глухих Екатерина

Антипова Людмила Константиновна

Гуляева Екатерина Сергеевна

Дягилева Дарья Юрьевна

Новосибирская специальная музыкальная школа
За лучший стилевой анализ Глухих Екатерина

Антипова Людмила Константиновна

Гуляева Екатерина Сергеевна

Дягилева Дарья Юрьевна

Новосибирская специальная музыкальная школа
За лучший музыкально-исторический комплекс Головин Вадим

Якушевич Марина Валерьевна

Камша Александра Николаевна

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова
За лучшую письменную работу по музыкальной литературе Козлитина Екатерина

Слатвинская Светлана Александровна

Осиян Елена Викторовна

Новосибирский музыкальный колледж имени

А.Ф. Мурова

За лучшее выполнение задания «Записывая ноты» Крашевская Полина

Зиновьева Ирина Викторовна

Соснова Наталья Григорьевна

Островень Елена Александровна

Прокопьевский колледж искусств имени Д.А. Хворостовского
За лучшее выполнение заданий теоретического комплекса Октябрь Филипп

Каменская Елена Леонидовна

Река Елена Анатольевна

Алтайский государственный музыкальный колледж
За лучшее интерактивное чтение с листа Пискур Сергей

Казанцева Дарья Васильевна

Пчелкина Наталия Николаевна

Кузбасский колледж искусств (Новокузнецк)
За оригинальный подход к заданию «Выступление на тему» Худяшова Алина Поморцева Нина Владимировна Кузбасский музыкальный колледж (Кемерово)
За лучшее выполнение заданий теоретического комплекса Шабанова Наталья

Антипова Людмила Константиновна

Гуляева Екатерина Сергеевна

Дягилева Дарья Юрьевна

Новосибирская специальная музыкальная школа

К участию в Олимпиаде приглашаются студенты теоретических и исполнительских специальностей музыкальных колледжей, колледжей искусств, специальных музыкальных школ-колледжей

 

Конкурсные состязания включают выполнение заданий в различных номинациях и проводятся в двух возрастных группах:

младшей (студенты I-II курсов колледжей и учащиеся 8-9 классов специальных школ-колледжей);

старшей (студенты III-IV курсов колледжей и учащиеся 10-11 классов специальных школ-колледжей).

 

По итогам конкурсных состязаний в каждой возрастной группе определяются победители в абсолютном первенстве и в номинациях.

Жюри оставляет за собой право присуждать не все призовые места, делить их между участниками, присуждать специальные дипломы в отдельных номинациях.

По окончании Олимпиады состоятся круглый стол по проблемам преподавания музыкальных историко-теоретических дисциплин, профессиональной подготовки теоретиков в средних профессиональных учебных заведениях региона.

Для участия в Олимпиаде необходимо до 01.02.2024 г. отправить заявку посредством заполнения онлайн-формы.

Командировочные расходы и оплата проживания – за счёт направляющей организации.

Аккредитационный взнос в размере 500 рублей за одного участника вносится в кассу бухгалтерии консерватории по прибытии на Олимпиаду.

Информация об Олимпиаде размещается на сайте консерватории www.nsglinka.ru в разделе «Региональные конкурсы».

Контактная информация: 8 (383) 222-45-72, проректор по научной работе и цифровому развитию Мичков Павел Александрович.

 

 

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ

 

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ 

  1. Записывая ноты

Участникам младшей группы необходимо записать мелодию. Мелодия из 6-8 тактов исполняется на двух инструментах (например, флейта-кларнет, две трубы, кларнет-фагот) в унисон с периодическим появлением подголоска (2-х голосие). Запись подголоска не является обязательным условием выполнения задания и может быть произведена участником по его желанию. Для записи мелодии дается 5 (пять) проигрываний.

Старшая группа записывает мелодию с подголоском, масштабом 8-10 тактов. Мелодия и подголосок исполняются на двух инструментах (например, флейта-кларнет, две трубы, кларнет-фагот). Для записи мелодии дается семь прослушиваний.

 

  1. Интерактивное чтение с листа

Участники младшей и старшей группы сольфеджируют одноголосный номер с листа под минусовую фонограмму после одного просмотра видеоролика, содержащего нотный текст и аккомпанемент. При сольфеджировании необходимо передать характер и образ прозвучавшей композиции, не забывая о точности интонирования. Можно петь по нотам, предоставляемым участнику на отдельном листе, или непосредственно считывая их с экрана во время демонстрации видео.

 

  1. Игра на фортепиано

Из предложенного нотного фрагмента музыкального произведения участнику нужно вычленить гармоническую схему (составить цифровку) и сыграть ее на фортепиано в гармоническом 4-х-голосии.

Уровень трудности для участников младшей группы – однотональное построение с отклонениями или модулирующее построение в тональности первой степени родства.

Уровень трудности для старшей группы – модулирующее построение с возможным уходом в неродственные тональности, элементами мажора-минора, эллипсиса.

 

  1. Стилевой анализ

Задание выполняется в письменной форме. На основе слухового анализа небольшого произведения, которое будет проигрываться три раза, участники должны определить стиль, жанр, форму, основные средства выразительности; по возможности, композитора, автора словесного текста (в вокальном сочинении). Время выполнения задания до 60 минут.

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Музыкально-исторический конкурс предполагает работу по двум разделам.

Первый раздел посвящен жизни и творчеству М.И. Глинки, юбилей которого будет отмечаться в 2024 году. Участники должны обладать разносторонними знаниями о великом русском композиторе, владеть информацией об его окружении, творческих связях, обстоятельствах создания произведений, культурной ситуации в России глинкинского периода.

Второй раздел предполагает наличие у конкурсантов общих знаний в области массовой музыкальной культуры, а именно о И. Дунаевском (к 90-летию кинофильма «Веселые ребята»).

Конкурс проводится в форме письменной работы. Предлагаемая к выполнению работа содержит тематические части, в каждой из которых имеются вопросы (текстовые, нотные, иллюстративные, всего 10 вопросов). Работа с текстом заключается в том, что участник должен дополнить представленный фрагмент, либо ответить на содержащийся в нем вопрос. По нотному фрагменту необходимо определить произведение, его часть.

 

  1. Викторина

Участникам будет предложено 10 аудио- или видео- музыкальных фрагментов продолжительностью от одной до двух минут. По истечении времени звучания в течение одной минуты необходимо определить композитора, произведение и его часть. Приветствуются дополнительные сведения (тематизм, дата создания или премьеры, для видеофрагмента – исполнителя/ постановщика оперы и др.). Ответы даются в письменной форме.

 

  1. Выступление на тему

Из нескольких предложенных на выбор тем участник выбирает одну, по которой он будет готовить устное выступление. Участник сам выбирает удобный ему вид выступления — доклад с презентацией, мини-лекция, вступительное слово к концерту, критическое выступление или иной вид. При подготовке можно пользоваться любыми источниками информации (литература, интернет-ресурсы и др.). На подготовку к выступлению дается 1 час, регламент выступления — 5-7 минут.

 

БЛИЦ-ТУРНИР

 Участники младшей и старшей группы по очереди отвечают на 5 блиц-вопросов. На ответ по каждому вопросу отводится 15 секунд. Вопросы относятся к творчеству и биографии композиторов XVIII-XX веков, жанровым и стилистическим особенностям конкретных произведений, основным понятиям, изучаемым на музыкальных историко-теоретических курсах. За каждый правильный ответ в зависимости от его полноты и точности участник может получить от 0,5 до 2-х баллов.

Шесть участников, набравших наибольшее количество баллов, выходят в Финал. В случае равенства баллов, набранных участниками на этапе блицтурнира, для определения финалистов им задаются дополнительные блиц-вопросы.

 

 ФИНАЛ

 Каждый из финалистов выбирает одну из предложенных на экране шести категорий: [Гармония, Музыкальная форма, Оркестр, Музыка и живопись, Музыкальный театр, Музыка романтизма]. Каждая категория содержит по 10 вопросов.

Конкурс проходит в виде ответов на вопросы. Вопросы озвучиваются ведущим и демонстрируются на экране. Таймер задействуется после озвучивания ведущим полного текста вопроса. Полный правильный ответ на вопрос даёт участнику 1 балл, частичный ответ – 0,5 балла. Время на ответ – 10 секунд. Участник должен дать максимальное количество правильных ответов. Трое конкурсантов разыгрывают между собой призовые места и звание победителя Олимпиады.

Победителем Олимпиады является конкурсант, набравший наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсных испытаний.

СОСТАВ ЖЮРИ

Председатель

СВЕТЛОВА Ольга Александровна – проректор по воспитательной работе, заведующая кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения, доцент

Члены жюри

АНТИПОВА Юлия Владимировна – доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени
М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент

ВАНЧУГОВ Антон Владимирович – старший преподаватель кафедры теории музыки и композиции Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения

ЛЕОНОВА Наталья Владимировна – профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, кандидат искусствоведения, доцент

МИЧКОВ Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, кандидат искусствоведения, доцент

МОЛЧАНОВ Андрей Сергеевич – заведующий кафедрой теории музыки и композиции Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, кандидат искусствоведения, доцент

Младшая группа Старшая группа

15 февраля

четверг

9:00

Регистрация участников

в холле консерватории

11:00 Конференц-зал (К-з) Открытие Олимпиады

11:15

Ауд. 418, 114

Записывая ноты
12:00 Ауд. 419 Интерактивное чтение с листа
13:30 Перерыв

14:00

Ауд. 418, 419

Стилевой анализ

15:00

Ауд. 418, 419

Игра на фортепиано

19:00

НОВАТ

Посещение спектакля

И. Штраус «Летучая мышь»

16 февраля

пятница

Младшая группа Старшая группа

9:00

К-з

Подготовка к заданию

«Выступление на тему»

10:00

К-з

Выступление

на тему

10:00

Ауд. 421

Викторина

11:00

Ауд. 421

Викторина

10:15

Ауд. 421

Письменная работа

11:15

Ауд. 421

Письменная

работа

11:00

К-з

Выступление

на тему

12:00 Экскурсия по консерватории
12:30 Перерыв
13:00 К-з Блицтурнир
14:00 К-з Финал

14:30

К-з

Концерт студентов теоретико-композиторского факультета

15:00

К-з

Церемония награждения

Закрытие Олимпиады

Поделиться: