![]() |
Подведены итоги Открытой региональной Олимпиады по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам |
Младшая группа
Участник | Результат |
Лапкова Евгения, Теория музыки, 2 курс Алтайский государственный музыкальный колледж, г. Барнаул Преподаватели: Каменская Е.Л., Панарина Е.А. |
Диплом лауреата I степени |
Сунцова Виктория, Теория музыки, 2 курс Алтайский государственный музыкальный колледж, г. Барнаул Преподаватели: Каменская Е.Л., Панарина Е.А. |
Диплом лауреата II степени
Специальный диплом за лучшую игру на фортепиано |
Дутова Александра, Теория музыки, 1 курс Новосибирская специальная музыкальная школа Антипова Людмила Константиновна Преподаватели: Дягилева Д.Ю., Корнякова Т.С., Пушенко И.В. |
Диплом лауреата III степени |
Киселева Екатерина, Теория музыки, 2 курс Новосибирская специальная музыкальная школа Преподаватели: Антипова Л.К., Александрова Н.Л., Дягилева Д.Ю., Пушенко И.В. |
Диплом I степени |
Колесникова Екатерина, Теория музыки, 2 курс Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова Преподаватели: Друкарова О.А., Карман Е.В., Решетова Н.М., Спицына Л.С., Юкечева О.Л. |
Диплом I степени
Специальный диплом за лучший стилевой анализ |
Юдина Мария, Теория музыки, 2 курс Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова Преподаватели: Друкарова О.А., Карман Е.В., Решетова Н.М., Спицына Л.С., Юкечева О.Л. |
Диплом II степени |
Плотникова Юлия, Теория музыки, 1 курс Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова Преподаватели: Богатырёва Е.А., Зайцева Л.А., Смирнова М.П. |
Диплом II степени |
Бобровицкий Артём, Вокальное искусство, 2 курс Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова Преподаватели: Андреева В.Д., Зайцева Л.А. |
Диплом III степени |
Сола Ксения, Инструментальное исполнительство (фортепиано), 2 курс Колледж культуры и искусства имени Г.И. Чорос-Гуркина, г. Горно-Алтайск Преподаватель: Черепанова Л.В. |
Специальный диплом за успешный дебют на Олимпиаде |
Мосолова Анастасия, Теория музыки, 2 курс Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова Преподаватели: Друкарова О.А., Карман Е.В., Решетова Н.М., Спицына Л.С., Юкечева О.Л. |
Диплом участника |
Старшая группа
Участник | Результат |
Петрова Марина, Теория музыки, 3 курс Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова Преподаватели: Гусева И.С., Джагарова Е.А., Друкарова О.А., Коробейников С.С., Якушевич М.В. |
Диплом лауреата I степени
Специальный диплом за лучшую викторину |
Аникеева Евдокия, Теория музыки, 3 курс Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова Преподаватели: Гусева И.С., Джагарова Е.А., Друкарова О.А., Коробейников С.С., Якушевич М.В. |
Диплом лауреата II степени
Специальный диплом за лучшую расшифровку народной песни |
Августовский Сергей, Теория музыки, 4 курс Новосибирская специальная музыкальная школа Преподаватели: Антипова Л.К., Дягилева Д.Ю., Трахтенберг Ф.И. |
Диплом лауреата III степени
Специальный диплом за лучшую работу по музыкальной критике |
Мелиховская Анастасия, Теория музыки, 4 курс Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова Преподаватели: Гребенникова Н.Е., Джагарова Е.А., Друкарова О.А., Камша А.Н., Коробейников С.С., Михеева Т.Ю., Решетова Н.М., Якушевич М.В. |
Диплом I степени |
Морозова Маргарита, Теория музыки, 3 курс Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова Преподаватели: Гусева И.С., Джагарова Е.А., Друкарова О.А., Коробейников С.С., Якушевич М.В. |
Диплом I степени
Специальный диплом за лучшую работу в музыкально-историческом конкурсе |
Кириенко Анна, Теория музыки, 4 курс Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова Преподаватели: Андреева В.Д., Богатырёва Е.А. |
Диплом I степени
Специальный диплом за лучшую работу по музыкальной критике |
Безготкина Анастасия, Теория музыки, 3 курс Алтайский государственный музыкальный колледж, г. Барнаул Преподаватели: Абрина С.М., Грезева Н.А. |
Диплом II степени |
Глыгало Софья, Теория музыки, 3 курс Комплекс «Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат для одаренных детей», г. Павлодар, Республика Казахстан Преподаватели: Черепанова И.В., Шабалина А.З. |
Диплом III степени |
Морозова Дарья, Теория музыки, 4 курс Прокопьевский областной колледж искусств имени Д.А. Хворостовского Преподаватели: Островень Е.А., Самофеева Т.Н., Соснова Н.Г. |
Диплом участника |
Порядок проведения
Открытой региональной Олимпиады
по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам
13 февраля четверг |
Регистрация участников | 09.00–14.00 | ауд. 105 |
Открытие Олимпиады | 14.00 |
Конференц-зал
|
|
Программа Олимпиады: Стилевой анализ младшая и старшая группы
Викторина младшая и старшая группы |
14.15
16.30 |
ауд. 421, ауд. 419
ауд. 421, ауд. 419 |
|
Посещение концерта в НСМШ |
18.30 |
НСМШ (Комсомольский проспект, 20) |
|
14 февраля пятница |
Музыкальная критика младшая и старшая группы |
9.00–12.00 | ауд. 419 |
Перерыв | 12.00-13.00 | ||
Музыкально-исторический конкурс младшая и старшая группы |
13.00-14.30 | ауд. 419 | |
ЭКСКУРСИЯ по консерватории |
14.30-15.30 | ||
Расшифровка народной песни; игра на фортепиано младшая и старшая группы |
15.30 |
ауд. 418 ауд. 419 |
|
15 февраля суббота |
Финал младшая и старшая группы |
10.00 |
Малый зал
|
Круглый стол | 12.00 | Конференц-зал | |
Закрытие Олимпиады | 13.00 | Конференц-зал |
Конкурсные состязания включают выполнение заданий в различных номинациях и проводятся в двух возрастных группах:
младшей (студенты I-II курсов и учащиеся 8-9 классов СПО);
старшей (студенты III-IV курсов и учащиеся 10-11 классов СПО).
По итогам конкурсных состязаний в каждой возрастной группе определяются победители в абсолютном первенстве и в номинациях.
Жюри оставляет за собой право присуждать не все призовые места, делить их между участниками, присуждать специальные дипломы в отдельных номинациях.
По окончании Олимпиады состоится круглый стол по проблемам преподавания музыкальных историко-теоретических дисциплин, профессиональной подготовки музыковедов в средних профессиональных учебных заведениях региона.
Для участия в Олимпиаде необходимо до 29.01.2020 г. отправить заявку (заверенный руководителем организации скан-экземпляр) по адресу: 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31, к. 105 либо на адрес электронной почты:
rmc-nsglinka@yandex.ru
Командировочные расходы и оплата проживания – за счёт направляющей организации.
Аккредитационный взнос в размере 500 рублей за одного участника вносится в кассу бухгалтерии консерватории по прибытии на Олимпиаду.
Информация об Олимпиаде размещается на сайте консерватории www.nsglinka.ru в разделе «Региональные конкурсы».
Контактная информация: 8(383)222-56-87, директор Западно-Сибирского регионального методического центра по музыкальному образованию Понкратьева Анжела Михайловна, методист Новокрещенова Анна Александровна.
ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
- Расшифровка (нотная запись) одной строфы народной песни по аутентичной записи (сольное пение со словами) с последующей аранжировкой.
Участники младшей возрастной группы письменно сочиняют 2-й голос (подголосок) к записанной мелодии.
Участники старшей возрастной группы выполняют письменно 3-х – 4-хголосную аранжировку в произвольном стиле с использованием различных (по выбору конкурсанта) видов фактуры (аккордовой, гомофонно-гармонической, подголосочной, смешанной и пр.).
По окончании работы участникам предоставляется возможность воспользоваться инструментом (в течение 5 минут) и внести необходимые изменения, после чего они должны будут исполнить аранжировку (один голос петь со словами, остальные – играть).
При подготовке к заданию следует ориентироваться на аудиозаписи русских народных песен разных регионов России, а также на классические и современные сборники русских народных песен, в которых песни даны в обработке или гармонизации (сборники М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева и др.).
- Игра на фортепиано.
Участникам младшей возрастной группы предлагается вычленить из фигурационной фактуры художественного произведения гармоническую схему и сыграть её на фортепиано в строгом 4-хголосном изложении.
Участникам старшей возрастной группы предлагается сочинить и сыграть на фортепиано прелюдию в указанной форме (простая 2-х- или 3-хчастная, вариации) на основе начального фрагмента темы [1].
- Стилевой анализ. На основе слухового анализа небольшого произведения участники должны определить стиль, жанр, форму, основные средства выразительности; по возможности, композитора, автора словесного текста (в вокальном сочинении).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА
- Музыкально-исторический конкурс предполагает работу по двум разделам.
Первый раздел посвящен жизни и творчеству трех выдающихся композиторов, юбилеи которых будут отмечаться в 2020 году — Л. Бетховена, Р. Шумана, П.И. Чайковского.
Участники должны обладать разносторонними знаниями об этих композиторах, владеть информацией об их окружении, творческих связях, обстоятельствах создания произведений, культурной ситуации в странах, с которыми они были связаны в различные этапы своей жизни.
Второй раздел предполагает наличие у конкурсантов общих знаний в области массовой музыкальной культуры, а именно о творчестве Эллы Фицджеральд и Андрея Петрова.
Конкурс проводится в форме письменной работы. Предлагаемая к выполнению работа содержит 4 части, каждая из которых состоит из 5 вопросов (текстовых, нотных, иллюстративных, всего 20 вопросов).
Работа с текстом заключается в том, что участник должен дополнить представленный фрагмент, либо ответить на содержащийся в нем вопрос.
По нотному фрагменту необходимо определить произведение, его часть.
Участнику предоставляется возможность выбора по одной работе из каждого раздела.
- Викторина. Участникам будет предложено 10 аудио- или видео- музыкальных фрагментов продолжительностью от 1 до 2 минут. По истечении времени звучания в течение 1 минуты необходимо определить композитора, произведение, его часть. Приветствуются дополнительные сведения (определить тематизм, указать дату создания или премьеры, для видеофрагмента –исполнителя / постановщика оперы и др.). Ответы даются в письменной форме.
- Музыкальная критика.
Вниманию участников предлагается концерт, после прослушивания которого нужно написать рецензию. Лучшие критические работы будут размещены на web-странице Олимпиады на сайте консерватории.
ФИНАЛ
После подведения предварительных итогов и определения победителей в отдельных номинациях жюри определяет список участников финала (8 человек из числа набравших наибольшее количество баллов), которые в интеллектуальном состязании продолжают борьбу за призовые места в общем зачёте.
Состязания финала проходят публично и включают две части.
В первой части – блиц-турнире участникам предлагаются на выбор следующие темы: Гармония, Полифония, Музыкальная форма, Музыкальные термины, Оркестр, Музыкальные жанры, Фортепианная музыка, Музыка и живопись, Музыкальный фольклор, «Времена года», Барокко, Симфония, Музыкальный театр, Венские классики, Музыкальная культура Сибири, Секрет.
Конкурс проходит в виде ответов на вопросы в два этапа. Участники выбирают поочередно 2 темы из числа предложенных (по одной для каждого этапа, по 10 вопросов в каждой теме). Вопросы озвучиваются ведущим и демонстрируются на экране. На ответ по каждому вопросу отводится 15 секунд.
Участники должны знать творчество, биографию композиторов, изучаемых в курсе музыкальной литературы, понимать типологические, жанровые модели и стилистические особенности конкретных произведений, уметь объяснить основные термины и понятия, используемые в учебном процессе. Необходимо ориентироваться в стилевых закономерностях основных художественно-исторических направлений (барокко, классицизм, романтизм и пр.), знать музыковедческую литературу. Вопросы требуют от участников не только конкретных знаний, но также быстроты реакции и сообразительности.
По итогам первой части финала определяются 3 лидера, которые соревнуются между собой во второй части финала.
Вторая часть финала – супер-блиц – связана с ответами на блиц-вопросы по творчеству, биографии композиторов XVIII-XX вв., жанровым и стилистическим особенностям конкретных произведений, основным понятиям, изучаемым на музыкальных историко-теоретических курсах. Каждому участнику предлагается 20 вопросов, на ответ по каждому вопросу отводится всего 5 секунд. Участник должен дать максимальное количество правильных ответов.
Примерные блиц-вопросы:
— Город — родина оперы.
— Европейская столица, именем которой названы 12 симфоний Й. Гайдна.
— Автор либретто для опер В.А. Моцарта «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро».
— Количество разделов в классическом рондо.
— Название пьесы «Декабрь» в цикле Чайковского.
— Опера, прозвучавшая на открытии Новосибирского оперного театра 12 мая 1945 года.
Трое конкурсантов разыгрывают между собой призовые места и звание победителя Олимпиады.
Победителем Олимпиады является конкурсант, набравший наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсных испытаний.
[1] Для развивающего раздела будет указана схема модуляции, которую необходимо реализовать при сочинении прелюдии.
СОСТАВ ЖЮРИ
Председатель
ЛАВЕЛИНА Жанна Алийевна – и.о. ректора НГК имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент.
Члены жюри
АНТИПОВА Юлия Владимировна – и. о. проректора по научной работе, кандидат искусствоведения, доцент;
ЛЕОНОВА Наталья Владимировна – кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания;
МОЛЧАНОВ Андрей Сергеевич – заведующий кафедрой теории музыки, кандидат искусствоведения, доцент;
САННИКОВА Наталья Владимировна – и. о. проректора по творческой деятельности,кандидат искусствоведения, доцент;
СВЕТЛОВА Ольга Александровна – заведующая кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения, доцент.