Международная конференция «Музыкальная культура России и Италии»

25-26 марта 2022 года

Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки

проводит

Международную конференцию

«Музыкальная культура России и Италии»

в рамках Международного проекта, приуроченного к проведению

перекрестного Года молодежных культурных обменов Россия – Италия

 

Участники и темы сообщений О конференции

25 марта (пятница)

Заседание 1

Музейная лаборатория НГК (аудитория 421), 11.00

 

Модератор – Татьяна Вячеславовна Смирнова,

кандидат искусствоведения, доцент

 

Шелудякова Оксана Евгеньевна

доктор искусствоведения, профессор Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского

К проблеме итальянского влияния в духовной отечественной музыкальной культуре второй половины XVIII начале XIX в.

 

Смирнова Татьяна Вячеславовна

кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Династии итальянских музыкантов при дворе Тюдоров

 

Ушакова Наталья Владимировна

кандидат искусствоведения, преподаватель Новосибирского областного колледжа культуры и искусств

Русское прочтение музыкальных шедевров Клаудио Монтеверди

 

Гаврилова Людмила Владимировна

доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского

«Иокаста» Ацио Корги как пример воплощения творческого credo композитора: «перечитывать прошлое в духе современности»

 

Шигаева Евгения Юрьевна

кандидат искусствоведения, старший преподаватель Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова

Итальянские оперы о России: подходы к изучению

 

Стародубцева Ирина Игоревна

студентка Российской академии музыки имени Гнесиных (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.П. Сусидко)

Алессандро Страделла: от беллетристики к науке

 

Воробьева Мария Александровна

студентка Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (научный руководитель – кандидат искусствоведения, старший преподаватель В.П. Кадочников)

Три оперы – три «Армиды»: Г.Ф. Гендель, К.В. Глюк, Дж. А. Россини

 

Туний Мария Андреевна

студентка Российской академии музыки имени Гнесиных (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.П. Сусидко)

«Торжествующая Юдифь» Вивальди: оратория в консерватории Pieta

Перерыв

 

Модератор – Антипова Юлия Владимировна,

кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе

 

Заседание 2

15.00

 

Enzo Filacaro

профессор, доцент кафедры органа и органной композиции Консерватории имени Н. Пиччини (Бари), ректор факультета органной музыки

Большой орган «Аудиториум Нино Рота»: Реставрация. Звуковые инновации. Международный органный фестиваль

Перевод доклада – Лилия Краснова

 

Teresa Chirico

профессор истории и историографии музыки Консерватории «Санта-Чечилия» (Рим), доктор наук в области музыковедения (Римский университет Тор Вергата)

Капельмейстер Франческо Арайа при петербургском дворе: итальянские корни и русское великолепие

 

Сыченко Галина Борисовна

кандидат искусствоведения, доцент, независимый исследователь (Рим), вице-председатель исследовательской группы «Музыка тюркоговорящего мира» при ICTM

Итальянские связи Новосибирской консерватории в сфере этномузыкологии, антропологии и этноархеологии (1999–2017 гг.)

 

Носорева Елена Валентиновна

доцент, аспирант Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.В. Алексеева)

Претворение итальянской баркаролы в русской культуре XIX в.

 

Куценко Екатерина Дмитриевна

кандидат искусствоведения, преподаватель ДШИ им. А.А. Алябьева (Москва)

Особенности обозначений на итальянском языке в камерно-вокальных сочинениях Н.К. Метнера на примере, ор. 6 «Девять песен И.В. Гете»

 

Дмитрий Вадимович Любимов

студент Нижегородской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор А.Е. Кром)

Лючия и Марфа: безумные невесты в оперном театре XIX в.

 

Василенко Анастасия Андреевна

кандидат искусствоведения, доцент Воронежского государственного института искусств

Струнные квартеты Н. Паганини в контексте времени

 

 

 

26 марта (суббота)

Заседание 3

Конференц-зал НГК, 12.00

 

Модератор Светлова Ольга Александровна,

кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой истории музыки

 

Светлова Ольга Александровна

кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Итальянская опера на сибирской сцене (по материалам региональной периодики рубежа XIXXX вв.)

 

Вавилов Станислав Платонович

кандидат технических наук, доцент, независимый исследователь

Евгений Валерьевич Маликов

преподаватель Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского

Из истории постановок опер Дж. Верди в Томске (XIX–XX вв.)

 

Санжиева Лариса Николаевна

доцент Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ), заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, председатель Союза композиторов Республики Бурятия, почетный деятель Союза композиторов РФ

Музыкальная культура Италии и Бурятии

 

Недоспасова Анна Павловна

кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Баюнов Александр Павлович

кандидат химических наук, директор Мастерской старинных музыкальных инструментов

Венецианский клавесин XVI в.: исторический прообраз, идеи современной реконструкции

 

Кравец Наталья Сергеевна

старший преподаватель Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, преподаватель Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, солистка Новосибирской филармонии

Мандолина в России: история и современность

 

Шомполова Юлия Вячеславовна

студентка Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Т.В. Смирнова, консультант – доцент Н.В. Багинская)

Творчество Джироламо Фрескобальди и современная исполнительская практика

 

Спиридонова Наталья Сергеевна

магистрант Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор О.Ю. Колпецкая)

Из истории создания балета «Лавка чудес» О. Респиги на музыку Дж. Россини

 

Сагатчук Светлана Петровна

кандидат философских наук, доцент, ведущий методист Муниципального учреждения «Центр культуры и творчества “Родники”» (Волоколамск)

Музыка как составляющий фактор в киноискусстве неореализма Италии и СССР

 

Семкин Иван Александрович

студент Российской академии музыки имени Гнесиных (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.П. Сусидко)

Леонардо Винчи на оперной сцене XXI в.

 

Чжан Мини

преподаватель Цицикарского университета (Китай), аспирант Хабаровского государственного института культуры (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент Т.В. Лескова)

Китайские прообразы в произведениях для кларнета итальянских композиторов Микеле Мангани и Джузеппе Рикотта

 

Антипова Юлия Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент

Телегина Ксения Константиновна

независимый исследователь

Итальянские арии-стилизации в современной массовой музыке

 

Перерыв

 

Заседание 4

15.00

 

Модератор Антипова Юлия Владимировна,

кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе

 

Paologiovanni Maione

профессор Неаполитанской консерватории Сан-Пьетро-а-Майелла, член музыкального Общества «Pietà dei Turchini», сотрудник Центра старинной музыки (Неаполь)

Неаполитанские министры, музыкальная и театральная жизнь при российском царском дворе в XVIII в.

 

Paolo Monticelli

независимый исследователь, руководитель Музыкальной капеллы Кафедрального собора (Новара, Италия)

Женщины-музыканты эпохи итальянского барокко

 

Степаненко Кристина Николаевна

студентка Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)

Опыт создания совместного видеопроекта об Изабелле Леонарде

Влияние Италии на мировую, в том числе и российскую культуру, огромно. Знакомство, начиная с XV века, с итальянским миром  (Фряжской, латинской землей, Римской областью, как именовались эти территории у нас), наблюдение за работой итальянских мастеров, приглашенных в Россию, формировали особый образ Италии, искусства этой страны. Укрепление связей в XVIII столетии способствовало влиянию – особенно на жителей столиц – итальянской архитектуры, живописи, театра и, конечно, музыки. В 1735 году в России была создана итальянская придворная оперная труппа, а итальянская музыка стала обязательной на придворных праздниках, и именно с этого времени для многих русских людей Италия ассоциируется с музыкой. Все большее распространение получает итальянский язык; путешествие в Италию становится для дворянина обязательным элементом его воспитания, а для любого творческого человека – моментом приобщения к сокровищницам мировой культуры и вдохновения. Образ прекрасной, идеализированной Италии как «рая на Земле» раскрывается во множестве произведений искусства.

Все более тесные контакты с Италией складываются у русских мастеров XIX и XX вв. – Глинки, Чайковского, Стравинского. И в наши дни активное сотрудничество двух стран развивается по многим направлениям творческой, артистической, гуманитарной деятельности. Не убывает взаимный интерес мастеров и ученых обеих стран (так, 2017 год был ознаменован выходом солидного издания «Италия-Россия: четыре века музыки»).Обе страны нацелены на выработку стратегий культурного присутствия за рубежом, развитие культурной и научной дипломатии, сотрудничества в сфере образования, музейного дела, музыкально-театрального искусства.

Основные тематические направления конференции:

— Российско-итальянские творческие взаимоотношения;

— Русская музыка и русские музыканты в Италии;

— Итальянская музыка и итальянские музыканты в России;

— Влияние итальянской культуры на российских мастеров;

— Итальянская опера: новейшие исследования, постановки;

— К юбилейным датам 2020-2021 гг.: Данте Алигьери (1265–1321), Джоаккино Россини (1792–1868), Никколо Паганини (1782–1840).

 

К участию в конференции приглашаются преподаватели, студенты, аспиранты, докторанты (соискатели) вузов, музыковеды, композиторы, исполнители, сотрудники научно-исследовательских институтов, архивов, библиотек, представители учреждений культуры, общественных организаций и культурных центров.

 

Регламент выступления с докладом: не более 15 минут. Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 25 февраля 2022 года на странице конференции, размещенной на сайте Новосибирской консерватории https://www.nsglinka.ru/konferencii/,и аннотацию доклада объемом не менее 1800 знаков, в которой излагаются основные идеи и выводы доклада. Адреса для направления аннотация: antikostin@mail.ru, svetlolga@mail.ru

 

Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается. Допускается заочное участие в форме видео-доклада; предполагается возможность дистанционного участия в конференции с использованием средств видеоконференцсвязи.

 

Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям (последним – в случае непосредственного или онлайн-присутствия на всех заседаниях конференции).

 

Оргкомитет конференции и контактная информация:

 

Антипова Юлия Владимировна – проректор по научной работе, кандидат искусствоведения, доцент (383) 222-45-72; e-mail: antikostin@mail.ru; 8-913-953-2910;

Светлова Ольга Александровна – заведующая кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения, доцент;

Ивачева Агния Александровна – преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин (итальянский язык).

Поделиться: