«Искусство дирижирования: вопросы теории и практики»

Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки
Новосибирская государственная филармония 

10–11 октября 2024 года

проводят

 Всероссийскую научно-практическую конференцию
к 100-летию со дня рождения Арнольда Михайловича Каца

 «Искусство дирижирования:
вопросы теории и практики»

 

 

 

Участники и темы сообщений О конференции Фотоотчет Файлы

 

10 октября, четверг Конференц-зал

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

ссылка для подключения

11:00 (новосибирское время) / 07:00 (московское время)

 

Вступительное слово

Вячеслав Васильевич Стародубцев

и.о. ректора
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
главный режиссер
Новосибирского государственного академического театра оперы и балета,
заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения

 

 Видеоприветствие

Александр Иванович Полищук

профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования
Санкт-Петербургской государственной консерватории
имени Н.А. Римского-Корсакова,
заслуженный деятель искусств РФ

  

Видеоприветствие

Евгений Григорьевич Волынский

заведующий кафедрой музыкального театра
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета,
художественный руководитель и главный дирижер
Челябинского театра оперы и балета

  

Модератор

Александр Александрович Париман

профессор, заведующий кафедрой дирижирования
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

11:00     Прасолов Вячеслав Иванович

доцент кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Париман Александр Александрович

профессор, заведующий кафедрой дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

К вопросу о принципах дирижирования сибирской школы А.М. Каца

 

 11:20     Базалева Наталья Владимировна

художественный руководитель Государственной филармонии Республики Саха( Якутия ) им ГМ Кривошапко, дирижер ГСО Simphonica ARTica, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия)

Арнольд Кац – педагог и наставник

 

 11:40     Назаров Борис Владимирович

хранитель, экскурсовод музея А.М. Каца Новосибирской государственной филармонии, заслуженный артист Российской Федерации

Париман Александр Александрович

профессор, заведующий кафедрой дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Арнольд Михайлович Кац – архивные источники в изучении вопросов дирижирования

 

 12:00     Париман Александр Александрович

профессор, заведующий кафедрой дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Юдин Игорь Викторович

художественный руководитель и главный дирижер Новосибирской хоровой капеллы Новосибирской государственной филармонии, народный артист Российской Федерации

Музыкальная культура города Новосибирска второй половины XX – первой половины XXI в.

 

 12:20     Файн Яков Наумович

кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры теории музыки и композиции Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Композитор в руках интерпретатора: А.М. Кац и не только… 

 

12:40     Лебедев Юрий Борисович

дирижер, доцент кафедры оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, доцент Высшей школы Ф. Листа (Веймар, Германия)

Роль дирижерской палочки как средства усиления выразительности дирижерского жеста

 

  Перерыв 13:00–14:00


 

 

10 октября, четверг Конференц-зал

ЗАСЕДАНИЕ ПЕРВОЕ

ссылка для подключения

14:00 (новосибирское время) / 10:00 (московское время)

 

Модератор

Виктория Евгеньевна Филатова

старший преподаватель кафедры дирижирования
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

14:00     Филатова Виктория Евгеньевна

старший преподаватель кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Истоки ленинградской школы дирижирования

 

14:20     Париман Александр Александрович

профессор, заведующий кафедрой дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Кузнецова Елена Валериевна

музыковед, выпускница Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Воспоминания об Арнольде Каце

 

14:40     Рудзей Елена Валерьевна

руководитель Ассоциации дирижеров-хормейстеров г. Новосибирска и Новосибирской области, профессор кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Воспитание дирижера. Проблемы и задачи

 

15:00     Аристова Наталья Валерьевна

старший преподаватель кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Формирование и развитие навыков слухового внимания у начинающих дирижеров хора

 

15:20     Шелудякова Оксана Евгеньевна

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории имени
М.П. Мусоргского

Регент и дирижер – к проблеме специфики специализации

 

15:40     Кладова Ирина Петровна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Психологические особенности дирижирования русской духовной музыкой

 

16:00     Тажина Фаузия Хакимбековна

художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Камерата Сибири» Тюменской филармонии

Поиск новых форм концертного исполнения как тенденция XXI века

 

16:20     Лунева Анастасия Валерьевна

преподаватель кафедры дирижирования и академического пения Кемеровского государственного института культуры

Синтез жанров хоровой музыки в композиторской практике XX–XXI веков

 

16:40     Овчинников Станислав Александрович

доцент кафедры струнных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Некоторые аспекты дирижирования симфоническими произведениями Хидайят Инайят Хана на основе индийских раг в контексте культурного взаимодействия Россия–Индия.

 

 

11 октября, пятница Конференц-зал

ЗАСЕДАНИЕ ВТОРОЕ

ссылка для подключения

11:00 (новосибирское время) / 07:00 (московское время)

 

Модератор

Александр Александрович Париман

профессор, заведующий кафедрой дирижирования
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

11:00     Мамаева Марина Эдуардовна

доцент кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Смирнова Елена Александровна

ассистент-стажер Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Дирижер хоровой капеллы, педагог

 

11:20     Демченко Александр Иванович

доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник и руководитель Международного центра комплексных художественных исследований Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова

Дерзающий и дерзновенный: об искусстве Б.Г. Тевлина

 

11:40     Санжиева Лариса Николаевна

доцент, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, почетный деятель Союза композиторов Российской Федерации, доцент кафедры инструментального исполнительства, звукорежиссуры и музыкального искусства эстрады Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ)

Дирижеры профессора Восточно-Сибирского государственного института культуры

 

12:00     Чжао Чжиюй

ассистент-стажер Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения П.С. Шахов)

Финал Шестой симфонии Чайковского в трактовке Сейджи Озавы и Арнольда Каца: анализ темповой драматургии

 

12:20     Милованова Юлия Алексеевна

профессор кафедры народных инструментов, заведующая кафедрой народных инструментов, художественный руководитель и дирижер оркестра русских народных инструментов Новосибирской государственной консерватории

Оркестр русских народных инструментов в современном культурном пространстве

 

 Перерыв 13:00–14:00


11 октября, пятница Конференц-зал

ЗАСЕДАНИЕ ТРЕТЬЕ

ссылка для подключения

14:00 (новосибирское время) / 10:00 (московское время)

 

Модератор

Мария Наркулыевна Тарасенко

старший преподаватель кафедры дирижирования
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

 

14:00     Тарасенко Мария Наркулыевна

старший преподаватель кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Предмет «Дирижирование» у студентов профиля «Музыкальная педагогика»: основные проблемы на начальном этапе и пути их преодоления

 

 14:20     Гольская Анна Олеговна

доцент, заведующая кафедрой дирижирования и академического пения Кемеровского государственного института культуры

Сетевое взаимодействие образовательных организаций сферы культуры: опыт кафедры дирижирования и академического пения КемГИК

 

 14:40     Шорохова Инна Вячеславовна

профессор, декан факультета музыкального искусства Кемеровского государственного института культуры, художественный руководитель хорового театра «Академия»

Яруцкая Лариса Николаевна

доцент, заведующая кафедрой академического хора факультета искусств, художественный руководитель и дирижер Концертного хора Санкт-Петербургского государственного института культуры

Методическое сопровождение предмета «Основы дирижирования» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»

 

15:00     Кокина Ольга Сергеевна

старший преподаватель кафедры дирижирования и академического пения Кемеровского государственного института культуры

Педагогические условия реализации компетентностной модели будущего руководителя хорового коллектива

 

15:20     Винник Вера Петровна

студентка кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Ширеезданова Ирина Васильевна

преподаватель Томского музыкального колледжа имени Э.В. Денисова, преподаватель института искусств и культуры Томского государственного университета, аспирант

Рефлексия как составляющая профессиональной компетентности будущих дирижеров

 

15:40     Криспин Вероника Ивановна

магистрант Кемеровского государственного института культуры

Работа над произведениями крупной формы (циклические произведения) в классе по дирижированию

 

16:00     Шебалин Сергей Николаевич

доцент кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Оптимизация и систематизация музыкального мышления дирижера

 

16:20     Зенина Людмила Леонидовна

доцент кафедры общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Курс фортепиано как составная часть профессионального обучения дирижера

 

К участию приглашаются дирижеры всех направлений (хоровое дирижирование, симфоническое дирижирование, дирижирование оркестром народных инструментов, дирижирование военным оркестром), руководители исполнительских коллективов, преподаватели специальных дисциплин вузов, исследователи вопросов дирижерского управления, теории и практики дирижирования.

 

Тематические направления конференции:

– роль преемственности научно-педагогической школы Арнольда Михайловича Каца;

– архивные источники в изучении вопросов дирижирования;

– дирижерские школы и их традиции;

– вопросы профессиональной подготовки дирижеров-симфонистов;

– методы воспитания дирижера,

– теория и практика профессии «Дирижер»;

– вопросы дирижерского управления;

– актуальные вызовы времени в дирижерской профессии;

– вопросы психологии дирижирования;

– особенности стилевых интерпретаций музыки различных эпох в дирижировании;

– проблемы дирижерского исполнительства;

– особенности концертной исполнительской практики;

– стратегии управления исполнительскими коллективами;

– вопросы репетиционной работы дирижера.

 

Регламент выступления с докладом: не более 20 минут. Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 1 октября 2024 года включительно.

 

Формат проведения конференции: смешанный – очное и дистанционное участие с использованием средств видео-конференц-связи (на платформе Webinar.ru). Ссылку-приглашение на платформу ВКС и инструкцию по пользованию системой дистанционные участники получат за 24 часа до начала мероприятия. Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям.

 

По итогам конференции планируется издание сборника материалов[1] конференции с полнотекстовым размещением статей в базе РИНЦ. Оргкомитет конференции оставляет за собой право отбора и редактирования материалов для публикации.

 

Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается.

 

Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям (последним – в случае непосредственного или онлайн-присутствия на всех заседаниях конференции).

 

Оргкомитет конференции

Стародубцев Вячеслав Васильевич – и.о. ректора Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, главный режиссер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, кандидат искусствоведения;

Устинова Ирина Дмитриевна – генеральный директор Новосибирской государственной филармонии;

Шиндина Татьяна Абрамовна – редактор Новосибирского академического симфонического оркестра;

Мичков Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент.

Париман Александр Александрович – заведующий кафедрой дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, заслуженный артист РФ, доцент;

Волынский Евгений Григорьевич – заведующий кафедрой музыкального театра дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, художественный руководитель и главный дирижер Челябинского театра оперы и балета;

Прасолов Вячеслав Иванович – доцент кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки;

 

Контактная информация

Мичков Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения, доцент.

e-mail: p.michkov@nsglinka.ru

 

[1] Требования к оформлению статьи:

текст на русском языке предоставляется в электронном виде на два адреса: p.michkov@nsglinka.ru (Мичков П.А.) и e.safonova@nsglinka.ru (Сафонова Е.В.), для очных участников – с приложением распечатанного варианта).

Параметры страницы:

набор в редакторе Word в виде компьютерного файла с расширением *.doc. Шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный, все поля страниц по 2 см, выравнивание «по ширине», абзацный отступ – 1,25. Сноски – в конце статьи в виде примечаний. Ссылки на литературу приводятся внутри текста в квадратных скобках, например: [8, с. 56].

Объем статьи – до от 0,5 до 1 п.л. (от 20 000 до 40 000 знаков включая пробелы).

В структуру статьи должны входить:

– УДК (выравнивание по левому краю. Для определения УДК можно воспользоваться ресурсом в сети Интернет, например, http://classinform.ru/udk/7.htm);

– ФИО автора, место учебы – полное наименование организации (выравнивание по правому краю);

– ФИО научного руководителя, научная степень, должность, вуз;

– аннотация (35-55 слов, но не более 500 знаков. Аннотация не должна повторять текст статьи, в ней не должно быть таблиц, сносок, а также материала, которого нет в статье);

– ключевые слова (от 4 до 10 слов и словосочетаний);

– список литературы (до 10 источников, но не менее 5 в алфавитном порядке. На каждый источник должна быть ссылка в тексте). Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.05. – 2008.

– нотные примеры и рисунки вставляются в файл со статьей в раздел ПРИЛОЖЕНИЯ после списка литературы, нумеруются (на все изображения должна быть ссылка в тексте) и подписываются по образцу:

Рис. 1. Название изображения

Пример 1. Название примера

Таблица 1. Название таблицы

 

ВНИМАНИЕ! Иллюстративный материал обязательно предоставляется автором в электронном формате (компьютерная графика) – каждое изображение отдельным файлом! Файлы нумеруются и озаглавливаются так же, как в тексте статьи.

Нотные примеры предоставляются в возможных вариантах: а) сканированные с разрешением 600 dpi; б) в форматах *pdf, *tif с разрешением 600 dpi.

 

 

 

Поделиться: