7–8 апреля 2022 года Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию «Фортепианное искусство: теория, история, методика», посвященную 150-летию со дня рождения А. Скрябина |
Всероссийская научно-практическая конференция
«Фортепианное искусство: теория, история, методика»,
посвященная 150-летию со дня рождения А. Скрябина
7–8 апреля 2022 года
7 апреля (четверг)
Заседание 1
11.00 (7.00 по Мск)
Музыкальное приветствие
Дарья Гехт (класс профессора Е.А. Романовской)
Скрябин А. Три пьесы, op. 45 (Листок из альбома, Причудливая поэма, Прелюдия)
Сергей Батенев (класс профессора Д.Л. Шевчук)
Этюд, ор. 42, № 5
Приветственное слово
Александр Серафимович Скрябин
президент «Фонда А.Н. Скрябина», почетный председатель
Британской Скрябинской ассоциации и Общества «А. Скрябин» в Хорватии,
кандидат исторических наук, член Союза композиторов России
ОТМЕЧАЯ ГОД СКРЯБИНА
Модератор – Юлия Владимировна Антипова,
кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе
Бородин Борис Борисович
доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского
А.Н. Скрябин-пианист
Попков Владимир Витальевич
заведующий отделом научной работы Мемориального музея А.Н. Скрябина
Преодолевая «двойную грань пространства и веков» (прелюдия, ор. 74, № 2 А.Н. Скрябина)
Мехакян Арег Гайкович
заведующий сектором Отдела научной работы Мемориального музея А.Н. Скрябина
Индийская культура в творчестве А.Н. Скрябина и его ближайших единомышленников
Бажанов Николай Сергеевич
доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Квантитативный и свободный (интонационный) ритм в исполнении Скрябиным собственных произведений
Романовская Елизавета Аркадьевна
профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
К вопросу об интерпретации фортепианных сочинений А. Скрябина: методические рекомендации
Овчинников Роман Александрович
преподаватель Московского областного базового музыкального колледжа имени А.Н. Скрябина
Поэтика Огня в исполнительском искусстве А.Н. Скрябина
Перерыв
Заседание 2
14.00 (10.00 по Мск)
Модератор – Николай Сергеевич Бажанов,
доктор искусствоведения, профессор
Тончук Полина Олеговна
кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Особенности претворения концепта «утонченность» в творчестве А Н. Скрябина
Мялкина Дарья Алексеевна
студентка Новосибирского областного колледжа культуры и искусств (научный руководитель – кандидат искусствоведения, преподаватель высшей категории музыкально-теоретических дисциплин Н.В. Ушакова)
Мистически-эзотерические веяния эпохи А. Скрябина
Танич Владислав Викторович
курсант Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (научный руководитель – кандидат педагогических наук Н.Н. Зайцев)
Скрябин в восприятии современников
Локтев Иван Владиславович
курсант Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (научный руководитель – А.Н. Завьялова)
Идея «Мистерии» в творчестве А. Скрябина
Калатай Иван Владимирович
преподаватель Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный консультант – кандидат искусствоведения, доцент А.П. Недоспасова)
А.Н. Скрябин. Соната-фантазия, ор. 19: стилевые особенности и вопросы исполнения
Манько Надежда Вячеславовна
преподаватель Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С. Прокофьева
Об исполнительском выявлении скрытого многоголосия (на материале Прелюдий, ор. 17 А.Н. Скрябина)
8 апреля (пятница)
Заседание 3
11.00 (7.00 по Мск)
Модератор – Ильяс Рашидович Хананов,
студент IV курса теоретико-композиторского факультета
Ушаков Виктор Олегович
студент Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.П. Недоспасова)
О некоторых итогах движения исторического исполнительства в органной сфере
Мураталиева Суфия Гафутдиновна
кандидат искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского
Клавир в творчестве Карла Филиппа Эмануэля Баха
Бакирова Гюнель Мамедрасул
докторант Бакинской музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли (научный консультант – кандидат искусствоведения, профессор Л.М. Мамедова)
Расшифровка отдельных обозначений украшений, присущих английской, немецкой и итальянской клавирной музыке XVII–XVIII вв.
Предвечнова Екатерина Олеговна
кандидат искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
А.Н. Скрябин и Н.К. Метнер: творческие параллели (на примере первых фортепианных сонат)
Гончаренко Светлана Сергеевна
доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Принципы циклизации в «Мимолетностях» С. Прокофьева
Хананов Ильяс Рашидович
студент Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Телесно-сенсорные коды в фактуре Музыкального момента, ор. 16, № 4 С.В. Рахманинова
Останина Мария Николаевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Кузбасского колледжа искусств (Новокузнецк)
Трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано Ф. Мендельсона-Бартольди: к вопросу о цитировании протестантского хорала в камерных сочинениях романтиков
Волобуев Никита Юрьевич
преподаватель Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
Жанр фортепианной сонаты-поэмы в творчестве Д.Н. Смирнова
Перерыв
Заседание 4
14.00
Модератор – Юлия Владимировна Антипова,
кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной работе
Железкина Екатерина Андреевна
студентка Кузбасского музыкального колледжа (научный руководитель – Т.В. Рубанникова)
Музыкальный язык Белы Бартока
Куприянова Елизавета Романовна
студентка Кузбасского музыкального колледжа (научный руководитель – Т.В. Рубанникова)
Импрессионизм в музыке Клода Дебюсси
Логинов Данил Романович
студент музыкального факультета Института современного искусства (Москва) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н.Ф. Бабич)
Об оркестральности фортепианных сочинений Пауля Хиндемита
Чжоу Елинь
аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (научный руководитель – доцент, профессор Р.Н. Слонимская)
Специфика методов онлайн-обучения игре на фортепиано учащихся младших, средних и старших классов музыкальных школ
Гладышева Анастасия Игоревна
преподаватель Курского музыкального колледжа имени Г.В. Свиридова, аспирант Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор В.Г. Мозгот)
Влияние дистанционного обучения на процесс развития навыка самоконтроля в профессиональной подготовке музыканта-исполнителя
Ци Хуай
ассистент-стажер Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный консультант – доктор искусствоведения, профессор Н.С. Бажанов)
Особенности системы обучения игре на фортепиано в Китае
Барышева Галина Николаевна
магистрант Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Корчагина)
Эмоционально-волевая саморегуляция как профессионально важное качество личности пианиста
К участию в конференции приглашаются студенты, магистранты, аспиранты, научные сотрудники, преподаватели музыкальных учебных заведений; исполнители, композиторы, музыковеды.
Тематика конференции предполагает широкий спектр вопросов с целью изучения и развития различных отраслей фортепианного искусства, привлечения студентов и педагогов к исследованиям в области фортепианного искусства, расширения творческих контактов в сфере научно-исследовательской деятельности с учебными заведениями культуры и искусства России.
В год юбилея Александра Николаевича Скрябина планируется блок докладов, посвященных творческому наследию великого русского композитора, вопросам интерпретации его музыки и влияния на мировую художественную культуру.
Основные тематические направления конференции:
– А. Скрябин и его время;
– фортепианные сочинения и стиль Скрябина;
– теория и история музыкально-исполнительского искусства;
– интерпретация в концертной практике XX-XXI веков;
– проблемы исторически ориентированного исполнительства;
– музыкально-исполнительские школы регионов России;
— методика обучения, педагогика и психология исполнительства.
Допускается заочное участие в форме видео-доклада; предполагается возможность дистанционного участия в конференции с использованием средств видеоконференцсвязи.
Регламент выступления с докладом: не более 20 минут.
Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям (слушателям – в случае непосредственного или онлайн-присутствия на всех заседаниях конференции).
Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 20 марта 2022 года на странице конференции, размещенной на сайте Новосибирской консерватории https://www.nsglinka.ru/konferencii/.
Оргкомитет конференции и контактная информация:
Антипова Юлия Владимировна – проректор по научной работе, кандидат искусствоведения, доцент (383) 222-45-72; e-mail: antikostin@mail.ru; 8-913-953-2910;
Бажанов Николай Сергеевич – доктор искусствоведения, профессор.
Основная информация размещена на сайте консерватории www.nsglinka.ru, «Наука»: «Конференции».
С уважением, оргкомитет конференции.