Всероссийская научная конференция «Русская музыка XIX века»

Уважаемые коллеги!

24 — 25 апреля 2019 года

Новосибирская государственная консерватория

имени М.И. Глинки проводит

Всероссийскую научную конференцию

«Русская музыка XIX века»

Информационное письмо


О конференции Участники и темы сообщений Фотоотчет

О конференции

XIX век в русской музыке был и остается одной из притягательных эпох для слушателей, исполнителей, музыковедов. Музыка Глинки, Чайковского, кучкистов – великая часть мирового культурного наследия, образец небывалого прорыва в истории музыки. Славянофильство и западничество, всемирная отзывчивость и инертный консерватизм, соборное и индивидуальное, сословное неравенство и романтический дух братства… Музыкальное искусство вобрало все токи и искания времени, озвучило важнейшие его лейтмотивы. Вместе с тем, очевидно, что динамика изучения XIX столетия в музыкознании несколько снизилась. Ведется работа, связанная с накоплением фактологического материала, пересмотром взглядов на жизнь и творчество лидеров эпохи, изучением деятельности ранее малоизвестных музыкантов, однако эти исследовательские направления нуждаются в существенной активизации.

Для обсуждения на конференции предлагаются вопросы, касающиеся музыкально-исторической проблематики, исполнительского искусства, развития музыкально-критической мысли:

— образ «XIX века» в прошлом и настоящем; XIX век: до и после;

— XIX столетие: идеология, поэтика, семантические коды и мотивы;

— эволюционные процессы в музыке XIX столетия (жанры и стили);

— «пушкинский век» в русской культуре, литература и музыкальное искусство;

— проблема «Россия и Запад» в русской музыке XIX века, русская культура как часть европейского культурного пространства;

— «Россия и Восток», феномен ориентализма;

— русская композиторская школа XIX века: поиски национальной идентичности в контексте идей Просвещения, романтизма и реализма;

— становление науки о музыке; музыкальная критика XIX  века;

— музыкальная культура периферии в XIX столетии.

 

К участию в конференции приглашаются преподаватели, студенты, аспиранты, докторанты (соискатели) музыкальных и художественных вузов, музыковеды, композиторы, исполнители, сотрудники научно-исследовательских институтов, архивов, библиотек.

Регламент выступления – не более 15 минут.

Допускается заочное участие в форме публикации.

Предусмотрена выдача сертификата участника и слушателя конференции.

По итогам конференции планируется издание сборника статей «Русская музыка XIX века» (РИНЦ). Стоимость публикации статьи составляет 100 руб. за страницу (включая все необходимые служебные разделы, примеры и иллюстрации). Сведения о сроках оплаты и реквизиты будут разосланы участникам конференции дополнительно.

Избранные статьи будут опубликованы в научном журнале Новосибирской консерватории «Вестник музыкальной науки», входящем в Перечень ВАК. Оргкомитет оставляет за собой право отбора статей для публикации. Требования к оформлению статьи в «Вестнике музыкальной науки» размещены на сайте журнала: https://vestnik.nsglinka.ru/?page_id=19. \

Для участия в конференции необходимо подать on-line-заявку до 10 апреля 2019 года на странице конференции, размещенной на сайте Новосибирской консерватории https://www.nsglinka.ru/konferencii/.

Электронный вариант текста статьи принимается не позднее 30 апреля на электронную почту antikostin@mail.ru. Файл должен иметь заголовок:  Фамилия автора-РМ-статья. В теме письма необходимо писать «РМ».

Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников конференции оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается. С финансовыми условиями публикации можно ознакомиться на сайте: https://vestnik.nsglinka.ru/?page_id=382

Оргкомитет конференции и контактная информация:

Антипова Юлия Владимировна – и. о. проректора по научной работе, канд. иск., доцент кафедры истории музыки: (383) 222-45-72 e-mail: antikostin@mail.ru;

Светлова Ольга Александровна – и.о. заведующего кафедрой истории музыки, канд. иск., доцент;

Дрожжина Марина Николаевна – доктор иск., профессор кафедры музыкального образования и просвещения;

Молчанов Андрей Сергеевич – и.о. заведующего кафедрой теории музыки, канд. иск., доцент.

Основная информация размещена на сайте консерватории www.nsglinka.ru, https://www.nsglinka.ru/konferencii/.

С уважением, оргкомитет конференции

Участники и темы сообщений

24 апреля, среда

Первое заседание 10.00 

Вступительное слово – и. о. проректора по научной работе кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки АНТИПОВА Ю. В. 

Модератор – Ю. В. Антипова 

  1. Русская музыкальная культура первой четверти XIX века: эпоха отечественной войны 1812 г. в зеркале военной музыки и исторических песен

ОМАКАЕВА Эллара Уляевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и общегуманитарных дисциплин Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова (г. Элиста), специалист научного отдела 

  1. «Литургия Святого Иоанна Златоуста» П. И. Чайковского (к проблеме восприятия сакрального времени)

КЛАДОВА Ирина Петровна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки 

  1. Обзор стендового доклада профессора Высшей школы музыки г. Фрайбурга (Германия) Отфрида Бюзинга «Модест Мусоргский, указывающий путь в XX век» (перевод с немецкого языка)

МАЛЬЦЕВА Анастасия Александровна – кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки

  1. А. С. Грибоедов как музыкальный драматург

СЕРЕГИНА Наталья Семеновна (доклад читает Светлова О. А.) – доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств (г. Санкт-Петербург)         

  1. Фортепианный этюд в русской музыке XIX столетия

ОЛЕЙНИКОВА Елена Валерьевна – студентка III курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Ю. В. Антипова) 

  1. Функционирование обществ имени С. В. Рахманинова в XXI веке

ХОРОБРЫХ Наталья Владимировна – студентка II курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории музыки А. А. Мальцева)

 

Второе заседание 14.00 

Модератор – О. А. Светлова 

  1. К исследованию провинциальной музыкальной жизни в уездных городах Крымского полуострова (на примере Ялты и Евпатории)

ДУБРОВСКАЯ Марина Юзефовна – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки 

  1. Композиторы-караимы в истории русской музыки конца XIX – первой половины XX веков

МАКСИМОВА Анастасия Михайловна – кандидат искусствоведения, преподаватель Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки 

  1. Музыкально-критические публикации 70–80-х гг. XIX в. в сибирской прессе

ПАВЛИКОВ Дмитрий Викторович – студент IV курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент, и. о. заведующего кафедрой истории музыки О. А. Светлова) 

  1. Интерпретация либретто П. Метастазио «Alcide al bivio» в одноименной опере Д. Бортнянского

ЗАЙЦЕВА Ирина Сергеевна – студентка III курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Т. Г. Казанцева) 

  1. Людвиг Вильгельм Теппер де Фергюсон – польский композитор при русском Императорском дворе

КЛИМОВИЧ Ольга Андреевна – студентка III курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Т. Г. Казанцева) 

  1. Преемственность традиций отечественного композиторского фольклоризма XIX в. в кантате Г. В. Свиридова «Деревянная Русь»

ХОНЯКИНА Елена Александровна – студентка III курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Т. Г. Казанцева) 

  1. Симфония Г. В. Свиридова № 1: преемственность традиций и новаторство

БУТАКОВА Анастасия Андреевна – студентка II курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Т. Г. Казанцева)

 

25 апреля, четверг

Третье заседание 10.00 

Модератор – М. Н. Дрожжина

  1. Строгий контрапункт как проблема выбора пути

ФАЙН Яков Наумович – кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки

  1. Предпосылки зарождения отечественного музыкального антиковедения – XIX век

АЛЕКСАНДРОВА Людмила Викторовна – доктор искусствоведения, профессор кафедры композиции Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки

  1. Опера Ц. Кюи «Кавказский пленник»: из забвения к возрождению?

ГАВРИЛОВА Людмила Владимировна            – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (г. Красноярск)

  1. Петербургский период в творчестве О. А. Козловского

СУШЛЯКОВА Ася Александровна – студентка II курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент, и. о. заведующего кафедрой истории музыки О. А. Светлова)

  1. Портреты композиторов в русской живописи второй половины XIX века

СТРИЖОВА Ирина Петровна – старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки 

  1. «Песни и пляски смерти» М. Мусоргского втранскрипции А. Ларина: опыт интерпретации

ПАРИМАН Александр Александрович – доцент кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, заслуженный артист России

ЮДИН Игорь Викторович – профессор кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, народный артист России

  1. О концертной фантазии для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского

МОЛЧАНОВ Андрей Сергеевич – кандидат искусствоведения, доцент, и. о. заведующего кафедрой теории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки

Четвертое заседание 14.00 

Модератор – А. С. Молчанов 

  1. Русская музыка для арфы второй половины XIX века

ПОКРОВСКАЯ Надежда Николаевна – доктор искусствоведения, профессор кафедры струнных инструментов Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки 

  1. Роль русской оперы XIX века в становлении оперного вокального исполнительства в Новосибирске

ДИТЕНБИР Виктор Викторович – преподаватель кафедры сольного пения Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки

  1. Опыт исполнения водевиля А. Верстовского «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»

СУСЛОВ Дмитрий Александрович – и. о. проректора по учебной работе, заведующий кафедрой музыкального театра Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки 

  1. Влияние исполнительской культуры XIX века на музыкальную практику современности

ШЕБАЛИН Сергей Николаевич – дирижер, преподаватель кафедры дирижирования, руководитель отдела творческих и международных проектов Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки 

  1. Мануальное воплощение двойных и тройных фуг С. И. Танеева

РУДЗЕЙ Елена Валерьевна – доцент, и. о. профессора кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки 

  1. Романсы А. С. Аренского в учебном репертуаре вокалиста

МАРГАРЯН Кристина Микаеловна – студентка IV курса вокального факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О. В. Новикова) 

  1. Исполнительский и методический анализ Темы с вариациями, оp. 72 А. К. Глазунова

ПОПОВА Марина Юрьевна – студентка IV курса фортепианного факультета Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (научный руководитель – доцент кафедры общего фортепиано Л. Л. Зенина)

 

СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ

Традиции Н. А. Римского-Корсакова в процессах музыкального искусства современности

ШАК Татьяна Федоровна – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры

ШАК Федор Михайлович            – заведующий кафедрой звукорежиссуры Краснодарского государственного института культуры

Особенности жанровых и сюжетных источников оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова

ОКРУШКО Мария Владимировна – преподаватель Игримской школы искусств 

Работа над звуком в пьесах из цикла «Времена года» П. И. Чайковского

ЯРОШ Дарья Александровна – студентка IV курса фортепианного отделения Иркутского областного музыкального колледжа им. Ф. Шопена (научный руководитель – Л. В. Жмурова)

Мифологема библейского сада в русском романсе XIX века

КРИВОШЕЙ Ирина Михайловна – доктор искусствоведения, профессор кафедры камерного и концертмейстерского искусства Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова

Балет в творчестве А. Алябьева

ПЕШКОВА Галина Николаевна – кандидат искусствоведения, доцент Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (г. Екатеринбург)

Сказка в русской инструментальной музыке второй половины XIX – начале ХХ веков

ХОДОСЕВИЧ Софья Николаевна – аспирант IV курса факультета Консерватория Краснодарского государственного института культуры (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры Т. Ф. Шак)

Русская духовная опера: к истокам жанра

МИХАЙЛОВА Олеся Сергеевна – кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры инструментального исполнительства, факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета (г. Барнаул) 

Значение творчества М. И. Глинки в воспитании подрастающего поколения

ДЕНИСЕНКО Юлия Васильевна           – кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкознания и фортепиано Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул)

Черты камерной оперы в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского

ФЛЕГОНТОВА Анастасия Владиславовна – студентка IV курса специальности «Теория музыки» Кемеровского областного музыкального колледжа (научный руководитель – Н. А. Носова)

Русская музыка XIX века в зеркале французской критической мысли

ТАРАНУХА Юлия            Викторовна – преподаватель специального цикла Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки (г. Минск)

Традициональность музыкально-просветительской деятельности в отечественном искусстве

ЯКОВЛЕВА Дарья Евгеньевна – преподаватель кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры

Modest Musorgskij als Wegweiser in das 20. Jahrhundert

(Модест Мусоргский, указывающий путь в XX век)

БЮЗИНГ Отфрид (Prof. Otfried Büsing) – профессор Высшей школы музыки г. Фрайбурга (Германия)

Перевод доклада – кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Мальцева А. А.

 

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Фотоотчет

Поделиться: