VII Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкознание: история и современность глазами молодых ученых»

5–6 ноября 2025 года

Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки

проводит

VII Всероссийскую научно-практическую конференцию

 «МУЗЫКОЗНАНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ»

Участники и темы сообщений О конференции Файлы

5 ноября, среда Конференц-зал
ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ

10:00 (новосибирское время) / 06:00 (московское время)

ссылка для подключения

 

Вступительное слово

проректора по научной работе и цифровому развитию
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
кандидата искусствоведения, доцента

Павла Александровича Мичкова

 

Модератор

Елена Александровна Хонякина

преподаватель кафедры истории музыки, аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

10:15     Аргунова Людмила Викторовна

аспирант Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Гаврилова)

«Психея» Мэтью Локка и Томаса Шедуэлла в контексте музыкально-театральной жизни Лондона второй половины XVII века

 

10:30     Волоцкая Алиса Вадимовна

ассистент-стажер Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)

Аффект гнева в избранных ариях из итальянских опер

 

10:45     Смольняк Анастасия Александровна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Т.В. Смирнова)

Azione teatrale «Сон Сципиона» в аспекте сотрудничества И.А. Хассе и П. Метастазио

 

11:00     Авдеенко Анастасия Руслановна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)

Иоганн Розенмюллер – композитор эпохи барокко

 

11:15     Сажнева Алена Сергеевна

студентка музыкального факультета Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент С.Г. Войткевич)

Оратория Й. Мысливечка на сюжет «Жертвоприношение Авраамом Исаака»: к вопросу о жанровых особенностях

 

11:30     Хонякина Елена Александровна

преподаватель кафедры истории музыки, аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова)

Опера И. Хартмана «Смерть Бальдра»: первый опыт претворения скандинавизма в музыкальном театре Дании

 

11:45     Никишова Екатерина Сергеевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова)

Опера «Февей» В.А. Пашкевича на либретто Екатерины II

 

12:00   Хахалина Анастасия Игоревна

ассистент-стажер Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)

Психосоматика и вокальная практика

 

12:15     Юй Хунсюань

ассистент-стажер Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент П.А. Мичков)

Образ Эбн-Хакиа из оперы П.И. Чайковского «Иоланта» в работах зарубежных исследователей

 

12:30     Чжан Хунмэй

аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.М. Петрова)

Специфика воплощения женских персонажей в операх Инь Цина

 

 

Перерыв

12:45–13:30


5 ноября, среда Конференц-зал
ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ

13:30 (новосибирское время) / 9:30 (московское время)

ссылка для подключения

Модератор

Наталья Владимировна Хоробрых

аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

13:30     Арсентьева Евдокия Евгеньевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор С.С. Гончаренко)

Фортепианный концерт в творчестве Р. Щедрина: эволюция жанра

 

13:45     Останина Мария Николаевна

аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор С.С. Гончаренко)

А. Вивальди — И.С. Бах: к вопросу о барочном концертировании

 

14:00     Хоробрых Наталья Владимировна

аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)

Симфонизм и виртуозная концертность в инструментальной музыке М. Таривердиева

 

14:15     Жильцова Анастасия Андреевна

студентка Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н.М. Найко)

О некоторых особенностях вокального цикла Микаэля Таривердиева «Акварели»

 

14:30     Кулинская Надежда Алексеевна

студентка отделения оркестровых духовых и ударных инструментов Архангельского музыкального колледжа (научный руководитель – Е.И. Преловская)

Жанр концерта в творчестве немецкого флейтиста Иоганна Иоахима Кванца

 

14:45     Винницкая Дарья Юрьевна

студентка музыкального факультета Воронежского государственного института искусств (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор О.А. Скрынникова)

Вторая симфония Глиэра: к вопросу о жанровом инварианте

 

15:00     Киселева Екатерина Евгеньевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор С.С. Гончаренко)

Рефренная форма в пьесе «Mirrors of emptiness» for marimba and digital delay Григория Смирнова

 

15:15     Казанцев Тимофей Дмитриевич

преподаватель Музыкальной школы на площади Томаса Манна (Хемниц, Германия)

Интерпретация нотации педали романтических композиторов современным пианистом

 

15:30     Эпова Екатерина Михайловна

заведующая кафедрой оркестровых духовых и ударных инструментов, аспирант Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент С.Г. Войткевич)

К вопросу об истории исполнительства на саксофоне в Европе, России и Азии

 

Перерыв

15:45–16:00


Модератор

Анастасия Евгеньевна Иванова

сотрудник международного факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

16:00     Сионихина Дарья Евгеньевна

студентка Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства Филиал «Сибирский» (Кемерово) (научный руководитель –  Н.А. Носова)

История развития флейты и ее влияние на формирование музыкальных жанров

 

16:15     Сабанина Ольга Владимировна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, старший преподаватель А.В. Ванчугов)

Соната для флейты и фортепиано О. Тактакишвили: гармония, форма, стиль

 

16:30     Тищенко Диана Юрьевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Юферова)

Особенности гармонического языка Д. Шостаковича (на примере «Прелюдии и фуги» g-moll, ор. 87)

 

16:45     Эллерт Виктория Александровна

студентка музыкального факультета Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Гаврилова)

«Синяя птица»: от пьесы М. Метерлинка к мюзиклу Е. Терехиной и В. Цюпы

 

17:00     Иванова Анастасия Евгеньевна

сотрудник международного факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.В. Новикова), преподаватель Детской музыкальной школы № 8 г. Новосибирска

Рок-опера «Последнее испытание» А. Круглова и Е. Ханпиры в ракурсе взаимодействия с художественными явлениями прошлого и современности


 

 

6 ноября, четверг Конференц-зал
ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ

11:00 (новосибирское время) / 07:00 (московское время)

ссылка для подключения

Модератор

Константин Сергеевич Храпов

аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

11:00     Казаков Данил Денисович

студент факультета сценических и экранных искусств Российского государственного института сценических искусств (филиал в г. Кемерово) (научный руководитель – кандидат экономических наук, доцент К.С. Саблин)

Саунд-драма как структурный принцип в постдраматическом театре

 

11:15     Шилин Владимир Владиславович

независимый исследователь, автор мультиплатформенного просветительского проекта об академической музыке «CHILINE»

Кварто-квинтовый квадрат: тональная матрица как инструмент унификации гармонической теории

 

11:30     Алябьева Екатерина Юрьевна

студентка отделения хорового дирижирования Сочинского колледжа искусств (научный руководитель – И.В. Ляликова)

Академическая музыка в реалиях современности

 

11:45     Лопатин Павел Владиславович

аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент О.В. Синельникова), преподаватель кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры

Эмбиент как художественная стратегия: кросс-медиальные парадигмы в искусстве второй половины XX – начала XXI века

 

12:00     Столбова Полина Алексеевна

преподаватель факультета экранных искусств Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург)

Искусственные звуковые среды в практике выставочного проектирования

 

12:15     Калаганская Ася Алексеевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент П.А. Мичков)

Акустическая оркестровая музыка и способы ее претворения в видеоиграх

 

12:30     Короткиева Эмма Сергеевна

магистрант Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент Е.В. Кисеева)

Особенности преломления спектральной техники в позднем оперном творчестве Кайи Саариахо

 

12:45     Храпов Константин Сергеевич

аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Г.А. Демешко), преподаватель Детской школы искусств № 16 г. Новосибирска

Специфика применения додекафонной техники в серийных струнных квартетах В.Н. Салманова

 

 Перерыв

13:00–14:00


 

 

6 ноября, четверг Конференц-зал
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАСЕДАНИЕ

14:00 (новосибирское время) / 10:00 (московское время)

ссылка для подключения

Модератор

Волобуев Никита Юрьевич

старший преподаватель кафедры общего фортепиано
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

14:00     Мартынюк Александра Александровна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Леонова)

«Как пошла стрела»: структура весеннего обряда Восточного Полесья

 

14:15     Донникова Ульяна Алексеевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Т.Г. Казанцева)

Жанровая трансформация канта «Буря море раздымает» в старообрядческом духовном стихе

 

14:30     Гурина Елизавета Александровна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени
М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Л.П. Робустова)

Ансамбль «Рождество» Новосибирской филармонии в культурно-образовательном пространстве сибирского региона

 

14:45     Кротова Милена Михайловна

студентка Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства Филиал «Сибирский» (Кемерово) (научный руководитель –  Н.А. Носова)

Жанровые особенности татарской традиционной культуры

 

15:00     Лодоева Долгор Цынгэевна

студентка отделения теории музыки Колледжа искусств имени П.И. Чайковского (Улан-Удэ) (научный руководитель – Т.Б. Дугарова)

Баир Дондоков. Опера «Эреэхэн»

 

15:15     Черкасова Дарья Сергеевна

студентка отделения теории музыки Колледжа искусств имени П.И. Чайковского (Улан-Удэ) (научный руководитель –
Т.Б. Дугарова)

«Баргуджин Тукум – Земля духов, Земля веры…»

 

15:30     Лавелина Кристина Александровна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)

Турецкая пятерка: развитие академической музыки Турции

 

15:45     Степанов Юрий Дмитриевич

студент теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Ю.В. Антипова)

Николай Капустин и «третье течение»: pro et contra

 

16:00     Белова Елизавета Евгеньевна

студентка отделения теории музыки Кузбасского колледжа искусств (Новокузнецк) (научный руководитель – О.Е. Заборских)

Вокальный цикл «Рождественский альбом» кузбасского композитора Дмитрия Полякова

 

16:15     Шипицына Анастасия Леонидовна

студентка музыкального факультета Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Гаврилова)

Звукообразные рефлексии поэзии Г. Иванова в произведении Ю. Абдокова «На грани таяния и льда»

 

16:30     Мартынюк Александра Александровна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Л.П. Робустова)

Детская музыка в творчестве новосибирского композитора Ю.Е. Ащепкова: особенности художественно-творческих решений

 

16:45     Земскова Елизавета Владимировна

младший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси (Минск) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Г.П. Цмыг)

Репрезентация темы Войны и Победы в современной белорусской хоровой концертной практике

 

17:00     Лобачева Анна Вячеславовна

студентка отделения теории музыки Колледжа искусств имени П.И. Чайковского (Улан-Удэ) (научный руководитель – Т.Б. Дугарова)

Дарья Коркина. Концертная пьеса «Игра воды»

 

17:15     Бибикова Екатерина Андреевна

магистрант Института современного искусства (Москва) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Л.С. Бакши)

История развития понятия «имидж» в советской эстраде


 

 

6 ноября, четверг Музейная лаборатория
ПЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ

14:00 (новосибирское время) / 10:00 (московское время)

ссылка для подключения

Модератор

Худяшова Алина Викторовна

студентка отделения теории музыки Кузбасского музыкального колледжа

 

14:00     Королева Каролина Андреевна

студентка отделения хорового дирижирования Краснотурьинского колледжа искусств (научный руководитель – преподаватель Э.А. Аванесян)

О проблематике исполнительских нюансов с точки зрения методики преподавания вокальных дисциплин

 

14:15     Шелетун Алёна Леонидовна

студентка Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства Филиал «Сибирский» (Кемерово) (научный руководитель – Н.А. Носова)

Особенности музыкального развития учащихся разных возрастных групп

 

14:30     Волков Даниил Юрьевич

студент теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.В. Новикова)

Нотные и аудиоредакторы в деятельности студента-композитора

 

14:45     Кладов Александр Владимирович

магистрант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Л.П. Робустова)

Современные компьютерные технологии в музыкальном образовании (дидактический аспект)

 

15:00    Худяшова Алина Викторовна

студентка отделения теории музыки Кузбасского музыкального колледжа (Кемерово) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Поморцева)

Образ Иоланты в одноименной опере П.И. Чайковского

 

15:15     Блинова Анастасия Ильинична

студентка хорового отделения Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича (научный руководитель – Д.Т. Кулиева)

Психологические аспекты взаимодействия дирижера с коллективом

 

15:30     Подосинов Владимир Николаевич

детский психолог Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями имени А.И. Бороздина (Новосибирск) (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Н.Я. Большунова)

Материнское психологическое сопровождение детей с особыми состояниями здоровья средствами музыкально-голосовых технологий в условиях стационарного лечения


 

 

7 ноября, пятница

10:00

Заельцовское кладбище

 

Акция памяти

 посвященная деятелям

музыкальной культуры Новосибирска

и педагогам Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

К участию в конференции приглашаются обучающиеся музыкальных колледжей, студенты и аспиранты музыкальных вузов, музыкальных факультетов художественных вузов.

 

Основные тематические направления конференции:

— история музыки;

— теория музыки;

— этномузыкознание и фольклористика;

— музыкальная педагогика и психология;

— исполнительское искусство;

— массовая музыкальная культура;

— региональная музыкальная культура;

— музыкальная эстетика;

— менеджмент в сфере музыкального искусства;

— музыка Великой Победы.

 

Продолжительность выступлений с докладамидо 15 минут.

Формат проведения конференции смешанный: очное и дистанционное участие с использованием средств видеоконференцсвязи (на российской платформе Контур.Толк). Заочное участие в конференции (в формате видеодокладов) не предусмотрено.

 

Ссылку-приглашение на платформу видеоконференцсвязи и инструкцию по пользованию системой дистанционные участники получат не позднее, чем за 24 часа до начала мероприятия. Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям.

Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 20 октября 2025 года на странице конференции.

 

По итогам конференции планируется издание сборника материалов конференции с полнотекстовым размещением статей в базе РИНЦ.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЬИ

Текст на русском языке предоставляется в электронном виде на два адреса: p.michkov@nsglinka.ru (Мичков Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию) и e.safonova@nsglinka.ru (Сафонова Елена Витальевна – начальник редакционно-издательского отдела). Заголовок файла — ФАМИЛИЯ_Музыкознание.

Срок окончания приема статей: 6 ноября 2025 г.

Параметры страницы:

Набор в редакторе Word в виде компьютерного файла с расширением *.doc / *.docx. Шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал полуторный, все поля страниц по 2 см, расстановка переносов автоматическая, выравнивание «по ширине», абзацный отступ – 1,25. Сноски – в конце статьи в виде примечаний. Ссылки на литературу приводятся внутри текста в квадратных скобках, например: [8, с. 56].

Объем статьи – 0,3 – 0,5 п.л. (от 12 до 20 тыс. знаков, включая пробелы).

В структуру статьи должны входить:

– УДК (выравнивание по левому краю. Для определения УДК можно воспользоваться ресурсом в сети Интернет, например, https://classinform.ru/udk.html);

– ФИО автора, место учебы – полное наименование организации (выравнивание по правому краю);

– ФИО научного руководителя, ученая степень (при наличии), должность, место работы;

– название статьи заглавными буквами;

– аннотация (35-55 слов, но не более 500 знаков. Аннотация не должна повторять текст статьи, в ней не должно быть таблиц, сносок, а также материала, которого нет в статье);

– ключевые слова (от 4 до 10 слов и словосочетаний);

– список литературы (от 5 до 15 источников, сортировка в алфавитном порядке. На каждый источник должна быть ссылка в тексте). Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.05. – 2008.

– нотные примеры и рисунки вставляются в файл со статьей в раздел ПРИЛОЖЕНИЯ после списка литературы, нумеруются и подписываются по образцу:

Илл. 1. Название изображения

Фото 1. Название фото

Пример 1. Название примера

Таблица 1. Название таблицы

ВНИМАНИЕ! Иллюстративный материал обязательно предоставляется автором в электронном формате (компьютерная графика) – каждое изображение отдельным файлом. Файлы нумеруются и озаглавливаются также как в тексте статьи.

Нотные примеры предоставляются в возможных вариантах: а) сканированные с разрешением 600 dpi; б) в форматах программ Encore, Sibelius, Finale; в) в форматах программ Encore, Sibelius, Finale, переведенные в *.tif.

Пример оформления статьи

Оргкомитет конференции оставляет за собой право отбора и редактирования материала для публикации.

  

Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников конференции оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается, плата за публикацию материалов составляет 500 руб. за 0,5 п.л (20-22 тыс. символов с учетом пробелов).

 

 

Оргкомитет конференции: 

Мичков Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию, кандидат искусствоведения, доцент;
(383) 222-45-72, p.michkov@nsglinka.ru

Светлова Ольга Александровна – проректор по воспитательной работе, заведующий кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения, доцент;

Молчанов Андрей Сергеевич заведующий кафедрой теории музыки и композиции, кандидат искусствоведения, доцент.

 

 

Поделиться: