|
5–6 ноября 2025 года Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки проводит VII Всероссийскую научно-практическую конференцию «МУЗЫКОЗНАНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ |
| 5 ноября, среда | Конференц-зал |
| ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ | |
|
10:00 (новосибирское время) / 06:00 (московское время) |
|
Вступительное слово
проректора по научной работе и цифровому развитию
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
кандидата искусствоведения, доцента
Павла Александровича Мичкова
Модератор
Елена Александровна Хонякина
преподаватель кафедры истории музыки, аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
10:15 Аргунова Людмила Викторовна
аспирант Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Гаврилова)
«Психея» Мэтью Локка и Томаса Шедуэлла в контексте музыкально-театральной жизни Лондона второй половины XVII века
10:30 Волоцкая Алиса Вадимовна
ассистент-стажер Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)
Аффект гнева в избранных ариях из итальянских опер
10:45 Смольняк Анастасия Александровна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Т.В. Смирнова)
Azione teatrale «Сон Сципиона» в аспекте сотрудничества И.А. Хассе и П. Метастазио
11:00 Авдеенко Анастасия Руслановна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)
Иоганн Розенмюллер – композитор эпохи барокко
11:15 Сажнева Алена Сергеевна
студентка музыкального факультета Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент С.Г. Войткевич)
Оратория Й. Мысливечка на сюжет «Жертвоприношение Авраамом Исаака»: к вопросу о жанровых особенностях
11:30 Хонякина Елена Александровна
преподаватель кафедры истории музыки, аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова)
Опера И. Хартмана «Смерть Бальдра»: первый опыт претворения скандинавизма в музыкальном театре Дании
11:45 Никишова Екатерина Сергеевна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова)
Опера «Февей» В.А. Пашкевича на либретто Екатерины II
12:00 Хахалина Анастасия Игоревна
ассистент-стажер Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)
Психосоматика и вокальная практика
12:15 Юй Хунсюань
ассистент-стажер Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент П.А. Мичков)
Образ Эбн-Хакиа из оперы П.И. Чайковского «Иоланта» в работах зарубежных исследователей
12:30 Чжан Хунмэй
аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.М. Петрова)
Специфика воплощения женских персонажей в операх Инь Цина
Перерыв
12:45–13:30
| 5 ноября, среда | Конференц-зал |
| ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ | |
|
13:30 (новосибирское время) / 9:30 (московское время) |
|
Модератор
Наталья Владимировна Хоробрых
аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
13:30 Арсентьева Евдокия Евгеньевна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор С.С. Гончаренко)
Фортепианный концерт в творчестве Р. Щедрина: эволюция жанра
13:45 Останина Мария Николаевна
аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор С.С. Гончаренко)
А. Вивальди — И.С. Бах: к вопросу о барочном концертировании
14:00 Хоробрых Наталья Владимировна
аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)
Симфонизм и виртуозная концертность в инструментальной музыке М. Таривердиева
14:15 Жильцова Анастасия Андреевна
студентка Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н.М. Найко)
О некоторых особенностях вокального цикла Микаэля Таривердиева «Акварели»
14:30 Кулинская Надежда Алексеевна
студентка отделения оркестровых духовых и ударных инструментов Архангельского музыкального колледжа (научный руководитель – Е.И. Преловская)
Жанр концерта в творчестве немецкого флейтиста Иоганна Иоахима Кванца
14:45 Винницкая Дарья Юрьевна
студентка музыкального факультета Воронежского государственного института искусств (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор О.А. Скрынникова)
Вторая симфония Глиэра: к вопросу о жанровом инварианте
15:00 Киселева Екатерина Евгеньевна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор С.С. Гончаренко)
Рефренная форма в пьесе «Mirrors of emptiness» for marimba and digital delay Григория Смирнова
15:15 Казанцев Тимофей Дмитриевич
преподаватель Музыкальной школы на площади Томаса Манна (Хемниц, Германия)
Интерпретация нотации педали романтических композиторов современным пианистом
15:30 Эпова Екатерина Михайловна
заведующая кафедрой оркестровых духовых и ударных инструментов, аспирант Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент С.Г. Войткевич)
К вопросу об истории исполнительства на саксофоне в Европе, России и Азии
Перерыв
15:45–16:00
Модератор
Анастасия Евгеньевна Иванова
сотрудник международного факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
16:00 Сионихина Дарья Евгеньевна
студентка Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства Филиал «Сибирский» (Кемерово) (научный руководитель – Н.А. Носова)
История развития флейты и ее влияние на формирование музыкальных жанров
16:15 Сабанина Ольга Владимировна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, старший преподаватель А.В. Ванчугов)
Соната для флейты и фортепиано О. Тактакишвили: гармония, форма, стиль
16:30 Тищенко Диана Юрьевна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Юферова)
Особенности гармонического языка Д. Шостаковича (на примере «Прелюдии и фуги» g-moll, ор. 87)
16:45 Эллерт Виктория Александровна
студентка музыкального факультета Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Гаврилова)
«Синяя птица»: от пьесы М. Метерлинка к мюзиклу Е. Терехиной и В. Цюпы
17:00 Иванова Анастасия Евгеньевна
сотрудник международного факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.В. Новикова), преподаватель Детской музыкальной школы № 8 г. Новосибирска
Рок-опера «Последнее испытание» А. Круглова и Е. Ханпиры в ракурсе взаимодействия с художественными явлениями прошлого и современности
| 6 ноября, четверг | Конференц-зал |
| ТРЕТЬЕ ЗАСЕДАНИЕ | |
|
11:00 (новосибирское время) / 07:00 (московское время) |
|
Модератор
Константин Сергеевич Храпов
аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
11:00 Казаков Данил Денисович
студент факультета сценических и экранных искусств Российского государственного института сценических искусств (филиал в г. Кемерово) (научный руководитель – кандидат экономических наук, доцент К.С. Саблин)
Саунд-драма как структурный принцип в постдраматическом театре
11:15 Шилин Владимир Владиславович
независимый исследователь, автор мультиплатформенного просветительского проекта об академической музыке «CHILINE»
Кварто-квинтовый квадрат: тональная матрица как инструмент унификации гармонической теории
11:30 Алябьева Екатерина Юрьевна
студентка отделения хорового дирижирования Сочинского колледжа искусств (научный руководитель – И.В. Ляликова)
Академическая музыка в реалиях современности
11:45 Лопатин Павел Владиславович
аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент О.В. Синельникова), преподаватель кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры
Эмбиент как художественная стратегия: кросс-медиальные парадигмы в искусстве второй половины XX – начала XXI века
12:00 Столбова Полина Алексеевна
преподаватель факультета экранных искусств Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург)
Искусственные звуковые среды в практике выставочного проектирования
12:15 Калаганская Ася Алексеевна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент П.А. Мичков)
Акустическая оркестровая музыка и способы ее претворения в видеоиграх
12:30 Короткиева Эмма Сергеевна
магистрант Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент Е.В. Кисеева)
Особенности преломления спектральной техники в позднем оперном творчестве Кайи Саариахо
12:45 Храпов Константин Сергеевич
аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Г.А. Демешко), преподаватель Детской школы искусств № 16 г. Новосибирска
Специфика применения додекафонной техники в серийных струнных квартетах В.Н. Салманова
Перерыв
13:00–14:00
| 6 ноября, четверг | Конференц-зал |
| ЧЕТВЕРТОЕ ЗАСЕДАНИЕ | |
|
14:00 (новосибирское время) / 10:00 (московское время) |
|
Модератор
Волобуев Никита Юрьевич
старший преподаватель кафедры общего фортепиано
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
14:00 Мартынюк Александра Александровна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Леонова)
«Как пошла стрела»: структура весеннего обряда Восточного Полесья
14:15 Донникова Ульяна Алексеевна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Т.Г. Казанцева)
Жанровая трансформация канта «Буря море раздымает» в старообрядческом духовном стихе
14:30 Гурина Елизавета Александровна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени
М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Л.П. Робустова)
Ансамбль «Рождество» Новосибирской филармонии в культурно-образовательном пространстве сибирского региона
14:45 Кротова Милена Михайловна
студентка Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства Филиал «Сибирский» (Кемерово) (научный руководитель – Н.А. Носова)
Жанровые особенности татарской традиционной культуры
15:00 Лодоева Долгор Цынгэевна
студентка отделения теории музыки Колледжа искусств имени П.И. Чайковского (Улан-Удэ) (научный руководитель – Т.Б. Дугарова)
Баир Дондоков. Опера «Эреэхэн»
15:15 Черкасова Дарья Сергеевна
студентка отделения теории музыки Колледжа искусств имени П.И. Чайковского (Улан-Удэ) (научный руководитель –
Т.Б. Дугарова)
«Баргуджин Тукум – Земля духов, Земля веры…»
15:30 Лавелина Кристина Александровна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент А.А. Мальцева)
Турецкая пятерка: развитие академической музыки Турции
15:45 Степанов Юрий Дмитриевич
студент теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Ю.В. Антипова)
Николай Капустин и «третье течение»: pro et contra
16:00 Белова Елизавета Евгеньевна
студентка отделения теории музыки Кузбасского колледжа искусств (Новокузнецк) (научный руководитель – О.Е. Заборских)
Вокальный цикл «Рождественский альбом» кузбасского композитора Дмитрия Полякова
16:15 Шипицына Анастасия Леонидовна
студентка музыкального факультета Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Гаврилова)
Звукообразные рефлексии поэзии Г. Иванова в произведении Ю. Абдокова «На грани таяния и льда»
16:30 Мартынюк Александра Александровна
студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Л.П. Робустова)
Детская музыка в творчестве новосибирского композитора Ю.Е. Ащепкова: особенности художественно-творческих решений
16:45 Земскова Елизавета Владимировна
младший научный сотрудник Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси (Минск) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Г.П. Цмыг)
Репрезентация темы Войны и Победы в современной белорусской хоровой концертной практике
17:00 Лобачева Анна Вячеславовна
студентка отделения теории музыки Колледжа искусств имени П.И. Чайковского (Улан-Удэ) (научный руководитель – Т.Б. Дугарова)
Дарья Коркина. Концертная пьеса «Игра воды»
17:15 Бибикова Екатерина Андреевна
магистрант Института современного искусства (Москва) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Л.С. Бакши)
История развития понятия «имидж» в советской эстраде
| 6 ноября, четверг | Музейная лаборатория |
| ПЯТОЕ ЗАСЕДАНИЕ | |
|
14:00 (новосибирское время) / 10:00 (московское время) |
|
Модератор
Худяшова Алина Викторовна
студентка отделения теории музыки Кузбасского музыкального колледжа
14:00 Королева Каролина Андреевна
студентка отделения хорового дирижирования Краснотурьинского колледжа искусств (научный руководитель – преподаватель Э.А. Аванесян)
О проблематике исполнительских нюансов с точки зрения методики преподавания вокальных дисциплин
14:15 Шелетун Алёна Леонидовна
студентка Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства Филиал «Сибирский» (Кемерово) (научный руководитель – Н.А. Носова)
Особенности музыкального развития учащихся разных возрастных групп
14:30 Волков Даниил Юрьевич
студент теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.В. Новикова)
Нотные и аудиоредакторы в деятельности студента-композитора
14:45 Кладов Александр Владимирович
магистрант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Л.П. Робустова)
Современные компьютерные технологии в музыкальном образовании (дидактический аспект)
15:00 Худяшова Алина Викторовна
студентка отделения теории музыки Кузбасского музыкального колледжа (Кемерово) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н.В. Поморцева)
Образ Иоланты в одноименной опере П.И. Чайковского
15:15 Блинова Анастасия Ильинична
студентка хорового отделения Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова-Радкевича (научный руководитель – Д.Т. Кулиева)
Психологические аспекты взаимодействия дирижера с коллективом
15:30 Подосинов Владимир Николаевич
детский психолог Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями имени А.И. Бороздина (Новосибирск) (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Н.Я. Большунова)
Материнское психологическое сопровождение детей с особыми состояниями здоровья средствами музыкально-голосовых технологий в условиях стационарного лечения
7 ноября, пятница
10:00
Заельцовское кладбище
Акция памяти
посвященная деятелям
музыкальной культуры Новосибирска
и педагогам Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки
К участию в конференции приглашаются обучающиеся музыкальных колледжей, студенты и аспиранты музыкальных вузов, музыкальных факультетов художественных вузов.
Основные тематические направления конференции:
— история музыки;
— теория музыки;
— этномузыкознание и фольклористика;
— музыкальная педагогика и психология;
— исполнительское искусство;
— массовая музыкальная культура;
— региональная музыкальная культура;
— музыкальная эстетика;
— менеджмент в сфере музыкального искусства;
— музыка Великой Победы.
Продолжительность выступлений с докладами – до 15 минут.
Формат проведения конференции смешанный: очное и дистанционное участие с использованием средств видеоконференцсвязи (на российской платформе Контур.Толк). Заочное участие в конференции (в формате видеодокладов) не предусмотрено.
Ссылку-приглашение на платформу видеоконференцсвязи и инструкцию по пользованию системой дистанционные участники получат не позднее, чем за 24 часа до начала мероприятия. Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям.
Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 20 октября 2025 года на странице конференции.
По итогам конференции планируется издание сборника материалов конференции с полнотекстовым размещением статей в базе РИНЦ.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЬИ
Текст на русском языке предоставляется в электронном виде на два адреса: p.michkov@nsglinka.ru (Мичков Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию) и e.safonova@nsglinka.ru (Сафонова Елена Витальевна – начальник редакционно-издательского отдела). Заголовок файла — ФАМИЛИЯ_Музыкознание.
Срок окончания приема статей: 6 ноября 2025 г.
Параметры страницы:
Набор в редакторе Word в виде компьютерного файла с расширением *.doc / *.docx. Шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал полуторный, все поля страниц по 2 см, расстановка переносов автоматическая, выравнивание «по ширине», абзацный отступ – 1,25. Сноски – в конце статьи в виде примечаний. Ссылки на литературу приводятся внутри текста в квадратных скобках, например: [8, с. 56].
Объем статьи – 0,3 – 0,5 п.л. (от 12 до 20 тыс. знаков, включая пробелы).
В структуру статьи должны входить:
– УДК (выравнивание по левому краю. Для определения УДК можно воспользоваться ресурсом в сети Интернет, например, https://classinform.ru/udk.html);
– ФИО автора, место учебы – полное наименование организации (выравнивание по правому краю);
– ФИО научного руководителя, ученая степень (при наличии), должность, место работы;
– название статьи заглавными буквами;
– аннотация (35-55 слов, но не более 500 знаков. Аннотация не должна повторять текст статьи, в ней не должно быть таблиц, сносок, а также материала, которого нет в статье);
– ключевые слова (от 4 до 10 слов и словосочетаний);
– список литературы (от 5 до 15 источников, сортировка в алфавитном порядке. На каждый источник должна быть ссылка в тексте). Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.05. – 2008.
– нотные примеры и рисунки вставляются в файл со статьей в раздел ПРИЛОЖЕНИЯ после списка литературы, нумеруются и подписываются по образцу:
Илл. 1. Название изображения
Фото 1. Название фото
Пример 1. Название примера
Таблица 1. Название таблицы
ВНИМАНИЕ! Иллюстративный материал обязательно предоставляется автором в электронном формате (компьютерная графика) – каждое изображение отдельным файлом. Файлы нумеруются и озаглавливаются также как в тексте статьи.
Нотные примеры предоставляются в возможных вариантах: а) сканированные с разрешением 600 dpi; б) в форматах программ Encore, Sibelius, Finale; в) в форматах программ Encore, Sibelius, Finale, переведенные в *.tif.
Оргкомитет конференции оставляет за собой право отбора и редактирования материала для публикации.
Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников конференции оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается, плата за публикацию материалов составляет 500 руб. за 0,5 п.л (20-22 тыс. символов с учетом пробелов).
Оргкомитет конференции:
Мичков Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию, кандидат искусствоведения, доцент;
(383) 222-45-72, p.michkov@nsglinka.ru
Светлова Ольга Александровна – проректор по воспитательной работе, заведующий кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения, доцент;
Молчанов Андрей Сергеевич – заведующий кафедрой теории музыки и композиции, кандидат искусствоведения, доцент.





