Традиционное пение татар-кряшен Поволжья

5 октября в Новосибирской консерватории состоялся
третий научно-методологический семинар
по этномузыкознанию и фольклористике, посвященный
песенной культуре татар-кряшéн Поволжья.

В рамках проведения ежеквартального научнометодологического онлайн-семинара по этномузыкознанию и фольклористике, который в 2022 году организовали Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки и Институт филологии СО РАН, состоялось третье заседание, на котором старший научный сотрудник сектора фольклора Российского института истории искусств (г. Санкт-Петербург), Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, кандидат искусствоведения Наиля Юнисовна Альмеева представила научный доклад-презентацию «Традиционное пение татар-кряшен Поволжья».

«Тематические направления работы нашего семинараохватывают, с одной стороны, теоретико-методологическиеаспекты изучения традиционной музыкальной культуры, с другой стороны, региональную проблематику, в том числе связанную с представлением какой-либо региональной фольклорной традиции. Именно со вторым направлением связана тематика настоящего, третьего по счету совместного онлайн-семинара», – отметил старший научный сотрудник ИФЛ СО РАН, заведующий Научным центром по изучению региональных и традиционных музыкальных культур НГК им. Глинки Павел Сергеевич Шахов.

Татары-кряшены – православная общность в составе татар Поволжья и Приуралья. В своем сообщении Наиля ЮнисовнаАльмеевав широком историко-этнографическом контексте рассказала о формировании татарского этноса в поликультурном Волго-Уральском регионе,охарактеризовала субэтническую группу татар-кряшен, осветила этапы изучения их музыкально-фольклорных традиций, а также рассказала о собственных многочисленных полевых исследованиях, регулярно проводимых автором с 1978 года до настоящего времени.

В контексте татарской музыки устной традиции песенный фольклор кряшен отличается жанровой системой и особенностями многоголосного пения. На семинаре были показаны ценнейшие аудио- и видеозаписи песенных образцов в исполнении татар-кряшен в разных жанрах их фольклорной системы и в различных фактурах многоголосия.

В работе онлайн-семинара в качестве слушателей принимали участие:

– проректор по научной работе, профессор кафедры этномузыкологии Азербайджанской национальной консерватории, Заслуженный деятель искусств Азербайджана, доктор философии по искусствоведению Лала Гусейнова Ширмамед (Азербайджан, г. Баку);

– заведующая кафедрой этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, доцент, кандидат искусствоведенияГалина Владимировна Лобкова; студентка кафедры этномузыкологии Варвара Владимировна Афонченко;

– научный сотрудник Российского этнографического музея Айшат Ахмедовна Гаджиева;

– сотрудники Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (профессор кафедры этномузыкознания, кандидат искусствоведения Наталья Владимировна Леонова; доцент кафедры этномузыкознания, кандидат искусствоведения Наталья Михайловна Кондратьева; доцент кафедры музыкального образования и просвещения, кандидат искусствоведения Ольга Владимировна Новикова);

– сотрудники Научного центра по изучению традиционной и региональной музыкальной культуры НГК им. М.И. Глинки (заведующий Научным центром, старший научный сотрудник ИФЛ СО РАН, кандидат искусствоведения Павел Сергеевич Шахов; научный сотрудник ИФЛ СО РАН и Научного центра, кандидат искусствоведения Татьяна Владимировна Дайнеко);

– сотрудники сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН (старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения Екатерина Леонидовна Тирон; старший научный сотрудник, кандидат филологических наук Анна Александровна Гриневич; ведущий научный сотрудник, доктор филологических наук Жанна Монгеевна Юша);

– студенты 2 курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

Особый интерес и живой отклик у слушателей вызвал продемонстрированный автором доклада полевой аудио- и видеоматериал, связанный с календарными и семейно-обрядовыми песнями татар-кряшен, которые исполняются группами женщин в гетерофонном стиле. Как отметила слушательница семинара В. В. Афонченко, студентка кафедры этномузыкологии СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, – «доклад был на высоте, очень познавательный, особенно для тех, кто изучает Поволжский регион».

Доклад завершился оживленной дискуссией, развернувшийся вокруг феномена представленной песенной культуры татар-кряшен. Так же сибирякам было любопытно было узнать о кряшенских деревнях Иркутской области (Боханский и Аларский районы), в которыхеще в 1960-е гг. были зафиксированы фольклорные материалы от переселенцев Мамадышского района Республики Татарстан.

Видеозапись семинара будет размещена на Youtube-канале Института филологии СО РАН.

***

Проведение совместного научного семинара было инициировано на II Сибирском форуме фольклористов (18–20 октября 2021 г.), что зафиксировано в Резолюции форума.

Первый семинар (1 марта 2022 г.)был посвящен изучению личных песен береговых коряков и коряков-чавчувенов, на втором семинаре (22 июня 2022 г.) обсуждались вопросы теоретических рефлексий музыкального фольклора.

Поделиться: