Светлова Ольга Александровна

проректор по воспитательной работе;

кандидат искусствоведения (2002);

доцент (2009);

заведующий кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (с 2018 г.).

Общие сведения

В 1998 г. окончила Новосибирскую консерваторию и в 2001 г. – аспирантуру по классу доктора искусствоведения, профессора Б.А. Шиндина. В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Службы святым в традиции Русской Православной Старообрядческой Церкви (на материале Сибирского региона)» (научный руководитель – д. иск., проф. Б.А. Шиндин) по специальности 17.00.02 – «Музыкальное искусство» (Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки). 2003–2008 гг. – пресс-секретарь ректората, 2005–2012 гг. – ученый секретарь Ученого совета, 2012–2018 гг. – проректор по научной и творческой работе, глава редакционно-издательского отдела. Один из основателей и ответственный секретарь научного рецензируемого журнала «Вестник музыкальной науки».

 

Педагогическая деятельность

В Новосибирской консерватории работает с 2003 г. на кафедре истории музыки. Читала курсы «История зарубежной музыки» (XIX век), «Зарубежная музыкальная литература» в Музыкальном колледже НГК. В настоящее время ведет курсы «История русской музыки», «Специальный класс», «Введение в музыкознание», «Научно-исследовательская работа», «История музыкознания в Сибири».

 

Сфера научных интересов

Богослужебная певческая культура сибирского старообрядчества, музыкальная культура Сибири, история сибирской музыкальной критики и журналистики.

 

Публикации

Глава в коллективной монографии с Приложением

Служба святым апостолам Петру и Павлу в традиции общины Русской православной старообрядческой церкви г. Бийска // Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая / Т. Г. Казанцева, Н. С. Мурашова, О. А. Светлова и др. –  Новосибирск: Наука, 2002. – (Православная культура Сибири;  Вып. 1). – С.  114–152.

Служба святым апостолам Петру и Павлу // Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая / Т. Г. Казанцева, Н. С. Мурашова, О. А. Светлова и др. –  Новосибирск: Наука, 2002. – (Православная культура Сибири;  Вып. 1). – С. 288–351.

 

Научные статьи (WoS, Scopus, ВАК)

  1. Историко-героические мотивы в житии и каноне святителю Павлу Коломенскому // Вестник КемГУКИ. 2012. № 20. С. 189–197.
  2. Агиографический богослужебный цикл в современной практике Русской Православной старообрядческой Церкви // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1 (12). С. 78–85.
  3. Особенности устной традиции богослужебного пения в общине Русской Православной старообрядческой Церкви г. Томска // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 2(13). С. 94–99.
  4. Агиографическая культура Русской Православной старообрядческой Церкви // Вестник КемГУКИ. 2015. № 33. Т.2. С. 142–150.
  5. Святительский подвиг митрополита Амвросия Белокриницкого в агиографическом певческом цикле // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 158–163.
  6. О новом направлении в музыкальной медиевистике Новосибирской консерватории // Вестник музыкальной науки. № 1(15). С. 65–72.
  7. Идейно-смысловые мотивы Выговской службы святым исповедникам, новым российским страдальцам // Вестник музыкальной науки. № 4 (18). С. 70–80.
  8. Сборник служб старообрядческим святым епископа Иннокентия (Усова) // Вестник музыкальной науки. № 4(22). С. 106–114.
  9. Пустозерские мученики в современной старообрядческой гимнографии // Вестник славянских культур. 2019. Т. 52. С. 224–239.
  10. Некоторые особенности фортепианного письма Фридерика Шопена (опыт феноменологической характеристики) // Вестник музыкальной науки. 2019. № 3. С. 98–108 (в соавторстве с И.Р. Ханнановым).
  11. Татьяна Аркадьевна Ро­менская – ученый и педагог (к 100-летнему юбилею) // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 5–19. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10020 (в соавторстве с Н.В. Леоновой, Л.П. Робустовой).
  12. Неисследованные страницы иркутского оперного критика Баяна // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 2. С. 46–55. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10023 (в соавторстве с Д.В. Павликовым).
  13. История сибирской музыкальной критики и журналистики в региональной периодике: к постановке проблемы // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 176–183. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-176-183.
  14. Концепция «равнинности» и ее претворение в ранних симфониях Нильса Вильгельма Гаде // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 3. С. 29–42. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-29-42 (в соавторстве с Е.А. Хонякиной).
  15. Роль Чэнь Чжи в становлении школы классической гитары в Китае // Вестник музыкальной науки, 2021. Т. 9, № 4. С. 191–201. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-4-191-201 (в соавторстве с Ся Тянь).
  16. Борис Александрович Шиндин. Главные темы научного творчества // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 2. С. 53–65. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-53-65.
  17. Театральная и музыкальная критика Е.В. Корша в «Томских губернских ведомостях» // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 4. С.183–192. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-183-192.
  18. Иркутская музыкально-театральная критика об итальянской опере в Сибири на рубеже XIX–XX веков (по материалам газеты «Восточное обозрение») // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. 2022. № 29. С. 7–17.
  19. Аспекты музыкальной критики И. Н. Юшкова в публикациях «Тобольских губернских ведомостей» // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 1 (19). С. 31–35.

 

Иные публикации (избранное)

  1. Сибирское старообрядчество // Музыкальная культура Сибири: Учеб.-метод. пособие для учащихся дет. муз. шк. и дет. шк. иск. Новосибирск, 2012. С.47–64, илл.
  2. Музыкознание в Новосибирской консерватории: история и современность // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски. материалы Международной научной конференции, 14-17 октября 2014 года / отв. ред. Т. И. Науменко ; Министерство культуры РФ, Российская академия музыки им. Гнесиных. М., ПРОБЕЛ-2000, 2015. С. 80–89. (в соавторстве с Б.А. Шиндиным).
  3. «…И многих твоих подвиг блистании всю Русь просветиша». О почитании епископа Тихона Томско-Алтайского в Русской Православной старообрядческой Церкви // Интернет-конференция «РУССКИЕ СУДЬБЫ И РУССКАЯ СВЯТОСТЬ в гимнографии, певческой книжности и духовно-музыкальном творчестве» (РАМ Гнесиных). Москва, 2017. Электронный ресурс:   http://media.wix.com/ugd/61baa4_c239e284215a4840a130ff38832019ce.pdf
  4. About a modern liturgical singing practice of the Old Believers of Novosibirsk (on the example of servise to the martyrs and confessors, suffered for their faith in the XVII century) // Studia Wschodniosłowiańskie. Том 17. С. 393–406. (Беласток, Польша). DOI 10.15290/sw.2017.17.27/
  5. Церковно-певческая практика старообрядческой общины г. Томска (на примере службы местночтимому святому) // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире: Выпуск 3: в 2 т. Том 1. Майкоп, 2018. С. 232–244.
  6. Святительский подвиг епископа Павла Коломенского в старообрядческой гимнографии // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 7: сб. статей по материалам Ежегодного междунар. науч.-творч. симпозиума «Бражниковские чтения» 2017–2018 гг. – СПб.: Скифия-принт, 2019. – С. 260–274.
  7. Сибирский органный форум // Багинская, Н. В., Головнёва, Н. И., Гончаренко, С. С. Новосибирский орган: страницы истории. К 50-летию концертного органа «W. Sauer» Новосибирской консерватории. 1968–2018 гг. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2019. С. 231–244.
  8. Борис Александрович Шиндин. Размышления о пути Учителя // 60 лет кафедрам теории и истории музыки Новосибирской консерватории: Сб. материалов научной конференции (18 сентября 2019 г.). Новосибирск, 2020. С. 178–192.
  9. «Нов град великий освятися вами мученицы…». Образы новгородских старообрядческих святых в агиографии и гимнографии // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып.8: Средневековая литургическая традиция и музыкальная культура Новгорода Великого: Сб. статей по матер. науч.-творч. симпозиума «Бражниковские чтения» 2019 г. / сост. и науч. ред. М. С. Егорова, А. Н. Кручинина; Санкт-Петербургская гос. конс. им. Н. А. Римского-Корсакова. Каф. древнерусского певч. искусства. СПб. Саратов: Амирит, 2020. С. 352–377.
  10. Старообрядческая служба соловецким страдальцам епископа Нижегородского Иннокентия (Усова) // Музыкальное наследие Соловецкого монастыря и социокультурное пространство Русского Поморья: сборник научных статей и публикаций текстов / сост. и науч. ред. М.С. Егорова, А.Н. Кручинина. СПб, 2020. Вып. 1. С. 139–160.
  11. Борис Александрович Шиндин. Поиски и пути сибирской музыкальной науки // Б.А. Шиндин. Избранные труды: к 80-летию со дня рождения: в 3 т. Т. 1 / сост., науч. ред. О.А. Светлова. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2022. С. 5–31.
  12. «Тобольские губернские ведомости» 1857 года: начало музыкальной журналистики в Сибири // ARTE: Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2022. № 4. С. 85–91.

 

Составление, научное редактирование, членство в редколлегии сборников трудов

  1. Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой отечественной войны. К 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Соллертинского: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2012. – 212 с.
  2. Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании. Вопросы теории, методологии и практики: сб. материалов Второй всерос. науч.-практ. конф., 26-28 февраля 2013 года. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2013. 172 с.
  3. Музыкальная критика и журналистика сегодня: проблемы и перспективы: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 15-16 апреля 2013 года. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2013. – 132 с.
  4. Музыкознание: История и современность глазами молодых ученых: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2014. – 291 с.
  5. Актуальные проблемы теории музыки, современной композиции и исполнительства: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2014. – 248 с.
  6. Музыкознание: история и современность глазами молодых ученых: cб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. (25–26 окт. 2017 г.). – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2018. – 184 с.
  7. Музыкальная культура Сибири: источники, традиционные и академические формы творчества: сб. статей Всероссийской науч. конференции. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2018. – 252 с.
  8. Багинская, Н. В., Головнёва, Н. И., Гончаренко, С. С. Новосибирский орган: страницы истории. К 50-летию концертного органа «W. Sauer» Новосибирской консерватории. 1968–2018 гг. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2019. – 265 с.; илл.
  9. Головнева Н.И. К истории Новосибирского Великорусского оркестра. 1893-1941. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2019. – 54 с.
  10. Б.А. Шиндин. Избранные труды: к 80-летию со дня рождения: в 3 т. Т. 1. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2022. – 332 с.
  11. Б.А. Шиндин. Избранные труды: к 80-летию со дня рождения: в 3 т. Т. 2. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2023. – 361 с.

 

Участие в редколлегии научных изданий

Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство)

Вестник музыкальной науки.

 

РИНЦ: SPIN-код: 7450-7275, AuthorID: 431182

 

Руководство дипломными, бакалаврскими и магистерскими работами по специальностям «Музыковедение» и «Музыкальная педагогика»

  1. Сидорова О.Ю. Французская симфония последней трети XIX века (на примере произведений С. Франка, Э. Шоссона, В. д’Энди и Э. Лало). 2008.
  2. Попова М.В. Жанр фортепианного концерта в творчестве новосибирских композиторов. 2008.
  3. Мельцева А.А. Мифема странствий в оперном творчестве Р. Вагнера. 2009.
  4. Мельцева А.А. Либретто Р. Вагнера: интерпретация сюжета, структура, драматургия. 2011.
  5. Макаренко Ю.С. Гимн Te Deum в западноевропейской музыке эпохи романтизма. 2011.
  6. Пантелеева М.С. «Бенвенуто Челлини» Г. Берлиоза в контексте развития французской комической оперы первой половины XIX в. 2011.
  7. Бабнюхова О.В. Жанры хоральной музыки Макса Регера в немецкой органной культуре рубежа XIX-XX века. 2012.
  8. Пиоттух К.А. Фортепианный концерт в творчестве Эйтора Вила-Лобоса. 2014.
  9. Шабатько Л.В. Оперный режиссер Маргарита Николаевна Сулимова: творческая судьба и деятельность в Театре камерной оперы Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. 2015.
  10. Павликов Д.В. Сибирская музыкальная критика в региональных периодических изданиях второй половины XIX – начала XX вв.: этапы развития, специфика жанров. 2020.
  11. Касаткина Т.С. Томская старообрядческая община: история и певческая практика (на примере службы Благовещению Пресвятой Богородицы). 2021.
  12. Хонякина Е.А. Симфоническое творчество Нильса Гаде: в поисках национального стиля. 2021.
  13. Хонякина Е.А. Музыкальная культура Дании XIX века в курсе «История зарубежной музыки». 2023.

 

Проектная, творческая деятельность

Принимала участие в грантовых проектах, поддержанных Российским гуманитарным научным фондом, в т.ч. в научных экспедициях. Являлась куратором Всероссийского музыкального конкурса в СФО, членом/председателем жюри региональных музыкально-теоретических олимпиад, оргкомитетов творческих фестивалей и конкурсов, автором и соавтором ряда всероссийских и международных творческих проектов, в т.ч. «Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны» (2012), «Сибирский органный форум» (2014), «Санкт-Петербург – Сибирь: диалог культур» (2015).

 

Контактный e-mail: svetlolganospam.org — mail.ru