Студия новой музыки – второй концерт в Новосибирске

15 ноября в Малом зале Новосибирской консерватории

в рамках фестиваля «Сибирские сезоны»

прошел второй концерт московского Ансамбля солистов

«Студия новой музыки»

Под руководством Заслуженного артиста РФ Игоря Дронова музыканты исполнили шесть произведений новой и новейшей музыки. Прозвучала небольшая сюита профессора Московской консерватории Юрия Каспарова «Четыре отстраненных взгляда в окно» для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано. Квартет представил сочинение, написанное в 2017 году по заказу солистов Ливерпульского симфонического оркестра. Драматургически выстроенная партитура основана на полифоническом взаимодействии четырех тембровых линий, то внезапно взрывающихся напряжёнными кульминациями, то пребывающих в умиротворенно-разреженной атмосфере звуковой утонченности.

Сочинение австрийца Георга Фридриха Хааса реализовало ведущий принцип его творчества, о котором он выразился так: «Любовь к звукам, которые разворачиваются во времени и пространстве, подобно живым существам». Секстет 2002 года «Tria ex uno» («Три из одного») основан на творческом диалоге композитора с музыкой Жоскена Депре. Две первые части излагают разные инструментальные версии трёхголосного пропорционального канона Жоскена «Tria ex uno» из его мессы «L’homme arme (super voces musicales)», а третья часть – самая развёрнутая – представляет собой своеобразную «интерпретационную рефлексию» Хааса по поводу этого канона. Спектральная (и добавлю: космическая) музыка Хааса вибрировала в тонких слоях интонационной стратосферы, колыхалась в микроинтервальных колебаниях струнных и духовых, звенела в необычных тембровых сочетаниях фортепиано, вибрафона, маримбы и тарелок.

Американец Джордж Крам очень любил фортепиано и расширил его возможности почти до предела, назвав его «extended piano». В исполненных солистами «Студии новой музыки» фрагментах вокального цикла «Apparition» для сопрано и расширенного фортепиано чувствовалась скорбь по утраченной гармонии мироздания. Лежащие в его основе стихи Уолта Уитмена были вызваны трагической гибелью президента США А. Линкольна. Элегические песни и вокализы Крама погружали слушателей в мир Природы, в котором властвует Смерть – «тёмная мать» и «могучая спасительница».

Близким по стилистике прозвучавшему в начале концерта опусу Ю. Каспарова стало новое сочинение Светланы Лавровой, написанное в начале текущего года – «Структура чувства», о котором автор выразилась как о вечных попытках современной музыки структурировать чувство – нечто не измеряемое, непостижимое и ускользающее.

Краткий «Post scriptum» Александра Вустина, созданный в 2019 году по заказу «Студии новой музыки», стал волею судьбы его последним произведением. Оно прозвучало как эпитафия по ушедшему мастеру и завершилось скорбным хоралом, тихо и проникновенно пропетым инструменталистами.

Итожащее концерт исполнение нового опуса доцента Новосибирской консерватории Андрея Молчанова стало мировой премьерой. Триптих «Перепады» для кларнета, скрипки и фортепиано перевел строгую и напряженно-интеллектуальную атмосферу концерта в модус игры, шутки и жизнерадостности. Показалось, что это произведение, балансирующее между композиторским академизмом и джазовой импровизационностью, вызвало у наших гостей неподдельный интерес и было исполнено ими весьма увлечённо. Оно стало праздничным финалом гастролей в Новосибирске авторитетного музыкального коллектива – ансамбля солистов «Студия новой музыки», познакомившего любителей современной музыки с ее новыми образцами.

Текст – Сергей Коробейников

Фото – Анна Полонова

Поделиться: