Представители консерватории приняли участие в научных мероприятиях, состоявшихся в Вологде и в Москве

VII Сессия научного совета по проблемам истории музыкального образования (г. Вологда, 23 – 26 апреля 2019 г.) и
Международная научная конференция Академии им. Маймонида
«Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы»
(г. Москва, 24 – 27 апреля 2019 г.)
состоялись при участии
заведующей кафедрой музыкального образования и просвещения, кандидата искусствоведения, доцента Людмилы Павловны Робустовой и доцента кафедры музыкального образования и просвещения, доктора искусствоведения
Екатерины Константиновны Карелиной


Уходящий апрель для двух педагогов кафедры музыкального образования и просвещения НГК был отмечен событиями поистине знаменательными – в ВОЛОГДЕ и в МОСКВЕ. Эксклюзивность встреч и общений, богатое информационное поле, энергетика проблем и постулатов, да и самих времени и мест – всё стало явью для выступающих и слушателей. Особенно для тех, кто приехал в древние места нашей родины не только за поиском научных смыслов, но и с целью интеграции в международные и всероссийские процессы консолидированного взаимодействия специалистов.

Среди активных членов Научного совета по проблемам истории музыкального образования была зав.кафедрой музыкального образования  и просвещения Новосибирской консерватории, канд. иск., доцент Л. П. Робустова. Она явилась участником нескольких крупных и одновременно уникальных форумов – Международной научной конференции «Подготовка музыканта-педагога: исторический опыт, проблемы, перспективы», Всероссийского научного семинара «История музыкального образования: новые исследования»,  Всероссийского симпозиума «Музыкальная культура и музыкальное образование Вологодского края», которые проходили  с 23 по 26 апреля в рамках заседаний  VII сессии Научного совета. Подробную информацию о сессии можно получить на сайтах Вологодского государственного университета и Московской консерватории.

В соответствии с  проблематикой конференции доклад Л.П. Робустовой на тему «Музыкант-педагог современной эпохи: ценностные смыслы профессии» был включён в первое пленарное заседание международной конференции, которая проводились на базе Вологодского государственного университета, что способствовало посещению мероприятия студенческой молодежью.

Более локальные вопросы стали прерогативой Всероссийского научного семинара, который проходил параллельно в двух исторических залах Вологодского Кремля –  Палатах архиепископа Иосифа Золотого (XVIII век), доступ в которые получают наиболее почетные и уважаемые гости города.

Драматургия крупного научного форума также включала выезд в Кирилло-Белозерский музей-заповедник, в интерьере которого прозвучали доклады, посвященные Вологодскому краю. Именно таким образом на VII сессии заседания Научного совета соединились история и современность, их проблемы и достижения, достоинства и недостатки, т.е. всё то, что имеет значение по сию пору. А также… профессиональное, академическое, классическое, национальное и народное в музыкальной педагогике и образовании.

Поэтому этнос не был чужд высоким научным собраниям. Он вызвал к себе неподдельный интерес в связи с выступлением Фольклорного ансамбля Вологодского университета (Музыкальное приветствие на открытии сессии под руководством канд. иск., профессора Г.П. Парадовской). Своеобразной «перекличкой» сказанному стал научно-практический доклад доцента кафедры музыкального образования и просвещения Новосибирской консерватории, доктора искусствоведения Е.К. Карелиной на тему «Преподавание горлового пения в регионах Сибири: историко-теоретический аспект». Доклад воспринимался живо, с интересом, вызвал  много вопросов.

Следует также отметить большую научно-теоретическую и практическую значимость деятельности Научного совета, который объединяет всех заинтересованных музыкантов-педагогов, неравнодушных к судьбам отечественного (да и не только) музыкального образования. Поэтому считаю своим долгом выразить благодарность и поддержать деятельность на ниве музыкального образования ученых разных городов и регионов России.

Председателем, организатором, идейным лидером и вдохновителем деятельности Научного совета является доктор педагогических наук, профессор Владимир Ильич Адищев – представитель Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Концептуально-методологическое  влияние на деятельность совета оказывает Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, прежде всего, в лице проректора, доктора искусствоведения,  профессора, члена Президиума Научного совета К.В. Зенкина. В состав Президиума входят также доктор педагогических наук, профессор Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых С.И. Дорошенко, зав. кафедрой музыкального образования и исполнительства, доктор искусствоведения, профессор Курского государственного университета М.Л. Космовская,  доктор философских наук, профессор Оренбургского государственного университета Г.Г. Коломиец; ученым секретарем Научного совета является доктор искусствоведения, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Л.Д. Пылаева.

Большую роль в подготовке прошедшей сессии сыграла деятельность представителей Вологодского государственного университета в лице и.о. ректора, канд. исторических наук В.В. Приятелева, проректора, доктора исторических наук, профессора М.Н. Безнина, зав. кафедрой, доктора искусствоведения М.Г. Долгушиной, а также члена президиума Совета Российского исторического общества, канд. исторических наук К.И. Могилевского и генерального директора Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника М.Н. Шаромазова.

Именно слаженная и скоординированная работа всех главных участников прошедшего форума обусловила высокий научный уровень очередной сессии, решения которой должны стать руководством к деятельности и действиям всего музыкально-педагогического сообщества, которое и словом и делом должно воплощать наилучшее в отечественном музыкальном образовании.

Показательно и очень приятно отметить, что материалы выступлений организаторы Научного совета публикуют не post factum (как это обычно бывает), а ante factum (что, безусловно, оптимально правильно, хотя трудно достижимо)!!!! Сегодня публикации пока доступны лишь небольшому кругу участников, однако в июне этого года, как говорил председатель совета В.И. Адищев, они должны быть в полном объеме размещены на сайте Научного совета по проблемам истории музыкального образования. А это значит – два масштабных сборника научных статей, обложки которых представлены в нашей фотогалерее.

К сожалению, мне не очень много известно о международной конференции в Москве, только со слов коллеги по кафедре  – Е. К. Карелиной,  которая смогла принять участие и выступить на двух мероприятиях. В Международной научной конференции Академии им. Маймонида «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы» (РГУ им. А.Н. Косыгина, г. Москва) она выступила с докладом на тему «Музыка Ференца Листа в романах Харуки Мураками», выбор которой был во многом обусловлен междисциплинарным характером исследований, традиционно представляемых на данной конференции.

Далее процитирую её слова как участника:

«Хотелось бы выделить такие доклады, как: «Классическая и современная музыка в творчестве И. Бергмана» (канд. иск., доцент РГУ Е.А. Калинина); «”Приключения Лисички-плутовки” Л. Яначека: “взрослая” опера и детский музыкальный театр» (канд. иск., доцент. МГИМ им. Шнитке М.А. Егорова); «Русская традиционная музыкальная культура как соединитель Востока и Запада» (канд. иск., доцент РГУ Е.Г. Зайдель); «Медиажанры как форма синтеза искусств  (на примере музыки Джо Хисаиши к анимационному фильму ХаяоМиядзаки“Навсикая из долины ветров”)» (ст. преп. РГУ К.В. Свириденко); «Деятельность японских барабанщиков куми-дайко как социокультурный феномен ХХ века» (ст. преп. РГУ Е.В. Глухова).

Неевропейский пласт музыкальных культур (помимо «японской темы» ряда докладов) был ярко представлен в докладе «Традиция танцев в масках в Южной и Юго-Восточной Азии» и Мастер-классе «Удивительный мир африканской музыки»д. иск., профессора Саратовской консерватории им. Л. В. Собинова Т. В. Карташовой.

Большой интерес слушателей вызвал доклад музыканта-психолога, канд. психологических наук, доцента РГУ А.М. Фёдоровой «Психологическая реабилитация посттравматических состояний музыкантов», в котором были представлены данные последних исследований, говорящие о неблагополучной ситуации в сфере «музыки высоких достижений», омоложении профзаболеваний, насущной необходимости создания системы реабилитации для музыкантов-профессионалов».

Думается, что этой информации достаточно, чтобы понять: ежегодно проводимая конференция нынче также удалась!

Подводя итоги сказанному, невольно задаешься вопросом: что объединяет эти два события? В концептуальном отношении –  практически ничего, а по сути лишь случайное совпадение календарных сроков, участие педагогов консерватории с одной кафедры и, конечно, два древних русских города – Вологда и Москва. Их географическая близость, их историческая идентичность, наконец, единая дата  основания – 1147 год!!!

История, о которой участникам научной сессии говорили экскурсоводы, свидетельствует, что более трех лет в Вологде жил и управлял государством Иван Грозный, и даже хотел перенести сюда столицу, но затем передумал. Архитектура Вологды во многом перекликается с Москвой, что также можно заметить по фотоматериалам…

Хотелось также подчеркнуть еще одно достоинство регулярно проводимых заседаний Научного совета, которые имеют особый смысл и создают особую ауру в процессе проведения заседаний. Это – выбор исторических мест, погружение вглубь эпох, полифонизм единства времени, места и действий (или деятельности?). Так, помимо Перми и Москвы, предыдущие заседания проводились в Великом Новгороде, Екатеринбурге, Курске, Воткинске… И все знают, с какими ситуациями, личностями или событиями связаны данные географические места…По-моему, это чрезвычайно важно, особенно для педагогов и педагогики музыкального искусства, которая опирается на фундамент эпох и по-настоящему живет лишь в хронотопах «от прошлого к будущему»,  «временного и вневременного», «этического и эстетического», формируя тем самым стремление к постижению истинности нашей благородной профессии, её особой социальной роли.

Материал подготовила
зав. кафедрой музыкального образования и просвещения,
кандидат искусствоведения, доцент Л.П. Робустова

Поделиться: