Открытая региональная Олимпиада по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам

В Новосибирской консерватории
завершились конкурсные состязания в рамках
Открытой региональной Олимпиады
по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам
(15 — 17 февраля 2018 года)
Опубликованы итоги Олимпиады

Итоги О конкурсе Жюри Расписание Олимпиады Фотоотчет Отзывы

Результаты Открытой региональной Олимпиады
по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам

Младшая группа 

Аникеева Евдокия, Теория музыки, 1 курс

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова

Преподаватели: Гусева И.С., Друкарова О.А., Якушевич М.В.

Лауреат I степени

Петрова Марина, Теория музыки, 1 курс

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова

Преподаватели: Гусева И.С., Друкарова О.А., Якушевич М.В.

Лауреат I степени

Морозова Маргарита, Теория музыки, 1 курс

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова

Преподаватели: Гусева И.С., Друкарова О.А., Якушевич М.В.

Лауреат II степени,

специальный диплом за победу в музыкально-теоретическом конкурсе

Мальцева Мария, Теория музыки, 2 курс

Кемеровский областной музыкальный колледж

Преподаватели: Заводова Т.Р., Осипова Н.В., Фукс Е.Л., Щитова Л.Л.

Лауреат III степени

Августовский Сергей, Теория музыки, 2 курс

Новосибирская специальная музыкальная школа

Преподаватель: Антипова Л.К., Трахтенберг Ф.И.

Дипломант I степени,

специальный диплом за чистоту жанра рецензии в номинации «Музыкальная критика»

Кириенко Анна, Теория музыки, 2 курс

Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова

Преподаватель: Андреева В.Д.

Дипломант I степени,

специальный диплом за победу в музыкально-теоретическом конкурсе

Морозова Дарья, Теория музыки, 2 курс

Прокопьевский колледж искусств

Преподаватели: Ефремова Л.П., Самофеева Т.Н., Соснова Н.Г.

Дипломант III степени

Бадашова Елизавета, Теория музыки, 2 курс

Прокопьевский колледж искусств

Преподаватели: Ефремова Л.П., Самофеева Т.Н., Соснова Н.Г.

Грамота за участие

Степанова Жасмин, Теория музыки, 2 курс

Прокопьевский колледж искусств

Преподаватели: Ефремова Л.П., Самофеева Т.Н., Соснова Н.Г.

Грамота за участие

 Старшая группа

Кунгурцева Анастасия, Теория музыки, 4 курс

Новосибирская специальная музыкальная школа

Преподаватель: Александров И.И.

Лауреат I степени,

специальный диплом за лучшее сочинение прелюдии в номинации «Игра на фортепиано»

Аксиненко Диана, Теория музыки, 3 курс

Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова

Преподаватели: Богатырева Е.А., Смирнова М.П.

Лауреат II степени

Попова Ольга, Теория музыки, 3 курс

Алтайский государственный музыкальный колледж

Преподаватели: Ефанова Т.С., Серебрякова Н.С., Плешкова И.Г.

Лауреат II степени,

специальный диплом за лучшую викторину

Бабушкин Алексей, Теория музыки, 3 курс

Алтайский государственный музыкальный колледж

Преподаватели: Ефанова Т.С., Серебрякова Н.С., Плешкова И.Г.

Лауреат III степени,

специальный диплом за лучшую расшифровку народной песни

Конкурсные состязания включают выполнение заданий в различных номинациях и проводятся в двух возрастных группах:

  • младшей (студенты I-1I курсов и учащиеся 8-9 классов СПО);
  • старшей (студенты III-IV курсов и учащиеся 10-11 классов СПО).

По итогам конкурсных состязаний в каждой возрастной группе определяются победители в абсолютном первенстве и в номинациях.

Жюри оставляет за собой право присуждать не все призовые места, делить их между участниками, присуждать специальные дипломы в отдельных номинациях.

По окончании Олимпиады состоятся круглый стол и пресс-конференция по проблемам преподавания музыкальных историко-теоретических дисциплин, профессиональной подготовки музыковедов в средних профессиональных учебных заведениях региона.

Для участия в Олимпиаде необходимо до 01.02.2018 отправить заявку (форма прилагается) по адресу: 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 31, к. 105, либо на адрес электронной почты: rmc-nsglinka@yandex.ru (в этом случае заверенную заявку в бумажном виде передать по прибытии на Олимпиаду).

Командировочные расходы и оплата проживания — за счёт направляющей организации.

Аккредитационный взнос в размере 500 рублей за одного участника вносится в кассу бухгалтерии консерватории по прибытии на Олимпиаду.

Информация об Олимпиаде размещается на сайте консерватории www.nsglinka.ru в разделе «Региональные конкурсы».

Контактная информация:

8(383)222-56-87,

Аймаканова Анастасия Петровна – директор Западно-Сибирского регионального методического центра по музыкальному образованию,

Новокрещенова Анна Александровна – методист. 

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

  1. Расшифровка (нотная запись) одной строфы народной песни по аутентичной записи (сольное пение со словами) с последующей аранжировкой.

Участники младшей возрастной группы письменно сочиняют 2-й голос (подголосок) к записанной мелодии.

Участники старшей возрастной группы выполняют письменно 3-х —4­хголосную аранжировку в произвольном стиле с использованием различных (по выбору конкурсанта) видов фактуры (аккордовой, гомофонно-гармонической, подголосочной, смешанной и пр.).

По окончании работы участникам предоставляется возможность воспользоваться инструментом (в течение 5 минут) и внести необходимые изменения, после чего они должны будут исполнить аранжировку (один голос петь со словами, остальные — играть).

При подготовке к заданию следует ориентироваться на аудиозаписи русских народных песен разных регионов России, а также на классические и современные сборники русских народных песен, в которых песни даны в обработке или гармонизации (сборники М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева и др.).

  1. Игра на фортепиано.

Участникам младшей возрастной группы предлагается вычленить из фигурационной фактуры художественного произведения гармоническую схему и сыграть её на фортепиано в строгом 4-хголосном изложении.

Участникам старшей возрастной группы предлагается сочинить и сыграть на фортепиано прелюдию в указанной форме (простая 2-х- или 3-х частная, вариации) на основе начального фрагмента темы1.

  1. Стилевой анализ. На основе слухового анализа небольшого произведения участники должны определить стиль, жанр, форму, основные средства выразительности; по возможности, композитора, автора словесного текста (в вокальном сочинении).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА

  1. Музыкально-исторический конкурс предполагает работу по двум разделам.

Первый раздел посвящен жизни и творчеству трех выдающихся компо­зиторов — Ф. Шопена, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова.

Участники должны обладать разносторонними знаниями об этих композиторах, владеть информацией об их окружении, творческих связях, обстоятельствах создания произведении, культурной ситуации в странах, с которыми они были связаны в различные этапы своей жизни.

Второй раздел предполагает наличие у конкурсантов общих знаний в области массовой музыкальной культуры, а именно о творчестве Элвиса Пресли и Г. Гладкова:

  • Элвис Пресли — «король рок-н-ролла»: исторический путь жанра в зарубежной и отечественной массовой культуре, стилевые особенности, творческая судьба Э. Пресли;
  • Музыка Г. Гладкова к мультфильмам о бременских музыкантах: история создания, стилевое решение, объекты пародий.

Конкурс проводится в форме письменной работы. Предлагаемая к выполнению работа содержит 4 части, каждая из которых состоит из 5 вопросов (текстовых, нотных, иллюстративных, всего 20 вопросов).

Работа с текстом заключается в том, что участник должен дополнить представленный фрагмент, либо ответить на содержащийся в нем вопрос.

По нотному фрагменту необходимо определить произведение, его часть.

Участнику предоставляется возможность выбора по одной работе из каждого раздела.

  1. Викторина. Участникам будет предложено 10 аудио- или видео- музыкальных фрагментов продолжительностью от 1 до 2 минут. По истечении времени звучания в течение 1 минуты необходимо определить композитора, произведение, его часть. Приветствуются дополнительные сведения (определить тематизм, указать дату создания или премьеры, для видеофрагмента —исполнителя / постановщика оперы и др.). Ответы даются в письменной форме.
  2. Музыкальная критика.

Вниманию участников предлагается концерт, после прослушивания ко­торого нужно написать рецензию. Лучшие критические работы будут разме­щены на web-странице Олимпиады на сайте консерватории.

ФИНАЛ

После подведения предварительных итогов и определения победителей в отдельных номинациях жюри определяет список участников финала (8 человек из числа набравших наибольшее количество баллов), которые в интеллектуальном состязании продолжают борьбу за призовые места в общем зачёте.

Состязания финала проходят публично и включают две части.

В первой части блиц-турнире участникам предлагаются на выбор следующие темы: Гармония, Полифония, Музыкальная форма, Музыкальные термины, Оркестр, Музыкальные жанры, Фортепианная музыка, Музыка и живопись, Музыкальный фольклор, Могучая кучка, Барокко, Симфония, Музыкальный театр, Венские классики, Музыкальная культура Сибири, Секрет.

Конкурс проходит в виде ответов на вопросы в два этапа. Участники выбирают поочередно 2 темы из числа предложенных (по одной для каждого этапа). Вопросы озвучиваются ведущим и демонстрируются на экране. На ответ по каждому вопросу отводится 15 секунд.

Участники должны знать творчество, биографию композиторов, изучаемых в курсе музыкальной литературы, понимать типологические, жанровые модели и стилистические особенности конкретных произведений, уметь объяснить основные термины и понятия, используемые в учебном процессе. Необходимо ориентироваться в стилевых закономерностях основных художественно-исторических направлений (барокко, классицизм, романтизм и пр.), знать музыковедческую литературу. Вопросы требуют от участников не только конкретных знаний, но также быстроты реакции и сообразительности.

По итогам первой части финала определяются 3 лидера, которые соревнуются между собой во второй части финала.

Вторая часть финала супер-блицсвязана с ответами на блиц-вопросы по творчеству, биографии композиторов XVIII-ХХ вв., жанровым и стилистическим особенностям конкретных произведений, основным понятиям, изучаемым на музыкальных историко-теоретических курсах. Каждому участнику предлагается 20 вопросов, на ответ по каждому вопросу отводится всего 5 секунд. Участник должен дать максимальное количество правильных ответов.

Примерные блиц-вопросы:

  • Город — родина оперы.
  • Какое название закрепилось за произведением Ф. Шопена ор.10 Х 12?
  • Жанр «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.
  • Европейская столица, именем которой названы 12 симфоний И. Гайдна.
  • Автор либретто для опер В.А. Моцарта «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро».

Трое конкурсантов разыгрывают между собой призовые места и звание победителя Олимпиады.

Победителем Олимпиады является конкурсант, набравший наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсных испытаний.

Положение

СОСТАВ ЖЮРИ 

Председатель 

ШИНДИН Борис Александрович – заведующий кафедрой истории музыки НГК имени М.И. Глинки, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ

Члены жюри

СВЕТЛОВА Ольга Александровна – и.о. проректора по научной и творческой работе, доцент кафедры истории музыки НГК имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения 

ЛАВЕЛИНА Жанна Алийевна – заведующая кафедрой теории музыки НГК имени М.И. Глинки, доцент, кандидат искусствоведения

ЛЕОНОВА Наталья Владимировна – профессор кафедры этномузыкознания НГК имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения

АНТИПОВА Юлия Владимировна – доцент кафедры истории музыки НГК имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения 

САННИКОВА Наталья Владимировна – доцент кафедры теории музыки НГК имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения

 

15 февраля

четверг

Регистрация участников 09.00–14.00 ауд. 105
Открытие Олимпиады 14.30

Конференц-зал

 

Программа Олимпиады:

расшифровка народной песни;

игра на фортепиано

младшая группа

старшая группа

15.00

 

 

 

ауд. 418

ауд. 419

 

16 февраля

пятница

Стилевой анализ

младшая группа

старшая группа

09.00

 

ауд. 418

ауд. 419

Викторина

младшая группа, старшая группа

11.00 ауд. 225

Музыкально-исторический

конкурс

младшая и старшая группы

13.00–15.00 ауд. 419
ЭКСКУРСИЯ 15.00

Музыкальная критика

младшая и старшая группы

16.00–20.00

Большой зал,

ауд. 419/219

17 февраля

суббота

Финал 10.00 Конференц-зал
Круглый стол 12.00
Закрытие Олимпиады 13.00

Отправьте отзыв о мероприятии

[dynamichidden dynamichidden-330 "CF7_URL"]




В соответствии с федеральным законом №152 «О персональных данных» подтверждаю, что ознакомился с документами, определяющими порядок обработки персональных данных на сайте nsglinka.ru. Даю согласие на обработку своих персональных данных ФГБОУ ВО "Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки" и подтверждаю, что действую по своей воле и в своих интересах. Я разрешаю ФГБОУ ВО "Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки" направлять информацию на указанный мной адрес электронной почты. ФГБОУ ВО "Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки" обеспечивает конфиденциальность персональных данных и обязуется использовать их без передачи информации третьим лицам.
ПОДТВЕРЖДАЮ:

ОТЗЫВЫ


Имя участника: Ольга Юкечева
Город: Новосибирск
Учреждение: НМК им.А.Ф.Мурова
Отзыв: Трудно переоценить роль Олимпиады в профессиональной ориентации студентов музыкальных училищ и колледжей. Будущие музыковеды смогли оценить свои возможности и уровень подготовки практически во всех известных формах деятельности. Комплексный подход позволил  участникам состязаний точнее определить индивидуальные склонности в будущей профессии.
Хочется выразить благодарность ВСЕМ, кто подготовил и провел эту работу с нашими студентами. Великолепный музыкальный материал, располагающая к общению обстановка, деликатное отношение к конкурсантам, тонкий юмор — все это создавало атмосферу интеллектуального праздника.
И особую благодарность хочется выразить О.А. Светловой за неиссякаемую творческую силу и сохранение веры в профессию.
21.02.2018


Имя участника: Татьяна Ефанова
Город: Барнаул, Алтайский край
Учреждение: Алтайский государственный музыкальный колледж
Отзыв: Олимпиада для нас стала целым событием! Ребята не только испытали себя, пообщались со своими  коллегами из других городов, но и укрепили позитивное отношение к профессии. Сама,
будучи такой же студенткой 3-го курса как и Оля с Лешей, участвовала в этой Олимпиаде. Заняв 2-е место, приобрела уверенность и самое главное — МЕЧТУ — я буду учиться именно в этой консерватории! Так и случилось. Самые прекрасные годы, которые бы проживала без конца… Очень рада была вернуться в эти воспоминания в своём новом качестве. Рада, что традиция такой комплексной, полновесной Олимпиады не прерывается. На этом и должно стоять академическое образование и искусство. Ещё раз убедилась в великой ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ силе Олимпиады! Всем педагогам спасибо и низкий поклон!

Поделиться: