завершились конкурсные состязания в рамках
(15 — 17 февраля 2018 года)
Результаты Открытой региональной Олимпиады
по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам
Младшая группа
Аникеева Евдокия, Теория музыки, 1 курс Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова Преподаватели: Гусева И.С., Друкарова О.А., Якушевич М.В. |
Лауреат I степени |
Петрова Марина, Теория музыки, 1 курс Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова Преподаватели: Гусева И.С., Друкарова О.А., Якушевич М.В. |
Лауреат I степени |
Морозова Маргарита, Теория музыки, 1 курс Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова Преподаватели: Гусева И.С., Друкарова О.А., Якушевич М.В. |
Лауреат II степени, специальный диплом за победу в музыкально-теоретическом конкурсе |
Мальцева Мария, Теория музыки, 2 курс Кемеровский областной музыкальный колледж Преподаватели: Заводова Т.Р., Осипова Н.В., Фукс Е.Л., Щитова Л.Л. |
Лауреат III степени |
Августовский Сергей, Теория музыки, 2 курс Новосибирская специальная музыкальная школа Преподаватель: Антипова Л.К., Трахтенберг Ф.И. |
Дипломант I степени, специальный диплом за чистоту жанра рецензии в номинации «Музыкальная критика» |
Кириенко Анна, Теория музыки, 2 курс Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова Преподаватель: Андреева В.Д. |
Дипломант I степени, специальный диплом за победу в музыкально-теоретическом конкурсе |
Морозова Дарья, Теория музыки, 2 курс Прокопьевский колледж искусств Преподаватели: Ефремова Л.П., Самофеева Т.Н., Соснова Н.Г. |
Дипломант III степени |
Бадашова Елизавета, Теория музыки, 2 курс Прокопьевский колледж искусств Преподаватели: Ефремова Л.П., Самофеева Т.Н., Соснова Н.Г. |
Грамота за участие |
Степанова Жасмин, Теория музыки, 2 курс Прокопьевский колледж искусств Преподаватели: Ефремова Л.П., Самофеева Т.Н., Соснова Н.Г. |
Грамота за участие |
Старшая группа
Кунгурцева Анастасия, Теория музыки, 4 курс Новосибирская специальная музыкальная школа Преподаватель: Александров И.И. |
Лауреат I степени, специальный диплом за лучшее сочинение прелюдии в номинации «Игра на фортепиано» |
Аксиненко Диана, Теория музыки, 3 курс Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова Преподаватели: Богатырева Е.А., Смирнова М.П. |
Лауреат II степени |
Попова Ольга, Теория музыки, 3 курс Алтайский государственный музыкальный колледж Преподаватели: Ефанова Т.С., Серебрякова Н.С., Плешкова И.Г. |
Лауреат II степени, специальный диплом за лучшую викторину |
Бабушкин Алексей, Теория музыки, 3 курс Алтайский государственный музыкальный колледж Преподаватели: Ефанова Т.С., Серебрякова Н.С., Плешкова И.Г. |
Лауреат III степени, специальный диплом за лучшую расшифровку народной песни |
Конкурсные состязания включают выполнение заданий в различных номинациях и проводятся в двух возрастных группах:
- младшей (студенты I-1I курсов и учащиеся 8-9 классов СПО);
- старшей (студенты III-IV курсов и учащиеся 10-11 классов СПО).
По итогам конкурсных состязаний в каждой возрастной группе определяются победители в абсолютном первенстве и в номинациях.
Жюри оставляет за собой право присуждать не все призовые места, делить их между участниками, присуждать специальные дипломы в отдельных номинациях.
По окончании Олимпиады состоятся круглый стол и пресс-конференция по проблемам преподавания музыкальных историко-теоретических дисциплин, профессиональной подготовки музыковедов в средних профессиональных учебных заведениях региона.
Для участия в Олимпиаде необходимо до 01.02.2018 отправить заявку (форма прилагается) по адресу: 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 31, к. 105, либо на адрес электронной почты: rmc-nsglinka@yandex.ru (в этом случае заверенную заявку в бумажном виде передать по прибытии на Олимпиаду).
Командировочные расходы и оплата проживания — за счёт направляющей организации.
Аккредитационный взнос в размере 500 рублей за одного участника вносится в кассу бухгалтерии консерватории по прибытии на Олимпиаду.
Информация об Олимпиаде размещается на сайте консерватории www.nsglinka.ru в разделе «Региональные конкурсы».
Контактная информация:
8(383)222-56-87,
Аймаканова Анастасия Петровна – директор Западно-Сибирского регионального методического центра по музыкальному образованию,
Новокрещенова Анна Александровна – методист.
ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
- Расшифровка (нотная запись) одной строфы народной песни по аутентичной записи (сольное пение со словами) с последующей аранжировкой.
Участники младшей возрастной группы письменно сочиняют 2-й голос (подголосок) к записанной мелодии.
Участники старшей возрастной группы выполняют письменно 3-х —4хголосную аранжировку в произвольном стиле с использованием различных (по выбору конкурсанта) видов фактуры (аккордовой, гомофонно-гармонической, подголосочной, смешанной и пр.).
По окончании работы участникам предоставляется возможность воспользоваться инструментом (в течение 5 минут) и внести необходимые изменения, после чего они должны будут исполнить аранжировку (один голос петь со словами, остальные — играть).
При подготовке к заданию следует ориентироваться на аудиозаписи русских народных песен разных регионов России, а также на классические и современные сборники русских народных песен, в которых песни даны в обработке или гармонизации (сборники М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева и др.).
- Игра на фортепиано.
Участникам младшей возрастной группы предлагается вычленить из фигурационной фактуры художественного произведения гармоническую схему и сыграть её на фортепиано в строгом 4-хголосном изложении.
Участникам старшей возрастной группы предлагается сочинить и сыграть на фортепиано прелюдию в указанной форме (простая 2-х- или 3-х частная, вариации) на основе начального фрагмента темы1.
- Стилевой анализ. На основе слухового анализа небольшого произведения участники должны определить стиль, жанр, форму, основные средства выразительности; по возможности, композитора, автора словесного текста (в вокальном сочинении).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА
- Музыкально-исторический конкурс предполагает работу по двум разделам.
Первый раздел посвящен жизни и творчеству трех выдающихся композиторов — Ф. Шопена, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова.
Участники должны обладать разносторонними знаниями об этих композиторах, владеть информацией об их окружении, творческих связях, обстоятельствах создания произведении, культурной ситуации в странах, с которыми они были связаны в различные этапы своей жизни.
Второй раздел предполагает наличие у конкурсантов общих знаний в области массовой музыкальной культуры, а именно о творчестве Элвиса Пресли и Г. Гладкова:
- Элвис Пресли — «король рок-н-ролла»: исторический путь жанра в зарубежной и отечественной массовой культуре, стилевые особенности, творческая судьба Э. Пресли;
- Музыка Г. Гладкова к мультфильмам о бременских музыкантах: история создания, стилевое решение, объекты пародий.
Конкурс проводится в форме письменной работы. Предлагаемая к выполнению работа содержит 4 части, каждая из которых состоит из 5 вопросов (текстовых, нотных, иллюстративных, всего 20 вопросов).
Работа с текстом заключается в том, что участник должен дополнить представленный фрагмент, либо ответить на содержащийся в нем вопрос.
По нотному фрагменту необходимо определить произведение, его часть.
Участнику предоставляется возможность выбора по одной работе из каждого раздела.
- Викторина. Участникам будет предложено 10 аудио- или видео- музыкальных фрагментов продолжительностью от 1 до 2 минут. По истечении времени звучания в течение 1 минуты необходимо определить композитора, произведение, его часть. Приветствуются дополнительные сведения (определить тематизм, указать дату создания или премьеры, для видеофрагмента —исполнителя / постановщика оперы и др.). Ответы даются в письменной форме.
- Музыкальная критика.
Вниманию участников предлагается концерт, после прослушивания которого нужно написать рецензию. Лучшие критические работы будут размещены на web-странице Олимпиады на сайте консерватории.
ФИНАЛ
После подведения предварительных итогов и определения победителей в отдельных номинациях жюри определяет список участников финала (8 человек из числа набравших наибольшее количество баллов), которые в интеллектуальном состязании продолжают борьбу за призовые места в общем зачёте.
Состязания финала проходят публично и включают две части.
В первой части — блиц-турнире участникам предлагаются на выбор следующие темы: Гармония, Полифония, Музыкальная форма, Музыкальные термины, Оркестр, Музыкальные жанры, Фортепианная музыка, Музыка и живопись, Музыкальный фольклор, Могучая кучка, Барокко, Симфония, Музыкальный театр, Венские классики, Музыкальная культура Сибири, Секрет.
Конкурс проходит в виде ответов на вопросы в два этапа. Участники выбирают поочередно 2 темы из числа предложенных (по одной для каждого этапа). Вопросы озвучиваются ведущим и демонстрируются на экране. На ответ по каждому вопросу отводится 15 секунд.
Участники должны знать творчество, биографию композиторов, изучаемых в курсе музыкальной литературы, понимать типологические, жанровые модели и стилистические особенности конкретных произведений, уметь объяснить основные термины и понятия, используемые в учебном процессе. Необходимо ориентироваться в стилевых закономерностях основных художественно-исторических направлений (барокко, классицизм, романтизм и пр.), знать музыковедческую литературу. Вопросы требуют от участников не только конкретных знаний, но также быстроты реакции и сообразительности.
По итогам первой части финала определяются 3 лидера, которые соревнуются между собой во второй части финала.
Вторая часть финала — супер-блиц — связана с ответами на блиц-вопросы по творчеству, биографии композиторов XVIII-ХХ вв., жанровым и стилистическим особенностям конкретных произведений, основным понятиям, изучаемым на музыкальных историко-теоретических курсах. Каждому участнику предлагается 20 вопросов, на ответ по каждому вопросу отводится всего 5 секунд. Участник должен дать максимальное количество правильных ответов.
Примерные блиц-вопросы:
- Город — родина оперы.
- Какое название закрепилось за произведением Ф. Шопена ор.10 Х 12?
- Жанр «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.
- Европейская столица, именем которой названы 12 симфоний И. Гайдна.
- Автор либретто для опер В.А. Моцарта «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро».
Трое конкурсантов разыгрывают между собой призовые места и звание победителя Олимпиады.
Победителем Олимпиады является конкурсант, набравший наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсных испытаний.
СОСТАВ ЖЮРИ
Председатель
ШИНДИН Борис Александрович – заведующий кафедрой истории музыки НГК имени М.И. Глинки, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ
Члены жюри
СВЕТЛОВА Ольга Александровна – и.о. проректора по научной и творческой работе, доцент кафедры истории музыки НГК имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения
ЛАВЕЛИНА Жанна Алийевна – заведующая кафедрой теории музыки НГК имени М.И. Глинки, доцент, кандидат искусствоведения
ЛЕОНОВА Наталья Владимировна – профессор кафедры этномузыкознания НГК имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения
АНТИПОВА Юлия Владимировна – доцент кафедры истории музыки НГК имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения
САННИКОВА Наталья Владимировна – доцент кафедры теории музыки НГК имени М.И. Глинки, кандидат искусствоведения
15 февраля четверг |
Регистрация участников | 09.00–14.00 | ауд. 105 |
Открытие Олимпиады | 14.30 |
Конференц-зал
|
|
Программа Олимпиады: расшифровка народной песни; игра на фортепиано младшая группа старшая группа |
15.00 |
ауд. 418 ауд. 419
|
|
16 февраля пятница |
Стилевой анализ младшая группа старшая группа |
09.00 |
ауд. 418 ауд. 419 |
Викторина младшая группа, старшая группа |
11.00 | ауд. 225 | |
Музыкально-исторический конкурс младшая и старшая группы |
13.00–15.00 | ауд. 419 | |
ЭКСКУРСИЯ | 15.00 | ||
Музыкальная критика младшая и старшая группы |
16.00–20.00 |
Большой зал, ауд. 419/219 |
|
17 февраля суббота |
Финал | 10.00 | Конференц-зал |
Круглый стол | 12.00 | ||
Закрытие Олимпиады | 13.00 |
ОТЗЫВЫ
Имя участника: Ольга Юкечева
Город: Новосибирск
Учреждение: НМК им.А.Ф.Мурова
Отзыв: Трудно переоценить роль Олимпиады в профессиональной ориентации студентов музыкальных училищ и колледжей. Будущие музыковеды смогли оценить свои возможности и уровень подготовки практически во всех известных формах деятельности. Комплексный подход позволил участникам состязаний точнее определить индивидуальные склонности в будущей профессии.
Хочется выразить благодарность ВСЕМ, кто подготовил и провел эту работу с нашими студентами. Великолепный музыкальный материал, располагающая к общению обстановка, деликатное отношение к конкурсантам, тонкий юмор — все это создавало атмосферу интеллектуального праздника.
И особую благодарность хочется выразить О.А. Светловой за неиссякаемую творческую силу и сохранение веры в профессию.
21.02.2018
Имя участника: Татьяна Ефанова
Город: Барнаул, Алтайский край
Учреждение: Алтайский государственный музыкальный колледж
Отзыв: Олимпиада для нас стала целым событием! Ребята не только испытали себя, пообщались со своими коллегами из других городов, но и укрепили позитивное отношение к профессии. Сама,
будучи такой же студенткой 3-го курса как и Оля с Лешей, участвовала в этой Олимпиаде. Заняв 2-е место, приобрела уверенность и самое главное — МЕЧТУ — я буду учиться именно в этой консерватории! Так и случилось. Самые прекрасные годы, которые бы проживала без конца… Очень рада была вернуться в эти воспоминания в своём новом качестве. Рада, что традиция такой комплексной, полновесной Олимпиады не прерывается. На этом и должно стоять академическое образование и искусство. Ещё раз убедилась в великой ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ силе Олимпиады! Всем педагогам спасибо и низкий поклон!