Подведены итоги Открытой региональной Олимпиады по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам (по программам среднего профессионального образования) |
Младшая группа | |
Участник | Результат |
Головин Вадим, Теория музыки, 2 курс | Диплом лауреата I степени |
Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова | |
Преподаватели: Камша А.Н., Якушевич М.В., Петрова А.М. | |
Шабанова Наталья, Теория музыки, 1 курс | Диплом лауреата II степени |
Новосибирская специальная музыкальная школа | |
Преподаватели: Антипова Л.К., Александрова Н.Л. | |
Дмитриева Анна, Теория музыки, 1 курс | Диплом лауреата III степени |
Специальный диплом за лучшую игру на фортепиано | |
Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова | |
Преподаватели: Гусева И.С., Якушевич М.В., Друкарова О.А. | |
Кононенко Дарья, Теория музыки, 1 курс | Диплом лауреата III степени |
Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова | |
Преподаватели: Гусева И.С., Якушевич М.В., Друкарова О.А. | |
Кулаков Александр, Теория музыки, 1 курс | Диплом лауреата III степени |
Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова | |
Преподаватели: Смирнова М.П., Богатырева Е.А., Вех-Ефанова Т.С. | |
Силин Макар,Теория музыки, 2 курс Кузбасский колледж искусств г. |
Диплом участника |
Новокузнецк | |
Преподаватели: Заборских О.Е., Останина М.Н.
|
|
Дудченко Юлия, Теория музыки, 1 курс | Специальный диплом за лучшую расшифровку и аранжировку |
Кузбасский колледж искусств г. Новокузнецк | Диплом участника |
Преподаватели: Окунева А.А., Казанцева Д.В. | |
Москалева Елизавета, Теория музыки, 1 курс | Диплом участника |
Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова | |
Преподаватели: Смирнова М.П., Богатырева Е.А., Ерилова Н.А., Вех-Ефанова Т.С. | |
Попова Полина, Теория музыки, 1 курс | Сертификат участника |
Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова | |
Преподаватели: Смирнова М.П., Богатырева Е.А., Вех-Ефанова Т.С. | |
Старшая группа | |
Чернявский Егор, Теория музыки, 3 курс | Диплом лауреата I степени |
«Дальневосточный государственный институт искусств» музыкальный колледж, г. Владивосток | |
Преподаватели: Кириенко И.В., Серобян А.О., Абрамович О.А. | |
Дутова Александра, Теория музыки, 3 курс | Диплом лауреата II степени |
Новосибирская специальная музыкальная школа | |
Преподаватели: Антипова Л.К., Корнякова Т.С. | |
Киселева Екатерина, Теория музыки, 4 курс | Диплом лауреата III степени |
Новосибирская специальная музыкальная школа | |
Преподаватели: Антипова Л.К., Александрова Н.Л. | |
Нестеренко Ярослав, Хоровое дирижирование, 4 курс | Специальный диплом за лучшую аранжировку народной песни |
Диплом участника | |
Филиал КГБПОУ «Алтайский государственный музыкальный колледж» в г. Рубцовске | |
Преподаватели: Мысникова В.В., Абдуллина Р.Г. | |
Сунцова Виктория, Теория музыки, 4 курс | Специальный диплом за лучший стилевой анализ |
Филиал КГБПОУ «Алтайский государственный музыкальный колледж», г. Барнаул | Диплом участника |
Преподаватели: Каменская Е.Л., Река Е.А. | |
Мосолова Анастасия, Теория музыки, 4 курс | Специальный диплом за лучшую расшифровку и аранжировку народной песни |
Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова | |
Диплом участника | |
Преподаватели: Карман Е.В., Спицына Л.С., Молчанов А.С. | |
Васева Елена, Теория музыки, 4 курс | Сертификат участника |
«Дальневосточный государственный институт искусств» музыкальный колледж, г. Владивосток | |
Преподаватели: Кириенко И.В., Серобян А.О., Абрамович О.А. |
24 февраля четверг |
Регистрация участников | 10.00–12.00 | ауд. 114 |
Открытие Олимпиады | 12.30 | Конференц-зал | |
Программа Олимпиады:
Викторина
|
13.00 | ауд. 419, ауд. 421 | |
Стилевой анализ | 14.00 | 419, 421 | |
Перерыв | 15.00 | ||
Расшифровка народной песни; игра на фортепиано | 16.00 | ауд. 418, ауд. 419 | |
25 февраля пятница |
Музыкально-исторический конкурс | 9.30 | ауд. 418, ауд. 419 |
Экскурсия по консерватории | 11.00 | ||
Финал (младшая и старшая группа) | 12.00 | Конференц- зал | |
Перерыв | 13.30 | ||
Круглый стол | 14.30 | Конференц-зал | |
Закрытие Олимпиады | 15.30 | Малый зал |
Младшая группа
Кузбасский колледж искусств г. Новокузнецк
Дудченко Юлия, Теория музыки,1 курс
Преподаватели: Окунева Анна Александровна
Казанцева Дарья Васильевна
Савина Дарья, Теория музыки, 2 курс
Преподаватели: Заборских Ольга Евгеньевна
Останина Мария Николаевна
Силин Макар, Теория музыки, 2 курс
Преподаватели: Заборских Ольга Евгеньевна
Останина Мария Николаевна
Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова
Головин Вадим, Теория музыки, 2 курс
Преподаватели: Камша Александра Николаевна
Якушевич Марина Валерьевна
Петрова Анастасия Михайловна
Дмитриева Анна, Теория музыки,1 курс
Преподаватели: Гусева Ирина Сергеевна
Якушевич Марина Валерьевна
Друкарова Ольга Андреевна
Кононенко Дарья, Теория музыки,1 курс
Преподаватели: Гусева Ирина Сергеевна
Якушевич Марина Валерьевна
Друкарова Ольга Андреевна
Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова
Кулаков Александр, Теория музыки,1 курс
Преподаватели: Смирнова Марина Петровна
Богатырева Елена Анатольевна
Москалева Елизавета, Теория музыки,1 курс
Преподаватели: Смирнова Марина Петровна
Богатырева Елена Анатольевна
Ерилова Нина Андреевна
Попова Полина, Теория музыки,1 курс
Преподаватели: Смирнова Марина Петровна
Богатырева Елена Анатольевна
Старшая группа
«Дальневосточный государственный институт искусств» музыкальный колледж, г. Владивосток
Васева Елена, Теория музыки,4 курс
Преподаватели: Кириенко Ирина Вячеславовна
Серобян Анаит Овсеповна
Абрамович Ольга Александровна
Чернявский Егор, Теория музыки,3 курс
Преподаватели: Кириенко Ирина Вячеславовна
Серобян Анаит Овсеповна
Абрамович Ольга Александровна
Новосибирская специальная музыкальная школа
Дутова Александра, Теория музыки, 3 курс
Преподаватели: Антипова Людмила Константиновна
Корнякова Татьяна Сергеевна
Киселева Екатерина, Теория музыки, 4 курс
Преподаватели: Антипова Людмила Константиновна
Александрова Наталья Львовна
Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова
Мосолова Анастасия, Теория музыки, 4 курс
Преподаватели: Карман Елена Витальевна
Спицына Лариса Сергеевна
Молчанов Андрей Сергеевич
Филиал КГБПОУ «Алтайский государственный музыкальный колледж» в г. Рубцовске
Нестеренко Ярослав, Хоровое дирижирование, 4 курс
Преподаватели: Мысникова Валентина Васильевна
Абдуллина Раиса Галиевна
К участию в Олимпиаде приглашаются студенты теоретических и исполнительских специальностей музыкальных колледжей.
Конкурсные состязания включают выполнение заданий в различных номинациях и проводятся в двух возрастных группах:
- младшей (студенты I-II курсов и учащиеся 8-9 классов СПО);
- старшей (студенты III-IV курсов и учащиеся 10-11 классов СПО).
По итогам конкурсных состязаний в каждой возрастной группе определяются победители в абсолютном первенстве и в номинациях.
Жюри оставляет за собой право присуждать не все призовые места, делить их между участниками, присуждать специальные дипломы в отдельных номинациях.
По окончании Олимпиады состоятся круглый стол и пресс-конференция по проблемам преподавания музыкальных историко-теоретических дисциплин, профессиональной подготовки теоретиков в средних профессиональных учебных заведениях региона.
Для участия в Олимпиаде необходимо до 09.02.2022 г. отправить заявку (заверенный руководителем организации скан-экземпляр) по адресу: 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31, к. 114 или на адрес электронной почты: konkurs@nsglinka.ru
Командировочные расходы и оплата проживания – за счёт направляющей организации.
Аккредитационный взнос в размере 500 рублей за одного участника вносится в кассу бухгалтерии консерватории по прибытии на Олимпиаду.
Информация об Олимпиаде размещается на сайте консерватории www.nsglinka.ru в разделе «Региональные конкурсы».
Контактная информация: 8(383)222-48-90, ведущий специалист отдела творческих проектов Понкратьева Анжела Михайловна, специалист отдела творческих проектов Тарасевич Елена Евгеньевна.
Программа олимпиады
Теория музыки
- Расшифровка(нотная запись) одной строфы народной песни по аутентичной записи (сольное пение со словами) с последующей аранжировкой.
Участники младшей возрастной группы письменно сочиняют 2-й голос (подголосок) к записанной мелодии.
Участники старшей возрастной группы выполняют письменно 3-х – 4-хголосную аранжировку в произвольном стиле с использованием различных (по выбору конкурсанта) видов фактуры (аккордовой, гомофонно-гармонической, подголосочной, смешанной и пр.).
По окончании работы участникам предоставляется возможность воспользоваться инструментом (в течение пяти минут) и внести необходимые изменения, после чего они должны будут исполнить аранжировку (один голос петь со словами, остальные – играть).
При подготовке к заданию следует ориентироваться на аудиозаписи русских народных песен разных регионов России, а также на классические и современные сборники русских народных песен, в которых песни даны в обработке или гармонизации (сборники М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева и др.).
- Игра на фортепиано.
Участникам младшей возрастной группы предлагается вычленить из фигурационной фактуры художественного произведения гармоническую схему и сыграть её на фортепиано в строгом 4-хголосном изложении.
Участникам старшей возрастной группы предлагается сочинить и сыграть на фортепиано прелюдию в указанной форме (простая 2-х- или 3-хчастная, вариации) на основе начального фрагмента темы [1].
- Стилевой анализ. На основе слухового анализа небольшого произведения участники должны определить стиль, жанр, форму, основные средства выразительности; по возможности, композитора, автора словесного текста (в вокальном сочинении).
Музыкальная литература
- Музыкально-исторический конкурс предполагает работу по двум разделам.
Первый раздел посвящен жизни и творчеству трех выдающихся композиторов, юбилеи которых будут отмечаться в 2022 году – Й. Гайдн, К. Дебюсси, М. Балакирев (как глава Могучей кучки).
Участники должны обладать разносторонними знаниями об этих композиторах, владеть информацией об их окружении, творческих связях, обстоятельствах создания произведений, культурной ситуации в странах, с которыми они были связаны в различные этапы своей жизни.
Второй раздел предполагает наличие у конкурсантов общих знаний в области массовой музыкальной культуры, а именно: о мюзикле «Призрак оперы» Э. Ллойд-Уэббера и творчестве Виктора Цоя.
Конкурс проводится в форме письменной работы. Предлагаемая к выполнению работа содержит четыре части, каждая из которых состоит из пяти вопросов (текстовых, нотных, иллюстративных, всего 20 вопросов).
Работа с текстом заключается в том, что участник должен дополнить представленный фрагмент, либо ответить на содержащийся в нем вопрос.
По нотному фрагменту необходимо определить произведение, его часть.
Участнику предоставляется возможность выбора по одной работе из каждого раздела.
- Викторина. Участникам будет предложено 10 аудио- или видео- музыкальных фрагментов продолжительностью от одной до двух минут. По истечении времени звучания в течение одной минуты необходимо определить композитора, произведение и его часть. Приветствуются дополнительные сведения (тематизм, дата создания или премьеры, для видеофрагмента – исполнителя/ постановщика оперы и др.). Ответы даются в письменной форме.
Финал
После подведения предварительных итогов и определения победителей в отдельных номинациях жюри определяет список участников финала (восемь человек из числа набравших наибольшее количество баллов), которые в интеллектуальном состязании продолжают борьбу за призовые места в общем зачёте.
Состязания финала проходят публично и включают две части:
В первой части (блицтурнир) участникам предлагаются на выбор следующие темы: Гармония, Полифония, Музыкальная форма, Музыкальные термины, Оркестр, Музыкальные жанры, Русский романс, Музыка и живопись, Музыкальный фольклор, Импрессионизм, Симфония, Комическая опера, Венские классики, Музыкальная культура Сибири, Секрет.
Конкурс проходит в виде ответов на вопросы в два этапа. Участники выбирают поочередно две темы из числа предложенных (по одной для каждого этапа, по 10 вопросов в каждой теме). Вопросы озвучиваются ведущим и демонстрируются на экране. На ответ по каждому вопросу отводится 15 секунд.
Участники должны знать творчество и биографию композиторов, изучаемых в курсе музыкальной литературы, понимать типологические, жанровые модели и стилистические особенности конкретных произведений, уметь объяснить основные термины и понятия, используемые в учебном процессе. Необходимо ориентироваться в стилевых закономерностях основных художественно-исторических направлений (барокко, классицизм, романтизм и пр.), знать музыковедческую литературу. Вопросы требуют от участников не только теоретических знаний, но также быстроты реакции и сообразительности.
По итогам первой части финала определяются три лидера, которые соревнуются между собой во второй части финала.
Вторая часть финала (супер-блиц) связана с ответами на блиц-вопросы по творчеству и биографии композиторов XVIII-XX веков, жанровым и стилистическим особенностям конкретных произведений, основным понятиям, изучаемым на музыкальных историко-теоретических курсах. Каждому участнику предлагается 20 вопросов, на ответ по каждому вопросу отводится всего пять секунд. Участник должен дать максимальное количество правильных ответов.
Примерные блиц-вопросы:
— Город – родина оперы.
— Европейская столица, именем которой названы 12 симфоний Й. Гайдна.
— Автор либретто для опер В.А. Моцарта «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро».
— Количество разделов в классическом рондо.
— Название пьесы «Декабрь» в цикле П.И. Чайковского.
Трое конкурсантов разыгрывают между собой призовые места и звание победителя Олимпиады.
Победителем Олимпиады является конкурсант, набравший наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсных испытаний.
[1] Для развивающего раздела будет указана схема модуляции, которую необходимо реализовать при сочинении прелюдии.