О «Дымковской игрушке» и не только (интервью с Е.П. Демидовой)

По итогам второго тура младшей возрастной группы нам удалось побеседовать с автором сочинения обязательной программы конкурса.

Елена Петровна Демидова, доцент кафедры композиции Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки, с радостью согласилась ответить на несколько вопросов.

Антон Ванчугов: Елена Петровна, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от 14 вариантов исполнения Вашего сочинения?

Елена Демидова: Впечатления, конечно, разные. Удачных исполнений было не очень много… Я бы отметила Акбике Алги, Вячеслава Ермолаева, Чиюнг Пак и Арину Сувинскую. Пожалуй, это самые удачные исполнения, и надо сказать, что они все разные, со своей трактовкой. Я специально написала эту пьесу к конкурсу для того чтобы каждый музыкант мог выделиться на общем плане. Это цель обязательной программы. Когда все играют одно и то же, настоящий музыкант, а не ремесленник стремится найти такие моменты, которые бы его высветили и показали с лучшей стороны. Тому, кому удаётся отыскать в пьесе особенность и обосновать свою трактовку, обычно становятся победителями. Их исполнение запоминается. Я предложила музыкантам разнохарактерную пьесу, чтобы каждый мог найти в ней и скерцозные, и весёлые, и темпераментные, и лирические черты характера. Чтобы каждый исполнитель мог выразить себя. Показать насколько скрипка способна петь, страдать, удивляться, наслаждаться: я постаралась сделать пьесу именно такой…

А.В.: Что уникального получилось у названных Вами исполнителей? В чём заключались их трактовки?

Е.П.: Моё отношение к исполнению сочинений таково: я не жду скрупулёзного выполнения авторских требований. Мне, как раз, интересна собственная трактовка музыканта. Конечно, я даю какие-то ремарки, то, как я это вижу, и музыкант может соглашаться с ними или нет. Я ни в коей мере не против собственных трактовок. Мне не интересно когда музыкант играет просто текст и не как не проявляет своего отношения. Если музыкант проникается идеей и предлагает свою трактовку, то я уважаю этого совсем юного исполнителя как, например, представительницу Казахстана – Акбике Алги, предложившую  очень интересное прочтение. Это очень ценно, что она смогла разглядеть материал для воплощения своих музыкальных способностей.

А.В.: Что для Вас послужило основой образного строя «Дымковской игрушки»?

Е.Д.: Цель – предложить музыканту очень разнохарактерную пьесу  –нашла отражение в программном сюжете. Чем он легче и понятнее для исполнителя, тем её проще будет играть. Я остановилась на образе «Дымковской игрушки» не случайно. Во-первых, она из цикла Картинки из глубинки, который выхватывает яркие моменты русской жизни. Во-вторых, всем с малых лет знаком сам персонаж – молодой парень с гармошкой. В-третьих, каждый сможет представить себе близкую ситуацию из детства. Мне показалось, что в образе пёстрой, незамысловатой, глиняной игрушки легко можно представить и передать эмоции этого персонажа. Его страдания, мечты… Появляется возможность пофантазировать на эту тему. Заглянуть в его душу.

В заключении я хочу выразить особую благодарность председателю жюри, Захару Нухимовичу Брону за то, что он объявил конкурс на обязательную пьесу среди сибирских композиторов. Тем самым маэстро  популяризирует  и пропагандирует сибирскую музыку, что очень важно в наше время, – не простое время для композиторов. Конечно, гораздо было бы проще взять сочинение из обширного скрипичного репертуара и объявить её обязательной. Но Захар Нухимович смело подошёл к вопросу создание специальной новой музыки для нашего конкурса. Огромное ему за это спасибо!

Хочется также поделиться идеей, которая появилась по итогам сегодняшних прослушиваний. В 2020 году, через четыре года, будет юбилейный, 10 конкурс и хотелось бы устроить концерт из обязательных пьес разных лет. Это был бы интересный концерт, который мог предвосхищать или пройти в рамках конкурса. Принять участие смогли бы как начинающие исполнители, так и выдающееся мастера современности.

А.В.: Спасибо, Елена Петровна, за интересную беседу.


Антон Ванчугов

III курс, ТКФ

Поделиться: