VI Всероссийская научно-практическая конференция  «Музыкознание: история и современность глазами молодых ученых»

26–27 октября 2023 года

Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки

проводит

VI Всероссийскую научно-практическую конференцию

 «МУЗЫКОЗНАНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ГЛАЗАМИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ»

 

Участники и темы сообщений О конференции Фотоотчет Файлы

26 октября, четверг

Конференц-зал
СЕКЦИЯ 1

10:00 (новосибирское время) / 06:00 (московское время)

Ссылка для подключения

Вступительное слово –

проректор по научной работе и цифровому развитию,
кандидат искусствоведения, доцент

Павел Александрович Мичков

 

Модератор –

Мухина Марина Антоновна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

 

 

10:20     Сажнева Алёна Сергеевна

студентка музыкального факультета Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент С.Г. Войткевич)

Кантикль II «Авраам и Исаак» Бенджамина Бриттена

  

10:40     Кубасова Ольга Андреевна

студентка факультета вокально-хорового искусства, музыковедения, композиции и музыкальной звукорежиссуры Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Е.В. Панкина)

Образ Одиссея в балладе Ханса Зоммера

 

11:00     Калугина Елизавета Дмитриевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Г.А. Ерёменко)

Два прочтения вечной темы в прозе М. Пришвина и вокальном цикле С. Губайдулиной «Фацелия»

 

11:20     Головин Вадим Евгеньевич

студент Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова (научный руководитель – кандидат искусствоведения А.Н. Камша)

Секвенцирование как метод дестабилизации функциональных связей в Ноктюрне, op.5 n. 1 А.Н. Скрябина

 

11:40     Заикина Екатерина Игоревна

студентка факультета культуры и искусств Томского государственного педагогического университета (научный руководитель – профессор В.Н. Царев)

Эстетическая значимость сложных полифонических форм
в музыке эпохи Возрождения

 

12:00     Мухина Марина Антоновна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Т.В. Смирнова)

Коллекция итальянских мадригалов «Il Trionfo di Dori»: особенности содержания и организации цикла

 

12:20     Рязанцева Ксения Денисовна

студентка Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова (научный руководитель – кандидат искусствоведения А.Н. Камша)

Процессуальность лада в «Мелодии с двойными нотами»
из «Микрокосмоса» Белы Бартока

 

12:40     Глазкова Ульяна Константиновна

студентка факультета музыкального искусства Кемеровского государственного института культуры (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.Г. Умнова)

Особенности формы в хоровом цикле Юрия Толкача «Акварели»


Перерыв

13:00–14:00


 

26 октября, четверг Конференц-зал

СЕКЦИЯ 2

ссылка для подключения

14:00 (новосибирское время) / 10:00 (московское время)

Модератор –

Звягина Анастасия Сергеевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

 

 

14:00     Аверьянов Павел Александрович

аспирант теоретико-композиторского факультета Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор В.Р. Дулат-Алеев)

Романтизм и модернизм: диалог эпох в фортепианном творчестве Луи Вьерна

 

14:20     Лаврентьева Мария Германовна

студентка факультета музыкального искусства Кемеровского государственного института культуры (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.Г. Умнова)

Жанр баллады в раннем творчестве Франца Шуберта на стихи Иоганна Гёте

 

14:40     Кобец Дмитрий Максимович

студент факультета исполнительского искусства Белгородского государственного института искусств и культуры (научный руководитель – старший преподаватель В.К. Коваленко)

Некоторые особенности фортепианного творчества Роберта Шумана

 

15:00     Трофименко Михаил Сергеевич

студент историко-теоретико-композиторского факультета Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент В.Н. Демина)

Особенности сонатного творчества Д. Штейбельта в контексте развития отечественного инструментального искусства

 

15:20     Гурецкая Яна Александровна

соискатель ученой степени кандидата искусствоведения Российской академии музыки имени Гнесиных (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т.И. Науменко)

Журнал «Музыкальное образование» (1925–1930): из истории раннесоветской музыкальной периодики

 

15:40     Семыкина Анастасия Игоревна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова)

Исследовательская «гофманиана» в зарубежном и отечественном музыкознании

 

16:00     Горбунова Мария Владимировна

аспирант Российской академии музыки имени Гнесиных (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т.И. Науменко)

Функциональная музыка на производственных предприятиях 1960-х гг.: пермский опыт

 

16:20     Ахмадеева Алина Гарифулловна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Ю.В. Антипова)

Музыка к кинофильму «Пиковая дама» С. Прокофьева: к изучению пушкинианы ХХ века

 

16:40     Звягина Анастасия Сергеевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор К.М. Курленя)

Композиторская техника Майкла Наймана на примере саундтреков к фильму «Контракт рисовальщика»

 

17:00     Черкасова Дарья Сергеевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент П.А. Мичков)

Роль цифровых технологий в опере «Грехопадение» Р. Сагдиева

 

 17:20     Мавренкова Анна Ивановна

студентка музыковедческо-исполнительского факультета Магнитогорской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор О.А. Урванцева), преподаватель предметно-цикловой комиссии «Теория музыки» Омского музыкального училища (колледжа) им. В.Я. Шебалина

О новой концепции учебного пособия в контексте развития информационно-коммуникационных технологий

 

17:40     Петров Владлен Михайлович

аспирант кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор С.В. Грохотов)

Концептуальные подходы в исполнении Сонаты, ор. 1 И. Брамса

 

 

27 октября, пятница Конференц-зал

СЕКЦИЯ 3

ссылка для подключения

10:00 (новосибирское время) / 06:00 (московское время)

Модератор –

Иванова Анастасия Евгеньевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

 

10:00     Калатай Иван Владимирович

преподаватель кафедры специального фортепиано Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Даниэль Баренбойм и его общественно-культурные инициативы

 

10:20     Юдина Мария Алексеевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Г.А. Ерёменко)

Феликс Вайнгартнер: известный дирижер и неизвестный композитор

 

10:40     Гурезова Дарья Валерьевна

студентка фортепианного факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.П. Недоспасова)

Судьба музыканта-миссионера: творчество Доменико Дзиполи в Южной Америке

 

11:00     Ягунова Надежда Анатольевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Ю.В. Антипова)

Творческий портрет современного композитора-миллениала Миши Мищенко

 

11:20     Иванова Анастасия Евгеньевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Ю.В. Антипова)

Эстетические и стилевые ориентиры корейского композитора-неоклассика Ли Рума

 

11:40     Соснова Анастасия Дмитриевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент О.А. Светлова)

Деятельность Строгановых в сфере российской культуры и искусства

 

12:00     Мизонова Евгения Александровна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Ю.В. Антипова)

Опера «Curiosity» Н. Попова как опыт исследовательского искусства

 

12:20     Подосинов Владимир Николаевич

соискатель ученой степени кандидата искусствоведения кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Н.Я. Большунова), детский психолог Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями им. А.И. Бороздина (Новосибирск)

Музыкальная психология в коррекционной работе матери с ребенком

 

12:40     Тарасевич Елена Евгеньевна

аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор М.Ю. Дубровская)

Проблемы современного состояния отечественной музыкотерапии

 

13:00     Ибрагимова Лилия Руслановна

студентка кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент В.Н. Демина)

Методы коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития на примере программы «Обучение игре на фортепиано»

 


Перерыв

13:20–14:00


 

27 октября, пятница Конференц-зал

СЕКЦИЯ 4

ссылка для подключения

14:00 (новосибирское время) / 10:00 (московское время)

Модератор –

Ахмадеева Алина Гарифулловна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

 

14:00     Сулейманова Диляра Юрьевна

студентка кафедры народного пения и этномузыкологии Астраханской государственной консерватории (научный руководитель – преподаватель Т.С. Тыщенко)

Особенности казахского традиционного песенного исполнительства

 

14:20     Белькова Александра Максимовна

студентка кафедры народного пения и этномузыкологии Астраханской государственной консерватории (научный руководитель – преподаватель Т.С. Тыщенко)

Песенный фольклор астраханских казаков в публикациях А.А. Догадина

 

14:40     Фатфулина Радмила Ильнуровна

студентка кафедры народного пения и этномузыкологии Астраханской государственной консерватории
(научный руководитель – преподаватель О.А. Иванова)

Традиционная культура туркмен Астраханской области

 

15:00     Балчир Солангы Сендааевна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Т.Г. Казанцева)

Увертюра «Чыраа-Бора» Саая Бюрбе: особенности программного замысла и драматургии

 

15:20     Айрапетян Мариам Мкртичовна

студентка кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент В.Н. Демина)

Специфика певческой слагаемой литургии М. Екмаляна в богослужебной практике донских армянских приходов

 

15:40     Алексеев Ильнур Радикович

студент кафедры духовых инструментов Астраханской государственной консерватории (научный руководитель – кандидат философских наук, доцент Е.А. Соболева)

Феномен Ницше и феномен Вагнера в музыкальной культуре Германии

 

16:00     Бирюкова Таисия Ивановна

студентка кафедры струнных инструментов Астраханской государственной консерватории (научный руководитель – кандидат философских наук, доцент Е.А. Соболева)

Переплетение эстетик Вагнера и Шопенгауэра в осмыслении
А.Ф. Лосева

 

16:20     Скуратова София Викторовна

студентка факультета исполнительского искусства Белгородского государственного института искусств и культуры (научный руководитель – старший преподаватель В.К. Коваленко)

История русского балета: от истоков до XIX века

 

16:40     Саргош Валерия Владимировна

студентка музыкально-исполнительского факультета Самарского государственного института культуры (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.В. Лазанчина)

Лирика С. Прокофьева в балете «Ромео и Джульетта» и ее реализация в хореографии Л. Лавровского и К. Шморгонера

 

17:00     Старкова Ольга Леонидовна

магистрант Астраханской государственной консерватории (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент В.О. Петров)

Вокальный цикл «Акварели» Микаэля Таривердиева: особенности содержания и исполнения

 

17:20     Ковалёва Анастасия Андреевна

аспирант Белорусской государственной академии музыки
(научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой теории музыки М.Е. Пороховниченко)

Проблемы хорового интонирования в трудах А.А. Егорова

 

27 октября, пятница Музейная лаборатория

СЕКЦИЯ 5

ссылка для подключения

14:00 (новосибирское время) / 10:00 (московское время)

Модератор –

Вэй Цзыхао

ассистент-стажер
Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

 

14:00     Шульга Даниил Петрович

доктор исторических наук, профессор Сибирского института управления – филиала РАНХиГС (Новосибирск)

Фулиньские артисты средневекового Китая – византийское влияние?

 

14:20     Ши Вэньсинь

ассистент-стажер Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент В.Н. Демина)

Проблемы интерпретации оперы «Богема» Дж. Пуччини
в современных оперных театрах Китая

 

14:40     Чжан Чэн

аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.М. Петрова)

История становления оркестрового исполнительства в Китае:
к постановке проблемы

 

15:00     Лю Юнчжи

аспирант Белорусской государственной академии музыки (научный руководитель – кандидат искусствоведения О.С. Царик)

Из истории становления и развития кларнетового исполнительского искусства в Китае

 

15:20     Цзя Ютао

магистрант Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (научный руководитель – кандидат искусствоведения У.В. Сорокина)

Цифровая нотация в музыкальной практике Китая

 

15:40     Ма Цзунвэй

студентка кафедры истории музыки и музыкальной белорусистики Белорусской государственной академии музыки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент С.С. Герасимович)

Особенности исполнительского прочтения «Татуировки» Лю Сяогэн

 

16:00     Голубенко Дарья Кирилловна

студентка кафедры теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (научный руководитель – кандидат искусствоведения У.В. Сорокина)

Индивидуализация ладовых структур в творчестве Гао Вейцзе на примере произведения «Размышление во время дождя»

 

16:20     Березина Светлана Анатольевна

студентка факультета музыкального искусства Кемеровского государственного института культуры (научный руководитель – кандидат философских наук, доцент Т.И. Мороз)

Проект «Композиторы–современники» для учащихся ДМШ и ДШИ г. Кемерово: опыт создания и реализации

 

16:40     Жидок Анастасия Николаевна

магистрант Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова (научный руководитель – кандидат искусствоведения У.В. Сорокина)

Миниатюра Рахманинова как источник музыкального развития ребенка

 

17:00     Емельянова Алёна Александровна

студентка факультета музыкального искусства Кемеровского государственного института культуры (научный руководитель – кандидат философских наук, доцент Т.И. Мороз), преподаватель фортепиано и теоретических дисциплин Детской школы искусств № 47 им. М.Ф. Мацулевич

«Школьная филармония»

 

17:20     Лапицкая Ирина Александровна

студентка факультета музыкального искусства Кемеровского государственного института культуры (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.Г. Умнова)

Квест как форма развития мотивации к музыкальному обучению у детей младшего школьного возраста

 

17:40     Ли Синьюй

аспирант Института музыка, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.Г. Умнова)

Жанр французской песни в творчестве Цезаря Кюи

 

 

 

К участию в конференции приглашаются студенты и аспиранты музыкальных вузов, музыкальных факультетов художественных вузов.

 

Основные тематические направления конференции:

— история музыки;

— теория музыки;

— этномузыкознание и фольклористика;

— музыкальная педагогика и психология;

— исполнительское искусство;

— массовая музыкальная культура;

— региональная музыкальная культура;

— музыкальная эстетика.

 

Продолжительность выступлений с докладамидо 20 минут.

Формат проведения конференции смешанный: очное и дистанционное участие с использованием средств видеоконференцсвязи (на платформе Webinar.ru). Ссылку-приглашение на платформу ВКС и инструкцию по пользованию системой дистанционные участники получат за 24 часа до начала мероприятия. Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям.

Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 12 октября 2023 года на странице конференции.

 

По итогам конференции планируется издание сборника материалов конференции с полнотекстовым размещением статей в базе РИНЦ.

Электронный вариант текста принимается до окончания работы конференции на адрес p.michkov@nsglinka.ru (Заголовок файла — ФАМИЛИЯ_Музыкознание)

 

Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников конференции оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается, плата за публикацию материалов составляет 500 руб. за 0,5 п.л.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТАТЬИ

Текст на русском языке предоставляется в электронном виде на два адреса: p.michkov@nsglinka.ru (Мичков П.А.) и e.safonova@nsglinka.ru (Сафонова Е.В.), для очных участников – с приложением распечатанного варианта (формат doc, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный, поля по 2,5 см).

Параметры страницы:

Набор в редакторе Word в виде компьютерного файла с расширением *.doc. Шрифт TimesNewRoman, размер шрифта 14, междустрочный интервал полуторный, все поля страниц по 2 см, расстановка переносов автоматическая, выравнивание «по ширине», абзацный отступ – 1,25. Сноски – в конце статьи в виде примечаний. Ссылки на литературу приводятся внутри текста в квадратных скобках, например: [8, с. 56].

Объем статьи – до от 0,2 до 0,5 п.л. (от 8 000 до 20 000 знаков, включая пробелы).

В структуру статьи должны входить:

– УДК (выравнивание по левому краю. Для определения УДК можно воспользоваться ресурсом в сети Интернет, например, http://classinform.ru/udk/7.htm);

– ФИО автора, место учебы – полное наименование организации (выравнивание по правому краю);

– ФИО научного руководителя, научная степень, должность, вуз;

– название статьи заглавными буквами;

– аннотация (35-55 слов, но не более 500 знаков. Аннотация не должна повторять текст статьи, в ней не должно быть таблиц, сносок, а также материала, которого нет в статье);

– ключевые слова (от 4 до 10 слов и словосочетаний);

– список литературы (до 10 источников, но не менее 5 в алфавитном порядке. На каждый источник должна быть ссылка в тексте). Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.05. – 2008.

– нотные примеры и рисунки вставляются в файл со статьей в раздел ПРИЛОЖЕНИЯ после списка литературы, нумеруются и подписываются по образцу:

Илл. 1. Название изображения

Фото 1. Название фото

Пример 1. Название примера

Таблица 1. Название таблицы

ВНИМАНИЕ! Иллюстративный материал обязательно предоставляется автором в электронном формате (компьютерная графика) – каждое изображение отдельным файлом! Файлы нумеруются и озаглавливаются также как в тексте статьи.

Нотные примеры предоставляются в возможных вариантах: а) сканированные с разрешением 600 dpi; б) в форматах программ Encore, Sibelius, Finale; в) в форматах программ Encore, Sibelius, Finale, переведенные в *.tif.

Оргкомитет конференции оставляет за собой право отбора и редактирования материала для публикации.

  

Оргкомитет конференции: 

Мичков Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию, кандидат искусствоведения, доцент;
(383) 222-45-72, p.michkov@nsglinka.ru

Светлова Ольга Александровна – проректор по воспитательной работе, заведующий кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения, доцент;

Молчанов Андрей Сергеевич заведующий кафедрой теории музыки и композиции, кандидат искусствоведения, доцент.

 

 

Поделиться: