Международная научная конференция «Традиционные музыкальные культуры и современность» в рамках Фестиваля музыкальной культуры народов Сибири «ТАРТАРИЯ»

11-12 ноября 2021 г.

Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки

проводит

Международную научную конференцию

 «Традиционные музыкальные культуры и современность»

в рамках Фестиваля музыкальной культуры народов Сибири «ТАРТАРИЯ»

 

Участники и темы сообщений Телемост О конференции Фотоотчет

11 ноября (четверг)

Заседание 1

Конференц-зал, 11.00

Модератор – Ольга Владимировна Новикова,

кандидат искусствоведения,

доцент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

 

Приветственное слово

доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой этномузыкознания, председателя диссертационного совета

Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Марины Юзефовны ДУБРОВСКОЙ

 

Новикова Ольга Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, ученый секретарь диссертационного совета

Исторические песни в контексте песенной традиции бурят

 

Тирон Екатерина Леонидовна

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института филологии СО РАН (сектор фольклора народов Сибири)

Колыбельные тувинцев по экспедиционным материалам Новосибирской консерватории и Института филологии СО РАН

 

Карелина Екатерина Константиновна

доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки, заслуженный деятель искусств Республики Тыва

Бадыргы Марьятта Маадыр-ооловна

заместитель директора Международной академии Хоомея (Республика Тыва)

О проекте «Кошкун хоомей» в Республике Тыва

 

Дмитриева Наталия Ивановна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель Детской школы искусств № 4 г. Улан-Удэ (научный консультант – доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Е.К. Карелина)

Межкультурная коммуникация на примере детских музыкальных практик бурят и семейских Забайкалья

 

Шахов Павел Сергеевич

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института филологии СО РАН, заведующий Научным центром по изучению региональных и традиционных музыкальных культур Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Дайнеко Татьяна Владимировна

научный сотрудник Института филологии СО РАН, Научного центра по изучению региональных и традиционных музыкальных культур Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Перспективные направления деятельности Научного центра Новосибирской консерватории по изучению региональных и традиционных музыкальных культур

 

Кондратьева Наталья Михайловна

кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Инвариантный зоноряд телеутских похоронно-поминальных плачей сыгыттар

 

Сыченко Галина Борисовна

кандидат искусствоведения, доцент, независимый исследователь (Рим, Италия), вице-председатель исследовательской группы «Музыка тюркоговорящего мира» при ICTM

Проблемы подготовки музыковедческого раздела тома «Алтайские народные песни» серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» (раздел «Традиционная музыка народов Сибири»)

 

Казанцева Татьяна Генриховна

кандидат искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Омарова Елизавета Александровна

студентка теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Певческая практика старообрядцев часовенных Верховья Енисея в 60–70-е годы XX века (по материалам полевых исследований)

 

Перерыв

Заседание 2

Конференц-зал, 14.00

Модератор – Юлия Владимировна Антипова,

кандидат искусствоведения, доцент, и.о. проректора по научной работе Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

 

Карпычев Михаил Георгиевич

доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

О содержании традиционной музыки народов Азербайджана, Ближнего и Среднего Востока

 

Абдурашидов Абдували Абдулмаджидович

кандидат искусствоведения, доцент кафедры традиционного исполнительства Таджикской национальной консерватории им. Т. Сатторова

Как выявляются ладовые звукоряды Шашмаком на танбуре

 

Ардашерзода Комрон

студент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор М.Н. Дрожжина)

Образ флейты най в таджикско-персидской поэзии

 

Осокин Александр Владимирович

доцент Института иностранных языков Педагогического университета Внутренней Монголии (Китайская народная республика)

Брылёва Наталья Анатольевна

кандидат культурологии, доцент Красноярского государственного аграрного университета, доцент Института иностранных языков Педагогического университета Внутренней Монголии (Китайская народная республика)

Феномен региональной музыкальной драмы в старом Китае: Иян-цян 弋阳腔

 

Конева Елена Васильевна

преподаватель, заведующая Фольклорно-этнографической секцией отделения народно-певческого искусства Новосибирского областного колледжа культуры и искусств

Свадебные традиции, музыкальная культура: сохранение и применение в современной городской среде. Из опыта работы

 

Кайманакова Ольга Александровна

преподаватель Фольклорно-этнографической секции отделения народно-певческого искусства Новосибирского областного колледжа культуры и искусств

Этнотека – форма передачи традиционной культуры в условиях современной городской среды

 

Андреева Марина Михайловна

преподаватель Фольклорно-этнографической секции отделения народно-певческого искусства Новосибирского областного колледжа культуры и искусств

Опыт подготовки фольклористов в НОККиИ

 

Доронина Елизавета Вячеславовна

преподаватель Фольклорно-этнографической секции отделения народно-певческого искусства Новосибирского областного колледжа культуры и искусств

Экспедиционная деятельность Фольклорно-этнографической секции отделения народно-певческого искусства НОККиИ

 

Пыльнева Лада Леонидовна

доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Элементы традиционной музыкальной культуры в сочинениях К.А. Герасимова для детей

 

Дуиесинова Диля Суиенгалеевна

докторант Казахского национального университета искусств (Нур-Султан) (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор, проректор по науке Т.Ж. Егинбаева)

Казахские народные инструменты в рок-музыке Казахстана

 

Богданова Елена Александровна

магистрант Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Гаврилова)

Творчество ансамбля «Wardruna» в контексте культурных традиций древней Скандинавии (на примере альбома Runaljod – Gap Var Ginnunga)

 

12 ноября (пятница)

Заседание 3

Конференц-зал, 11.00

Модератор – Наталья Владимировна Леонова,

кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

 

Леонова Наталья Владимировна

кандидат искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Фольклор в творчестве Аскольда Мурова: 1960-е годы

 

Павлова-Борисова Татьяна Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (Якутск), заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), заместитель председателя Союза композиторов Якутии

Претворение жанров традиционной музыкальной культуры народов Севера в творчестве эвенского композитора П. Старостина

 

Санжиева Лариса Николаевна

доцент Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ), заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, председатель Союза композиторов Республики Бурятия, почетный деятель Союза композиторов РФ

Этническая музыка и композиторское творчество в Бурятии

 

Алексеева Александра Юрьевна

старший преподаватель кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова

Фольклорный материал в минималистической композиции: опыт Майкла Наймана

 

Ван Чжан

аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент А.М. Петрова)

Творчество композитора Ли Цзили в контексте становления и развития китайского скрипичного искусства

 

Чжао Юн

аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор М.Ю. Дубровская)

У Цзуцзян в истории коллективного творчества китайских композиторов

 

Петрова Анастасия Михайловна

кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Жанровая панорама скрипичного творчества китайских композиторов после «Культурной революции»

 

Сукало Владислав Валерьевич

творческий работник при Министерстве культуры Республики Беларусь

Самобытные исполнители и коллективы средневековой и этнической белорусской музыки

 


СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ

 

Антипова Юлия Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Традиционная музыка в современных развлекательных проектах, флешмобах, шоу

 

Гончаренко Светлана Сергеевна

доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки.

О композиции стихиры «Приидите, ублажим Иосифа»

Доронина Елизавета Вячеславовна

педагог Центра «Юность» – Детского дома творчества им. А. Гайдара

Народные музыкальные игры как средство приобщения детей к традиционной культуре (на примере работы творческого фольклорного объединения «Ладья» ДДТ им. А. Гайдара)

 

Перерыв

 

Конференц-зал, 15.00

Телемост с мастерами и участниками проекта Folk`s

 

Ярослав Судзиловский

 

(род. 1980) – композитор, виолончелист, дирижер, педагог, идеолог, эссеист, музыкально-общественный деятель.

Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского и аспирантуру по специальности «Виолончель» (класс профессора, народной артистки СССР Н.Н. Шаховской, 2001) и «Композиция» (класс профессора, народного артиста СССР К.С. Хачатуряна, 2006).

Основатель и председатель Молодежного отделения Союза композиторов РФ, председатель Международной ассоциации молодых композиторов и музыковедов «МеждународМолОт» (MolOt International Corporation), гильдии композиторов Российского музыкального союза. Член Совета Союза композиторов РФ, Совета Российского музыкального союза, Союза композиторов Москвы, «Ассоциации современной музыки-2», Белорусской ассоциации современной музыки, основатель и председатель Белорусско-Российской ассоциации современной музыки, Международного «МолОт-фестиваля».

Автор и инициатор международных летних школ в Центральной и Южной Европе.

Лауреат всероссийских и международных конкурсов композиторского мастерства.

Автор ряда научных статей, а также учебных и методических пособий по инструментовке для симфонического оркестра, современной композиции, альтернативному использованию инструментов.

Автор программы по созданию инфраструктуры и возрождению молодежного композиторского движения в РФ и странах СНГ, создатель альтернативной системы нетемперированной нотозаписи, системы препарации виолончели, других концепций современного искусства.

Творчеству Я. Судзиловского посвящено свыше 200 публикаций в периодической печати.

Автор симфонических полотен, вокальных и инструментальных ансамблей, музыки к спектаклям, проектам, кино, всего более 100 опусов.

 

Артур Зобнин

 

(род. 1988) – скрипач, композитор, концертирующий музыкант.

В 2009–2014 годах обучался по классам скрипки (класс профессора И.В. Иофф) и композиции (класс профессора Г.И. Банщиков), в 2014–2016 годах – в ассистентуре-стажировке Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Руководитель Петербургского представительства Гильдии молодых музыкантов «МолОт» Российского музыкального Союза, артист и директор Петербургского МолОт-ансамбля. Музыкальный руководитель фестиваля «Время Стравинского» в Санкт-Петербурге. Приглашенный мастер образовательного проекта «Мастерские МолОта», куратор Международного семинара для молодых композиторов в Санкт-Петербурге, преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

Лауреат международных конкурсов, стипендиат Министерства культуры РФ (2015, 2016). Лауреат Молодежной премии правительства Санкт-Петербурга в области художественного творчества (2017).

Принимал участие во многих крупных фестивалях (в том числе «Площадь искусств», «Звезды белых ночей», «Дягилевский фестиваль», «От авангарда до наших дней», «Звуковые пути», reMusik), стажировках и мастер-классах ведущих мастеров композиторского искусства (Ф. Леру и Ф. Филидеи, П. Аблингер, Р. Сендо, Б. Фуррер).

Автор идеи и продюсер проекта «Антология музыки молодых композиторов России» (2016–2017). В рамках проекта при поддержке Российского агентства по делам молодежи на известном российском лейбле «Fancy music» вышли три альбома с музыкой молодых российских композиторов для камерного ансамбля, хора и скрипки соло. В записи приняли участие Петербургский МолОт-ансамбль и камерный хор «Festino».

Сочинения А. Зобнина исполняли Ярославский губернаторский академический симфонический оркестр, Оркестр Санкт-Петербургской государственной консерватории, Оркестр 1703, камерный хор Festino, Наталия Пшеничникова, струнные квартеты Cantando и In corpore, ансамбль Vortex (Швейцария), Ensemble for New Music Tallinn (Эстония), ансамбль «Fractales» (Бельгия), Немецкий молодежный камерный хор, Mariinsky New Music Ensemble, ансамбль «Звуковые пути», Петербургский МолОт-ансамбль.

 

Представление музыкальных сочинений

 

Анна Кузьмина (Россия, Санкт-Петербург)

Выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «Композиция». Член Союза композиторов Санкт-Петербурга и России, лауреат международных и всероссийских конкурсов, преподаватель Детской школы искусств № 19, Школы-студии при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова

 

«Топшурым» для двух групп этнических голосов и двух инструментальных групп

 

 

 

 

 

Вадим Генин (Россия, Саратов)

студент V курса Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова («Композиция»), лауреат всероссийских и международных конкурсов композиторов, член гильдии, участник семинаров «МеждународМолОт» Российского музыкального союза

 

«Естественный отбор (и кое-что личное)» для свободного состава исполнителей

 

 

 

 

 

 

Елизавета Лобан (Беларусь, Минск)

Выпускница Белорусской государственной академии музыки по специальности «Композиция» (2021), аспирант Академии русского балета им. А.Я. Вагановой («Искусствоведение»). Секретарь Международной гильдии молодых музыкантов МолОт Российского музыкального союза, член Союза композиторов Республики Беларусь. Лауреат республиканских и международных конкурсов. Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в Молодечненском государственном музыкальном колледже им. М.К. Огинского

 

 «Тарбаган» для этнических голосов и большого ансамбля

 

 

 

 

Антон Изгагин (Россия, Екатеринбург / Москва)

студент Факультета переподготовки при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Артист Государственной академической симфонической капеллы РФ под управлением В. Полянского

 

«Колокол 2.0» для большого ансамбля и этнических голосов

 

 

 

 

 

 

Алина Никитенко (Россия, Санкт-Петербург)

выпускница Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова («Композиция»), концертмейстер Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Член Союза композиторов. Участник дуэта «Domiano». Лауреат международных конкурсов


«Сказка о невиданной красавице Талмыс и бедном парне по имени Паклан-Тас»

 

 

 

 

 

Великая Тартария – загадочная цивилизация, огромная территория, включающая бескрайние земли и многочисленные народы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, нынешней Монголии и Китая, части Индии, Северной Америки… Размытые представления европейцев о неизведанных землях, находящихся за гранью их владений,  трудная доступность, дикие нравы язычников способствовали созданию мифов о Тартарии, которая была величава, грандиозна и страшна одновременно. Населенная десятками наций, рождающихся и исчезающих, со своей историей и культурой, Тартария так и остается для нас неуловимо-прекрасной Terra-incogtita.

Обоснование Проекта:

Традиционные музыкальные культуры народов нашей страны и мира – великое наследие, хранилище исторической памяти человечества, культурного многообразия, духа наций. Все более растет понимание того, что это – один из главных гуманитарных ресурсов развития общества, который позволяет осуществлять связь поколений, прошлого и настоящего, способствует налаживанию взаимопонимания между людьми, утверждает общечеловеческие ценности, принципы согласия и толерантности.

 

Проект включает:

  1. Серию концертов музыкальных коллективов и солистов – представителей различных народов, проживающих на территории Сибири – как коренных, так и переселенцев разных периодов истории, а также концертов актуальной музыки, в которой воплотились образы и мотивы Тартарии.
  2. Мастер-классы носителей уникальных народных певческих (горловое пение и т.п.), инструментальных традиций, обрядов народов Сибири, творческие встречи с носителями традиций и фольклорных коллективов.
  3. Международную научную конференцию «Традиционные музыкальные культуры и современность» (11-12 ноября 2021 г.)

Основные вопросы для обсуждения на конференции:

— проблемы изучения, сохранения и распространения традиционных музыкальных культур (исторический, социальный, культурологический, цивилизационный аспекты);

— традиционные культуры в условиях города;

— этническая музыка и композиторское творчество;

— фольклор и пласт массовой музыки, феномен world music;

— молодежная, кадровая политика, грантовая поддержка проектов, направленных на сохранение и изучение традиционных музыкальных культур;

— традиционные музыкальные культуры Сибири.

К участию в конференции приглашаются преподаватели, студенты, аспиранты, докторанты (соискатели) музыкальных и художественных вузов, музыковеды и композиторы, сотрудники научно-исследовательских институтов, архивов, библиотек.

 

Регламент выступления – не более 20 минут. Допускается заочное участие в форме видео-доклада; предполагается возможность дистанционного участия в конференции с использованием средств видеоконференцсвязи.

 

Для участия в конференции необходимо подать online-заявку на странице конференции, размещенной на сайте Новосибирской консерватории https://www.nsglinka.ru/konferencii/. Срок приёма заявок продлён до 25 октября 2021 года (включительно).

 

Оргвзнос за участие в конференции не взимается.

 

Оргкомитет конференции и контактная информация:

Антипова Юлия Владимировна – и. о. проректора по научной работе, канд. иск., доцент кафедры истории музыки: (383) 222-45-72 e-mail: antikostin@mail.ru;

Леонова Наталья Владимировна – кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания.

 

Основная информация размещена на сайте консерватории www.nsglinka.ru, https://www.nsglinka.ru/konferencii/.

Отправить ссылку на эту новость: