Актуальные проблемы теории музыки и современной композиции

26 — 27 октября 2022 года

Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки проводит

III Международную научно-практическую конференцию

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ МУЗЫКИ
И СОВРЕМЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ»

в рамках XI Международного фестиваля «Сибирские сезоны»

Участники и темы сообщенийЛекцииО конференцииФайлыФотоотчет

Участники и темы сообщений

СЕКЦИЯ 1

10.00 (новосибирское время)

конференц-зал

Модератор – Рауф Яковлевич Фархадов

доктор искусствоведения, ведущий эксперт Ассоциации современной музыки (Москва)

 

Молчанов Андрей Сергеевич

кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, член Сибирской организации Союза композиторов Российской Федерации

«Звук и символ». О теоретической концепции Виктора Цукеркандла

 

Зырянов Михаил Львович

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского

Графический метод С. Эйзенштейна в изучении оригинальных саундтреков

 

Бажанов Николай Сергеевич

доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Измеряя музыку: к истории акустических исследований музыкального произведения

 

Попов Андрей Владимирович

заведующий кафедрой композиции Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

А. Webern, op. 27, № 2 – опыт анализа

 

Гончаренко Светлана Сергеевна

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Композиционные модели монодии в инструментальных циклах О. Мессиана

 

Останина Мария Николаевна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Кузбасского колледжа искусств (Новокузнецк)

Три «Турангалилы» О. Мессиана: к проблеме открытости музыкальной формы

 

Рудзей Елена Валерьевна

профессор кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Хоровая музыка Сибирской композиторской школы

 

Демидов Алексей Геннадьевич

преподаватель кафедры дирижирования Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Некоторые вопросы интерпретации современной музыки (на примере кантаты «Где. Когда.» А. Мухутдиновой)

 

Санжиева Лариса Николаевна

доцент Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ), заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, председатель Союза композиторов Республики Бурятия, почетный деятель Союза композиторов РФ

Музыкальные композиции для национальных инструментов в Бурятии

 

Ивачева Дарина Андреевна

старший преподаватель Кемеровского государственного института культуры

Театральность в цикле «Восемь иронических пьес для фортепиано» Сергея Толстокулакова

 

Перерыв

 

СЕКЦИЯ 2

14.00 (новосибирское время)

конференц-зал

Модератор – Рауф Яковлевич Фархадов

доктор искусствоведения, ведущий эксперт Ассоциации современной музыки (Москва)

 

 

Файн Яков Наумович

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Тритон в гармонии: мистика и реалии

 

Ментюков Александр Павлович

кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

К теории интонарной деятельности

 

Мальцева Анастасия Александровна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

О том, откуда возник термин «музыкально-риторическая фигура»

 

Юферова Ольга Александровна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Музыкальная шифротехника в творчестве композиторов ХХ века

 

Тихомирова Алла Анатольевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Белорусской государственной академии музыки

Макротематизм и микротематизм в современной музыкальной композиции: аспекты взаимодействия

 

Запевалова Людмила Георгиевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Белорусской государственной академии музыки

Незавершенность как концепт художественного творчества и современной науки

 

Курленя Константин Михайлович

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Лики репетитивности: варианты реализации

 

Пыльнева Лада Леонидовна

доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

МА Шухао

аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.Л. Пыльнева)

Подходы к организации музыкальной ткани в опере Го Вэньцзина «Записки сумасшедшего»

 

Черкасова Дарья Сергеевна

студентка IV курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент П.А. Мичков)

Цифровая сцена и жанр оперы

 

Мелюкова Мария Витальевна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин МУ ДО «Детская музыкальная школа № 1» Копейского городского округа, Челябинская область, г. Копейск

Поэзия символистов в вокальных сочинениях А. Веберна

 

 

27 октября, четверг

 

СЕКЦИЯ 3

10.00 (новосибирское время)

конференц-зал

Модератор – Молчанов Андрей Сергеевич

кандидат искусствоведения, доцент,

заведующий кафедрой теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки,
член Сибирской организации Союза композиторов РФ

 

Ананьев Артём Николаевич

доцент кафедры сочинения и инструментовки, заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, член Союза композиторов РФ

Музыкальный и визуальный интерактив мультимедийной композиции

 

Умнова Ирина Геннадьевна

доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры

Сергей Слонимский – композитор и музыковед

 

Слатвинская Светлана Александровна

преподаватель кафедры теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Об эволюции открытой формы в творчестве Эрла Брауна

 

Волобуев Никита Юрьевич

аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки» (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Г.А. Еременко)

Неофольклорные тендеции в трактовке фортепиано на рубеже тысячелетий (на примере сонат К. Волкова)

 

Останина Мария Николаевна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Кузбасского колледжа искусств (Новокузнецк)

Необарочное концертирование в Седьмой симфонии М. Вайнберга

 

Ким Кёнг Нам

аспирант Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Л.Р. Фаттахова)

Особенности современного профессионального музыкального образования в Корее

 

Звягина Анастасия Сергеевна

студентка IV курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор К.М. Курленя)

К вопросу об истоках и периодизации музыкального минимализма

 

Михайлова Виктория Павловна

студентка II курса теоретико-композиторского факультета Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор К.М. Курленя)

Полимодальность и фактура: от взаимосвязи к типологии. На примере Буковинских песен Десятникова

 

Ван Цзясинь

аспирант Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова (научный руководитель – кандидат искусствоведения З.З. Загидуллина)

Влияние западных техник композиции на ладовую организацию китайских фортепианных концертов

 

Чжуан Цзюньцзе

аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент П.А. Мичков)

Особенности метрической организации в фортепианных этюдах Ло Майшуо

 

Перерыв

 

Лекции и творческие встречи

27 октября (четверг)

конференц-зал, 14.00

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА

АРТЕМ НИКОЛАЕВИЧ АНАНЬЕВ

композитор, заведующий кафедрой музыкально-информационных технологий Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ КОМПОЗИЦИИ

«VERTOV-SOUNDTRACK»

 

27 октября (четверг)

конференц-зал, 15.00

ЛЕКЦИЯ

РАУФ ЯКОВЛЕВИЧ ФАРХАДОВ

доктор искусствоведения,

ведущий эксперт Ассоциации современной музыки (Москва)

«НОВАЯ МУЗЫКА:

ОТ ЭТНО-ДЖАЗА К ТОТАЛЬНОМУ СИНТЕЗУ»

 

28 октября (пятница)

конференц-зал, 14.00

ЛЕКЦИЯ

ГЕОРГИЙ ВИКТОРОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ

кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург)

ОПЕРА, БАЛЕТ, МЮЗИКЛ + ТЕАТР = ?

Тенденции современных музыкальных постановок,

или Театр в поисках смысла

О конференции

К участию в конференции приглашаются преподаватели, научные сотрудники и обучающиеся музыкальных вузов, музыкальных факультетов художественных вузов, музыковеды и композиторы.

Основные тематические направления конференции:

— Звук и звуковысотные структуры в истории и теории музыки.

— Детерминированность и недетерминированность музыкальной формы. Композиционные модели, феномен открытости.

— Композиторское и теоретическое музыкознание, теоретические концепты– точки пересечения и парадоксы.

— История теории музыки (Музыкально-теоретические системы):

имена, источники, идеи.

— Аутентичная и современная музыкальная терминология, ее применение в исполнительской и научно-исследовательской практике.

— Интуитивное и рациональное в музыкальной композиции. Композиция и импровизация.

— Музыкальная композиция нового тысячелетия: взгляд из сегодня.

— Элементы музыкального языка, интра- и экстрамузыкальные закономерности звуковой организации.

— Методология теоретического музыкознания и композиции;

— Проблемы современного музыкально-теоретического и композиторского образования;

— Композиция академического и неакадемического типа, творческие практики разных культурных пространств.

Регламент выступления с докладом: не более 15 минут.

 

Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 10 октября 2022 года на странице конференции, размещенной на сайте Новосибирской консерватории http://www.nsglinka.ru/konferencii/

Допускается заочное участие в форме видеодоклада; предполагается возможность дистанционного участия в конференции с использованием средств видеоконференцсвязи.

 

Избранные статьи будут опубликованы в научном журнале Новосибирской консерватории «Вестник музыкальной науки», входящем в Перечень ВАК. Оргкомитет оставляет за собой право отбора статей для публикации. С требованиями к оформлению статьи в «Вестник музыкальной науки» можно ознакомиться по ссылке.

 

Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается.

Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям (последним – в случае непосредственного или онлайн-присутствия на всех заседаниях конференции).

 

Оргкомитет конференции и контактная информация:

Мичков Павел Александрович – проректор по научной работе и цифровому развитию, кандидат искусствоведения;
тел.: (383) 222-45-72;  м.т.: 8-923-249-0290;
e-mail: p.michkov@nsglinka.ru;

Молчанов Андрей Сергеевич – заведующий кафедрой теории музыки, кандидат искусствоведения, доцент;

Попов Андрей Владимирович – заведующий кафедрой композиции, доцент;

 

Информационное письмо

Основная информация размещена на сайте консерватории www.nsglinka.ru, «Наука»: «Конференции».

Поделиться: