Окончил Высший музыкальный институт им. Лысенко (Киевская консерватория) по классу скрипки профессора Е. Н. Вонсовской в 1922 г. с дипломом «Свободный художник».
Масштабная творческая деятельность Леонида Николаевича отмечена выдающимися результатами в области сольного скрипичного исполнительства, педагогики, в организационно-административной сфере.
В развитии творческого пути Л.Н. Шевчука обозначены три этапа – 1922–1934; 1934–1955; 1955–1974. Первый этап связан с интенсивной концертной деятельностью Леонида Николаевича – блестящего скрипача-виртуоза – в городах Советского Союза, в Японии, Китае, Корее. Японская фирма Nitto Record выпустила пластинки с исполнением Л.Н. Шевчука.
В 1920-е гг. во Владивостоке он выступил как дирижер оперного спектакля и симфонического концерта.
Начало второго периода отмечено включением педагогической деятельности. В 1934–1937 гг. Л.Н. Шевчук является заведующим кафедрой струнно-смычковых инструментов Ташкентской консерватории, исполняет обязанности профессора по классу скрипки. Второй период составил драматическую страницу в жизни музыканта. С 1937 г. по 1955 г., будучи необоснованно репрессированным, он находился в лагерях и в ссылке. Условия и место жизни скорректировали содержание творческой деятельности. В североуральском городе Ивдель скрипач организовал и возглавил в качестве художественного руководителя любительский музыкальный театр, ставил оперы и оперетты. В 1945 г. участвовал в фольклорной экспедиции в районы Крайнего Севера и в Ханты-Мансийский национальный округ. В период жизни в Красноярске (1946–1949) он создал большой симфонический оркестр, дирижировал симфониями Чайковского и другими крупными сочинениями, выступал как скрипач-солист, а также продолжил педагогическую деятельность в качестве преподавателя классов скрипки, камерного ансамбля, оперной подготовки и оркестрового класса Красноярского музыкального училища, заведовал отделением струнных инструментов. В Кызыле (1949–1955) началась организационно-административная деятельность Леонида Николаевича, направленная на развитие музыкального образования и музыкальной культуры Сибири. Он открыл республиканскую музыкальную школу и был ее первым директором, возглавлял сектор искусств Управления культуры Тувы, был солистом республиканской филармонии.
Полная реабилитация в 1955 г. открыла третий период творческой деятельности Л.Н. Шевчука, проходивший в Новосибирске. На первый план выходит педагогическая, методическая, организационно-административная деятельность. В 1955–1962 гг. Леонид Николаевич – директор Новосибирского музыкального училища. С декабря 1956 г. он начинает работу в НГК. Музыкант возглавил созданную в 1960 г. кафедру камерного ансамбля и сформировал педагогический коллектив, в 1972–1974 гг. заведовал кафедрой струнно-смычковых инструментов. С 1968 по 1972 г. был ректором НГК, определив перспективные тенденции формирования педагогического коллектива вуза и развития его творческого потенциала. Леонид Николаевич начал работу по превращению НГК в методический центр музыкального образования в Сибири. Созданный им в 1957 г. Методический совет обозначил основные принципы последующего методического руководства учебными заведениями региона. Именно Л.Н. Шевчук стал инициатором и непосредственным участником открытия в 1970 г. Средней специальной музыкальной школы при НГК. Он сделал первый шаг к включению НГК в международную систему музыкальной культуры, установив творческие связи с Брненской академией музыки и театра (Чехословакия).
Как педагог вел в НГК дисциплины камерного ансамбля и струнный квартет у студентов и аспирантов. В числе его учеников – лауреат Всесоюзного конкурса В. Г. Нельсон, ректор НГК, доктор философских наук Е. Г. Гуренко, профессора Г. А. Федоренко, Д. Л. Шевчук, доценты И. Е. Бялый, М. А. Корн, Л. М. Сквирский, М. А. Шавинер, Е. Н. Шустин.
Исполнительская деятельность Леонида Николаевича в новосибирский период связана в основном с камерно-ансамблевым исполнительством.
фото из архивов Музея Новосибирской консерватории