Яркие «Краски музыки»



Яркие «Краски музыки»

В течение двух дней – с 18 по 19 апреля 2013 года – в Кемеровском музыкальном колледже проводилась Первая региональная музыкально-теоретическая олимпиада «Краски музыки» для учащихся детских музыкальных школ и школ искусств Сибирского федерального округа.

Этот творческий конкурс уже имеет свою историю. Он состоялся в четвертый раз, успев за это время приобрести своих поклонников, как среди участников соревнований, так и в среде слушательской аудитории. Но именно в этом году он получил статус межрегионального, что говорит о высоком уровне востребованности таких мероприятий и пророчит ему дальнейший успех. Креативность, эвристичность и энтузиазм – вот основные качества, которыми можно охарактеризовать олимпиаду. Инициаторами проведения мероприятия явились ректор Новосибирской государственной консерватории доктор искусствоведения, профессор Константин Михайлович Курленя и заместитель директора по научно-методической работе Кемеровского музыкального колледжа Лариса Леонидовна Щитова.

В конкурсе приняли участие более 40 учащихся из Кемерово, Киселёвска, Новокузнецка, Ленинска-Кузнецкого, Барнаула, Заринска. Состязания проводились по двум возрастным группам: младшие и старшие классы. Олимпиада имеет множество особенностей, отличающих ее от ряда других музыкальных конкурсов. Во-первых, это деление заданий по двум номинациям ­– участники соревнуются как в традиционном личном первенстве, так и в командном зачете. Во-вторых, в этой олимпиаде удачно сочетаются творческие задания, сформированные в русле музыкальной синестезии, с задачами, направленными на раскрытие логического мышления ребенка.

Каким же образом удалось воплотить в жизнь столь сложный союз? Этому способствовали формы представления заданий. Так, испытания первого тура были направлены на развитие творческого воображения и абстрактного мышления. Это и сочинение мелодии на предложенный текст, и конкурс рисунков, отражающих впечатления от прослушанной музыки, и импровизации на заданную тему, а также множество других интереснейших и увлекательных задач. Удивительные по своей пестроте и яркости импровизации исполняли дети на конкурсе.

Сосредоточение заданий, апеллирующих к музыкальной памяти, знанию основ музыкального формообразования, умению логически мыслить являл собой второй тур «Красок музыки». Следует заметить, что и сама презентация вопросов была выполнена на основе современных компьютерных технологий: конкурсные задания были представлены на большом экране и в интерактивной форме участники подходили к их решению. Руководила процессом председатель жюри конкурса, проректор по научной и творческой работе Новосибирской государственной консерватории, кандидат искусствоведения Ольга Александровна Светлова.

 

Проведение музыкальной викторины сопровождалось возможностью использования подсказок в виде сведений из биографии композитора, иллюстрацией либо видеорядом. Кроме того, некоторые фрагменты давались в ином акустическом оформлении – исполнении на других музыкальных инструментах, что, конечно же, повышало уровень сложности задания. Следующим этапом были «Музыкальные пазлы» – самая трудная из всех предложенных форм работы.

 

Каждой команде был представлен для прослушивания небольшой отрывок из музыкального произведения, разделенный на фрагменты. За отведенное на это задание время команда должна была сложить пазлы в верном порядке и представить свой вариант на суд публике и членам жюри. При этом в столь нелегкой задаче иногда присутствовал своеобразный «сюрприз» – ноты некоторых фрагментов давались в обратном порядке, в инверсии. Ясно, что для выполнения этого задания участники должны не только обладать хорошо развитым музыкальным слухом, но и понимать основные закономерности построения музыкальных произведений, учитывать жанровую специфику музыки. Поначалу команды справлялись с трудом, но со временем вникли в суть задачи и складывать пазлы становилось легче. Завершающий второй тур блиц-турнир в виде вопросов из раздела о творчестве трех композиторов – И.С. Баха, А.С. Даргомыжского, Д.Д. Шостаковича, предполагал хорошее знание музыки, сведений из биографий композиторов, истории создания и исполнения произведений.

 

Феерическое представление устроили команды участников в последний день конкурса, продемонстрировав постановки музыкальных спектаклей. Это задание являлось домашним, многие ребята и их педагоги начинали репетировать театрализованные представления за полгода до олимпиады. И это того стоило! Зал был заполнен зрителями, ожидавшими представление. На сцене происходил настоящий праздник – торжество мастерской актерской игры, колоритных сольных арий, выстроенных ансамблей и красивейших костюмов в сочетании с настоящими сценическими декорациями..

 


Доставляя удовольствие участникам и присутствовавшим на конкурсных состязаниях слушателям, олимпиада пронеслась быстро. Но она не окончилась после подведения итогов и награждения победителей. Этот конкурс оставил колоритные впечатления в музыкальной жизни Кузбасса и в нашей памяти.

 

Пусть и в дальнейшем нашу жизнь насыщают столь яркие «Краски музыки»!

 
 
 

Павел Мичков
аспирант НГК им. М.И. Глинки
фото автора статьи