ЗЕНИНА ЛЮДМИЛА ЛЕОНИДОВНА

пианистка;

доцент;

Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества;

Почетный работник культуры Новосибирской области (2011);

доцент кафедры общего фортепиано.

Общие сведения:

В 1965 г. окончила фортепианный факультет Новосибирской консерватории по классу профессора В. И. Слонима.

Педагогическая деятельность 

Педагогическая деятельность в Новосибирской консерватории началась в 1965 г., связана с кафедрами общего фортепиано (в 1982–1989 гг. в качестве заведующей) и музыкального образования и просвещения. Ведет курсы фортепиано, методики обучения игре на фортепиано, руководит педагогической практикой и дипломными рефератами по дисциплине «Музыкальное исполнительство и педагогика». Студенты ее класса участвуют в концертах кафедры как солисты и ансамблисты, в конкурсах методических работ, многие стали лауреатами международных (Казань, Екатеринбург, Новосибирск), всероссийских (Челябинск) и региональных конкурсов по курсу фортепиано. 

Деятельность: 

Организационно-методическая деятельность способствует совершенствованию музыкального образования в Новосибирске и регионе, оказывает консультационно-методическую помощь педагогам ДМШ, проводит мастер-классы, руководит стажировкой педагогов фортепиано на базе ФПК НГК, рецензирует методические работы и учебно-методические пособия, участвует в качестве председателя и члена жюри в различных исполнительских конкурсах и фестивалях. В 1982–1989 гг. руководила городской методической секцией преподавателей курса фортепиано при Управлении культуры НСО, в 1989–1992 гг. заведовала кафедрой общего фортепиано в КГИМиТ, в 1992–1995 гг. была директором ДМШ № 19. В 1995–2009 гг. – директор Западно-Сибирского регионального методического центра по музыкальному образованию при НГК. Она является членом комиссии по аттестации музыкально-образовательных учреждений и присвоению квалификационных категорий преподавателям НМК, НОККиИ, ДМШ, ДШИ, участвует в работе отраслевой экспертной группы сферы культуры при ГАК Минобрнауки НСО.

Учебно-методическая и научная деятельность связана с историей музыкального образования в Новосибирске, с методикой преподавания курса фортепиано, с вопросами развития музыкальных способностей, музыкальным воспитанием и преемственностью обучения в системе «школа – училище – вуз». Она участник многих международных, всесоюзных и региональных конференций, автор публикаций. В их числе – «Курс фортепиано в комплексном воспитании музыканта», «Совершенствование преемственности в подготовке музыкантов различных специальностей по курсу общего фортепиано», «Значение профилирующего репертуара в развитии музыкально-ритмических способностей студентов», «Развитие самостоятельных исполнительских навыков и умений учащихся разных музыкальных специальностей в занятиях по курсу фортепиано: методическая разработка для студентов-пианистов по курсу методики», «Региональный компонент в музыкальном образовании» и др. Ею разработаны учебно-методические комплексы «Исполнительство на музыкальном инструменте», «Содержание дисциплины и требования к формам и содержанию текущего контроля», составлены программные требования к магистрантам ТКФ, ДХФ, ВФ, список литературы по методическому обеспечению деятельности кафедры, написана рабочая учебная программа дисциплины «Дополнительный инструмент (фортепиано) по специальности “Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)” и “Теория музыки”», а также статья «Работа со взрослыми начинающими обучение игре на фортепиано».

Публикации: 

  1. Рефлексия в воспитании музыкально – ритмической способности учащихся /Рефлексия в науке и обучении: Тезисы докладов и сообщений к научно – методической конференции 12-14 ноября 1984 г. Академия наук СССР, Институт истории, филологии и философии СО АН СССР. – Новосибирск: СО АН СССР, 1984. — С. 249 – 250.
  2. К вопросу о развитии музыкально-ритмической способности у начинающих пианистов / Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта – исполнителя (школа – училище – вуз). Межвузовский сборник трудов. Выпуск 2. Министерство культуры РСФСР. – Новосибирск: изд. НГК, 1984. — С. 96 – 100.
  3. К проблеме формирования метроритмических представлений музыканта /Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: Межвузовский сборник трудов. Выпуск 4. Министерство культуры РСФСР. – Новосибирск: изд. НГК, 1986. — С.85 – 93.
  4. Совершенствование преемственности в подготовке музыкантов различных специальностей по курсу общего фортепиано / Целевая программа совершенствования преемственности подготовки кадров в системе музыкального образования. – Новосибирск: НГК, 1987.- С. 100- 102.
  5. Значение профилирующего репертуара в развитии музыкально-ритмической способности студентов (совм. с Н.С. Бажановым) / Фортепианное обучение студентов разных специальностей в музыкальном вузе. Сборник трудов. Выпуск 89. Министерство культуры РСФСР. – Москва: ГМПИ имени Гнесиных, 1987. — С. 51 – 60.
  6. Ритм как эстетическая категория /Проблемы исполнительского искусства: эстетика, теория, методика. Межвузовский сборник трудов Новосибирской консерватории. Выпуск 11. Министерство культуры РСФСР. – Новосибирск: изд. НГК, 1989. — С. 62 – 70.
  7. Роль личностного фактора в деятельности педагога детской музыкальной школы / Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Сборник статей. Выпуск 13. Министерство культуры РСФСР. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1989.- С.192 – 196.
  8. Курс фортепиано в комплексном воспитании музыканта / Курс фортепиано в подготовке специалистов – музыкантов. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 15. Министерство культуры РСФСР. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 1990. — С. 8 – 21.
  9. Развитие самостоятельности студентов теоретико-композиторского факультета (заочников) в занятиях по курсу фортепиано (совм. с В. С. Свешниковой) /Курс фортепиано в подготовке специалистов-музыкантов. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 15. Министерство культуры РСФСР. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 1990. — С. 51 – 65.
  10. Развитие самостоятельных исполнительских навыков и умений учащихся разных музыкальных специальностей в занятиях по курсу фортепиано: Методическая разработка для студентов – пианистов по курсу методики. – Красноярск: изд. КГИИ, 1990. – 21 с.
  11. Формирование самостоятельности студентов в занятиях по курсу фортепиано /Краснояр. ин-т искусств. – Красноярск, 1990. – 89 с. – Библиогр.: 43 назв. — Деп. в НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина 18.05.90 № 2272.
  12. Индивидуальность студента музыкального вуза на занятиях по курсу фортепиано / Культура, творчество, человек. Часть 1. Социально -политические науки, философия. Тезисы Всероссийской республиканской научной конференции. Министерство культуры РСФСР. – Самара СГИК, 1991. — С. 123 – 125.
  13. Формирование эстетической культуры студентов музыкального вуза в процессе самостоятельного овладения музыкальными произведениями / Формирование эстетического отношения к искусству: Тезисы международной конференции по эстетическому воспитанию молодежи. В 6-ти томах. – Т. 6. – М.: АПН СССР, НИИ Художественного воспитания, 1991. — С. 231 – 233.
  14. Самосовершенствование как этическая проблема педагогики /Новые технологии подготовки специалистов: Сборник тезисов межвузовской научно-методической конференции 19-20 февраля 1992 г. Министерство науки, высшей школы и технической политики России. – Красноярск: Красноярский политехнический институт, 1992. — С. 8 – 9.
  15. Задачи профессионального самосовершенствования студента — заочника в музыкальном вузе / Взаимосвязь и единство учебного и научного процесса в системе заочного обучения. Часть 2. Министерство культуры РФ. Тезисы республиканской научной конференции. – Самара: СГИИиК, 1992. — С. 22 – 24.
  16. Творческое развитие дошкольника в обучении фортепианной игре / Развитие личности в системе непрерывного образования. Тезисы докладов 2 Международной конференции (Посвящается 60-летию образования Новосибирской области). Часть 4. Министерство общего и профессионального образования РФ. – Новосибирск: изд-во НГПУ, 1997. — С. 177 – 179.
  17. Педагогическая практика: программа для Музыкального лицея Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Автор–составитель Л.Л. Зенина. Министерство культуры РФ, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, кафедра музыкального образования и просвещения. – Новосибирск: НГК, 1998. — 10 с.
  18. Курс педагогической практики в музыкальном лицее: проблемы совершенствования профессионального мастерства / Музыкальный лицей: Развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения. Сборник научно-методических трудов. Министерство культуры России. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1998. — С. 62 – 67.
  19. Роль детской музыкальной школы в формировании основ профессиональной музыкальной культуры г. Новосибирска / Новосибирская область в контексте Российской истории – Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2001. — С. 213 -216.
  20. Музыкальное образование в г. Новосибирске (от истоков до 1934 года) совм. с Н.В. Захаревич / Сибирский музыкальный альманах, 2001. Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. – Новосибирск, 2002.- С. 172 – 187.
  21. Региональный компонент в музыкальном образовании / Художественное образование в Российской провинции в ХХ1 веке. Сборник докладов и материалов 3 Всероссийской ежегодной научно – практической конференции «Художественное образование в Российской провинции в ХХ1 веке» 15 – 17 октября 2003 г. – Томск: изд. ТОИПКРИКТ, 2003 г. — С. 231 -237.
  22. Проблемы повышения профессиональной квалификации в системе музыкального образования «школа – училище – вуз» / Художественное образование в Российской провинции в ХХ1 веке. Сборник докладов и материалов 4 Всероссийской ежегодной научно – практической конференции «Художественное образование в Российской провинции в ХХ1 веке» 18 – 20 октября 2004 г. – Томск: изд. ТОИПРКИКТ, 2004 г. — С. 33 – 40.
  23. Музыкальные школы дополнительного образования – ДМШ и ДШИ (совм. с Н. В. Захаревич) / Музыкальная культура Новосибирска. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2005. — С. 591 – 612.
  24. Западно – Сибирский Региональный методический центр по музыкальному образованию / Энциклопедический словарь: к 50-летию Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. – Новосибирск: изд. НГК, 2006. — С. 56 – 57.
  25. Фортепианная педагогика В.И. Слонима в рассказах его учеников / Вопросы фортепианной педагогики профессора Виссариона (Исера) Исааковича Слонима. – Новосибирск, изд. «Окарина», 2010. — С. 38 — 39, 42 – 43.
  26. Консерватория дала основательную школу профессионального мастерства / Воспоминания выпускников фортепианного факультета Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки. – Новосибирск: изд. «Окарина», 2011. — С.98 – 104.
  27. Михаил Иванович Невитов и его роль в развитии системы детского музыкального образования г. Новосибирска / Вестник музыкальной науки № 3 (5) — Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2014 . — С. 68 – 76.
  28. Курс фортепиано для взрослых начинающих / Социальные и культурные практики в современном российском обществе. Материалы Всероссийской научно – практической конференции преподавателей, студентов и аспирантов (г. Новосибирск, 17 -22 апреля 2017 г.). Часть 2. Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный педагогический Университет, Институт культуры и молодежной политики. — Новосибирск: изд. НГПУ, 2017. – Часть 2. — С. 14 – 21.
  29. Фортепианные произведения Г.В. Свиридова в учебно-педагогическом репертуаре курса общего фортепиано в ДМШ и ДШИ/ Исполнительское искусство: история, теория, методология: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (18 – 19 апреля 2016 г.). – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2017. — С. 7 – 14.
  30. Фортепиано в профессиональном обучении вокалистов: учебно-методическое пособие (совм. с Е.О. Предвечновой). – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2018. — 61 с.
  31. Формирование музыкального мышления студентов в классе общего фортепиано // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: модернизация отечественного высшего образования в контексте национальных традиций: материалы ХХХ Междунар. науч. — метод. конф. (Новосибирск, 30 января 2019 г.)/ Сибирский государственный университет путей сообщения. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2019. — С. 141 – 144. Педагогические принципы В.И. Слонима / Вестник музыкальной науки № 3 — Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2019. — С. 175 – 181.

Редактирование

  1. Фортепианное искусство: аннотированный библиографический указатель 1945 – 1975. Министерство культуры РСФСР. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1977. – 184 с.
  2. Фортепианные произведения новосибирских композиторов в репертуаре музыкальных школ и училищ: метод. рекомендации/ сост. Н.Г. Насвицевич. Министерство культуры РСФСР. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1985. — 54 с.
    Курс фортепиано в подготовке специалистов – музыкантов. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 15. Министерство культуры РСФСР. – Новосибирск: НГК им. М.И. Глинки, 1990. – 192 с.
  3. Программа развития и деятельности учреждения дополнительного образования детей: опыт проектирования / Л.П. Маслова, В.А. Артюшин. МБОУ ДОД ГШИ № 29 г. Новосибирска. – Новосибирск: изд. НИПКиПРО, 2005. – 64 с.
  4.  Доцент НГК, засл.деятель Всеросс.муз.общества, ветеран труда НСО, нагр. юбил. мед. к 50-л.НГК, пам. знаками «За труд на благо города» к 110-летию и к 115-летию со дня основания города.