Ванчугов Антон Владимирович

кандидат искусствоведения (2023);

старший преподаватель кафедры теории музыки и композиции (2023);

редактор и специалист по вёрстке Редакционно-издательского отдела (2019);

Общие сведения:

В 2018 году окончил теоретико-композиторский факультет Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки по специальности «Музыковедение», класс кандидата искусствоведения, доцента Ю.В. Антиповой.

В 2022 году окончил аспирантуру Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, класс кандидата искусствоведения, доцента Ю.В. Антиповой. За период обучения в консерватории выступал с докладами на всероссийских и международных конференциях и форумах.

Автор учебно-методических пособий:

«Сольфеджио: Системный слуховой анализ» является практической трехуровневой разработкой для курса «Сольфеджио», направленной на формирование и закрепление профессиональных навыков у молодых музыкантов. 24 комплекса слуховых заданий позволяют значительно улучшить базовые навыки и усовершенствовать логическое мышление обучающихся.

Издание адресовано ученикам старших классов по предпрофессиональной программе ДМШ и ДШИ, студентам и преподавателям средних и высших музыкальных учебных заведений.

«Музыкальная палитра» является сборником авторских фортепианных миниатюр, написанных в период с 2001 по 2015 г. Разнохарактерные программные композиции призваны расширить репертуар юных исполнителей, позволяют развить образное мышление и овладеть различными техническими приемами, важными для дальнейшего погружения в мир современной композиторской музыки. Также представленные пьесы будут полезны начинающим композиторам для понимания некоторых основ и принципов создания музыки.

Учебно-методическое пособие адресовано учащимся ДМШ и ДШИ, студентам музыкальных колледжей для освоения в рамках дисциплин «Фортепиано», «Импровизация», «Композиция», а также всем интересующимся современной фортепианной музыкой

Педагогическая деятельность:

Преподаватель ДМШ № 1 имени А.С. Зацепина г. Новосибирска с 2017 году по настоящее время. В 2018/2019 учебном году преподаватель Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова.

Педагогическая деятельность в Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки осуществляется с 2019 года (дисциплины «Музыкальная литература (отечественная)», «Сольфеджио»).

На кафедре теории музыки и композиции с 2021 года, ведет дисциплины «Сольфеджио», «Гармония», «Анализ музыкальных произведений», курсовые работы по «Гармонии».

Является научным руководителем выпускников исполнительского профиля по программам подготовки бакалавриата, специалитета, магистратуры, ассистентуры-стажировки.

Сфера научных интересов:

Сфера научных интересов связана с вопросами смыслообразования в современной композиторской музыке, с методикой преподавания сольфеджио, гармонии, композиции, музыкальной журналистикой. Тема кандидатской диссертации «Город как метафора музыкальном искусстве рубежа XX–XXI веков»

Научные статьи

ВАК

  1. «Тобольская симфония» А. Мурова: К проблеме «Город как метафора» // Вестник музыкальной науки. 2020. – Т. 8.– № 2. – С. 56–65. – DOI: 10.24411/2308-1031-2020-10024. (0,8 п.л.)
  2. Метафора Мертвого города в музыкальном искусстве (на примере композиции Ираиды Юсуповой «Китеж-19») // Манускрипт: история. философия. искусствоведение: научный журнал. Тамбов: Грамота, 2021. – № 3. – С. 519–523. – DOI: 10.30853/mns210103 (0,56 п.л.)
  3. «City Life» С. Райха: к проблеме Город как метафора // Вестник музыкальной науки. 2021. – Т. 9.– № 3. – С. 52–62. – DOI: 10.24412/2308-1031-2021-3-52-62. (0,85 п.л.)
  4. Город как метафора в исторической ретроспективе: смысловые контексты «городских» музыкальных сочинений рубежа XX–XXI вв. // Вестник музыкальной науки. 2022. – Т. 10. – № 2. – С. 140–152. – DOI: 10.24412/2308-1031-2022-2-140-152. (0,98 п.л.)
  5. «Пассажирка» М. Вайнберга: образец актуализации репертуара в процессе профессиональной подготовки концертмейстера / А. В. Ванчугов, Т. Н. Смыслова // Манускрипт. – 2024. – Т. 17, № 3. – С. 352–360. – DOI 10.30853/mns20240050. (1,2 п.л.)
  6. Паола Морис и ее «Картины Прованса»: Опыт исполнительского анализа // Вестник музыкальной науки. 2025. Т. 13, № 1. С. 71–85. DOI: 10.24412/2308-1031-2025-1-71-85. (в соавторстве с Дуань Цзюньхао) (1,1 п.л.)

Другие публикации:

  1. К проблеме «город как метафора» в музыке ХХ в. (на примере органного триптиха «Гамбург» Ги Бове) // Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: материалы межвузовской научной студенческой конференции – 2014 «Интеллектуальный потенциал Сибири». – Новосибирск: Новосиб. гос. архит.-худ. акад., 2014. – С. 14. (0,1 п.л.)
  2. Поэма «Петербург» Г. Свиридова: к проблеме «Петербургского текста» в искусстве // Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: материалы межвузовской научной студенческой конференции – 2015 «Интеллектуальный потенциал Сибири». – Новосибирск: Новосиб. гос. архит.-худ. акад., 2015. – С. 47–48. (0,1 п. л.)
  3. Вокальная поэма «Петербург» Г. Свиридова: к проблеме «Город как метафора» в музыке XX века // Музыкознание: история и современность глазами молодых ученых: Сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2015. – С. 87–93. (0,3 п.л.)
  4. Свиридов и Блок: последняя творческая встреча в поэме «Петербург» // Творческое наследие Г. В. Свиридова в контексте русской истории и культуры: сборник докладов. –Курск: Множитель, 2016. – С. 246–250. (0,3 п.л.)
  5. «Сказание о невидимом граде Китеже» Н. А. Римского-Корсакова: к проблеме метафорического прочтения темы города в музыкальном искусстве // Материалы 55-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2017: История и теория искусств. – Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т., 2017. – C. 18–19. (0,1 п.л.)
  6. Метафора «Город-мегаполис» в современном музыкальном искусстве // Музыкознание: история и современность глазами молодых ученых: Сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2018. – С. 24–28. (0,44 п.л.)
  7. К вопросу о метафоре в музыке // Музыкознание: история и современность глазами молодых ученых: Сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. (16–17 окт. 2019 г.). – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2019. – С. 29–36. (0,5 п.л.)
  8. Город как метафора в сочинениях российских композиторов рубежа XX–XXI вв. // Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи. Материалы Международной научной конференции 27–30 октября 2020 года / Ред.-сост. Т.И. Науменко. – М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2020. – С. 339–346. (0,48 п.л.)
  9. «Петербургский текст» в творчестве русских композиторов XIX века // Наследие Ф.М. Достоевского в искусстве: сб. материалов Всерос. науч. конф. (7–8 дек. 2021 г.) / Составители: Антипова Ю.В., Гончарова Н.Г., Паршукова Г.Б. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки; НГУАДИ им. А.Д. Крячкова, 2022. – С. 25–36. (0,62 п.л.)
  10. Ванчугов, А. В. Приемы актуализации внимания студентов на занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам в музыкальном вузе / Антон Владимирович Ванчугов. — Текст : электронный // Современные подходы в системе высшего образования на примере творческого вуза. Преподавание непрофильных дисциплин в вузе: актуальные проблемы и их решение на современном этапе : материалы и статьи Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы в системе высшего образования (на примере творческого вуза)», 8 февраля 2024 года / ответственный редактор и составитель: С. А. Останина. — Петрозаводск, 2024. / ответственный редактор и составитель: С. А. Останина. — Петрозаводск, 2024. — С. 104-111. (0,88 п.л.)

Статьи в соавторстве:

  1. Дубровская, М. Ю. Электронная студенческая газета Новосибирской консерватории: принципы создания и перспективы развития / М. Ю. Дубровская, А. В. Ванчугов // Новые медиа для современной молодежи : Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25–26 мая 2018 года / Под редакцией Виноградова Л.Е.; Туголукова Е.Н.. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2018. – С. 27–31.

 

Контактный email: anton-van@mail.ru