НЕДОСПАСОВА АННА ПАВЛОВНА

пианистка, органистка, клавесинистка;

кандидат искусствоведения (2012 г.);

профессор кафедры специального фортепиано.

Общие сведения:

В 1992 г. окончила музыкальный колледж в г. Озёрск. В 1997 г. окончила фортепианный факультет Новосибирской консерватории, класс доцента Л. Е. Александровского и Заслуженной артистки Узбекской СССР, профессора Т. И. Игноян, факультативно изучала игру на органе в классе доцента А. В. Чуловского. В 2001 г. окончила Казанскую консерваторию (факультет органа, клавесина и арфы), обладатель первого российского диплома по специальности «клавесин», обучалась в классе доктора искусствоведения, профессора Е. В. Бурундуковской. В 2008–2011 гг. обучалась в аспирантуре Новосибирской консерватории (кафедра истории музыки, научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Б. А. Шиндин). В 2012 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Тобольский манускрипт Густава Блидстрёма в контексте явлений инструментального искусства Швеции и России второй половины XVII – первой половины XVIII века» по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство (Новосибирская консерватория). Преподает в Новосибирской консерватории с 2004 г., доцент (2018), исполняет обязанности профессора кафедры специального фортепиано (2021).

 

Награды:

Премия Губернатора Новосибирской области в сфере культуры и искусства за 2009 год за реализацию международного историко-исполнительского проекта «”Эхо Полтавы”, – к 300-летию Полтавской битвы» (2010 г.)

Почетная грамота министерства культуры Новосибирской области, 2012

Почетная грамота мэрии г. Новосибирска, 2015

Почетная грамота ГАУК НСО «Новосибирская филармония», 2016

Лауреат филармонической Премии «Золотой ключ», 2016

Благодарность Министра культуры Новосибирской области, 2016

Благодарность Министра культуры РФ, 2018

Почетная грамота мэрии г. Новосибирска, 2021

Благодарность Законодательного собрания Новосибирской области, 2021

 

Стажировки на мастер-классах:

— Жорж Кисс (клавесин, Франция 1997);

— Дмитрий Голдобин (клавесин, МГК имени П.И. Чайковского, 1999);

— Кристофер Стембридж (орган, клавесин, клавикорд, Италия 2007);

— Владислав Клошевич и Мария Эрман (клавесин, клавикорд, орган, Польша 2006) ;

— Австрийская барочная академия. Алин Зилберайх, курс«Сольное исполнение на клавесине», Джереми Джозеф и Жан-Кристоф Дижу, курс «бассо контитнуо», (г. Гмунден, 2017, 2018, 2019).

 

Курсы повышения квалификации:

— МГК имени П.И. Чайковского, «Из истории и теории клавирной музыки XVI–XVIII вв.», доцент Т. А. Зенаишвили, 2008 г.;

— СПбГК имени Н.А. Римского-Корсакова, «Современные аспекты исполнительства и методики преподавания исторического клавира», профессор И. А. Розанов, доцент Е. А. Серединская, 2014;

— «Летняя школа ренессансной музыки», СПб., Центр старинной музыки «Эглерио», Константин Щеников, 2019;

— «Основы интерпретации старинной органной музыки (Средневековье, Ренессанс, Барокко)», доцент Е. О. Дмитриева, 2022;

— исполнительская стажировка в классе доцента А. О. Шевченко, МГК имени П.И. Чайковского, ФИСИИ, 2022.

 

Концертная деятельность:

Выступает с сольными клавирными и ансамблевыми программами, в репертуаре преимущественно музыка доклассической эпохи. Значительную часть занимают клавирные произведения XV–XVII вв., русская музыка XVIII в. С 1997 г. является участником ансамбля «INSULA MAGICA» Новосибирской филармонии (художественный руководитель – Заслуженный артист РФ, профессор Аркадий Бурханов). Принимает участие в международных и российских фестивалях, среди них «New Russian Arts» (Лондон, 2005, опера «Дидона и Эней», дирижер Т. Курентзис), «Gotland Medieval Week» (Швеция, 2004), «Московское действо» (2000, 2001, Москва), «Earlymusic» (2003, Санкт-Петербург), «Allegro Vivo» (Австрия, 2002), «Vox Pacis» (Стокгольм, 2009), «Bach-fest» (Украина, 2009), «Зимние вечера у клавесина» (Казань, 2017) и др. Гастрольные поездки охватывают Россию, Казахстан, Латвию, Украину, Швецию, Францию, Испанию, Португалию, Данию, Германию, Австрию. В составе инструментального квартета «INSULA MAGICA» в 2019 г. участвовала в международном музыкальном конкурсе «Квартет 4×4» на телеканале «Россия-Культура», лауреат 3-й премии, обладатель специального приза Московской филармонии.

 

Педагогическая деятельность:

ведет дисциплины «Генерал-бас», «Клавесин», «Основы исполнительства на клавесине»;

лекционные курсы: «Исторические типы клавирного исполнительства», «История органно-клавирной музыки», «Интерпретация барочной музыки», «Методика преподавания творческих дисциплин в высшей школе»;

руководство выпускными квалификационными работами: «Научно-исследовательская работа» (бакалавриат, специалитет, магистратура), «Актуальные проблемы музыкальной педагогики» (ассистентура-стажировка), руководит диссертационными исследованиями (кандидатская диссертация А.А. Митрофановой «Мотеты И.С. Баха в контексте идей лютеранского мировоззрения: история и интерпретация», 2021).

Участвует в работе факультета повышения квалификации Новосибирской консерватории. «О чем говорит уртекст. И. С. Бах», «Клавирные сонаты Й. Гайдна. Вопросы исполнения» (2010), «История и практика клавирного искусства XVI–VIII вв.» (2013). В рамках ФПК проводила мастер-классы на фортепианном отделении музыкального колледжа, г. Кемерово (2015), Колледже искусств имени П. И. Иванова-Радкевича, г. Красноярск (2017, 2021). Ведет дисциплины в курсах программ переподготовки.

 

Сфера научных интересов: инструментальная музыка XV–XVIII столетий, клавирное искусство, русская инструментальная музыка XVIII века.

 

Книги, брошюры, учебные программы:

  1. Генерал-бас. Современная развивающая методика обучения (учебная программа). Санкт-Петербург: «Композитор Санкт-Петербург», 2014. – 20 с.
  2. Тобольский манускрипт: науч. издание. М.: ООО Издательство «Композитор», 2016. – 324 с. ISBN 978-5-9907997-4-5. Грант РГНФ, номер проекта 16-04-16121.
  3. Исторические типы клавирного исполнительства: Учебно-метод. пособие для муз. вузов. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория имени М. И. Глинки, 2017. – 44 с. (Учебная библиотека).
  4. Методика преподавания творческих дисциплин в высшей школе (хрестоматия) Новосибирск : Новосибирская гос. консерватория имени М. И. Глинки, 2018. – 88 с. (Учебная библиотека).
  5. Интерпретация барочной музыки: избранные лекции : учеб.-метод. пособие. Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2021. – 52 с. (Учебная библиотека).

     

    Научные публикации (избранные):

    Лютневый клавир. Старинная музыка. 2005. № 1–2. – ISSN 1999-6810. – С. 16–22.

    Вклад шведских военнопленных в музыкальную культуру Сибири как следствие государственной политики освоения сибирских территорий в начале XVIII века Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII – начала ХХ века: Сб. материалов региональной науч. конф. – Новосибирск: РИПЭЛ, 2007. С. 143–150.

    Вклад шведских военнопленных в формирование традиций российского инструментального музицирования // Полтава: судьбы пленных и взаимодействие культур: Сб. ст. / Под ред. Т. А. Тоштендаль-Салычевой, Л. Юнсон. – М.: РГГУ, 2009. С. 107–123.

    Шведский след в истории музыкальной культуры Сибири. Тобольский манускрипт. Проблемы музыкальной науки. Научный специализированный журнал. – 2010. №1 (6). ISSN 2587-6341. С. 66–70.

    Il Seicento di Christina. Королева Кристина Шведская. Старинная музыка. – 2010. № 1-2 (47-48). ISSN 1999-6810. С. 14–16.

    Из истории шведской военно-полковой музыки XVII–XVIII веков. Музыковедение. – 2011. № 9. ISSN 2072-9979. С. 38–41.

    Шведские страницы в истории музыкальной культуры Сибири. Идеи и идеалы. – 2014. № 1 (19), Т.2. ISSN 2075-0862. С. 166–175.

    Музыкальный облик Сибирской губернии в XVIII в. // «Aus Sibirien-2013»: науч.-инф. сб. – Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. С.110‒114.

    Как царь Петр взятыми под Полтавой «швецкими габоями» отечеству пользу учинил // Труды Гос. Эрмитажа : [Т.] 73 : Петровское время в лицах ‒ 2014 : К 300-летию победы при Гангуте (1714‒2014) : материалы науч. конф. – Санкт-Петербург, изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. С. 280‒286.

    Итальянский и французский стили в творчестве И. С. Баха: проблемы исполнительской реализации. Вестник музыкальной науки. – Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки. – 2014. № 4 (6). С. 88‒96.

    Город Тобольск в свете культурно-музыкальных преобразований общественной жизни в первой половине XVIII века // Труды Гос. Эрмитажа : [Т.] 78. Петровское время в лицах–2015: материалы науч. конф. – Санкт-Петербург, изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. С. 312–319.

    К трехсотлетию музыкального памятника: Тобольский манускрипт // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении // Сб. науч. ст. Гл. ред. И. Г. Умнова. – Кемерово: КемГИК, 2016. С. 18–22.

    О вкладе Петра Великого в развитие отечественной инструментальной музыки. Старинная музыка. Научный журнал. – 2016. № 4 (74). ISSN 1999-6810. С. 1–4.

    Шведская музыка в период формирования национальной композиторской школы. Музыковедение. Научный журнал. – 2017. № 11. – ISSN 2072-9979. С. 3–9.

    «Времен связующая нить». Киномузыка М. Таривердиева в концертных программах ансамбля «Insula Magica» Вестник музыкальной науки. – Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. – 2017. № 2 (16). – ISSN 2308-1031. С. 36–42.

    Жанрово-стилистические и образно-содержательные аспекты фортепианной сюиты А. Молчанова «На Сибирских просторах» Вестник музыкальной науки. –Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. – 2017. № 3 (17). – ISSN 2308-1031. С. 48–58.

    Органные хоральные прелюдии М. Таривердиева: музыка прошлого, настоящего и будущего. Вестник музыкальной науки. – Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. – 2018. № 2 (20). – ISSN 2308-1031 С. 68–73.

    Некоторые сведения о музыке и музыкантах камчатских экспедиций Витуса Беринга // Труды Гос. Эрмитажа. [Т.] 101. Материалы науч. конф. «Петровское время в лицах – 2019» / 2019. – С. 207–243.

    Баюнов А.П., Недоспасова А.П. Итальянский клавесин XVI века и его роль в клавирной музыке Ренессанса // Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи. Материалы Междунар. науч. конф. 27–30 октября 2020 г / Ред.-сост. Т.И. Науменко. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020. – С. 278-288.

    Баюнов А.П., Недоспасова А.П. Клависимбалум Анри Арно: опыт реконструкции. Старинная музыка. 2021. №2 (92). С. 29–35.

    Баюнов А.П., Недоспасова А.П. Разработка решений в клавесиностроении в ответ на вызовы современной концертной практики //: сб. статей и материалов по итогам Международной науч. конф. «Музыка в диалоге культур и цивилизаций» в рамках проекта «Открытые двери музыки» / сост. Т.Б. Сиднева. – Н. Новгород : Изд-во Нижегородской консерватории, 2021. – С. 240–243.

    Баюнов А.П., Недоспасова А.П. Клавесин XXI века: формирование новой парадигмы развития инструмента. Старинная музыка. № 2 (96), 2022. С. 21–28.

     

    Контактные данные:

    anna_nedospasova@mail.ru