Общие сведения:
доктор искусствоведения;
кандидат философских наук;
профессор;
заведующая кафедрой истории, философии и искусствознания Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки (с 2007 г.);
В 1975 г. с отличием окончила теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории, в 1981 г. – аспирантуру философского факультета Московского государственного университета, в 2005 г. – докторантуру Новосибирской консерватории.
В 1987 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Чувственное и рациональное в художественном обобщении» по специальности 09.00.04 – «Эстетика и теория культуры» (МГУ им. М.В.Ломоносова).
В 2006 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Синестетичность музыкально-художественного сознания: на материале искусства ХХ века» по специальности 17.00.02 — «Музыкальное искусство» (Новосибирская государственная консерватория имени М.И.Глинки).
Педагогическая деятельность
Учебные курсы, читающиеся на кафедре Истории, философии и искусствознания Новосибирской консерватории:
История и философия науки (аспирантура), История и философия искусства (ассистентура-стажировка), Философия науки и искусства (магистратура), Музыка в синтезе искусств (авторский курс, специалитет), практика научного исследования (докторантура).
Учебные курсы, читаемые в настоящее время и в предыдущие учебные годы на кафедрах Теории музыки, Музыкального образования и просвещения и в Музыкальном колледже НГК:
Практика научного исследования (специалитет и аспирантура), Гармония, Методика преподавания музыкально-исторических дисциплин, Методика музыкально-эстетического воспитания (авторский курс), Религия и музыка (авторский курс), Профессиональная и педагогическая подготовка (дипломные рефераты), Музыкальное исполнительство и педагогика (дипломные рефераты), Педагогическая практика, Социальная психология, Слушание музыки.
Сфера научных интересов:
Научно-исследовательская деятельность Н.П.Коляденко связана с проблемами синестезии (межчувственных связей) и взаимодействия музыки со смежными искусствами, разрабатываемыми в философско-эстетическом, искусствоведческом и психолого-педагогическом аспектах. Кандидатская диссертация посвящена проблеме общеэстетических закономерностей взаимодействия музыки и художественной литературы. В докторской диссертации вопросы взаимодействия музыки со смежными искусствами (художественной литературой, живописью, театром) рассматриваются сквозь призму синестетичности музыкально-художественного сознания. Диссертация была написана при научном консультировании доктора философских наук, члена-корреспондента АН РТ, директора НИИ «Прометей» при КГТУ (Казань) Б.М.Галеева. Развитием идей этого научного центра изучения синестезии и светомузыкального синтеза является созданное Н.П.Коляденко в Новосибирской консерватории научное направление музыкальной синестетики. Она разработала синестетический метод интерпретации музыкальных текстов, в русле которого готовятся научные работы, посвященные различным музыкальным стилям, жанрам и индивидуальным творческим манерам. В исследованиях Н.П.Коляденко и ее учеников музыкальная синестетика интегрируется с проблемами герменевтики и синергетики.
Публикации
Книги, брошюры, учебные пособия и программы
- Синестетичность музыкально—художественного сознания (на материале искусства ХХ века). Монография. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория,2005. – 392 с.
- Проблемы музыкальной синестетики. Монография. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2015. – 153 с.
- Музыкально-эстетическое воспитание: Синестезия и комплексное воздействие искусств. Учебное пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2003. – 258 с.
- Изучение музыкальной литературы в начальном и среднем звене музыкального образования: синергетический аспект. Учебное пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2009. – 104 с.
- Музыкальность вербально-художественного языка: лекция по курсу «Музыкально-эстетическое воспитание». Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2009. – 27 с.
- Курс «Слушание музыки» (Программа для Музыкального колледжа НГК). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2009. – 27 с.
- Музыкальность в системе искусств: синергетический аспект. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2022. – 153, [2] с. [6] л. ил. (Монография. — 9,77 усл. п.л.)
- Философия науки и искусства: учебное пособие для магистрантов музыкальных вузов. Новосибирск: НГК имени М.И. Глинки, 2023. – 154 с.
Научные статьи
- К вопросу об общих в литературе и музыке принципах развития художественного образа // Некоторые вопросы теории и истории эстетики: Филос.- эстетич. сб. –М.: ИНИОН АН СССР, № 5678 от 1.07.1980. – С. 236 – 247.
- Об одной тенденции в развитии художественного образа // Духовная жизнь общества и проблемы эстетики.- М.: Изд- во Моск. Ун-та, 1983. – С. 37 – 42.
- К вопросу об изменении в современном искусстве структуры художественного образа // Некоторые вопросы теории и истории эстетики: Филос.-эстетич. сб. – М.: ИНИОН АН СССР, № 1885 от 29.11.1984. – С. 50 – 57.
- Взаимодействие искусств в художественном воспитании // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1989. – С. 46 – 51.
- Взаимодействие искусств как средство художественного воспитания // Культура и художественное воспитание: проблемы социального проектирования. – Новосибирск: Новосиб. гос.консерватория,1991. – С. 55– 70.
- Комплексность в художественном воспитании: интеграция искусств // Концепция массового художественного воспитания подрастающего поколения Сибири и Дальнего Востока. – МК РСФСР, НИИ культуры МК РСФСР, Новосиб. гос. консерватория, 1989. – С. 20–23.
- О формировании художественно-творческого восприятия искусства // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном музыкальном образовании. – Магнитогорск-Новосибирск: Магнит. высш. муз. уч-ще (колледж),1992. – С. 75–86.
- Синестезия в музыкально-эстетическом воспитании // М.: НИО «Информ-культура» Российской госуд. Б-ки. – № 2991 от 17.11.95.
- Симфонизм как музыкальное и эстетическое явление // М.; НИО «Информ-культура» Российской госуд. Б-ки. – № 2992 от 17.11.95.
- Синестезия искусств как фактор художественной интеграции // Взаимо-действие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. – Астрахань: Изд-во ин-та усоверш.учителей, 1997. – С. 5–13.
- Феномен музыкальности в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна // Фауст-тема в музыкальном искусстве и литературе. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Консерватории, 1997. – С. 109–132.
- Синестезия как стимул к творческой деятельности на уроках музыки // Творческая педагогика накануне нового века. Мат- лы 1-й науч.-практ.конф.-Ч.1. – М: МГПУ,1997. – С. 184–186.
- Синестезия в музыкально-эстетическом воспитании // Творческая педагогика накануне нового века. Мат- лы 1-й науч.-практ.конф. – Ч.2. – М: МГПУ,1997. – С. 58–60.
- Методика синестезийного музыкально-эстетического воспитания как вузовский предмет // Высшее педагогическое образование России: тради- ции, проблемы, перcпективы. Тезисы междунар. науч.- практ.конф. – Ч.2. – М: МГПУ,1997. – С. 193–196.
- Сенсорная интеграция в музыкальном обучении // Развитие личности в системе непрерывного образования.Тезисы междунар.науч.- практ.конф.- Новосибирск. Изд-во НГПУ, 1997. – С. 192–194.
- Синестезия как стимул к музыкальному творчеству // Музыкальный лицей: развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения — Новосибирск: Изд-во Новосиб. Консерватории, 1998. – С. 17–28.
- Актуализация сенсорики в процессе становления мировидения педагога-музыканта // Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. Мат-лы 4-й междунар.науч.-практ. Конференции. – М: МГПУ,1998. – С. 35–37.
- Музыкальность как неакустический феномен // Кому принадлежит куль- тура? Тезисы междунар. науч.конф. – Казань: «Экоцентр», 1998. – С. 96–97.
- Музыкальность художественной литературы: к проблеме синестезии искусств // Вопросы музыкознания. – Новосибирск: Изд-во Новосиб.консерватории, 1999. – С. 21–34
- «Борис Годунов» А.С. Пушкина в свете проблемы художественного синтеза // Пушкин и русская художественная культура. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. консерватории, 1999. – С. 52–67.
- Музыкальность как эстетический феномен и синестезия искусств // «Прометей» – 2000» (О судьбе светомузыки: на рубеже веков). Мат-лы междунар. науч.-практ.конф. – Казань: КГТУ. Изд-во «Фэн», 2000. – С. 94 – 97.
- Методика синестезийного музыкально-эстетического воспитания как вузовский предмет // Проблемы музыкально-эстетического образования и воспитания молодежи Сибири на современном этапе. Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2000. – С.98 – 102.
- Музыкальность как неакустический феномен // Сибирский музыкальный альманах — 1. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Консерватории, 2001. – С. 28– 34
- Музыкальная графика в педагогике искусства // Мэгэриф. – Казань., 2001. – № 4.
- Музыкально-синестетический аспект взаимодействия искусств // Синтез в русской и мировой художественной культуре. – М.: МГПУ, 2002. – С. 64–67.
- Вечное движение к звуку и свету // Сибирский музыкальный альманах – № 3. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. консерватории, 2002. – С. 361 – 363.
- Вместо послесловия // Е.Е.Федоров. Бездонное небо: стихи в форме японских трехстиший хайку (хокку). – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2005. – С. 193–194.
- Синестетический аспект постижения музыкального смысла // Музыка и время. – 2005. – № 12. – С. 12 – 17.
- Участие синестезии в процессах художественного обобщения // Семиотика культуры и искусства. Мат-лы Пятой Междунар.науч.-практ. Конф. – Краснодар, 2007. – Т.1. – С. 91–97.
- Феномен синестезии в контексте синергетики // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы. – Иваново, 2007.- С.283-292.
- Эпилог // Сербин Михаил. Откровение. Павлодар: «Дом печати», 2007. С. 353-354.
- Музыкальность как общеэстетическая категория // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар, 2008. – С. 120-127.
- Синестетическая интерпретация музыкальных текстов // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств. Мат-лы межд. науч.-практ. конф. — Казань, 2008.- С.183-188.
- Синестетичность как компонент музыкально-интонационного процесса // Проблемы музыкальной науки. Уфа: УГАИ им. З.Исмагилова. 2008/1(2).С.7-17
- Синергетический подход в музыкальном образовании //Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность.— Краснодар, 2009. Вып.4. С.110-116.
- Изучение импрессионизма в музыкальном училище с помощью сенсорной интеграции // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. Кемерово: Кем ГУКИ. №8 (2009). С.44-51/ (в соавт. с Д.Д.Дондуповым)
- Вклад Б.М.Галеева в музыкальную синестетику // Галеевские чтения .Мат-лы межд. науч.-практ. конференции («Прометей-2010»). Казань: КГТУ,2010. С.15-23.
- Б.М.Галеев – теоретик нового искусства // Планета Галеев: Статьи. Воспоминания. Документы. Казань: гос.консерватория, 2010.С.24-36.
- Памяти выдающегося ученого и моего Учителя // Планета Галеев: Статьи. Воспоминания. Документы. Казань: гос. консерватория, 2010. С.80-83.
- О соотношении синестетичности и интертекстуальности в анализе музыкальных текстов // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2011. С.11-15. (в соавт. с А.Н.Мельниковой).
- Философия музыки С.Лангер: синестетический аспект // Галеевские чтения. Мат-лы межд. науч. практ. конф. («Прометей-2012»). Казань: КГТУ, 2012. С.142-149.
- Визуальные гештальты в синестетической интерпретации музыкальных текстов // Проблемы музыкальной науки. Российский специализированный научный журнал. Уфа, 2012. № 2(11). С.17-21.
- Музыкальность художественной литературы: синестетический аспект // Идеи и идеалы. №2 (12) . С.142-149.
- Синестетический метод интерпретации музыкальных текстов // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. Сб. статей по мат-лам Межд. науч. конф. в гос. классич. академии им. Маймонида. М.: Нобель-пресс. 2013. С.259-267.
- 51. Пластичность как общеэстетическое и музыкальное явление // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: гос. консерватория, 2013. № 2. С.8-15. (В соавт. с А.В. Шмельковой )
- А. Пушкин – П. Чайковский – Р. Пети: диалог «данного» и «созданного» в балете «Пиковая дама» // Мир науки, культуры, образования – 2013. – № 5. – С. 346–350 (в соавторстве с С.Ю.Лысенко)
- Музыкальная синестетика как область методологии музыкознания // Искусствознание в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. М.: Нобель-пресс: Edinbourgh, Lennex Corporation, 2014. С.323-332
- И.Л.Ванечкина – исследователь творчества А.Скрябина и свето-музыкальной синестезии // Ученые записки. Вып.7. Кн.2. М: Мемориальный музей А.Н.Скрябина, 2014. С.263-272.
- Вклад Б.М.Галеева в музыкальную синестетику // Ученые записки. Вып.7. Кн.2. М.: Мемориальный музей А.Н.Скрябина, 2014. С.273-278.
- Новое слово о П.И.Чайковском (коллективная монография « «Как слово наше отзовется»: П.И.Чайковский в современном мире» // Санкт-Петербургский вестник. № 1 (118).Январь 2014 г. С.6.
- Перспективы синестетики в исследовании музыкальных текстов // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом.. Параллели и взаимодействия Мат-лы межд. науч. конф. в РГСУ. М.:Liteo, 2015. С.241-247.
- Лубочность в балете И..Стравинского «Петрушка»: синестетический аспект // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. Мат-лы межд. науч. конф. в гос. класс. акад. им. Маймонида. М.: 2015. С.167-176. (в соавт. с О.В.Мизюркиной).
- Концепт как смысловой фокус синестетической интерпретации музыкальных текстов // Галеевские чтения: «От синестезии к синтезу искусств («Прометей-2015»).Казань: МГУ-КНИТУ-КАИ, 2015. С.229-235.
- И.Л.Ванечкина – исследователь творчества А.Н.Скрябина и светомузыкальной синестезии // Галеевские чтения: «От синестезии к синтезу искусств («Прометей-2015»).Казань: МГУ-КНИТУ-КАИ, 2015. С.18-
- Программность и поэтичность в романтической музыке // Музыкальная академия. 2015, № 3. — С. 156-159. (в соавт. с И.А. Шапошниковым).
- Межвидовые эстетические характеристики как компонент интерпретации музыкальных текстов. Вестник ТГУ, 2015, № 400. С.116-120. 0, 5 п.л.
- О формировании музыкальной синестетики и ее перспективах // Вопросы музыкальной синестетики: История, теория, практика. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. С. 8-22. 0,7 п.л.
- Предисловие // Вопросы музыкальной синестетики: История, теория, практика. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. С. 5-7. 0,1 п.л.
- Роль синестетики в становлении «неклассического» музыкознания // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2017. №25. С.82-89.
- Синестетичность постановочных интерпретаций оперы И.Стравинского «Соловей» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №12 (86) 2017, ч. 2. С. 98 – 101. 0,4 п.л. Соавт. О.Мизюркина.
- Музыкальная синестетика и неклассическое искусствознание // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. Мат-лы Межд. науч. конф. М.: МГИМ им. А.Г.Шнитке, 2017. С.263-273.
- Синергетический подход в интерпретации музыкальных текстов // Вестник музыкальной науки. Новосибирск. №2 (20). – 2018. – С.12-19.
- О синестетичности философского мышления О.Шпенглера // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. Сб. мат-лов межд. конф.—Москва: Росс. гос. ун-т им А.Н.Косыгина (технологии, дизайн, искусство).Академия Маймонида, 16-18 апреля 2018 г. – С.118-127.
- О синестетичности мышления музыкантов (на материале Анкеты цветного слуха) // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. – Вып.2. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. – C.40 -51.
- Эдисон Денисов и Пауль Клее: синестетические пересечения // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. – Вып.2. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. – C. 135-146. Соавт. Мельникова А.Н.
- Предисловие // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. – Вып.2. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. – C.3-5.
- Синестетика и синергетика как методологии современного музыкознания //«Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи, стили, жанры». Мат-лы II Межд. науч. конф. – СПб: консерватория, 4-5 марта 2019 г., с. 70-72.
- Synesthetics and Synergetics as a Methodology of Modern Musicology// Nina Nikolaeva, Svetlana Konanchuk, and Jorg Jewanski (Eds). Synesthesie: The Synthesis of Arts in World Art Culture. Abstracts from a Conference held in Saint Petersburg, March 4-5, 2019. Wissenschaftliche Schriften der WWU Munster. Reihe ХVIII, Band 15. Herausgegeben von der Universitats und Landesbibliotek Munsters. – 2020. – P.74-75.
- Синестетичность в структуре музыкальной одаренности И.Вышнеградского // Вестник ТГУ. Культурология и искусствоведения. 2019. № 36. С. 174-189. Соавт. Лосева С.Н.
- Борис Александрович Шиндин // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 8. С.8 -17. Соавт.: Полозова И., Волкова П., Выбыванец Э., Мозгот С., Овсянкина Г., Приходовская Е.А.
- Синестетическая картина мира в творчестве А.Белого. // Межд. симпозиум «Синестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности». М.: МГППУ – МГК им. П.И.Чайковского, 17-21 октября 2019 г. В печати.
- «Исследования художественной синестезии в зарубежной и отечественной науке» // Галеевские чтения: Мат-лы межд. науч.-практ. конференции («Прометей-2020». Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2020. С.106-109.
- Предисловие от редакционной коллегии // // Галеевские чтения: Мат-лы межд. науч.-практ. конференции («Прометей-2020». Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2020. С.5-9. Соавт. Прокофьева Л.П., Максимова А.Б.
- Проявление синестетичности музыкальной одаренности в творчестве М.Чюрлениса / Вестник музыкальной науки. – Новосибирск, НГК им. М.И. Глинки. 2020. Т.8, № 1. – С. 99–106 (0, 5 п.л.) Соавт. Лосева С.Н.
- Этапы становления музыкальной синестетики / Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика.Мат-лы III межд. науч. конф./ СПб консерватория, Голландский ин-т. СПб: Изд-во РХГА, 2020. –С.124-127.
- Синестетичность универсального языка «Игры в бисер» Г.Гессе / Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика.Мат-лы III межд. науч. конф./ СПб консерватория, Голландский ин-т. СПб: Изд-во РХГА, 2020. –С.127-129 .
- Предисловие // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Вып. 3. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2000. – С.3-4.
- Синестетичность во «Фресках Дионисия Р.Щедрина // Вопросы музыкальной синестетики: история,теория,практика. Вып. 3. Новосибирск: Новосиб.гос.консерватория, 2000. С.175-186. Соавт. Д.Нехаева
- Взаимодействие музыки и пластики на уроках музыки в ДМШ // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Вып. 3. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2000. C.290-303. Соавт. А.Шмелькова
- Художественная синестезия и ее осмысление в зарубежной и отечественной науке // Вестник музыкальной науки.- 2021. –Т.9.-№1.-С.119-129.
- Музыкальная синестетика в Сибири: становление и развитие // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи, стили, жанры». Мат-лы IV Межд. науч. конф. – СПб: консерватория, 2021.- С.124-127. (0,3 п.л.).
- Синестетическая картина мира в творчестве Андрея Белого // Cинестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности в науке и искусстве. Мат-лы II Межд. конференции Межд. ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки (IASAS). – М.: Изд-во МГПУ, 2021.– — 470 с. – С.207-210.
- Синестетический аспект в работе А.Ф.Лосева «Музыка как предмет логики» // Материалы межд. междисциплинарная конф. «Музыка – философия – культура». – М.: Моск. консерватория, 15-17 ноября 2021 г. С.67-69.
- Музыкальность художественной литературы: синергетический аспект // Вестник музыкальной науки (ВАК). – Новосибирск, НГК имени М.И. Глинки, 2022.- Т.10.— № 1.- С.120-132.
- Синтез и синестезия искусств как способы художественной интеграции // Мат-лы V Международной научной конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика: Эпохи, стили, жанры». СПб консерватория, 27-28 апреля 2022 г. С.80-83.
- Музыкальность и синестетичность в интеллектуальной прозе Т.Манна // Мат-лы V Международной научной конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика: Эпохи, стили, жанры». СПб консерватория, 27-28 апреля 2022 г. С. 84-87.
- Синестетическая проективная модель как этап интерпретации творчества композитора // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Вып.4. – Новосибирск: Новосиб. консерватория, 2022. – С.124-140.
- Синестетичность и интертекстуальность в интерпретации музыкальных текстов (на примере творчества Э.Денисова) // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Вып.4. – Новосибирск: Новосиб. консерватория, 2022. – С.140-151. Соавт. А.Н.Мельникова.
- Предисловие // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Вып.4. – Новосибирск: Новосиб. консерватория, 2022. – С.3-5.
- Музыкальность художественной литературы: синергетический аспект// Вестник музыкальной науки. – 2022. – Т.10. – № 1. – С. 120–132.
- Синестетичность восприятия музыки в автобиографической и мемуарной прозе М. Цветаевой // Вестник музыкальной науки. – 2023. – Т.11. – № 2. – С.66–67.
- Рихард Вагнер в теоретических трудах и творчестве Т.Манна // Мат-лы VI Межд. научной конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика». – СПб: консерватория, 20-21 апреля 2023 г. (в печати).
- Синестетическое воплощение в творчестве М.Пруста и К.Дебюсси идеи “длящегося настоящего” А.Бергсона // Мат-лы Межд. научно-практической конференции «Искусство звука и света. Галеевские чтения-2023»: Казань, фонд «Галеев-Прометей», РИИИ (СПб), 1-5 июля 2023 г. (в печати).
- Герменевтическая рефлексия как метод неклассического музыкознания: методологические размышления // Вестник музыкальной науки. Т.11. №.3. – С.142-151. В соавт. с Т.А.Корнелюк.
- Синестетичность и неакустическая музыкальность в творчестве Андрея Белого // Вестник ТГУ. 2023. В печати.
Руководство научными работами
Руководство дипломными и магистерскими работами по специальности «музыковедение»
- Шумилова И.Е. К проблеме расширенного подхода в трактовке лейтмотива (на примере оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева). 1986 г.
- Шулятицкая Н.Б. Музыка С.Прокофьева к драматическому спектаклю «Борис Годунов» (проблема взаимодействия видов искусства). 1988 г.
- Москвичева Н.Г. К проблеме взаимодействия музыкального и драматического театров. 1988 г.
- Козлова С.В. Особенности театрального синтеза К.Орфа и проблемы эстетического воспитания.1989 г.
- Павлюк О.И. Эстетическое воспитание средствами музыкального театра. 1989 г.
- Пановица С.Ф. Эмоциональное и рациональное как компоненты урока музыкальной литературы в ДМШ. 1990 г.
- Лысенко С.Ю. «Борис Годунов» М.П.Мусоргского: к проблеме постановочной интерпретации. 1991 г.
- Куркова С.В. Взаимодействие музыки и хореографии как средство эстетического воспитания. 1991 г.
- Сачкова О.А. Двойничество как особый прием создания художественного образа в музыке и смежных искусствах. 1992 г.
- Лисова А.Г. Режиссура игры или пути взаимодействия театральных и педагогических методик в музыкальном обучении. 1992 г.
- Прокофьева С.И. Взаимодействие изобразительного искусства и музыки в художественном воспитании. 1993 г.
- Вязкова Т.Ю. Эстетическое воспитание средствами комплексного воздействия искусств (на материале курса «Язык искусства» для средних классов школ, лицеев и гимназий гуманитарного профиля). 1993 г.
- Талалаева И.Б. Мотивы русской православной духовности в творчестве С.В. Рахманинова. 1993 г.
- Кургуз А.Б. Синестезия и ее роль в музыкальном воспитании. 1994 г.
- Михалькова Ю.А. Музыка как элемент киносинтеза (на примере кинофильмов А.Сокурова и О.Иоселиани). 1994 г.
- Колмакова Е.Ю. Взаимодействие слуховой и двигательной активности в музыкальном обучении. 1994 г.
- Баева Л.М. Развитие творческой активности учащихся на музыкально-теоретических занятиях в ДМШ. 1995 г.
- Томашева А.А. Синестетическая интерпретация творческого метода К.Дебюсси. 2002 г.
- Мельникова А.Н. Синестетичность творческого процесса Эдисона Денисова. 2007 г.
- .Шмелькова А.В. Визуально-пластическая образность в музыкальном искусстве. Магистерский диплом, 2012.
- Старикова Е.Н. Синестетичность музыкально-художественного мышления Оливье Мессиана. 2013 г.
- Мизюркина О.В. Синестетичность в творчестве И.Ф. Стравинского. 2015 г.
- Нехаева Д.П. Свет как компонент художественной образности в творчестве Р.Щедрина. Новосибирск, 2016.
Руководство кандидатскими диссертациями по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство (по искусствоведению)
- Якушевич М.В. Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве М. де Фальи и Ф. Гарсиа Лорки. – Новосибирск, 2004.
- Камышникова С.В. Невербально-синестетический аспект музыкального восприятия (на материале инструментальной музыки барокко). – Новосибирск, 2007.
- Лысенко С.Ю. Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста (на примере «Бориса Годунова» М.П.Мусоргского). – Новосибирск, 2007.
- Мельникова А.Н. Синестетическая интерпретация творческого процесса Эдисона Денисова. – Новосибирск, 2010.
- Ярош О.В. Западноевропейский романтический принцип монотематизма в контексте теории метаморфоз И.В.Гете. – Новосибирск, 2010.
- Приходовская Е.А. Камерно-вокальные и вокально-сценические произведения: творческая практика композитора. – Новосибирск, 2011.
- Шапошников И.А. Поэмность в романтической музыке: фортепианное творчество Ф. Листа и Ф. Шопена. – Новосибирск, 2016.
- Старикова Е.Н. Синестетичность как основа «витражного мышления» Оливье Мессиана. – Новосибирск, 2016.
- Мизюркина О.В. Синестетичность в творчестве И. Стравинского: ранний период. — Новосибирск, 2018.
Научное консультирование докторских диссертаций
- Третьяченко В.Ф. Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства. Новосибирск, 2011.
- Лысенко С.Ю. Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре. — Новосибирск, 2014.
- Приходовская Е.А. «Смысловой и выразительный потенциал синтетического жанра монооперы». Новосибирск, 2018.
- Лосева С.Н. Синестетичность в структуре музыкальной одаренности и ее проявление в творчестве композиторов. Новосибирск, 2020.
Отзывы на научные работы
Официальные отзывы на диссертации
- Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Ванечкиной И.Л. «Прометей» А.Н.Скрябина: проблема синтеза музыки и света». – Казанская гос. консерватория, 2006.
- Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Гасанова Р.С. «Диалогическая природа искусства: социально-философский анализ». Краснодарский гос. университет, 2007 .
- Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию Волковой П.С. «Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века)». Саратовская гос. консерватория, 2009 .
- Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Иваниловой Т.В. «Нравственно-философская концепция творчества В.А.Гаврилина». Российский гос. пед. университет им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), 2010.
- Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию С.М. Филаретовой «Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов (по архивным материалам 1830-1917 гг.)». Российский гос. пед. университет им. А.И.Герцена, 2011
- Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию Т.В. Букиной «Идея музыкальной культуры и способы ее концептуализации в отечественной научной традиции советской и постсоветской эпох». РГПИ им. А.И.Герцена, 2012.
- Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию Невской П. В. «Портрет в пространстве семиотики: вербальное и невербальное». – Саратовская гос. консерватория, 2013.
- Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию М.Л.Зайцевой «Синестезийность как свойство художественного сознания». Саратовская гос. консерватория, 2014.
- Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию Е.В.Кисеевой «Балет постмодерн как музыкальный феномен». Ростов: Ростовская гос. консерватория, 2016.
- Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Е.Р.Рау «Жанр пассиона в музыкальном искусстве: общий исторический путь и судьба в XX–XXI вв.». РГПУ им А.И.Герцена, Спб., 2018.
- Отзыв Ведущей организации на диссертацию Прядуха Н.А. «Музыкальность как фактор формирования художественно-ассоциативного ландшафта города (на примере скульптуры, архитектуры, живописи г. Барнаула» на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 17.00.09 – Теория и история искусства. Саратов, 25.12.2018.
- Отзыв Ведущей организации на диссертацию Будагян Р. Р. «Влияние массовой культуры на современное скрипичное исполнительское искусство» на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство. Саратов, 25.12.2018.
- Отзыв Ведущей организации на диссертацию Р.Г.Шитиковой «Соната в музыке ХХ века: типология жанра» на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 5.10.3 Музыкальное искусство (искусствоведение). Защита в диссертационном совете РГПУ 14.12.2022.
- Отзыв официального оппонента на диссертацию Приваловой Ольги Александровны «Образ Кармен Ж.Бизе: источники интерпретации и их реализация в современном музыкальном пространстве», представленную на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 5.10.3 – Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение) (РГПУ им. А.И.Герцена, защита — 15.12.2022 г.).
- Отзыв Ведущей организации на диссертацию Ван Вэньцзин «Образ Петра I в музыкально-театральном жанре» на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 5.10.3 Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение). РГПУ, защита 1.07 2023 г.
- Отзыв официального оппонента на диссертацию Юй Яна «”Пиковая дама” А.С.Пушкина и П.И.Чайковского в пространстве интертекстуальности: интерпретация и реинтерпретация» на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 5.10.3 Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение). РГПУ, защита – 15.11.2023 г.
- Отзыв Ведущей организации на диссертацию Сюй Сунцзэ «Жанрово-стилистические особенности китайской традиционной музыки в аспекте музыкального восприятия» на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 5.10.3 Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение). РГПУ, защита – 23.12. 2023 г.
- Отзыв официального оппонента на диссертацию Го Шаоин «Музыкальное творчество философа-композитора Пауля Герхарда Наторпа: искусствоведческий анализ» на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 5.10.3 Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение). РГПУ, защита — 01.2024 г.
Отзывы на авторефераты диссертаций
- Гильбурд Г.И. Идейно-эстетические основы исполнительского искусства. Докт. диссертация. – Новосибирский гос. университет, 1988.
- Гильманова А.А. Драматургия Сэма Шепарда в свете взаимодействия искусств. Канд. диссертация. Казанский гос. университет, 2007.
- Литвих Е.В. Концепция формы в серийной музыке Антона Веберна в контексте визуальных искусств ХХ века. Канд. диссертация. — РПГУ им. А.И.Герцена, 2009.
- Томашева А.А. Синестезия и ее развитие у детей на учебных занятиях в музыкальной школе. Канд. диссертация. — Екатеринбургский гос. пед университет, 2010.
- Волнянский К.С. Структурная комбинаторика как принцип композиционного мышления в музыке ХХ века. Канд. диссертация. – РГПУ им. П.И.Герцена, 2012.
- Чэнь Го. Проблемы разработки учебных планов для факультетов музыки педагогических университетов Китая. Канд. лиссертация. – РГПУ им. А.И.Герцена, 2012.
- Сунь Чжаожунь Герман П.И.Чайковского в творчестве выдающихся певцов XIX – XXI веков: к проблеме исполнительской интерпретации. Канд. диссертация. – РГПУ им. А.И.Герцена, 2012.
- Ситдикова Ф.Б. Скрипичный текст в сольных и ансамблевых сочинениях западноевропейского барокко. Канд. диссертация. Магнитогорская гос. консерватория, 2012.
- Тодорова Н.В. Современная европейская музыкальная культура: основные тенденции и особенности развития. Канд. диссертация. — Алтайский гос. университет, 2012.
- Ефремова М. Г. Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ (детской музыкальной школы). Кандидатская диссертация. – РГПУ им. А.И.Герцена, 2013.
- Составление отзыва на автореферат канд. диссертации Яковлевой Е.Н. «Традиции музыкального просветительства в молодежной среде». Саратов, гос. консерватория, 2017.
- Отзыв на автореферат диссертации Л.А.Меньшикова «Жанрово-стилевые особенности акционистских практик флюксус-движения в неоавангарде 1960-1970-х годов» на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 17.00.09 – Теория и история искусства. Защита состоялась в диссертационном совете РГПУ 18.11. 2020.
- Отзыв на автореферат диссертации Мезенцевой С.В. «Взаимодействие культур Дальнего Востока и России в процессе освоения музыкального наследия с применением музыкально-компьютерных технологий» на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры (искусствоведение). РГПУ им. А.И.Герцена.Защита – 24 июня 2022 г.
Научно-организационная деятельность
С начала функционирования в Новосибирской консерватории диссертационного совета по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство Н.П.Коляденко выполняла обязанности его ученого секретаря (с 1994 г. по 2001 г.– совета по защите кандидатских диссертаций, с 2001 по 2017 г. – по защите докторских и кандидатских диссертаций). Она подготовила и провела защиты более 130 диссертаций. В настоящее время она является членом диссертационного совета и экспертных комиссий диссовета.
Как заведующая кафедрой истории, философии и искусствознания Н.П.Коляденко осуществила ее профилизацию в музыкальном вузе, организовав на кафедре подготовку и защиту диссертаций по специальности 17.00.02.
Рецензирование научных работ
- Титульное рецензирование монографии Фиденко Ю.Л. «Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже ХХ ХХI веков». – Спб: ООО «Книжный дом», 2015. – 256 с.
- Научное рецензирование коллективной монографии «Лики музыки XXI века : Приношение Галине Уствольской ∙ Борису Тищенко» : / науч. ред. и сост. : Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. — Санкт-Петербург : Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — 365 с.
- Научное рецензирование учебного пособия Гусевой Е.С. «Стили в музыке: история и теория». Новосибирск: НГУ, 2019.
- Рецензия на рукопись научного издания, представленного для публикации в ИПЦ НГУ, «Метаморфозы культуры. Linqua Musica: Музыка в системе интермедиальных связей русской культуры ХIХ — ХХ вв.». Отв. Редактор Н.Ю.Бартош. ГИ НГУ, 2023 г.
- Рецензия на научную монографию Г.П.Овсянкиной и Е.А.Толстой «Детская фортепианная музыка Дмитрия Толстого: особенности стиля, роль семантики». СПб: РГПУ им. А.И Герцена, 2023.
Редакционная деятельность
- Главный редактор журнала «Вестник музыкальной науки» (ВАК).—Новосибирск: гос. консерватория.
- Член редакционной коллегии сборника научных статей «Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы». Новосибирск: гос. консерватория, 1989.
- Член авторского коллектива разработки «Концепции массового художественного воспитания подрастающего поколения Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: гос. консерватория, 1989.
- Член редсовета Вестника ТГУ
- Член редколлегии «Музыкального альманаха» Томского государственного университета;
- Член редколлегий сборников Межд. конференций «Галеевские чтения» («Прометей-2010», «Прометей-2012», «Прометей-2015», «Прометей-2020» ), г. Казань
- Член редколлегий сборников III и IV Межд. конференций «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика», СПб консерватория, 2020, 2021 гг.
- Член программного комитета V Межд. науч. конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи, стили, жанры». – СПб консерватория, 2022 г.
- Ответственный редактор серии сборников «Вопросы музыкальной синестетики»: история, теория, практика.- Новосибирск: НГК. Вып.1. – 2016. Вып.2. – 2018. Вып.3.- 2020. Вып. 4. – 2022.
Научное редактирование
Титульное редактирование монографий:
- Научное редактирование монографии Лысенко С.Ю. «Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в современном музыкальном театре» (18 п.л.). Хабаровск: ХГИИИК, 2014. 350 с.
- Научное редактирование монографии Е.А.Приходовской «Смысловой и выразительный потенциал монооперы». Томск, 2017.
- Составление и ответственная редакция сборника научных статей «Вопросы музыкальной синестетики: История, теория, практика». Вып.1. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. 10 п.л.
- Составление и ответственная редакция сборника «Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика». Вып.2. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. – 228 с.
- Третьяченко В.Ф. Музыкальный текст и его роль в формировании основ музыкального исполнительства. — Новосибирск: Новосиб. гос.консерватория, 2011. – 336 с.
- Лысенко С.Ю. «Борис Годунов» М.П.Мусоргского как синтетический художественный текст. – Хабаровск: ХГИИК, 2012. – 208 с.
- Ярош О.В. Феномен монотематизма в западноевропейской романтической музыке в контексте теории метаморфоз И.-В.Гете. – Красноярск: КГАМИТ, 2012. – 174 с.
- Приходовская Е.А. Смысловой и выразительный потенциал монооперы. – Томск: Изд. дом ТГУ, 2017. – 424 с.
- Научное редактирование учебного пособия Кладовой И.П. Личность, импровизация, музыкальное творчество (в контексте гуманистической психологии). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2019.
- Научное редактирование монографии С.Н.Лосевой «Синестетичность в структуре музыкальной одаренности и ее проявление в творчестве композиторов». – Иркутск: ИГУ, 2020. – 245 с.
Контактные телефоны:
Тел. кафедры: 8 383 222 34 87
Тел. диссертационного совета: 8 383 222 02 42