Коляденко Нина Павловна

Коляденко НП_new

Общие сведения:

доктор искусствоведения;

кандидат философских наук;

профессор;

заведующая кафедрой истории, философии и искусствознания Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки (с 2007 г.);

 

В 1975 г. с отличием окончила теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории, в 1981 г. – аспирантуру философского факультета Московского государственного университета, в 2005 г. – докторантуру Новосибирской консерватории.

В 1987 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Чувственное и рациональное в художественном обобщении» по специальности 09.00.04 – «Эстетика и теория культуры» (МГУ им. М.В.Ломоносова).

В 2006 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Синестетичность музыкально-художественного сознания: на материале искусства ХХ века» по специальности 17.00.02 — «Музыкальное искусство» (Новосибирская государственная консерватория имени М.И.Глинки).


Педагогическая деятельность

Учебные курсы, читающиеся на кафедре Истории, философии и искусствознания Новосибирской консерватории:

История и философия науки (аспирантура), История и философия искусства (ассистентура-стажировка), Философия науки и искусства (магистратура), Музыка в синтезе искусств (авторский курс, специалитет), практика научного исследования (докторантура).

Учебные курсы, читаемые в настоящее время и в предыдущие учебные годы на кафедрах Теории музыки, Музыкального образования и просвещения и в Музыкальном колледже НГК:

Практика научного исследования (специалитет и аспирантура), Гармония, Методика преподавания музыкально-исторических дисциплин, Методика музыкально-эстетического воспитания (авторский курс), Религия и музыка (авторский курс), Профессиональная и педагогическая подготовка (дипломные рефераты), Музыкальное исполнительство и педагогика (дипломные рефераты), Педагогическая практика, Социальная психология, Слушание музыки.


Сфера научных интересов:

Научно-исследовательская деятельность Н.П.Коляденко связана с проблемами синестезии (межчувственных связей) и взаимодействия музыки со смежными искусствами, разрабатываемыми в философско-эстетическом, искусствоведческом и психолого-педагогическом аспектах. Кандидатская диссертация посвящена проблеме общеэстетических закономерностей взаимодействия музыки и художественной литературы. В докторской диссертации вопросы взаимодействия музыки со смежными искусствами (художественной литературой, живописью, театром) рассматриваются сквозь призму синестетичности музыкально-художественного сознания. Диссертация была написана при научном консультировании доктора философских наук, члена-корреспондента АН РТ, директора НИИ «Прометей» при КГТУ (Казань) Б.М.Галеева. Развитием идей этого научного центра изучения синестезии и светомузыкального синтеза является созданное Н.П.Коляденко в Новосибирской консерватории научное направление музыкальной синестетики. Она разработала синестетический метод интерпретации музыкальных текстов, в русле которого готовятся научные работы, посвященные различным музыкальным стилям, жанрам и индивидуальным творческим манерам. В исследованиях Н.П.Коляденко и ее учеников музыкальная синестетика интегрируется с проблемами герменевтики и синергетики.


Публикации

Книги, брошюры, учебные пособия и программы

  1. Синестетичность музыкальнохудожественного сознания (на материале искусства ХХ века). Монография. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория,2005.392 с.
  2. Проблемы музыкальной синестетики. Монография. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2015. – 153 с.
  3. Музыкально-эстетическое воспитание: Синестезия и комплексное воздействие искусств. Учебное пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2003. – 258 с.
  4. Изучение музыкальной литературы в начальном и среднем звене музыкального образования: синергетический аспект. Учебное пособие. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2009. – 104 с.
  5. Музыкальность вербально-художественного языка: лекция по курсу «Музыкально-эстетическое воспитание». Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2009. – 27 с.
  6. Курс «Слушание музыки» (Программа для Музыкального колледжа НГК). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2009. – 27 с.
  7. Музыкальность в системе искусств: синергетический аспект. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2022. – 153, [2] с. [6]  л. ил. (Монография. — 9,77 усл. п.л.)
  8. Философия науки и искусства: учебное пособие для магистрантов музыкальных вузов.  Новосибирск: НГК имени М.И. Глинки, 2023. – 154 с.

Научные статьи

  1. К вопросу об общих в литературе и музыке принципах развития художественного образа // Некоторые вопросы теории и истории эстетики: Филос.- эстетич. сб. –М.: ИНИОН АН СССР, № 5678 от 1.07.1980. – С. 236 – 247.
  2. Об одной тенденции в развитии художественного образа // Духовная жизнь общества и проблемы эстетики.- М.: Изд- во Моск. Ун-та, 1983. – С. 37 – 42.
  3. К вопросу об изменении в современном искусстве структуры художественного образа // Некоторые вопросы теории и истории эстетики: Филос.-эстетич. сб. – М.: ИНИОН АН СССР, № 1885 от 29.11.1984. – С. 50 – 57.
  4. Взаимодействие искусств в художественном воспитании // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 1989. – С. 46 – 51.
  5. Взаимодействие искусств как средство художественного воспитания // Культура и художественное воспитание: проблемы социального проектирования. – Новосибирск: Новосиб. гос.консерватория,1991. – С. 55– 70.
  6. Комплексность в художественном воспитании: интеграция искусств // Концепция массового художественного воспитания подрастающего поколения Сибири и Дальнего Востока. – МК РСФСР, НИИ культуры МК РСФСР, Новосиб. гос. консерватория, 1989. – С. 20–23.
  7. О формировании художественно-творческого восприятия искусства // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном музыкальном образовании. – Магнитогорск-Новосибирск: Магнит. высш. муз. уч-ще (колледж),1992. – С. 75–86.
  8. Синестезия в музыкально-эстетическом воспитании // М.: НИО «Информ-культура» Российской госуд. Б-ки. – № 2991 от 17.11.95.
  9. Симфонизм как музыкальное и эстетическое явление // М.; НИО «Информ-культура» Российской госуд. Б-ки. – № 2992 от 17.11.95.
  10. Синестезия искусств как фактор художественной интеграции // Взаимо-действие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. – Астрахань: Изд-во ин-та усоверш.учителей, 1997. – С. 5–13.
  11. Феномен музыкальности в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна // Фауст-тема в музыкальном искусстве и литературе. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Консерватории, 1997. – С. 109–132.
  12. Синестезия как стимул к творческой деятельности на уроках музыки // Творческая педагогика накануне нового века. Мат- лы 1-й науч.-практ.конф.-Ч.1. – М: МГПУ,1997. – С. 184–186.
  13. Синестезия в музыкально-эстетическом воспитании // Творческая педагогика накануне нового века. Мат- лы 1-й науч.-практ.конф. – Ч.2. – М: МГПУ,1997. – С. 58–60.
  14. Методика синестезийного музыкально-эстетического воспитания как вузовский предмет // Высшее педагогическое образование России: тради- ции, проблемы, перcпективы. Тезисы междунар. науч.- практ.конф. – Ч.2. – М: МГПУ,1997. – С. 193–196.
  15. Сенсорная интеграция в музыкальном обучении // Развитие личности в системе непрерывного образования.Тезисы междунар.науч.- практ.конф.- Новосибирск. Изд-во НГПУ, 1997. – С. 192–194.
  16. Синестезия как стимул к музыкальному творчеству // Музыкальный лицей: развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения — Новосибирск: Изд-во Новосиб. Консерватории, 1998. – С. 17–28.
  17. Актуализация сенсорики в процессе становления мировидения педагога-музыканта // Мировоззрение учителя музыки: взгляд в настоящее и будущее. Мат-лы 4-й междунар.науч.-практ. Конференции. – М: МГПУ,1998. – С. 35–37.
  18. Музыкальность как неакустический феномен // Кому принадлежит куль- тура? Тезисы междунар. науч.конф. – Казань: «Экоцентр», 1998. – С. 96–97.
  19. Музыкальность художественной литературы: к проблеме синестезии искусств // Вопросы музыкознания. – Новосибирск: Изд-во Новосиб.консерватории, 1999. – С. 21–34
  20. «Борис Годунов» А.С. Пушкина в свете проблемы художественного синтеза // Пушкин и русская художественная культура. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. консерватории, 1999. – С. 52–67.
  21. Музыкальность как эстетический феномен и синестезия искусств // «Прометей» – 2000» (О судьбе светомузыки: на рубеже веков). Мат-лы междунар. науч.-практ.конф. – Казань: КГТУ. Изд-во «Фэн», 2000. – С. 94 – 97.
  22. Методика синестезийного музыкально-эстетического воспитания как вузовский предмет // Проблемы музыкально-эстетического образования и воспитания молодежи Сибири на современном этапе. Мат-лы межрегион. науч.-практ. конф. – Барнаул, 2000. – С.98 – 102.
  23. Музыкальность как неакустический феномен // Сибирский музыкальный альманах — 1. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Консерватории, 2001. – С. 28– 34
  24. Музыкальная графика в педагогике искусства // Мэгэриф. – Казань., 2001. – № 4.
  25. Музыкально-синестетический аспект взаимодействия искусств // Синтез в русской и мировой художественной культуре. – М.: МГПУ, 2002. – С. 64–67.
  26. Вечное движение к звуку и свету // Сибирский музыкальный альманах – № 3. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. консерватории, 2002. – С. 361 – 363.
  27. Вместо послесловия // Е.Е.Федоров. Бездонное небо: стихи в форме японских трехстиший хайку (хокку). – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2005. – С. 193–194.
  28. Синестетический аспект постижения музыкального смысла // Музыка и время. – 2005. – № 12. – С. 12 – 17.
  29. Участие синестезии в процессах художественного обобщения // Семиотика культуры и искусства. Мат-лы Пятой Междунар.науч.-практ. Конф. – Краснодар, 2007. – Т.1. – С. 91–97.
  30. Феномен синестезии в контексте синергетики // Гуманитарные аспекты профессионального образования: проблемы и перспективы. – Иваново, 2007.- С.283-292.
  31. Эпилог // Сербин Михаил. Откровение. Павлодар: «Дом печати», 2007. С. 353-354.
  32. Музыкальность как общеэстетическая категория // Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность. – Краснодар, 2008. – С. 120-127.
  33. Синестетическая интерпретация музыкальных текстов // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств. Мат-лы межд. науч.-практ. конф. — Казань, 2008.- С.183-188.
  34. Синестетичность как компонент музыкально-интонационного процесса // Проблемы музыкальной науки. Уфа: УГАИ им. З.Исмагилова. 2008/1(2).С.7-17
  35. Синергетический подход в музыкальном образовании //Актуальные вопросы социогуманитарного знания: история и современность.— Краснодар, 2009. Вып.4. С.110-116.
  36. Изучение импрессионизма в музыкальном училище с помощью сенсорной интеграции // Вестник Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. Кемерово: Кем ГУКИ. №8 (2009). С.44-51/ (в соавт. с Д.Д.Дондуповым)
  37. Вклад Б.М.Галеева в музыкальную синестетику // Галеевские чтения .Мат-лы межд. науч.-практ. конференции («Прометей-2010»). Казань: КГТУ,2010. С.15-23.
  38. Б.М.Галеев – теоретик нового искусства // Планета Галеев: Статьи. Воспоминания. Документы. Казань: гос.консерватория, 2010.С.24-36.
  39. Памяти выдающегося ученого и моего Учителя // Планета Галеев: Статьи. Воспоминания. Документы. Казань: гос. консерватория, 2010. С.80-83.
  40. О соотношении синестетичности и интертекстуальности в анализе музыкальных текстов // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2011. С.11-15. (в соавт. с А.Н.Мельниковой).
  41. Философия музыки С.Лангер: синестетический аспект // Галеевские чтения. Мат-лы межд. науч. практ. конф. («Прометей-2012»). Казань: КГТУ, 2012. С.142-149.
  42. Визуальные гештальты в синестетической интерпретации музыкальных текстов // Проблемы музыкальной науки. Российский специализированный научный журнал. Уфа, 2012. № 2(11). С.17-21.
  43. Музыкальность художественной литературы: синестетический аспект // Идеи и идеалы. №2 (12) . С.142-149.
  44. Синестетический метод интерпретации музыкальных текстов // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. Сб. статей по мат-лам Межд. науч. конф. в гос. классич. академии им. Маймонида. М.: Нобель-пресс. 2013. С.259-267.
  45. 51. Пластичность как общеэстетическое и музыкальное явление // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: гос. консерватория, 2013. № 2. С.8-15. (В соавт. с А.В. Шмельковой )
  46. А. Пушкин – П. Чайковский – Р. Пети: диалог «данного» и «созданного» в балете «Пиковая дама» // Мир науки, культуры, образования – 2013. – № 5. – С. 346–350 (в соавторстве с С.Ю.Лысенко)
  47. Музыкальная синестетика как область методологии музыкознания // Искусствознание в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. М.: Нобель-пресс: Edinbourgh, Lennex Corporation, 2014. С.323-332
  48. И.Л.Ванечкина – исследователь творчества А.Скрябина и свето-музыкальной синестезии // Ученые записки. Вып.7. Кн.2. М: Мемориальный музей А.Н.Скрябина, 2014. С.263-272.
  49. Вклад Б.М.Галеева в музыкальную синестетику // Ученые записки. Вып.7. Кн.2. М.: Мемориальный музей А.Н.Скрябина, 2014. С.273-278.
  50. Новое слово о П.И.Чайковском (коллективная монография « «Как слово наше отзовется»: П.И.Чайковский в современном мире» // Санкт-Петербургский вестник. № 1 (118).Январь 2014 г. С.6.
  51. Перспективы синестетики в исследовании музыкальных текстов // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом.. Параллели и взаимодействия Мат-лы межд. науч. конф. в РГСУ. М.:Liteo, 2015. С.241-247.
  52. Лубочность в балете И..Стравинского «Петрушка»: синестетический аспект // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. Мат-лы межд. науч. конф. в гос. класс. акад. им. Маймонида. М.: 2015. С.167-176. (в соавт. с О.В.Мизюркиной).
  53. Концепт как смысловой фокус синестетической интерпретации музыкальных текстов // Галеевские чтения: «От синестезии к синтезу искусств («Прометей-2015»).Казань: МГУ-КНИТУ-КАИ, 2015. С.229-235.
  54. И.Л.Ванечкина – исследователь творчества А.Н.Скрябина и светомузыкальной синестезии // Галеевские чтения: «От синестезии к синтезу искусств («Прометей-2015»).Казань: МГУ-КНИТУ-КАИ, 2015. С.18-
  55. Программность и поэтичность в романтической музыке // Музыкальная академия. 2015, № 3. — С. 156-159. (в соавт. с  И.А. Шапошниковым).
  56. Межвидовые эстетические характеристики как компонент интерпретации музыкальных текстов. Вестник ТГУ, 2015, № 400. С.116-120. 0, 5 п.л.
  57. О формировании музыкальной синестетики и ее перспективах // Вопросы музыкальной синестетики: История, теория, практика. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. С. 8-22. 0,7 п.л.
  58. Предисловие // Вопросы музыкальной синестетики: История, теория, практика. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. С. 5-7. 0,1 п.л.
  59. Роль синестетики в становлении «неклассического» музыкознания // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2017. №25. С.82-89.
  60. Синестетичность постановочных интерпретаций оперы И.Стравинского «Соловей» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №12 (86) 2017, ч. 2. С. 98 – 101. 0,4 п.л. Соавт. О.Мизюркина.
  61. Музыкальная синестетика и неклассическое искусствознание // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия. Мат-лы Межд. науч. конф. М.: МГИМ им. А.Г.Шнитке, 2017. С.263-273.
  62. Синергетический подход в интерпретации музыкальных текстов // Вестник музыкальной науки. Новосибирск. №2 (20). – 2018. – С.12-19.
  63. О синестетичности философского мышления О.Шпенглера // Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы. Сб. мат-лов межд. конф.—Москва: Росс. гос. ун-т им А.Н.Косыгина (технологии, дизайн, искусство).Академия Маймонида, 16-18 апреля 2018 г. – С.118-127.
  64. О синестетичности мышления музыкантов (на материале Анкеты цветного слуха) // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. – Вып.2. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. – C.40 -51.
  65. Эдисон Денисов и Пауль Клее: синестетические пересечения // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. – Вып.2. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. – C. 135-146. Соавт. Мельникова А.Н.
  66. Предисловие // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. – Вып.2. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. – C.3-5.
  67. Синестетика и синергетика как методологии  современного  музыкознания  //«Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи, стили, жанры». Мат-лы II Межд. науч. конф. – СПб: консерватория, 4-5 марта 2019 г., с. 70-72.
  68. Synesthetics and Synergetics as a Methodology of Modern Musicology// Nina Nikolaeva, Svetlana Konanchuk, and Jorg Jewanski (Eds). Synesthesie: The Synthesis of Arts in World Art Culture. Abstracts from a Conference held in Saint Petersburg, March 4-5, 2019. Wissenschaftliche Schriften der WWU Munster. Reihe ХVIII, Band 15. Herausgegeben von der Universitats und Landesbibliotek Munsters. – 2020. – P.74-75.
  69. Синестетичность в структуре музыкальной одаренности  И.Вышнеградского // Вестник ТГУ. Культурология и искусствоведения. 2019. № 36. С. 174-189. Соавт. Лосева С.Н.
  70. Борис Александрович Шиндин // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2019. № 8. С.8 -17. Соавт.: Полозова И., Волкова П., Выбыванец Э., Мозгот С., Овсянкина Г., Приходовская Е.А.
  71. Синестетическая картина мира в творчестве А.Белого. // Межд. симпозиум «Синестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности». М.: МГППУ – МГК им. П.И.Чайковского, 17-21 октября 2019 г. В печати.
  72. «Исследования художественной синестезии в зарубежной и отечественной  науке» // Галеевские чтения: Мат-лы межд. науч.-практ. конференции («Прометей-2020». Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2020. С.106-109.
  73. Предисловие от редакционной коллегии // // Галеевские чтения: Мат-лы межд. науч.-практ. конференции («Прометей-2020». Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2020. С.5-9. Соавт. Прокофьева Л.П., Максимова А.Б.
  74. Проявление синестетичности музыкальной одаренности в творчестве М.Чюрлениса / Вестник музыкальной науки. – Новосибирск, НГК им. М.И. Глинки. 2020. Т.8,  № 1. – С. 99–106 (0, 5 п.л.) Соавт. Лосева С.Н.
  75. Этапы становления музыкальной синестетики / Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика.Мат-лы III межд. науч. конф./ СПб консерватория, Голландский ин-т. СПб: Изд-во РХГА, 2020. –С.124-127.
  76. Синестетичность универсального языка «Игры в бисер» Г.Гессе / Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика.Мат-лы III межд. науч. конф./ СПб консерватория, Голландский ин-т. СПб: Изд-во РХГА, 2020. –С.127-129 .
  77. Предисловие // Вопросы  музыкальной синестетики: история, теория, практика. Вып. 3. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2000. – С.3-4.
  78. Синестетичность во «Фресках Дионисия Р.Щедрина // Вопросы  музыкальной синестетики: история,теория,практика. Вып. 3. Новосибирск: Новосиб.гос.консерватория, 2000. С.175-186. Соавт. Д.Нехаева
  79. Взаимодействие музыки и пластики на уроках музыки в ДМШ // Вопросы  музыкальной синестетики: история, теория, практика. Вып. 3. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2000. C.290-303. Соавт. А.Шмелькова
  80. Художественная синестезия и ее осмысление в зарубежной и отечественной науке // Вестник музыкальной науки.- 2021. –Т.9.-№1.-С.119-129.
  81. Музыкальная  синестетика в Сибири: становление и развитие // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи, стили, жанры». Мат-лы IV Межд. науч. конф. – СПб: консерватория,  2021.- С.124-127. (0,3 п.л.).
  82. Синестетическая картина мира в творчестве Андрея Белого // Cинестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности в науке и искусстве. Мат-лы II Межд. конференции  Межд. ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки (IASAS). – М.: Изд-во МГПУ, 2021.– —  470 с. – С.207-210.
  83. Синестетический аспект в работе А.Ф.Лосева «Музыка как предмет логики» // Материалы межд. междисциплинарная конф. «Музыка – философия – культура». – М.: Моск. консерватория, 15-17 ноября 2021 г. С.67-69.
  84. Музыкальность художественной литературы: синергетический аспект  // Вестник музыкальной науки (ВАК). – Новосибирск, НГК имени М.И. Глинки, 2022.- Т.10.— № 1.- С.120-132.
  85. Синтез и синестезия искусств как способы художественной интеграции // Мат-лы V Международной научной конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика: Эпохи, стили, жанры». СПб консерватория, 27-28 апреля 2022 г. С.80-83.
  86. Музыкальность и синестетичность в интеллектуальной прозе Т.Манна // Мат-лы V Международной научной конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика: Эпохи, стили, жанры». СПб консерватория, 27-28 апреля 2022 г. С. 84-87.
  87. Синестетическая проективная модель как этап интерпретации творчества композитора // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Вып.4. – Новосибирск: Новосиб. консерватория, 2022. – С.124-140.
  88. Синестетичность и интертекстуальность в интерпретации музыкальных текстов (на примере творчества Э.Денисова) // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Вып.4. – Новосибирск: Новосиб. консерватория, 2022. – С.140-151. Соавт. А.Н.Мельникова.
  89. Предисловие // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Вып.4. – Новосибирск: Новосиб. консерватория, 2022. – С.3-5.
  90. Музыкальность художественной литературы: синергетический аспект// Вестник музыкальной науки. – 2022. – Т.10. – № 1. – С. 120–132.
  91. Синестетичность восприятия музыки в автобиографической и мемуарной прозе М. Цветаевой // Вестник музыкальной науки. – 2023. – Т.11. – № 2. – С.66–67.
  92. Рихард Вагнер в теоретических трудах и творчестве Т.Манна  // Мат-лы  VI Межд.  научной конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика». – СПб: консерватория, 20-21 апреля 2023 г.  (в печати).
  93. Синестетическое воплощение в творчестве М.Пруста и К.Дебюсси идеи “длящегося настоящего” А.Бергсона // Мат-лы Межд. научно-практической конференции «Искусство звука и света. Галеевские чтения-2023»: Казань, фонд «Галеев-Прометей», РИИИ (СПб), 1-5 июля 2023 г. (в печати).
  94. Герменевтическая рефлексия как метод неклассического музыкознания: методологические размышления // Вестник музыкальной науки. Т.11. №.3. – С.142-151.  В соавт. с Т.А.Корнелюк.
  95. Синестетичность и неакустическая музыкальность в творчестве Андрея Белого // Вестник ТГУ. 2023. В печати.

Руководство научными работами

Руководство дипломными и магистерскими работами по специальности «музыковедение»

  1. Шумилова И.Е. К проблеме расширенного подхода в трактовке лейтмотива (на примере оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьева). 1986 г.
  2. Шулятицкая Н.Б. Музыка С.Прокофьева к драматическому спектаклю «Борис Годунов» (проблема взаимодействия видов искусства). 1988 г.
  3. Москвичева Н.Г. К проблеме взаимодействия музыкального и драматического театров. 1988 г.
  4. Козлова С.В. Особенности театрального синтеза К.Орфа и проблемы эстетического воспитания.1989 г.
  5. Павлюк О.И. Эстетическое воспитание средствами музыкального театра. 1989 г.
  6. Пановица С.Ф. Эмоциональное и рациональное как компоненты урока музыкальной литературы в ДМШ. 1990 г.
  7. Лысенко С.Ю. «Борис Годунов» М.П.Мусоргского: к проблеме постановочной интерпретации. 1991 г.
  8. Куркова С.В. Взаимодействие музыки и хореографии как средство эстетического воспитания. 1991 г.
  9. Сачкова О.А. Двойничество как особый прием создания художественного образа в музыке и смежных искусствах. 1992 г.
  10. Лисова А.Г. Режиссура игры или пути взаимодействия театральных и педагогических методик в музыкальном обучении. 1992 г.
  11. Прокофьева С.И. Взаимодействие изобразительного искусства и музыки в художественном воспитании. 1993 г.
  12. Вязкова Т.Ю. Эстетическое воспитание средствами комплексного воздействия искусств (на материале курса «Язык искусства» для средних классов школ, лицеев и гимназий гуманитарного профиля). 1993 г.
  13. Талалаева И.Б. Мотивы русской православной духовности в творчестве С.В. Рахманинова. 1993 г.
  14. Кургуз А.Б. Синестезия и ее роль в музыкальном воспитании. 1994 г.
  15. Михалькова Ю.А. Музыка как элемент киносинтеза (на примере кинофильмов А.Сокурова и О.Иоселиани). 1994 г.
  16. Колмакова Е.Ю. Взаимодействие слуховой и двигательной активности в музыкальном обучении. 1994 г.
  17. Баева Л.М. Развитие творческой активности учащихся на музыкально-теоретических занятиях в ДМШ. 1995 г.
  18. Томашева А.А. Синестетическая интерпретация творческого метода К.Дебюсси. 2002 г.
  19. Мельникова А.Н. Синестетичность творческого процесса Эдисона Денисова. 2007 г.
  20. .Шмелькова А.В. Визуально-пластическая образность в музыкальном искусстве. Магистерский диплом, 2012.
  21. Старикова Е.Н. Синестетичность музыкально-художественного мышления Оливье Мессиана. 2013 г.
  22. Мизюркина О.В. Синестетичность в творчестве И.Ф. Стравинского. 2015 г.
  23. Нехаева Д.П. Свет как компонент художественной образности в творчестве Р.Щедрина. Новосибирск, 2016.

Руководство кандидатскими диссертациями по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство (по искусствоведению)

  1. Якушевич М.В. Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве М. де Фальи и Ф. Гарсиа Лорки. – Новосибирск, 2004.
  2. Камышникова С.В. Невербально-синестетический аспект музыкального восприятия (на материале инструментальной музыки барокко). – Новосибирск, 2007.
  3. Лысенко С.Ю. Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста (на примере «Бориса Годунова» М.П.Мусоргского). – Новосибирск, 2007.
  4. Мельникова А.Н. Синестетическая интерпретация творческого процесса Эдисона Денисова. – Новосибирск, 2010.
  5. Ярош О.В. Западноевропейский романтический принцип монотематизма в контексте теории метаморфоз И.В.Гете. – Новосибирск, 2010.
  6. Приходовская Е.А. Камерно-вокальные и вокально-сценические произведения: творческая практика композитора. – Новосибирск, 2011.
  7. Шапошников И.А. Поэмность в романтической музыке: фортепианное творчество Ф. Листа и Ф. Шопена. – Новосибирск, 2016.
  8. Старикова Е.Н. Синестетичность как основа «витражного мышления» Оливье Мессиана. – Новосибирск, 2016.
  9. Мизюркина О.В. Синестетичность в творчестве И. Стравинского: ранний период. — Новосибирск, 2018.

Научное консультирование докторских диссертаций

  1. Третьяченко В.Ф. Музыкальный текст и его роль в формировании основ скрипичного исполнительства. Новосибирск, 2011.
  2. Лысенко С.Ю. Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре. — Новосибирск, 2014.
  3. Приходовская Е.А. «Смысловой и выразительный потенциал синтетического жанра монооперы». Новосибирск, 2018.
  4. Лосева С.Н. Синестетичность в структуре музыкальной одаренности и ее проявление в творчестве композиторов. Новосибирск, 2020.

Отзывы на научные работы

Официальные отзывы на диссертации

  1. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Ванечкиной И.Л. «Прометей» А.Н.Скрябина: проблема синтеза музыки и света». – Казанская гос. консерватория, 2006.
  2. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Гасанова Р.С. «Диалогическая природа искусства: социально-философский анализ». Краснодарский гос. университет, 2007 .
  3. Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию Волковой П.С. «Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века)». Саратовская гос. консерватория, 2009 .
  4. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Иваниловой Т.В. «Нравственно-философская концепция творчества В.А.Гаврилина». Российский гос. пед. университет им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), 2010.
  5. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию С.М. Филаретовой «Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов (по архивным материалам 1830-1917 гг.)». Российский гос. пед. университет им. А.И.Герцена, 2011
  6. Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию Т.В. Букиной «Идея музыкальной культуры и способы ее концептуализации в отечественной научной традиции советской и постсоветской эпох». РГПИ им. А.И.Герцена, 2012.
  7. Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию Невской П. В. «Портрет в пространстве семиотики: вербальное и невербальное». – Саратовская гос. консерватория, 2013.
  8. Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию М.Л.Зайцевой «Синестезийность как свойство художественного сознания». Саратовская гос. консерватория, 2014.
  9. Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию Е.В.Кисеевой «Балет постмодерн как музыкальный феномен». Ростов: Ростовская гос. консерватория, 2016.
  10. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Е.Р.Рау «Жанр пассиона в музыкальном искусстве: общий исторический путь и судьба в XX–XXI вв.». РГПУ им А.И.Герцена, Спб., 2018.
  11. Отзыв Ведущей организации на диссертацию Прядуха Н.А. «Музыкальность как фактор формирования художественно-ассоциативного ландшафта города (на примере скульптуры, архитектуры, живописи г. Барнаула» на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 17.00.09 – Теория и история искусства. Саратов, 25.12.2018.
  12. Отзыв Ведущей организации на диссертацию Будагян Р. Р. «Влияние массовой культуры на современное скрипичное исполнительское искусство» на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство. Саратов, 25.12.2018.
  13. Отзыв Ведущей организации на диссертацию Р.Г.Шитиковой «Соната в музыке ХХ века: типология жанра» на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 5.10.3 Музыкальное искусство (искусствоведение). Защита  в диссертационном совете РГПУ 14.12.2022.
  14. Отзыв официального оппонента на диссертацию Приваловой Ольги Александровны «Образ Кармен Ж.Бизе: источники интерпретации и их реализация в современном музыкальном пространстве», представленную на соискание учёной   степени кандидата искусствоведения  по специальности 5.10.3 – Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение) (РГПУ им. А.И.Герцена, защита —  15.12.2022 г.).
  15. Отзыв Ведущей организации на диссертацию Ван Вэньцзин «Образ Петра I в музыкально-театральном жанре» на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 5.10.3 Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение). РГПУ, защита 1.07 2023 г.
  16. Отзыв официального оппонента на диссертацию Юй Яна «”Пиковая дама” А.С.Пушкина и П.И.Чайковского в пространстве интертекстуальности: интерпретация и реинтерпретация» на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 5.10.3 Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение). РГПУ, защита – 15.11.2023 г.
  17. Отзыв Ведущей организации на диссертацию Сюй Сунцзэ «Жанрово-стилистические особенности китайской традиционной музыки в аспекте музыкального восприятия» на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 5.10.3 Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение). РГПУ, защита – 23.12. 2023 г.
  18. Отзыв официального оппонента на диссертацию Го Шаоин «Музыкальное творчество философа-композитора Пауля Герхарда Наторпа: искусствоведческий анализ» на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 5.10.3 Виды искусства (музыкальное искусство) (искусствоведение). РГПУ, защита —    01.2024 г.

Отзывы на авторефераты диссертаций

  1. Гильбурд Г.И. Идейно-эстетические основы исполнительского искусства. Докт. диссертация. – Новосибирский гос. университет, 1988.
  2. Гильманова А.А. Драматургия Сэма Шепарда в свете взаимодействия искусств. Канд. диссертация. Казанский гос. университет, 2007.
  3. Литвих Е.В. Концепция формы в серийной музыке Антона Веберна в контексте визуальных искусств ХХ века. Канд. диссертация. — РПГУ им. А.И.Герцена, 2009.
  4. Томашева А.А. Синестезия и ее развитие у детей на учебных занятиях в музыкальной школе. Канд. диссертация. — Екатеринбургский гос. пед университет, 2010.
  5. Волнянский К.С. Структурная комбинаторика как принцип композиционного мышления в музыке ХХ века. Канд. диссертация. – РГПУ им. П.И.Герцена, 2012.
  6. Чэнь Го. Проблемы разработки учебных планов для факультетов музыки педагогических университетов Китая. Канд. лиссертация. – РГПУ им. А.И.Герцена, 2012.
  7. Сунь Чжаожунь Герман П.И.Чайковского в творчестве выдающихся певцов XIX – XXI веков: к проблеме исполнительской интерпретации. Канд. диссертация. – РГПУ им. А.И.Герцена, 2012.
  8. Ситдикова Ф.Б. Скрипичный текст в сольных и ансамблевых сочинениях западноевропейского барокко. Канд. диссертация. Магнитогорская гос. консерватория, 2012.
  9. Тодорова Н.В. Современная европейская музыкальная культура: основные тенденции и особенности развития. Канд. диссертация. —  Алтайский гос. университет, 2012.
  10. Ефремова М. Г. Технология формирования звуковысотного слуха учащихся ДМШ (детской музыкальной школы). Кандидатская диссертация. – РГПУ им. А.И.Герцена, 2013.
  11. Составление отзыва на автореферат канд. диссертации Яковлевой Е.Н. «Традиции музыкального просветительства в молодежной среде». Саратов, гос. консерватория, 2017.
  12. Отзыв на автореферат диссертации Л.А.Меньшикова «Жанрово-стилевые особенности акционистских практик флюксус-движения в неоавангарде 1960-1970-х годов» на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 17.00.09 – Теория и история искусства. Защита состоялась в диссертационном совете РГПУ 18.11. 2020.
  13. Отзыв на автореферат диссертации Мезенцевой С.В. «Взаимодействие культур Дальнего Востока и России в процессе освоения музыкального наследия с применением музыкально-компьютерных технологий» на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 24.00.01 – Теория и история культуры (искусствоведение). РГПУ им. А.И.Герцена.Защита – 24 июня 2022 г.

Научно-организационная деятельность

С начала функционирования в Новосибирской консерватории диссертационного совета по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство Н.П.Коляденко выполняла обязанности его ученого секретаря (с 1994 г. по 2001 г.– совета по защите кандидатских диссертаций, с 2001 по 2017 г. – по защите докторских и кандидатских диссертаций). Она подготовила и провела защиты более 130 диссертаций. В настоящее время она является членом диссертационного совета и экспертных комиссий диссовета.

Как заведующая кафедрой истории, философии и искусствознания Н.П.Коляденко осуществила ее профилизацию в музыкальном вузе, организовав на кафедре подготовку и защиту диссертаций по специальности 17.00.02.


Рецензирование научных работ

  1. Титульное рецензирование монографии Фиденко Ю.Л. «Музыкально-литургическая практика католических приходов азиатской части России на рубеже ХХ ХХI веков». – Спб: ООО «Книжный дом», 2015. – 256 с.
  2. Научное рецензирование коллективной монографии «Лики музыки XXI века : Приношение Галине Уствольской ∙ Борису Тищенко» : / науч. ред. и сост. : Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова. — Санкт-Петербург : Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. — 365 с.
  3. Научное рецензирование учебного пособия Гусевой Е.С. «Стили в музыке: история и теория». Новосибирск: НГУ, 2019.
  4. Рецензия на рукопись научного издания, представленного для публикации в ИПЦ НГУ, «Метаморфозы культуры. Linqua Musica: Музыка в системе интермедиальных связей русской культуры ХIХ  — ХХ вв.». Отв. Редактор Н.Ю.Бартош. ГИ НГУ, 2023 г.
  5. Рецензия на научную монографию Г.П.Овсянкиной и Е.А.Толстой «Детская фортепианная музыка Дмитрия Толстого: особенности стиля, роль семантики». СПб: РГПУ им. А.И Герцена, 2023.

Редакционная деятельность

  1. Главный редактор журнала «Вестник музыкальной науки» (ВАК).—Новосибирск: гос. консерватория.
  2. Член редакционной коллегии сборника научных статей «Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы». Новосибирск: гос. консерватория, 1989.
  3. Член авторского коллектива разработки «Концепции массового художественного воспитания подрастающего поколения Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: гос. консерватория, 1989.
  4. Член редсовета Вестника ТГУ
  5. Член редколлегии «Музыкального альманаха» Томского государственного университета;
  6. Член редколлегий сборников Межд. конференций «Галеевские чтения» («Прометей-2010», «Прометей-2012», «Прометей-2015», «Прометей-2020» ), г. Казань
  7. Член редколлегий сборников  III и IV Межд. конференций «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика», СПб консерватория, 2020, 2021 гг.
  8. Член программного комитета  V Межд. науч. конференции «Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи, стили, жанры». – СПб консерватория,  2022 г.
  9. Ответственный редактор серии сборников «Вопросы музыкальной синестетики»: история, теория, практика.- Новосибирск: НГК. Вып.1. – 2016. Вып.2. – 2018. Вып.3.-  2020.  Вып. 4. – 2022.

Научное редактирование

Титульное редактирование монографий:

  1. Научное редактирование монографии Лысенко С.Ю. «Синтетический художественный текст как феномен интерпретации в современном музыкальном театре» (18 п.л.). Хабаровск: ХГИИИК, 2014. 350 с.
  2. Научное редактирование монографии Е.А.Приходовской «Смысловой и выразительный потенциал монооперы». Томск, 2017.
  3. Составление и ответственная редакция сборника научных статей «Вопросы музыкальной синестетики: История, теория, практика». Вып.1. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. 10 п.л.
  4. Составление и ответственная редакция сборника «Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика». Вып.2. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2018. – 228 с.
  5. Третьяченко В.Ф. Музыкальный текст и его роль в формировании основ музыкального исполнительства. — Новосибирск: Новосиб. гос.консерватория, 2011. – 336 с.
  6. Лысенко С.Ю. «Борис Годунов» М.П.Мусоргского как синтетический художественный текст. – Хабаровск: ХГИИК, 2012. – 208 с.
  7. Ярош О.В. Феномен монотематизма в западноевропейской романтической музыке в контексте теории метаморфоз И.-В.Гете. – Красноярск: КГАМИТ, 2012. – 174 с.
  8. Приходовская Е.А. Смысловой и выразительный потенциал монооперы. – Томск: Изд. дом ТГУ, 2017. – 424 с.
  9. Научное редактирование учебного пособия Кладовой И.П. Личность, импровизация, музыкальное творчество (в контексте гуманистической психологии). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2019.
  10. Научное редактирование монографии С.Н.Лосевой «Синестетичность в структуре музыкальной одаренности и ее проявление в творчестве композиторов». – Иркутск: ИГУ, 2020. – 245 с.

Контактные телефоны:

Тел. кафедры: 8 383 222 34 87

Тел. диссертационного совета: 8 383 222 02 42