КАРПЫЧЕВ МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ

доктор искусствоведения (1996);

профессор (2001);

член диссертационного совета Д 210.011.01 при Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Общие сведения

Окончил Азербайджанскую государственную консерваторию в 1975 году. В Новосибирской консерватории работает с 1990 года. Пианист, профессор (2001), доктор искусствоведения (1996).

Педагогическая деятельность 

Преподаваемые дисциплины:

Профессор по курсу «фортепиано»

Творческая деятельность:

Концертирующий пианист, композитор, поэт, прозаик (член Союза писателей России), научный исследователь, исследователь методики фортепианной игры.

Сфера научных интересов:

Музыкальная культура Азербайджана, содержание музыки, музыкальная эстетика, музыкальная педагогика (методика).

Публикации 

Автор 58 публикаций. 

Книги, брошюры, учебные пособия и программы

  1. Проблемы художественного содержания азербайджанской музыки. – Новосибирск: Издательство Новосиб. гос. Консерватории, 1992.
  2. Теоретические проблемы содержания музыки. – Новосибирск: Издательство Новосиб. гос. Консерватории, 1997.
  3. Содержание музыки и ее сверхфункция. – Новосибирск: Издательство Новосиб. гос. Консерватории, 1999.
  4. Заметки педагога фортепиано. – Новосибирск: Издательство Новосиб. гос. Консерватории, 2001.
  5. Практика пианизма. Размышления и советы. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2007.
  6. По следам Иосифа Гофмана (сто лет спустя). – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2011.
  7. Карл Черни. Опус 740. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2014.
  8. Как нужно играть на рояле. Введение / М.Г. Карпычев. – Новосибирск: Издательство Новосиб. гос. Консерватории, 2021. – 327 с.

Научные статьи

За период 2012 – 2018:

  1. Семантика интерпретации в различных типах музыкальной культуры // Идеи и идеалы. – Новосибирск, 2012. – №2 (12). – т. 1.
  2. Задача и ее решение в традиционной музыке (к проблеме методологии изучения) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – Кемерово, 2012. – № 20.
  3. Культура современного фортепианного исполнительства и педагогика И. Гофмана // Идеи и идеалы. – Новосибирск, 2012. – №4 (14). – т. 2.
  4. Содержание и форма как взаимопеременные функции в музыкальном искусстве // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск, 2014. – №2 (4).
  5. Этюды Черни ор.740 и их образный мир // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск, 2016. – №3 (13).
  6. «Новые» грани творчества Карла Черни // Идеи и идеалы. – Новосибирск, 2018. – №1 (25). – т. 1.
  7. Речь на фортепиано // Вестник музыкальной науки. — Новосибирск, 2018. — №4 (22).
  8. Содержание музыки и искусство фортепианного исполнительства // Идеи и идеалы. Новосибирск, 2019. — №1.
  9. О некоторых особенностях эффективной самостоятельной работы пианиста // Вестник музыкальной науки. — Новосибирск, 2019. — №2.

Оппонирование

За период 1997 – 2012:

  1. Т. В. Павлова «Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект)». Канд. дисс., Новосибирск, 27 июня 1997 г.
  2. А. Ю. Плахова «Мувашшахат: проблемы лада». Канд. дисс., Новосибирск, 21 июня 2001 г.
  3. Г. А. Демешко «Диалогические традиции современного отечественного инструментализма». Докт. дисс., Новосибирск, 18 июня 2002 г.
  4. О. Н. Полякова «Хоровое творчество и исполнительство в Бурятии». Канд. дисс., Новосибирск, 20 июня 2002 г.
  5. О. М. Шушкова «Раннеклассическая музыка: эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма». Докт. дисс., Новосибирск, 29 января 2003 г.
  6. Н. И. Чабовская «Данмоно: вопросы истории и теории». Канд. дисс., Новосибирск, 30 января 2003 г.
  7. Г. П. Овсянкина «Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины ХХ века: школа Д. Д. Шостаковича». Докт. дисс., Новосибирск, 28 января 2004 г.
  8. И. И. Беленькая «Темы Испании и Востока в русской камерно-вокальной лирике XIX века: к проблеме «своего» и «чужого». Канд. дис., Владивосток, 9 декабря 2004 г.
  9. А. М. Лесовиченко «Система музыкально-культурных канонов в европейской культуре». Докт. дисс., Кемерово, 28 декабря 2004 г.
  10. М. Н. Дрожжина «Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века». Докт. дисс., Новосибирск, 26 января 2005 г.
  11. А. А. Амрахова «Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки (на примере творчества азербайджанских композиторов)». Докт. дисс., Москва, 9 июня 2005 г.
  12. А. Д. Хасаншин «Стилевая модель в музыкальном восприятии: историческая перспектива и теоретическая реконструкция». Канд. дисс., Новосибирск, 6 апреля 2006 г.
  13. Е. А. Снежкова «Творчество Такэмицу Тору в контексте национальной музыкальной культуры Японии (на примере инструментальных сочинений)». Канд. дисс., Новосибирск, 16 ноября 2007 г.
  14. С. Г. Чайкин «Специфика выразительных средств фортепиано в ансамблевой музыке», Канд. дисс., Новосибирск, 19 июня 2008 г.
  15. А. Ф. Абдукаххорзода «Маком и фалак как явления профессионального традиционного музыкального творчества таджиков». Докт. дис., Новосибирск, 3 июля 2009 г.
  16. О. В. Крахалёва «Енисейские вечёрочные песни в контексте региональной традиции». Канд. дисс., Новосибирск, 21 сентября 2009 г.
  17. Ф. И. Челебиев «Морфология дастгяха». Докт. дис., Санкт-Петербург, 23 декабря 2009 г.
  18. Л. В. Булгакова «Редакции фортепианных произведений: теоретические аспекты и сравнительный анализ». Канд. дис., Новосибирск, 29 февраля 2012 г.

Сочинения для фортепиано

За период 2010 – 2018:

  1. Хоральная прелюдия си минор. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2010.
  2. Рондо до минор. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2013.
  3. Концертная фантазия на темы Андерссона и Ульвеуса. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2013.
  4. Сказка си бемоль мажор. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2014.
  5. Сицилиана ля минор. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2014.
  6. La Melodia (Итальянский экспромт ми минор). Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2015.
  7. Наваждение. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2015.
  8. В подражание Зилоти. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2015.
  9. Венское скерцо. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2016.
  10. Утро в Мадриде. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2017.
  11. Фанфары, жига и романс. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2017.
  12. Музыка для кино о любви. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2017.
  13. Элегия. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2017.
  14. О Магриб, Магриб! Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2018.
  15. Парижский этюд. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, 2018.
  16. Вариации на тему Шопена. Новосибирск, Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2019.

Сольные фортепианные концерты

За период 2010 – 2016:

  1. 13 октября 2010 г. — Новосибирский педагогический колледж.
  2. 13 ноября 2010 г. — Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова.
  3. 20 октября 2011 г. — Новосибирский педагогический колледж.
  4. 3 ноября 2012 г. — Музыкальный колледж, г. Рубцовск.
  5. 2 ноября 2013 г. — Музыкальный колледж, г. Рубцовск.
  6. 13 декабря 2013 г. — Музыкальный колледж, г. Прокопьевск.
  7. 18 апреля 2014 г. — Музыкальный колледж, г. Томск.
  8. 16 декабря 2014 г. — Большой зал Новосибирской консерватории.
  9. 4 марта 2015 г. — Новосибирская филармония.
  10. 20 апреля 2016 г. — Новосибирская областная библиотека (театральный зал).
  11. 1 октября 2016 г. — Музей им. Рериха, г. Новосибирск.
  12.  12 октября 2016 г. — Новосибирская филармония.
  13. 2 ноября 2016 г. — Большой зал Новосибирской консерватории.
  14. 20 октября 2017 г. — Государственный центр изобразительных искусств, г. Новосибирск.
  15. 22 марта 2019 г. — Томская филармония, г. Томск.

Литературные сочинения

За период 2002 – 2019:

Сборники стихотворений

  1. Трюкач. — Новосибирск, НГОНБ, 2002.
  2. Прощай, Париж! — Новосибирск, НГОНБ, 2005.
  3. Не дольше дня продлится век. — Новосибирск, НГОНБ, 2006.
  4. Maria, Ave. — Новосибирск, НГОНБ, 2008.
  5. Далёкое эхо. — Новосибирск, НГОНБ, 2012.
  6. Песни протеста. — Новосибирск, НГОНБ, 2014.

Поэмы в стихах

  1. Курортный романс. — Новосибирск, НГОНБ, 2009.
  2. Один. — Новосибирск, НГОНБ, 2010.

Проза

  1. 104 страницы про жизнь и смерть. — Новосибирск, НГОНБ, 2016.
  2. Когда едешь ты в Европу, солнце светит… — Новосибирск, НГОНБ, 2018.
  3. Правдивые рассказы. — Новосибирск, НГОНБ, 2019.