профессор;
Заслуженный работник высшей школы РФ (2018 г.);
член диссертационного совета Д 210.011.01 при Новосибирской консерватории, член Союза композиторов России, член правления Сибирской организации Союза композиторов России;
профессор кафедры теории музыки и композиции.
Общие сведения:
В 1972 г окончила Новосибирскую консерваторию, в 1976 г. – аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (Москва) (научный руководитель доктор искусствоведения, профессор М. Е. Тараканов), в 1992 г. – докторантуру кафедры истории современной отечественной музыки Московской государственной консерватории.
В 1983 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Взаимодействие принципов зеркальной симметрии и вариантности в музыкальной форме: на материале русской советской инструментальной музыки 60–70-х годов» по специальности «Музыкальное искусство» 17.00.02 (ВНИИ искусствознания, Москва).
В 1984–1989 гг. заведовала кафедрой теории музыки.
В 1995 году защитила докторскую диссертацию на тему «Драматургические и композиционные принципы зеркальной симметрии в музыке XIX – первой половины XX века» по специальности «Музыкальное искусство» 17.00.02 (Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского)
Кандидатская диссертация «Взаимодействие принципов зеркальной симметрии и вариантности в музыкальной форме: на материале русской советской инструментальной музыки 60–70-х годов» (1983). Докторская диссертация «Драматургические и композиционные принципы зеркальной симметрии в музыке XIX – первой половины XX века» (1995).
Педагогическая деятельность
В Новосибирской консерватории работает с 1974 г., сначала на кафедре истории музыки, а затем, с 1979 года – на кафедре теории музыки.
Учебные курсы, читавшиеся в прошлые годы на кафедре истории музыки, кафедре теории музыки и композиции: практика научного исследования, история русской музыки, история советской музыки, история зарубежной музыки XX века, история современной музыки, гармония, полифония, анализ музыкальных произведений.
Учебные курсы, читащиеся в настоящее время на кафедре теории музыки: Специальный класс, Введение в специальность, Методология музыкознания, Музыкальная форма.
Сфера научных интересов
Научно-исследовательская деятельность охватывает несколько направлений теоретического музыкознания и регионоведение. Основное направление связано с проблемами музыкального тематизма и формообразования, которые рассматриваются в широком историческом диапазоне – от эпохи Возрождения до современности, в том числе в произведениях с использованием серийной техники и минимализма.. В кандидатской диссертации определился главный ракурс в изучении вопросов музыкальной формы – постижение законов симметрии, многосимметричности целого. Докторская диссертации посвящена исследованию симметрии в музыке классико-романтической традиции. В ней предложена систематика музыкальных форм на основе проявления в них принципа зеркальной симметрии в различных жанрах, в том числе в опере. Зеркальная симметрия в музыке получает культурологическое обоснование, выявлен онтологический статус зеркально-симметричных форм и их семантические возможности, которые определяются, в частности, мифоритуальной составляющей в генезисе оперного жанра. Структурные и семантические функции мифа специально изучаются в работах о поэтике оперы, об оперных жанрах, сюжетных и несюжетных текстах оперного либретто. В научно-теоретическом и музыкально-просветительском плане освещаются вопросы о творчество композиторов западноибирского региона.
Более 30 научно-методических работ представляет солидное обеспечение читаемым в НГК авторским курсам. В специальном курсе «музыкальная форма» последовательно воплощена идея претворения принципов доклассического формообразования в произведениях современных зарубежных и отечественных композиторов.
Публикации
Книги, брошюры, учебные пособия и программы
- Зеркальная симметрия в музыке. Новосибирск, 1993. 234 с. (14, 75 п.л.
- Принцип симметрии в русской музыке: Очерки. Новосибирск, 1998 72 с. (5 п.л.).
- Драматургические и композиционные принципы концентрической музыкальной формы. Лекция для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Новосибирск, 1984. 52 с. (3 п.л.).
- Сибирская композиторская организация в середине 50-х – 80-е годы // Музыкальная культура Сибири Т. 3. Кн. 2. Глава 5. Новосибирск, 1997. – С. 243–290. (3 п. л.).
- Музыкальные формы ХХ века: Методические указания по курсу анализа музыкальных произведений для студентов музыкальных вузов. Новосибирск, 1988. 52 с. (2 п. л.).
- Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов ХХ века (учебное пособие). Новосибирск, 1997. 172 с. (11 п. л.).
- Музыкальные формы в таблицах. Наглядное пособие по курсу анализа музыкальных произведений. 1-е изд. Новосибирск, 2002. 32 с. (1,3). 2-е изд. Новосибирск, 2007.
- Сибирская композиторская организация: 1942–2002 Справочник. Новосибирск, 2002. 124 с. (7, 44 п.л.).
- Музыкальная культура Сибири: Учебник для учебных заведений среднего специального профессионального (музыкального) образования. Новосибирск, 2006. Часть III. С. 293–407. (4 п. л.). Соавторы Робустова Л.П. Кондратьева Н.М.
- О поэтике оперы: Учеб. Пособие. – Новосибирск, 2010. (16, 5 п.л.).
- Музыкальные формы в стихах. Новосибирск, изд. «Окарина». 2012. 93 с. (3 п. л.).
- Сибирская композиторская организация: Каталог творческих работ (2003–2007): Окарина. 2007. – 43 с. (2 п.л.).
- Сибирская композиторская организация: Нам – 70 лет!: Каталог творческих работ (2008–2012). Новосибирск: Издательство НГОНБ, .2013. 76 с. (3,4 п.л.).
- Музыкальная форма. Авторская программа-конспект. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 96 с. (4 п.л.).
- Детерминированность и недетерминированность музыкальной формы: от серийности к минимализму. Учебное пособие. Новосибирск, Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. 2015. 144 с. (9,5 п. л.).
- Органная музыка новосибирских композиторов // Багинская Н.В., Головнева Н.И., Гончаренко С.С. Новосибирский орган. Страницы истории. К 50-летию концертного органа «W. Sauer» Новосибирской консерватории. 1968–2018 гг. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2018. – С. 121–174. (3,3 п.л.)
Научные статьи
- О некоторых особенностях тематизма в крупных инструментальных произведениях Б.Тищенко // Проблемы истории русской и советской музыки / Тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 34 . М., 1977. С. 39–52 (1 п. л.).
- Вариантно-симметричные формы в современной советской инструментальной музыке // Вопросы музыкального формообразования / Тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 46.-М., 1980. С. 5–24 (1 п. л.).
- К теории концентрической формы. Депон.–НИО Информкультура. №104.М., 1980. 28 с. (1,2 п. л.).
- К вопросу об изучении ракоходно-симметричных форм. Депон. НИО Информкультура. № 360. М., 1982. 52 с. (2 п. л.).
- Драматургические функции фактуры в произведениях Ю. Юкечева // Творчество композиторов Сибири. Новосибирск, 1983. С. 76–98. (1,5 п. л.)
- Зеркально-симметричные формы ХХ века в курсе анализа музыкальных произведений // Современная музыка и проблемы воспитания музыковедов. Новосибирск, 1988. С. 92–105. (0,7 п. л.).
- Роль эвристики в вузовской теоретической подготовке музыковеда (на примере курса анализа музыкальных произведений) // Музыкальное образование в контексте культуры: Материалы научно-практической конф. М., 1992. С. 161–166. (0,5 п. л.).
- Ритуальная обратимость у Хлебникова. О семантике палиндрома в поэме “Разин” // Культура — Религия — Церковь: Материалы Всероссийской научной конференции. Новосибирск, 1992. С. 378–386. (0,5 п. л.).
- Духовные тенденции в советской музыке 60-80-х годов // Культура — Религия — Церковь: Материалы Всероссийской научной конференции. Новосибирск, 1992. С. 417–425. (0,5 п. л.).
- Из истории зеркально-симметричных форм. От Вагнера к Дебюсси // Проблемы историко-стилевой эволюции. Гармония. Форма. Жанр. Новосибирск, 1994. С. 116–135. (1 п. л.).
- Семантика архаических моделей в музыкально-сценических произведениях русских композиторов на рубеже XIX XX веков // Периферия в культуре: материалы международной конференции. — Новосибирск, 1994. С. 238–248. (0,5 п. л.).
- Нгуен Лантуат: Зачем я пишу музыку? // Композиторы Новосибирска. Новосибирск, 1996. С. 32–43. (0,7 п. л.).
- Юрий Юкечев. Служение созиданию // Композиторы Новосибирска. Новосибирск, 1996.– С. 18–31. (0,7 п. л.).
- О применении понятия “открытая форма” в музыкознании // Музыкальное искусство и культура: наблюдения, анализ, рекомендации.– Новосибирск, 1996.– Вып. 2. С. 112–126. (0,75 п. л.)
- «Пагоды» Н. Лантуата // Взаимоотношения народов России, Сибири и стран Востока: история и современность: Вторая международная науч.-практическая конференция. — Иркутск, 1997. – С. 253–257. (0,4 п. л).
- К методологии анализа оперного текста // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование. Материалы международной науч.-практической конференции. Астрахань, 1997. С. 204–210. (0,5 п. л).
- Информационные матрицы в художественном тексте // Информационная система вуза. Новосибирск, 1998. С. 36–44. (0.5).
- О композиции стиха «Голубиная книга» // Вопросы музыкознания. – Новосибирск, 1999. С. 257–267. (0.7 п. л.).
- О трёх пушкинских операх-сказках // Пушкин и русская художественная культура. – Новосибирск. 2000. С. 192–204.(0.5 п. л.).
- Симметрия в композиции оперного либретто // Теоретические концепции ХХ века: Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки. Новосибирск, 2000. С. 116–125. (0.6 п. л.).
- Комедийная интерпретация мифемы «Дон Жуан» // Мифема «Дон Жуан в музыкальном искусстве и литературе». Новосибирск, 2000. С. 300–310. (0.5 п. л.). В соавт. с Вялковой О.
- Грани таланта // Музыкальная академия. 2001, №2. С. 6-13. (1 п. л.)
- О двух принципах семиотического описания оперы // Сибирский музыкальный альманах.– Новосибирск, 2001. С.15–21. (0.8 п. л.).
- Духовные тенденции в творчестве новосибирских композиторов // Музыкальная культура как мировое и национальное явление. Сибирь – Запад – Восток. – Новосибирск, 2002. С. 131–139. (0.5 п. л.).
- Несюжетные структуры в оперном либретто // М.Е. Тараканов. Человек и фоносфера: Воспоминания. Статьи. М.,–СПб. 2003. С. 138–154. (0.5 п. л.).
- О принципах построения вузовского курса «Музыкальная форма» // Наука и художественное образование. Материалы Всероссийск. науч. практич. конф. 14-16 ноября 2003 Красноярск, 2003.С. 360–366. (0,5 п. л.).
- Функции нарратива в опере // Наука и художественное образование. Материалы Всероссийск. научн.-практ. конф.14-16 ноября Красноярск, 2003. С. 16–23. (0,5 п. л.). В соавт. с Покидько Е. Б.
- «Сатьяграха» Ф. Гласса: сакрализация жанра // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Материалы междунар. научн. конф. 3-6 октября 2002 г. Новосибирск, 2004. С. 628–635. (0,5 п. л.). В соавт. с Крапивиной И.В.
- К истории сибирского музыкального краеведения: хронологическая таблица // Сибирский музыкальный альманах. 2002. Новосибирск. 2004. С.209–213. (0.5 п. л.). В соавт. с Белоносовой И. В.
- Оперный текст в свете музыкальной семиотики // Музыкальное искусство сегодня: Новые взгляды и наблюдения. По материалам научн. конф. Музыкознание на рубеже веков: проблемы, функции, перспективы. М., 2004. С.117–130. (0,7 п. л.).
- О творчестве композиторов // Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005. С.619–637. (1,2 п. л.).
- Симфония «Арфа царя Давида» Д. Кривицкого // Возвышенное и земное в музыке и литературе. Материалы Всероссийск. научн. конф.. 24-26 мая 2005. Новосибирск, 2005. С. 134–144. (0,5 п. л.). В соавт. с О. Вейзер.
- Проблема преподавания курса анализа музыкальных произведений // Актуальные проблемы музыкальной науки и музыкального образования. Материалы международной науч.-практич. конф., посвященной 60-летию Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (Алматы, 8-9 декабря 2004 г.). Алматы. С.7 –79. (0,4 п. л.).
- Память о детстве – «Пагоды» // Между Востоком и Западом: Заметки о судьбе и музыке Лантуата. Новосибирск. С.74–95.(1 п. л.).
- Материалы Всероссийской научно-практич. конф. 17–18 окт. 2006. Красноярск, 2007. С.97–101. (0,5 п. л.).
- Ученым можешь ты не быть … // Аркадий Георгиевич Михайленко. Педагог. Музыкант. Человек. Сб. статей. Новосибирск, 2007. С.25–34. (0,4 п. л.).
- О мелодическом тематизме Б.И. Тищенко // Материалы конф. «Отечественная музыка как историко-культурное и художественное явление». Сб. материалов Всеросс. науч. конф. 17-19 марта 2008. Новосибирск, 2008. С. 101–116.(0, 6 п. л.).
- Техника монтажной композиции в вузовском курсе «Оперная драматургия» // Музыкальное образование и наука: преемственность традиции и перспективы развития. – Межд. науч.-практ. конф. – Астана, 2008. С. 38–46. (0,95 п. л.).
- Об одной особенности фактуры в произведениях А. Ф.Мурова // Аскольд Муров: Музыка. Сибирь. Эпоха. Новосибирск, «Наука». 2008. С.375–373. (0, 75 п. л.).
- О парадоксах оперы // Театр и музыка в современном обществе: Материалы IV Междунар. симп., 19-21 апреля 2008 г. – Т. 1. – Красноярск, 2009. –С. 13–16. (0, 25 п. л.)
- О партите А. Мурова // 80-летию А.Ф. Мурова посвящается: Материалы междунар. конф. «Муровские чтения». Новосибирск, 2009. С. 9–14. (0,6 п. л.).
- Принцип кумулятивности в музыкальной форме // Творчество композиторов Якутии в контексте развития национальных композиторских школ. Материалы Всеросс. науч. конф. 25 апр. 2008. Якутск, 2009. С. 109–122 (0,6 п. л.).
- Структурные и семантические аналоги техники «расширяющегося паттерна» // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт: Жанр – форма – направление. – Сб. науч. тр. Вып. 7. Кемерово, 2009. С. 221–238 (1 п. л.).
- Функциональная музыка и пути аудиовизуального творчества в Новосибирске // Актуальные проблемы музыкознания. Сб. статей по материалам конференции «На рубеже столетий: Музыкознание. Композиторское творчество. Исполнительское искусство» 28-29 ноября 2009 г. Новосибирск, 2009. С. 3–14 (0.5 п. л.).
- Фазовые процессы в современной музыке // Традиции и новаторство в современном музыкальном искусстве: 80-летию со дня рождения Э, В. Денисова. Томск. 2009. С. 25–37. (0,7 п. л.).
- О числовой символике в Вариациях op.27 А. Веберна // Семиотика художественной культуры: Образ России в межкультурной коммуникации. – Кемерово: СПб., 2009.-– С.172–182. (1 п. л.).
- Страницы современной русской сибирской музыки: к юбилею новосибирского композитора Сергея Кравцова // Музыка и время. 2010. № 8. С. 43–45. (0, 4 п. л.).
- Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений на факультете народных инструментов // Народно-инструментальное искусство на рубеже XX–XXI веков: история, теория, методика, педагогика: материалы Всероссийской научно-практической конф. 26-28 ноября 2010 г. Красноярск, 2010. С. 109–115. (0, 3 п. л.).
- Вопросы поэтики оперного либретто (на примере оперы Д. Кривицкого «Черный обморок») // Русское слово в культурно-историческом контексте: Российская научно-практическая конф. с международным участием 21–23 октября 2010. Кемерово, 2010. С. 424–433. (0, 5 п. л.).
- Монодийные формы в творчестве современных российских композиторов // Сибирский музыкальный альманах. Новосибирск, 2010. С. 5–15. (0,9 п. л.).
- И песня, и симфония // Андрей Порфирьевич Новиков. К 100-летию со дня рождения. Статьи. Материалы. Документы. Новосибирск, 2011. С. 62–128. (2,5 п. л.).
- В созвездии имен: развитие традиций А. П. Новикова в современной музыкальной культуре Новосибирска // Музыкальная культура города как художественная и социальная проблема. Новосибирск, 2011. С. 325–336 (1 п.л.).
- Зеркальная симметрия в операх Р. Вагнера // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт. Ремесло искусства: Сб. науч. тр. Кемерово, Вып. 9. С. 75–95. (1 п. л.).
- Синтетический проект В. Захарова – И. Соколова // Композитор в современном мире: Материалы междунар. науч. конф. «Актуальные проблемы современного композиторского творчества». 19–20 октября 2011. Красноярск, 2011. С. 123–130. (0,5 п. л.).
- Фракталы в музыке К. Дебюсси // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. №17/1. 2011 г.). 2011. С. 79-88. (0, 6 п. л.).
- Информационные структуры в художественном тексте // Идеи и идеалы. Научный журнал. – Новосибирск, 2012. № 2 (12). С. 115–127. (0, 75 п. л.).
- Интегрирующие процессы в музыкальной форме // Вестник Томского государственного университета. № 360 (июль 2012). С. 60–64. (0, 6 п. л.)
- Академические музыкальные жанры в Западной Сибири на рубеже XX–XXI вв. // Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны. К 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Соллертинского : сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф. Новосибирск, 2012. С.179–188. (0,5 п.л.).
- Транскрипции в творчестве новосибирских композиторов // Вестник музыкальной науки. № 1. 2013. Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. Новосибирск, С. 46–56. (0,8 п.л.).
- О двух редакциях органной сюиты «Сибирские страницы» А.П. Новикова // Театр и музыка в современном обществе: Материалы межд. симпозиума 17–20 апреля 2013 г. Красноярск, 2013. С. 100–104. (0, 4 п. л.).
- Инструментальный сверхцикл в современной музыке: к проблеме изучения // Актуальные проблемы современного композиторского творчества: материалы Всероссийской научной конференции, 24 – 25 октября 2013 года. Красноярск, 2014. С. 51 – 68. (0, 56).
- Первые страницы органной Сибирианы: о сюите для органа А.П. Новикова // Вестник музыкальной наук. № 1 (3). Новосибирск, 2014. Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. С. 101–112. (0,55).
- Тематический процесс в «Трех пьесах для кларнета» И. Стравинского // Актуальные проблемы теории музыки. Новосибирск, 2014. С. 70-84.
- К вопросу о двойном финале в Квартете № 13 Бетховена // Вестник музыкальной науки 2014). № 2 (4). Новосибирск, Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. С. 52–60.(0,55).
- Об одном принципе доклассического формообразования в поздних квартетах Бетховена // Вестник музыкальной науки 2014). № 4 (6). – Новосибирск, Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И. Глинки. С. 70–77. Тир. 300 экз. (0,55 п. л.).
- Арт-проект Л. Ключниковой/Ю. Ащепкова Небесная Россия: Музыка цвета и слово. Литературно-художественный альбом-книга Л. и Ю. Ключниковых. НПЦТ Беловодье. М., 2014. С. 242–245. (0,3 п.л.).
- О принципе барочного циклообразования в квартетах Бетховена // Проблемы музыкальной науки. – Уфа, 2014. – С. 60–63. 0, 5 п.л.
- Факторы текстообразования в группах инструментальных циклов (теоретический аспект) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. 28. (2014 г.). 2014. С. 114-125. (0, 6 п. л.).
- Театральная музыка Андрея Попова // I международная конференция «Актуальные проблемы науки XXI века». Сб. статей. 2 ч. 5.08.2015 г. Москва 2015. С. 6–10 (0, 4 п. л.). https://mio-cognitio.com/archives/pdf/Mio-cognitio_august_2015_part2.pdf
- Визуальные паттерны матрицы серийных преобразований // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Журнал теоретических и прикладных исследований. Вып. № 4 (331). (2015 г.). Кемерово. С. 128– 135. (0, 6 п. л.).
- Визуальные паттерны додекафонии. Нижний Новгород: ННГК им. М.И. Глинки, 4 [38]. 2015. C. 35–40.
- Андрей Попов: Сon tempo // Композиторы Новосибирска. Вып. 2. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2016. С.29–57 (1, 42 п.л.) Тир. 100 экз.
- Юрий Ащепков: Радость творчества // Композиторы Новосибирска. Вып. 2. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2016. С.7–20. (0,6 п.л.). Тир. 100 экз.
- Аудиовизуальные паттерны додекафонии // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Н. Новгород: Нижегородская гос. консерватория им. М.И. Глинки. 2016 № 1[39]/ C. 15–20. (0, 5 п. л.). Тир. 100 экз.
- Космогонический миф в опере // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2016. № 2 (12). С. 25–32. (0,5 п. л.). Тир. 300 экз.
- Аудиографика додекафонии // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика. Сб. науч. статей. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки. 2016. С. 92–102. (0,5 п.). Тир. 200 экз. (РИНЦ)
- Заметки о творческом пути композитора Евгения Кравцова: к семидесятилетнему юбилею [Электронный ресурс] URL: http:www.https://sibmus.info, опубликовано в начале августа 2016.
- Особенности творческой эволюции композитора Евгения Кравцова // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. – № 12 (54). Ч. 2. – С. 176–180. (0,4 п. л.). Тир.900 экз.
- Принцип моделирования в свете теории текста // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, № 4 (14). С. 19–24. (0,5 п. л.). Тир. 300 экз.
- Евгений Кравцов. Эскиз творческого портрета // Композитор Евгений Николаевич Кравцов. Статьи. Воспоминания. – Новосибирск.: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки. 2017. С. 6–45. (2,5 п. л.). Тир. 300 экз.
- Путь в три четверти столетия: к юбилею сибирского композиторского союза // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2017. № 4 (18). С. 31–38. (0,5 п. л.). Тир. 300 экз.
- Композиционные модели в необарочных циклах первой четверти XX века f// Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2018. № 1 (19). С. 31–38. (0,5 п. л.). Тир. 300 экз.\
- 24 прелюдии для виолончели соло М. Вайнберга: трактовка цикла // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2018. № 3 (21). С. 63–69. (0,5 п. л.). Тир. 300 экз.
- Органная музыка новосибирских композиторов // Багинская Н.В., Головнева Н.И., Гончаренко С.С. Новосибирский орган. Страницы истории. К 50-летию концертного органа «W. Sauer» Новосибирской консерватории. 1968–2018 гг. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2018. – С. 121–174. (3,3 п.л.)
- Три сонатные формы in B: Ф. Шопен, С. Рахманинов, С. Прокофьев (Этюд о судьбе главной партии) // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им М.И. Глинки, 2019. № 3 (25). С. 49–57. (0,7 п. л.). Тир. 300 экз.
- О принципах преподавания С.В. Серебренниковой курса «Музыкальная форма» // 60 лет кафедрам теории и истории музыки Новосибирской консерватории : сб. материалов науч. конф. (18 сент. 2019 г.). – Новосибирск : Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2020. – С. 17–29.
- Гончаренко, С.С., Останина, М.Н. Доклассические жанры в инструментальных циклах М. Вайнберга. Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, No 4. С. 5–13. DOI: 10.24411/2308-1031-2020-1006 Тир. 300 экз.
- Формообразующие принципы монодии в инструментальном тематизме Б. И. Тищенко. // Выдающиеся композиторы современной России. Борис Тищенко (1939 – 2010) : науч. моногр. / науч. ред. и сост. Г. П. Овсянкина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
- К вопросу о понятии «необарочное концертирование» // Вестник КемГУКИ, 2021, № 4. – С. 98–106 (в соавторстве с Останиной М.Н.). (ВАК. 0,5 п.л.).
- О числовой символике композиционной модели bar // ARTE: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2021. № 3. С. 5–10.
- «Сотри случайные черты…» // Сибирская композиторская организация. 80 лет. 1942–2022. Альманах. Новосибирск, 2021. – С. 62–69. (о творческом пути Ю. Юкечева).
Руководство научными работами
Руководство дипломными и магистерскими работами по специальности «музыковедение»
- Третьякова С.П. Драматургия оперы Мусоргского «Хованщина». 1976.
- Шулькес Р.Г. Романсы Н. Мясковского и С. Прокофьева на стихи К. Бальмонта. 1977.
- Мартинсон И.В. Музыкальная жизнь Красноярска 70-х годов. 1979.
- Романенко О.Д. Опера Г. Перселла «Дидона и Эней»: Композиционные особенности. 1979.
- Слюсарева Н.Л. О тематической функции фактуры в камерных сочинениях Р. Леденева. 1980.
- Белоносова И.В. Особенности формообразования в фортепианных концертах В. А. Моцарта. 1981.
- Татаринцева Т.В. Особенности периода в менуэтах клавирных сонат И. Гайдна. 1981.
- Ковалева М.М. О роли контраста в камерных произведениях А. Мурова. 1983.
- Глушкова И.Ф. Клавирное рондо Ф. Э. Баха в их исторических и жанровых связях. 1984.
- Бовтенко М.А. О понятии «совершенная арочная форма» (А. Лоренц о формах в операх Р. Вагнера). 1984.
- Устинова И.М. Драматургическая и формообразующая роль зеркальной симметрии в инструментальных произведениях П.И. Чайковского. 1985.
- Пыстина Л.Б. Традиции и новаторство в фортепианных циклах первой трети XX века (к вопросу о претворении черт старинной сюиты). 1986.
- Шелухина И.В.. Формообразующая роль и эстетический смысл повтора в «Турангалила-симфонии» О. Мессиана. 1986.
- Кляус О.Б. Музыка XX века на уроках музыкальной литературы в ДМШ. 1986.
- Маминова Т.Н. Гражданская тема в творчестве А. П. Новикова. 1987.
- Дорофеева С.В. Особенности формообразования в фортепианных прелюдиях К. Дебюсси. 1988.
- Милихина И.Ю. Некоторые вопросы музыкально-эстетического воспитания детей младшего возраста. 1988.
- Горина Ю.Н. Брамс – Шенберг: к оценке творчества Брамса в теоретическом музыкознании XX века. 1989.
- Кузнецова М.С. Некоторые особенности формообразования в опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда». 1989.
- Смирнова М.С. Некоторые особенности композиции оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. 1990.
- Лебедева С. В. О структуре вербального текста в современной кантате и оратории (на примере «Реквиема» Э. Денисова). 1995.
- Папилина О.В. Concerti grossi Г.Ф.Генделя: к вопросу о барочной цикличности. 1995.
- Розенцвейг Н.В. Композиционные особенности инструментальных произведений 70–80-х годов С. Губайдуллиной. 1997.
- Бирюля (Ильина) Т.Ф. Функции либретто в жанровой и композиционной структуре оперы Я. Пери–О. Ринуччини «Эвридика». 1997.
- Милюкова (Покидько) Е.Б. Жанр тойука в творчестве композиторов Саха (на материале произведений 60–90-х годов). 1997.
- Крапивина И.В. Проблема формы в произведениях композиторов-минималистов. 1999.
- Феростенко Н.Ю. О пространстве художественного образа в электронной музыке Ю. П. Юкечева. 1999.
- Вялкова О.А. Комедийные функции жанра в опере «Кавалер розы» Р. Штрауса. 2000.
- Стребкова Е.Г. О тематической организации в хоральных кантатах И.С. Баха. 2003.
- Бгашева Д.В. Светская вокальная лирика Томаса Морли. 2005.
- Вейзер О.Е. К вопросу о претворении ветхозаветной тематики в современной отечественной музыке (на материале произведений Д. Кривицкого и В. Кобекина). 2005.
- Трушева Н.Ю. О принципе строчной формы в тематизме фортепианных сонат Б. Тищенко. 2006.
- Байгудина Э.А. Пространственная организация в опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» и ее воплощение в постановках конца XX века. 2007.
- Майковская Н.В. И. Штраус–А. Попов. Двойной концерт для фортепиано и симфонического оркестра: к вопросу о трактовке жанра. 2007.
- Доронина И.В. Мелопея в опере В. Кобекина «Н.Ф.Б.». 2009.
- Чакенова Я.Н. Концерты для клавира solo с оркестром И. С. Баха: вопросы формообразования и транскрипции. 2009.
- Сафонова Д.В. Декламация в музыкально-сценических произведениях 30-х гг. XX века (на примере мелодрамы «Персефона» И. Стравинского и драматической оратории «Жанна д´Арк на костре» А. Онеггера). 2011.
- Сасова Я.С. Тематическое развитие и единство формы в фортепианных сонатах Давида Кривицкого. 2013.
- Савина П. П. Функции барформы в композиции вагнеровской оперы (на примере опер «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Тристан и Изольда»). 2019.
- Останина М.Н. Десятая симфония М. Вайнберга и необарочные тенденции в последней трети XX века к вопросу о формообразующих принципах concerto grosso. 2021.
Руководство кандидатскими диссертациями по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство (по искусствоведению)
- Покидько Е. Б. Тойук и его претворение в творчестве композиторов Саха (Якутиии). 2001
- Ильина Т. Ф. Орфическая тема в ранней опере.– 2002,
- Крапивина – Крапивина И. В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме
- Белоносова И. В. Музыкальная культура Читы
- Бакаева И. А. Балетные сцены в операх казахских композиторов 2009.
- Логунова Д.В. Декламация в музыкально-сценических произведениях 30-х гг. века. 26.11.2015
Научное консультирование докторских диссертаций
- Лескова Т.В. Композиторский фольклоризм на Дальнем Востоке России, 2017.
- Кладова И. П. Сакральнные символы русской духовной музыки XIX– XX столетий: психолого-семантический аспект.
- Белоносова И. В. Академическая музыкальная культура Сибири во второй половине XX начале XXI вв.
Отзывы на научные работы
Официальные отзывы на диссертации
- Отзыв ведущей организации на докторскую диссертацию Дьячковой Л.С. Модальности гармонических категорий: история и современность. Российская Академия музыки им. Гнесиных. М. 1998.
- Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Штейнгардта В.М. Творчество Генриха Шютца. ВНИИ искусствознания. Мин. культуры СССР М.,1986.
- Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Аликовой З.Р, Особенности фуг в сонатах И.С. Баха (взаимодействие полифонических и гомофонических принципов формообразования). ЛГИТМиК им. Черкасова. Ленинград, 1987.
- Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Гайлите З.Р. Лирика и драма в сонатных композициях ранних романтиков (психологический и эстетический аспекты). Государственная ордена Дружбы народов консерватория Литовской ССР. Вильнюс,1988.
- Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Лознер М.И. Пути развития музыкальной культуры городов Западной Сибири (на примере камерно-ансамблевого исполнительства, образования. творчества). ВНИИ искусствознания. М. 1990.
- Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Васильевой Н.В. Типовые музыкальные формы и логос времени-пространства. Саратовская консерватория. 1996.
- Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Шаймухаметовой Е.Р. Музыка в системе карнавальной культуры (на примере западноевропейской традиции). Российская академия музыки им. Гнесиных. М. 2002.
- Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Фан Юя «Серийная техника в китайской камерно-инструментальной музыке 1980—1990-х годов». Нижний Новгород. 2019.
Отзывы официального оппонента
- Отзыв официального оппонента на докторскую диссертацию Напреева Б.Д. Оркестр и фуга: проблемы взаимодействия. Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. 2005.
- Отзыв официального оппонента на докторскую диссертацию Захарова Ю.К. «Мелодия в контексте интонационного и линеарно-гармонического развертывания лада», выступление на защите 26 июня 2017 г. Нижний Новгород.
- Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Ларионовой А.С. Жанрово-тематическая классификация дэгэрэн ырыа. Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки.. Новосибирск, 1996.
- Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Добжанской О.Э. Шаманский обряд нганасан: опыт этномузыковедческого исследования. Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки. Новосибирск.1997.
- Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Сосновцевой О.Б. Вариантное развитие и вариантная форма в творчестве П.И. Чайковского. Московская государственная консерватория им. Чайковского. М.. 1997.
- Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Турчиой О.Ф. Функционирование форм музыкальной жизни в индустриальном сибирском городе (Барнаул, 80-е годы XX века). Новосибирская государственная консерватория (академии) им. М.И. Глинки. Новосибирск.1999.
- Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Сидоровой М.А. Портрет героя в западноевропейской опере XVII–XVIII веков: проблемы формирования и эволюции. Магнитогорская консерватория, 2002.
- Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Шульгиной Е.В. Звуковысотная организация китайской музыки XII–XIII веков. Новосибирская консерватория им. М.И. Глинки. Новосибирск, 2005.
- Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Войткевич С.Г. Художественный мир Ф.М. Достоевского в отечественной опере последней трети XX века. Новосибирская консерватория, 2006.
- Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Равикович Л.Л. Хоры a cappella Сергея Слонимского. Новосибирская консерватория. 2009.
- Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Захарова Ю.К. Мелодия в контексте интонационного и линеарно-гармонического развёртывания лада. Нижегородская консерватория.
- Отзыв официального оппонента на канд., диссертацию М.С. Кривицкого «Оркестровый стиль Эдгара Вареза: от „Америк“ до „Арканы“» (Государственный институт искусствознания. Москва 3 февраля 2022).
Отзывы на авторефераты диссертаций
- Демченко А.Я. Отечественная музыка начала XX века. К проблеме создания художественной картины мира. Докт . диссертация Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского.. М. 1991.
- Гливинский В.В. Позднее творчество Стравинского. Докт . диссертация Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского.. М. 1996.
- Баранова И.Н. Характеристические черты сонатной формы XIX века. Докт. диссертация. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.ИА. Римского-Корсакова. СПб. 1999.
- Гаврилова Л.В. Музыкально-драматическая поэтика Сергея Слонимского: парадигма метатекста. Докт. диссертация. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.ИА. Римского-Корсакова. СПб. 2001.
- Котлова Г. К. Кюй в системе жанров композиторского творчества Казахстана. Докт . диссертация. Ташкент. 2006.
- Комарницкая О.В. Русская опера XIX – начала XXI веков. Проблемы жанра, драматургии, композиции. Докт . диссертация. Ростовская консерватория.
- Умнова И.Г. Поэтика Сергея Слонимского: к проблеме взаимосвязи музыкального и литературного творчества. Докт . диссертация. РГГПУ им. А.И. Герцена СПб. 2012,
- Хохлова А. Л. Когнитивная модель теории интерпретации в музыкальном искусстве на материале камерно-инструментальных сочинений венских классиков. Докт . диссертация. Саратовская консерватория.
- Крылова А.В. Советский камерно-вокальный цикл периода 70-х начала 80-х годов. К проблеме эволюции жанра. Канд. диссертация. Государственная ордена Дружбы народов консерватория Литовской ССР. Вильнюс,. 1983.
- Титова Е.В. Фактура как элемент стилевой системы (на материале клавирных сочинений Моцарта). Ленинград, 1985.
- Маковкина В.Л. Взаимодействие жанров светской и духовной музыки в творчестве В. Моцарта (месса, опера, симфония). Канд. диссертация. Ленинград. 1986.
- Енговатова М.А. Закамские протяжные песни и некоторые вопросы типологии жанра. Канд. диссертация. ВНИИ искусствознания. Мин. культуры СССР М. 1988.
- Воленко С.Д. Музыкальные прообразы в раннем фортепианном творчестве С.С. Прокофьева. Канд. диссертация. ВНИИ искусствознания. Мин. культуры СССР М. 1990.
- Алиева Н.Т. Азерайджанская симфония (1930-60-е гг.). Канд. диссертация. Киевская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1991.
- Гоц Т.А. Фонические свойства гармонии в произведениях композиторов нововенской школы (период 1908–1914 гг.). Канд. диссертация. Киевская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, Киев, 1992.
- Сысоева А.Е. Программность в инструментальной музыке Барокко. (Проблемы типологии национальных школ). Канд. диссертация. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. М. 1993.
- Златковский Ю. Д. Инструментальный речитатив как мелодический тип. Канд. диссертация. Российская академия музыки им. Гнесиных. М. 1994.
- Винокурова Н.В. Симфонии А.К. Глазунова и художественные тенденции конца XIX– начала XX века. Канд. диссертация. Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. 2002.
- Алексеева И.В. Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко. Канд. диссертация. Государственный институт искусствознания. М. 2002
- Копосова И.В. Симфоническое творчество Калеви Ахо в контексте развития европейской симфонии. Канд. диссертация. Санкт-Петербургская консерватория. 2004
- Хохлова А.Л. Игровое пространство-время в клавирных трио Йозефа Гайдна. Канд. диссертация. Московская консерватория. 2005.
- Перетокина Ю.Р. Творчество Ю.С. Каспарова: к проблеме взаимодействия поэтического и музыкального текста. Канд. диссертация. Ростовская государственная консерватория им. С.С. Прокофьева 2016.
Титульный рецензент монографических изданий
- Плотников Б.Т. Очерки и этюды по методологии музыкального анализа. Красноярск, 2002. 290 с.
- Генрих Шенкер. Свободное письмо. Т. 1: текст / пер. Б. Плотникова. Красноярск, КГАМиТ, 2003. 153 с.
- Прыгун Е.В. Из истории музыкальной кеультуры Красноярска: от «бесовских игр» скоморохов к народной консерватории (1628–1920). Красноярск: Красноярский фонд науки. 2007. 237 с
- Умнова И.Г. Литературное творчество композитора Сергея Слонимского. Кемерово: КемГУКИ. 2010. 188 с.
- . Бакаева И.А. Балетные сцены в опере. Астана КНУИ. 2011. 200 с.
- Белоносова И.В. Музыка современных композиторов на уроках сольфеджио в ДМШ [Ноты] : хрестоматия в 4-х частях: учебно — методическое пособие /ОГОАУ ДПО «Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства» ; сост. И. В. Белоносова, рец. С.С. Гончаренко. – Томск: ТОИУМЦКИ, 2011. 199 с.
- Аудиовизуальное искусство: история и современность: сборник научно-методических статей кафедры звукорежиссуры /ФГБОУ ВПО «Красноярская государственная академия музыки и театра»; ред.-сост. И. В. Белоносова; рец. С.С. Гончаренко; гл. ред. К.А. Якобсон; отв. ред. Н.А. Еловская. Красноярск: ФГБОУ ВПО КГАМиТ, 2014. 179 с.
- Белоносова И.В. Музыкальная культура российских городов Восточной Сибири : монография / И. В. Белоносова,рец. С. С. Гончаренко, Э. М. Прейсман; Красноярский государственный институт искусств. Красноярск: КГИИ, 2015. 380 с.
- Белоносова И.В.Музыкальная культура Сибири: курс лекций: рекомендовано УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070703.65/51.05.01 «Звукорежиссура культурно-массовых представлений и концертных программ» (квалификация «специалист») / И. В. Белоносова ; рец. С. С. Гончаренко, М. М. Лучкина ;ФГБОУ ВПО «Красноярская государственная академия музыки и театра». Красноярск: ФГБОУ ВПО КГАМиТ, 2015. 256 с.
- Умнова И.Г. Поэтика Сергея Слонимского. Исследование. Кемерово. 2016?
- Покровская Н.Н. Арфа в Сибири. Новосибирск. 2016. 88 с.
Редакционная деятельность
- Творчество композиторов Сибири. Сб. статей. Новосибирск, 1983. (Член редколлегии)
- Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Сб. статей. Новосибирск, 1985. Член редколлегии.
- Гражданская и патриотическая тематика в музыке композиторов Сибири. Сб. статей. Новосибирск, 1986. Член редколлегии.
- Чешская музыка как национальное и европейское явление. Сб. статей. Новосибирск, 1987. Член редколлегии.
- Проблемы историко-стилевой эволюции: Гармония. Форма. Жанр. Сб. статей. Новосибирск. 1993. Член редколлегии.
- Котляревская-Крафт М.А. Сольфеджио. Учебное пособие. 5 класс ДМШ. – Новосибирск. 1993. Редактор.
- Мохонько А. Музыкальный театр Кузбасса. Кемерово. Редактор.
- Крапивина И. В. Проблемы формообразования в музыкальном миинимализме. Монография. Новосибирск, 2003. – 190 с. Научный редактор.
- Аркадий Георгиевич Михайленко. Педагог. Музыкант. Человек. Сб. статей. Новосибирск, 2007. 102 с. Редактор.
- Андрей Порфирьевич Новиков. К 100-летию со дня рождения. Статьи. Материалы. Документы. – Новосибирск, 2011. Член редколлегии.
- Композитор Евгений Кравцов. Сб. статьи. Воспоминания. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки. 2017. Редактор составитель.
Публикации о Светлане Сергеевне Гончаренко:
- Белоносова И.В. Светлана Сергеевна Гончаренко – музыкант, педагог, ученый // Вестник музыкальной науки. 2019. –№ 1 (23). – с. 86–90.
Контактные телефоны:
Тел. кафедры: 8 383 222 34 87
Тел. диссертационного совета: 8 383 222 02 42