кандидат искусствоведения (2005);
доцент (2018);
доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.
Общие сведения:
Окончила Томское музыкальное училище (1995), теоретико-композиторский факультет (2000) и аспирантуру Новосибирской консерватории (2003) по классу кандидата искусствоведения, профессора Г. А. Ерёменко. Защитила диссертацию «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века» (2005).
Педагогическая деятельность:
С 2006 г. работает на кафедре истории музыки, где преподает курсы «История русской музыки» (XX – нач. XXI вв.), «Массовая музыкальная культура», «Менеджмент в музыкальном искусстве». Осуществляет руководство курсовыми, дипломными работами по истории музыки, диссертационными исследованиями аспирантов, теоретическими работами ассистентов-стажеров и магистрантов исполнительских специальностей по дисциплинам «Актуальные проблемы музыкальной педагогики», «Научно-исследовательская работа».
Сфера научных интересов:
Автор работ по проблемам искусства академической традиции и массовой культуры.
По теме диссертации опубликованы:
монография «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века: лирическая и драматическая разновидности стиля», Саарбрюккен, 2011;
статьи и тезисы:
Образ «человека чувствительного» в европейском искусстве второй половины XVIII века. Новосибирск, 2001.С. 43-45.
Музыкальное штюрмерство в контексте европейского сентиментализма. Новосибирск, 2002.
Музыкальный театр эпохи сентиментализма. «Добрая дочка» Н. Пиччинни. Новосибирск, 2002.
Сентиментализм как общеевропейская художественная тенденция в культуре второй половины XVIII века. Новосибирск, 2002.
Чувствительный стиль в западноевропейском оперном театре второй половины XVIII века. Новосибирск, 2002.
О двух тенденциях сентиментализма в искусстве XVIII века. Новосибирск, 2003.
Сакральное и земное в симфонии «Lamentatione» Й. Гайдна. Новосибирск, 2005.
Тема любви в лирико-комической опере второй половины XVIII века. Новосибирск, 2007.
Поиски новой выразительности в юношеской симфонии Моцарта g-moll (К.183, 1773). Кемерово, 2009.
Автор материалов, открывающих сведения о коллекции нот второй половины XVIII — нач. XIX в., хранящейся в Отделе редких книг и рукописей Томского государственного университета: «О собрании нот в книжной коллекции Григория Строганова», «Музыка в доме Строгановых», «То флейта слышится, то будто фортепиано»: Музыка в семье Строгановых. Часть 2» (в соавторстве с О.В. Крупцевой).
С 2009 г. в связи с началом преподавания нового учебного курса «Массовая музыкальная культура» в сферу научных интересов Антиповой Ю. В. входит пласт неакадемической музыки, с которым связаны дальнейшая научно-исследовательская и методическая деятельность. Практическая работа Антиповой Ю. В. находит свое воплощение в учебно-методических публикациях («Курс массовая музыкальная культура в образовательной системе современных музыкальных вузов», «Некоторые проблемы и перспективы изучения массовой музыки», Новосибирск, 2013), а также учебных программах и учебно-методических пособиях «Современная музыкальная жизнь» (Новосибирск, 2014), «Массовая музыкальная культура» (Новосибирск, 2010, 2014, 2017), «Массовая музыкальная культура» //Музыкальная культура Сибири (раздел коллективного учебно-методического пособия, Новосибирск, 2012).
Статьи по проблемам массовой музыкальной культуры:
«Гитар-гитар»: к вопросу о постмодернистских приемах в творчестве Петра Налича. Красноярск, 2011;
Балканизация как популярное явление в современной массовой музыкальной культуре. Балканский проект новосибирской группы «Рви меха». Новосибирск, 2011;
Латиноамериканское направление в отечественной массовой музыке рубежа ХХ-ХХI веков. Красноярск, 2012;
Творческая рефлексия песенного наследия Владимира Высоцкого. Новосибирск, Пятигорск, 2013;
«Бурановские бабушки»: в диалоге с постмодерном и реалиями российского шоу-бизнеса. Новосибирск, 2013;
Интеграционные процессы в современной концертной практике (на примере Гала-концерта «Интерры-2011»). Новосибирск, 2013;
Творчество группы «Ильвинги» (Новосибирск): к изучению отечественного арт-рока. Челябинск, 2014;
Новый год эпохи постмодерна (о праздничных телеконцертах канала «Культура»). Симферополь, 2014;
Романс в отечественной массовой музыке рубежа XX-XXI веков. Кемерово, 2014;
«Чумачечая весна плюс Цискаридзе»: к проблеме диффузии высокой и массовой культуры. Белгород, 2014;
Забытые песни великой войны. Новосибирск, 2014;
К проблеме плагиата в отечественной массовой музыке. Новосибирск, 2015;
О двух тенденциях в музыкально-развлекательных шоу (к проблеме норм коммуникации в массовой культуре). Самара, 2015;
Барды как объект пародии. Новосибирск, 2016;
Потерянные миры и сладкие грезы российской поп-музыки 1980-нач.90-х годов. Волгоград, 2016;
Стиль фьюжн: к вопросу о различных формах диалога в отечественной массовой музыке. Тамбов, 2017;
Этнический компонент в российской массовой музыке. Москва, 2017;
Акустическая скрипка в рок-музыке. Группа «Silenzium» (Новосибирск). Волгоград, 2017 (в соавторстве с Крыловой Е.Ю.);
Из истории изучения массовой музыки в Новосибирской государственной консерватории. Кемерово, 2018;
Специфика изучения явлений массовой музыкальной культуры (на примере информации о бардовских фестивалях в социальных сетях). Новосибирск, 2018;
Орган в неакадемической музыкальной практике. Орган и рок-музыка. Тамбов, 2018;
Духовые инструменты в современной массовой музыке: некоторые аспекты изучения. Новосибирск, 2019;
Новые формы представления классического искусства в масс-культурном пространстве мегаполиса (на примере Новосибирской консерватории). Новосибирск, 2019;
Феномен К-поп: о новых возможностях мировой музыкальной индустрии. Новосибирск, 2020;
Профессиональные народные коллективы в контексте современного хорового искусства России. Новосибирск, 2020;
Продвижение бренда национального хорового коллектива в молодежной среде (в соавт. С Н.В. Санниковой). Новосибирск, 2020;
Феномен фриковости на российской эстраде: к изучению проблемы. Москва, 2020.
Автор материалов о композиторах Новосибирска (в т.ч.: «Андрей Попов: эскизы к портрету», Новосибирск, 2014; «”Своё” и “чужое” в творчестве новосибирского композитора Андрея Попова», Новосибирск, 2014; «Андрей Молчанов: путь к успеху» / Композиторы Новосибирска. Выпуск 2. Новосибирск, 2016), а также многочисленных статей в периодических изданиях (журналы «Орган», «Музыкальная жизнь», «Вестник» Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, газета «Играем с начала», «Сибирская католическая газета»), в которых освещаются события культурной жизни Новосибирска.
Научно-методическая и редакционная деятельность
С 2012 г. – член жюри межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (секция «Искусствоведение»), Открытой региональной олимпиады по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам. С 2013 г. секретарь кафедры истории музыки. С 2014 г. входит в состав редакционной коллегии научного журнала НГК «Вестник музыкальной науки», электронного проекта «Музыкальная культура Сибири»; член редакционного совета журнала «Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]»;
Авторская учебная программа дисциплины «Менеджмент в музыкальном искусстве. Новосибирск, 2017.
Научное руководство классом по специальности:
Трубачева О. А. Проявление интертекстуальности в Симфонии №15 Д. Шостаковича, 2016;
Ванчугов А. В. «Город как метафора в музыкальном искусстве рубежа XX-XXI веков», 2018;
Беляева Т. А. Жанр монооперы в творчестве отечественных композиторов начала XXI века, 2018;
Зайкова Н. А. «Стилевые взаимодействия в современном российском мюзикле (на примере «Кентервильского привидения» А. Молчанова)», 2019;
Телегина К. К. Классическое наследие в современной массовой музыке, 2020.
Беляева Т.А. Изучение жанра монооперы в курсе истории современной музыки (магистерская диссертация), 2020.
Научное руководство выпускными аттестационными рефератами магистрантов и аспирантов творческо-исполнительских специальностей:
Лукьянчук Е. М. «Исполнительские трудности в концертах для кларнета западноевропейских композиторов XX века», 2017;
Крылова Е. Ю. «Скрипка в неакадемической музыке», 2017;
Андреев И. А. «Балалайка в современной музыкальной культуре России», 2017;
Юрченко А. В. «Постановка левой руки на виолончели», 2018;
Денисенко В. С. «Работа над обогащением звуковой палитры пианиста в музыкальном училище (колледже)», 2018.
Официальные отзывы на диссертации:
Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Дробышевской Н. С. «Специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе (из истории Придворной певческой капеллы)». РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2013;
Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Платоновой О. А. «Сальса как феномен латиноамериканской культуры». НГК им. М.И. Глинки, Нижний Новгород), 2016;
Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Бельтюкова А.О. «Стилевой генезис массовой музыкальной культуры XX века (на примере США и Великобритании)». УрФУ им. Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, 2016.