АНТИПОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

кандидат искусствоведения (2005);

доцент (2018);

доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. 

Общие сведения: 

Окончила Томское музыкальное училище (1995), теоретико-композиторский факультет (2000) и аспирантуру Новосибирской консерватории (2003) по классу кандидата искусствоведения, профессора Г. А. Ерёменко. Защитила диссертацию «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века» (2005).

Педагогическая деятельность: 

С 2006 г. работает на кафедре истории музыки, где преподает курсы «История русской музыки» (XX – нач. XXI вв.), «Массовая музыкальная культура», «Менеджмент в музыкальном искусстве». Осуществляет руководство курсовыми, дипломными работами по истории музыки, диссертационными исследованиями аспирантов, теоретическими работами ассистентов-стажеров и магистрантов исполнительских специальностей по дисциплинам «Актуальные проблемы музыкальной педагогики», «Научно-исследовательская работа».

Сфера научных интересов: 

Автор работ по проблемам искусства академической традиции и массовой культуры.

По теме диссертации опубликованы:

монография «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века: лирическая и драматическая разновидности стиля», Саарбрюккен, 2011;

статьи и тезисы:

Образ «человека чувствительного» в европейском искусстве второй половины XVIII века. Новосибирск, 2001.С. 43-45.

Музыкальное штюрмерство в контексте европейского сентиментализма. Новосибирск, 2002.

Музыкальный театр эпохи сентиментализма. «Добрая дочка» Н. Пиччинни. Новосибирск, 2002.

Сентиментализм как общеевропейская художественная тенденция в культуре второй половины XVIII века. Новосибирск, 2002.

Чувствительный стиль в западноевропейском оперном театре второй половины XVIII века. Новосибирск, 2002.

О двух тенденциях сентиментализма в искусстве XVIII века. Новосибирск, 2003.

Сакральное и земное в симфонии «Lamentatione» Й. Гайдна. Новосибирск, 2005.

Тема любви в лирико-комической опере второй половины XVIII века. Новосибирск, 2007.

Поиски новой выразительности в юношеской симфонии Моцарта g-moll (К.183, 1773). Кемерово, 2009.

 

Автор материалов, открывающих сведения о коллекции нот второй половины XVIII — нач. XIX в., хранящейся в Отделе редких книг и рукописей Томского государственного университета:  «О собрании нот в книжной коллекции Григория Строганова», «Музыка в доме Строгановых»,  «То флейта слышится, то будто фортепиано»: Музыка в семье Строгановых. Часть 2» (в соавторстве с О.В. Крупцевой).

С 2009 г. в связи с началом  преподавания нового учебного курса «Массовая музыкальная культура» в сферу научных интересов Антиповой Ю. В. входит пласт неакадемической музыки, с которым связаны дальнейшая научно-исследовательская и методическая деятельность. Практическая работа Антиповой Ю. В. находит свое воплощение в учебно-методических публикациях («Курс массовая музыкальная культура в образовательной системе современных музыкальных вузов», «Некоторые проблемы и перспективы изучения массовой музыки»,  Новосибирск, 2013), а также учебных программах и учебно-методических пособиях «Современная музыкальная жизнь» (Новосибирск, 2014), «Массовая музыкальная культура» (Новосибирск, 2010, 2014, 2017), «Массовая музыкальная культура» //Музыкальная культура Сибири (раздел коллективного учебно-методического пособия, Новосибирск, 2012).

Статьи по проблемам массовой музыкальной культуры:

«Гитар-гитар»: к вопросу о постмодернистских приемах в творчестве Петра Налича. Красноярск, 2011;

Балканизация как популярное явление в современной массовой музыкальной культуре. Балканский проект новосибирской группы «Рви меха». Новосибирск, 2011;

Латиноамериканское направление в отечественной массовой музыке рубежа ХХ-ХХI веков. Красноярск, 2012;

Творческая рефлексия песенного наследия Владимира Высоцкого. Новосибирск, Пятигорск, 2013;

«Бурановские бабушки»: в диалоге с постмодерном и реалиями российского шоу-бизнеса. Новосибирск, 2013;

Интеграционные процессы в современной концертной практике (на примере Гала-концерта «Интерры-2011»). Новосибирск, 2013;

Творчество группы «Ильвинги» (Новосибирск): к изучению отечественного арт-рока. Челябинск, 2014;

Новый год эпохи постмодерна (о праздничных телеконцертах канала «Культура»). Симферополь, 2014;

Романс в отечественной массовой музыке рубежа XX-XXI веков. Кемерово, 2014;

«Чумачечая весна плюс Цискаридзе»: к проблеме диффузии высокой и массовой культуры. Белгород, 2014;

Забытые песни великой войны. Новосибирск, 2014;

К проблеме плагиата в отечественной массовой музыке. Новосибирск, 2015;

О двух тенденциях в музыкально-развлекательных шоу (к проблеме норм коммуникации в массовой культуре). Самара, 2015;

Барды как объект пародии. Новосибирск, 2016;

Потерянные миры и сладкие грезы российской поп-музыки 1980-нач.90-х годов. Волгоград, 2016;

Стиль фьюжн: к вопросу о различных формах диалога в отечественной массовой музыке. Тамбов, 2017;

Этнический компонент в российской массовой музыке. Москва, 2017;

Акустическая скрипка в рок-музыке. Группа «Silenzium» (Новосибирск). Волгоград, 2017 (в соавторстве с Крыловой Е.Ю.);

Из истории изучения массовой музыки в Новосибирской государственной консерватории. Кемерово, 2018;

Специфика изучения явлений массовой музыкальной культуры (на примере информации о бардовских фестивалях в социальных сетях). Новосибирск, 2018;

Орган в неакадемической музыкальной практике. Орган и рок-музыка. Тамбов, 2018;

Духовые инструменты в современной массовой музыке: некоторые аспекты изучения. Новосибирск, 2019;

Новые формы представления классического искусства в масс-культурном пространстве мегаполиса (на примере Новосибирской консерватории). Новосибирск, 2019;

Феномен К-поп: о новых возможностях мировой музыкальной индустрии. Новосибирск, 2020;

Профессиональные народные коллективы в контексте современного хорового искусства России. Новосибирск, 2020;

Продвижение бренда национального хорового коллектива в молодежной среде (в соавт. С Н.В. Санниковой). Новосибирск, 2020;

Феномен фриковости на российской эстраде: к изучению проблемы. Москва, 2020.

Автор материалов о композиторах Новосибирска (в т.ч.: «Андрей Попов: эскизы к портрету», Новосибирск, 2014; «”Своё” и “чужое” в творчестве новосибирского композитора Андрея Попова», Новосибирск, 2014; «Андрей Молчанов: путь к успеху» / Композиторы Новосибирска. Выпуск 2. Новосибирск, 2016), а также многочисленных статей в периодических изданиях (журналы «Орган», «Музыкальная жизнь», «Вестник» Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, газета «Играем с начала»,  «Сибирская католическая газета»), в которых освещаются события культурной жизни Новосибирска.

Научно-методическая и редакционная деятельность

С 2012 г. – член жюри межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (секция «Искусствоведение»), Открытой региональной олимпиады по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам. С 2013 г. секретарь кафедры истории музыки. С 2014 г. входит в состав редакционной коллегии научного журнала НГК «Вестник музыкальной науки», электронного проекта «Музыкальная культура Сибири»; член редакционного совета журнала «Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]»;

Авторская учебная программа дисциплины «Менеджмент в музыкальном искусстве. Новосибирск, 2017.

Научное руководство классом по специальности:

Трубачева О. А. Проявление интертекстуальности в Симфонии №15  Д. Шостаковича, 2016;

Ванчугов А. В. «Город как метафора в музыкальном искусстве рубежа XX-XXI веков», 2018;

Беляева Т. А. Жанр монооперы в творчестве отечественных композиторов начала XXI века, 2018;

Зайкова Н. А. «Стилевые взаимодействия в современном российском мюзикле (на примере «Кентервильского привидения» А. Молчанова)», 2019;

Телегина К. К. Классическое наследие в современной массовой музыке, 2020.

Беляева Т.А. Изучение жанра монооперы в курсе истории современной музыки (магистерская диссертация), 2020.

Научное руководство выпускными аттестационными рефератами магистрантов и аспирантов творческо-исполнительских специальностей: 

Лукьянчук Е. М. «Исполнительские трудности в концертах для кларнета западноевропейских композиторов XX века», 2017;

Крылова Е. Ю. «Скрипка в неакадемической музыке», 2017;

Андреев И. А. «Балалайка в современной музыкальной культуре России», 2017;

Юрченко А. В. «Постановка левой руки на виолончели», 2018;

Денисенко В. С. «Работа над обогащением звуковой палитры пианиста в музыкальном училище (колледже)», 2018.

Официальные отзывы на диссертации:

Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Дробышевской Н. С. «Специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе (из истории Придворной певческой капеллы)». РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2013;

Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Платоновой О. А. «Сальса как феномен латиноамериканской культуры». НГК им. М.И. Глинки, Нижний Новгород), 2016;

Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Бельтюкова А.О. «Стилевой генезис массовой музыкальной культуры XX века (на примере США и Великобритании)». УрФУ им. Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, 2016.