Александрова Людмила Викторовна

Alexandrova_newОбщие сведения:

доктор искусствоведения;

профессор;

член диссертационного совета Д 210.011.01 при Новосибирской консерватории (с 1997 г.);

профессор кафедры теории музыки и композиции.

В 1967 г. окончила теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории. В 1972 г. – окончила аспирантуру Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

В 1973 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «О принципах симметрии в композиторской технике Б. Бартока» (Искусствоведение, № 17, 821, музыкальное искусство) (Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова), выполненную под руководством профессора Ю. Г. Кона.

В 1996 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект» — 17.00.02 — «Музыкальное искусство» (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова).


Педагогическая деятельность 

В течение 1967–1986 гг. преподавала на Кафедре теории музыки и композиции, с 1986 по 1993 гг. работала на Кафедре компьютеризации музыкального образования, с 1993 по 2022 гг. преподавала на кафедре композиции, с 2023 преподает на кафедре теории музыки и композиции.

Учебные курсы, читаемые в настоящее время и в предыдущие учебные годы на кафедрах Теории музыки, Композиции:

Гармония, Гармония музыки ХХ века (авторский курс), Полифония, Анализ музыкальных форм, Теория современной композиции.

Практика научного исследования (бакалавриат, специалитет и магистратура): Профессиональная и педагогическая подготовка (дипломные рефераты), Музыкальное исполнительство и педагогика (дипломные рефераты).


Сфера научных интересов:

Научно-исследовательская деятельность Л. В. Александровой связана с проблемами теории и истории музыки от античности до ХХI века (включая исследование музыки сибирских композиторов), с разработкой методологии системно-структурного подхода к музыкальному искусству, переводами и интерпретацией древнегреческих трактатов по теории музыки.

Кандидатская диссертация посвящена проблемам симметрии музыки ХХ века на примере техники композиции Б. Бартока.

Докторская диссертация исследует проблемы порядка и симметрии через призму логико-исторического подхода. Понятие логического, обусловленное предустановленной рациональной идеей мироздания и человеческого менталитета, связано с введением ряда логико-математических теорий – теории отношений, теории нечётких множеств и других, которые играют как оперативную, так и эвристическую роль. Применение этих теорий в сочетании с традиционным музыковедческим аппаратом позволило разработать собственные аналитические принципы, направленные на изучение музыкальных процессов — от звуковых микроструктур до масштабных форм — в их историческом развитии.

В период работы на Кафедре компьютеризации музыкального образования подготовила ряд научно-методических трудов, связанных с использованием компьютерных технологий, в частности, – учебное пособие в системе алгоритмов для «компьютерной гармонии», строгого стиля полифонии.


Публикации 

Книги, брошюры, учебные пособия: 

  1. Теория симметрии в произведении музыкального искусства (исследование): депонированная рукопись /Деп. ВНИО Информкультура 29.12.1986 г. – № 286. 5,0 п. л.
  2. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект (монография). – Новосибирск, 1995. 22,0 п. л.
  3. Гармонический стиль музыки Б. Бартока. Лекция I. Звуковысотная организация. Мелодико-ритмические структуры. –Новосибирск, 2009. 2,3 п. л.
  4. Музыкальная акустика в трудах древних учёных: Лекция по античной теории музыки. – Новосибирск, 2009. 2,9 п. л.
  5. Математические основания древнегреческой теории музыки: Лекция по античной теории музыки. – Новосибирск, 2009. 2,3 п. л.
  6. Музыкально-астрономические представления древних греков: Лекция по античной теории музыки. – Новосибирск, 2016. 3 п. л. 

    Научные статьи 

    1. О значении квартовой гармонии в сочинениях Б. Бартока //Научно-методические записки – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд. – 1970. 16,5 п. л. /1,3 п. л.
    2. О симметрии (тезисы) // Юбилейная научно-теоретическая конференция «Проблемы музыкального мышления и восприятия». – Ташкент, Ташкентская гос. консерватория им. М. Ашрафи, 1972. 4,7 п. л. / 0,1 п. л.
    3. Принципы симметрии в композиторской технике Б. Бартока (автореферат кандидатской диссертации). – Ленинград, Ленинградская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1972. 1,0 п. л.
    4. Про структурний принцип музичної мови творів Б. Бартока //Сучасна музика. – Киïв: Музична Украïна, 1973. 14,7 п. л. /1,5 п. л.
    5. О мелодико-ритмических структурах в музыке Б. Бартока // Вопросы музыкального формообразования: Сборник трудов // ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1980. – Вып. 46. 11,0 п. л. / 0,8 п. л.
    6. Тема современности в произведениях И. Бершадского и Г. Иванова (тезисы) // Современная тема в творчестве композиторов Сибири: Тезисы научно-практической конференции. – Новосибирск, 1982. 1,4 п. л. / 0,2 п. л.
    7. О тематическом и композиционном единстве Второй симфонии И. Бершадского Творчество композиторов Сибири: Межвузовский сборник трудов. – Новосибирск, 1983. – Вып. I. 10,0 п. л. / 1,0 п. л.
    8. Технические средства как метод активации музыкального обучения // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: межвузовский сб-к трудов. – Новосибирск, 1986. – Вып. 4. 9,5 п. л./ 0,8 / В соавт. с В. Мазепусом и В. Цеханским.
    9. Музыкально-теоретическая система – концептуальная модель для построения интеллектуальной системы (тезисы) // Методология освоения интеллектуальных систем и вычислительной техники: Тезисы доклада на II Всесоюзной конференции по проблемам интеллектуальных систем. – Новосибирск, 1987. 16,0 п. л. / 0,1 п. л.
    10. Проектирование базы знаний для музыкально-экспертной системы (тезисы) // Методология освоения интеллектуальных систем и вычислительной техники: Тезисы доклада на II Всесоюзной конференции по проблемам интеллектуальных систем. – Новосибирск, 1987. 16,0 п. л. / 0,1 п. л. / В соавт. с А. Летичевским.
    11. Опыт применения теории нечётких множеств к гармоническому анализу музыкальных произведений //ЭВМ и проблемы музыкальной науки: Межвузовский сборник трудов. – Новосибирск, 1988. Вып. 7. 8,5 / 1,0 п. л.
    12. Взаимодействие количественных и качественных аспектов в музыкальных объектах и их оценка с позиций теории нечётких множеств // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музична Украïна, 1989. 10,5 / 0,9 п. л.
    13. О формализации теории гармонии для музыкальной базы знаний // ЭВМ и проблемы музыкального образования: Межвузовский сборник трудов. – Новосибирск, 1989. Вып. 8. 10,0 п. л./1,0 п. л. (В соавт. с А. Летичевским).
    14. Музыкально-теоретическая система как основа формирования обучающих интеллектуальных систем // ЭВМ и проблемы музыкального образования: Межвузовский сборник трудов. – Новосибирск, 1989. Вып. 8. 10,0 п. л. /1,0 п. л.
    15. Психолого-дидактические тенденции в период формирования полифонического мышления: эстетика и наука // Вопросы теории и методики преподавания полифонии: Межвузовский сб-к трудов. – Новосибирск, 1989. – Вып. 12. 8,1 п. л. / 1,0 п. л.
    16. Особенности построения базы знаний для трёхканального музыкального компьютера (тезисы) // Электронная технология и музыкальное искусство: Тезисы докладов на Всесоюзной научной конференции. – Новосибирск, 1990. 4,5 п. л./ 0,1 п.л.
    17. Логические связи музыкальных тонов в исторических типах звуковысотных организаций // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр: Межвузовский сб-к трудов. – Новосибирск, 1995. 17,0 п. л /2,4 п. л.
    18. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект (автореферат докторской диссертации). – Новосибирск, 1995. 2,0 п. л.
    19. Антисимметрия как категория порядка, её выразительные возможности // Теоретические концепции ХХ века: Материалы Всероссийской научной конференции 14–18 ноября 2000 г. – Новосибирск, 2002. 29,0 п. л. /1,0 п. л.
    20. Античная теория музыки в трудах российских учёных рубежа XIX–XX веков (статья) // Сборник статей, тезисов и тематических материалов. Культурологические чтения IV Регионального фестиваля «Эхо Эллады». – Новосибирск, 2001. 6,75 п. л. /0,4 п. л.
    21. Первая Дельфийская песня: речь и музыка // Музыкальная культура как мировое и музыкальное явление: Материалы Международной научной конференции 15–16 мая 2002 г. – Новосибирск, 2002. 17,2 п. л. /1,0 п. л.
    22. Порядок и хаос во временной и пространственной организации звуковысот в Пьесе для ударных «Таинственные соплеменники» Б. Тищенко // Сибирский музыкальный альманах–2002. – Новосибирск, 2004. 51,5 п. л. / 1,0 п. л.
    23. Никомаха из Герасы, пифагорейца, Руководство по гармонике, продиктованное на скорую руку. Гл. 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11 (включая древнегреческий текст) / Вступительная статья и Комментарий Л. В. Александровой, перевод Т. Г. Мякина и Л. В. Александровой // Сибирский музыкальный альманах–2004. – Новосибирск: Новосибирская гос- консерватория, 2007. 38,4 п. л. / 5,0 п. л. / Перевод в соавт. с Т. Г. Мякиным.
    1. Претворение концепции структурализма в пьесе для ударных «Таинственные соплеменники» Б. Тищенко //Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. – Уфа, 2007. 35,5 п. л./1,0 п. л.
    2. Никомаха из Герасы, пифагорейца, Руководство по гармонике, продиктованное на скорую руку (полная версия – гл 1–12) / Вступительная статья и Комментарий Л. В. Александровой, перевод Л. В. Александровой и Т. Г. Мякина // SCOLH. Философское антиковедение и классическая традиция: Журнал «Центра изучения древней философии и классической традиции». – Новосибирск: Новосибирский госуниверситет и Институт философии и права СО АН, 2009. – Том 3, вып. I.23,25 п. л. / 5,0 п. л. / Перевод в соавт. с Т. Г. Мякиным.
    1. Птолемеева «Музыка». Неаполитанские извлечения / Вступительная статья и Комментарий Л. В. Александровой, перевод Л. В. Александровой и Т. Г. Мякина // Сибирский музыкальный альманах–2005. – Новосибирск, 2009. 34,7 п. л. / 5,0 п. л. / Перевод в соавт. с Т. Г. Мякиным.
    1. «Русский авангард: концепция структурализма в Пьесе для ударных “Таинственные соплеменники” Б. Тищенко» // «Актуални явления в руската музика през последните десятилетия на ХХ – началото на ХХI век». – Национална музикална академия «Проф. Панчо Владигеров», София, България, 2009. 23,5 п. л. /1,0 п. л.
    2. Птолемеева «Музыка». Неаполитанские извлечения / Вступительная статья и Комментарий Л. В. Александровой, перевод Т. Г. Мякина и Л. В. Александровой//SCOLH. Философское антиковедение и классическая традиция: Журнал «Центра изучения древней философии и классической традиции». – Новосибирск: Новосибирский госуниверситет и Институт философии и права СО АН, 2012. – Том 6, вып.1. 17,5 п. л. / 3, 5 п. л. / Перевод в соавт. с Т. Г. Мякиным.
    1. Фактурно-оркестровые решения в «Фрагментах» К. Илиева // Алманах – Година 4.Национално-музикална академия «Проф. Панчо Владигеров». – София, България, 2012(4). 8,63 п. л. / 1,0 п. л. / В соавт. с Д. А. Одинцовой.
    1. Начала ритмики и метрики у Аристида Квинтилиана // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. – Уфа, 2013/2 (13). 30,0 п. л./ 0,5 п. л./ В соавт. с Н. В. Лямкиной.
    2. Музыкальное воспитание в трактате Аристида Квинтилиана «О музыке» // Алманах. – Година 5. Национална музикална академия «Проф. Панчо Владигеров», София, България, 2013(5). 17,8 п. л. /0, 7 п. л. / В соавт. с Н. В. Лямкиной.
    3. Александрова Л. «Кафедра композиции» // Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки – 50 лет. 2006. – С. 88–89.
    4. Александрова Л. «Кафедра композиции» // Энциклопедии Нов. Консерватории к 60-летию. – 2016 (в печати).
    5. Александрова Л. О моем учителе // Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки – 50 лет. 2006. – С. 195–196.
    6. Александрова Л. О моем учителе // Композиторская техника как знак. Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. – Петрозаводск, 2010. – С. 30–33.

    Руководство научными работами 

    Руководство кандидатскими диссертациями по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство. 

    1. Соснова Наталья Григорьевна. Интервально-периодичные звуковысотные образования: структура, функциональность, фонизм, 2007.
    1. Джагарова Елена Алексеевна. Закономерности фонизма в осетинских героических песнях, 2008.
    2. Бурмистрова А. А. Французский мюзет: истоки, развитие, исполнительство, 2012.
    3. Лейпсон Л. В. – Парадигма музыкального материала в музыкальном искусстве рубежа ХХ–ХХI вв.. 

    Научное консультирование докторских диссертаций 

    1. Напреев Борис Дмитриевич. Оркестр и фуга: проблемы взаимодействия, 2005. 

    Руководство дипломными, бакалаврскими и магистерскими работами по специальности «музыковедение».

    Специалитет 

    1. Корнякова Т. С.. Особенности музыкального языка Б. Бартока в фортепианном цикле «Микрокосмос». 1976.
    2. Третьякова Н. Я. Особенности ладового раскрытия в процессе формообразования в фортепианных концертах Б. Бартока. 1976.
    3. Соснова Н. Г. О принципах организации формы в Сонате для двух фортепиано и ударных Б. Бартока. 1977.
    4. Бородина А. Ф. Явления вариантности и полифонии в Пятой симфонии А. Онеггера. 1988.
    5. Голдобина З. С. О роли мелодического начала в эволюции гармонии второй половины XIХ – начала XX веков. 1979.
    6. Чичеванова И. Н. Особенности воплощения темы ВАСН в творчестве композиторов XVII–XX веков. 1979.
    7. Гоц Т. А. Вопросы тематизма и его развития в инструментальных произведениях А. Г. Шнитке 70-х годов. 1980.
    8. Назарковская Н. В. Претворение интонационного строя фольклора в музыке С. Слонимского.1980.
    9. Зац Л. С. Особенности соотношения тональных и вариантных принципов развития в квартетах Б. Чайковского.1981.
    10. Мартьянова Т. В. Особенности концертной формы в произведениях Г. Иванова (Первый, Второй фортепианный и Виолончельный концерты).1981.
    11. Петриков С. М. Основы организации модификационных форм в творчестве Б. Тищенко. 1981.
    12. Гордеева В. И. Гармония в камерно-вокальном творчестве М. Мусоргского.1983.
    13. Деордиева И. Л. Принципы звуковысотной организации в вокальных циклах С, Слонимского «Песни вольницы», «Песни трубадуров», «Десять стихотворений А. Ахматовой». 1983.
    14. Жуков Ю. В. Закономерности ладотональной организации в Седьмой и Десятой симфониях М. Вайнберга.1983.
    15. Черных И. Б. Квартовая структура как этап эволюции гармонии. 1984.
    16. Рахманчук О. В. Явления остинатности в произведениях поздних романтиков. 1988. 17. Серебренникова Л. И. Истоки раннего творчества О. Мессиана.1990.
    17. Кожанкова Е. В. И. И. Фукс «Gradus ad Parnassum». Перевод с английского, Вступительная статья и комментарии.1990.
    18. Лейпсон Л. В. Звуковысотные и фонические принципы организации музыкальной ткани в произведениях А. Берга. 1991.
    19. Маточкина Л. Ш. К вопросу о синтетичности мышления Кш. Пендерецкого (на материале «Страстей по Луке»). 1991.
    20. Григорьева А. В. Особенности интерпретации звуковысотных периодичных образований в творчестве Листа, Мессиана, Бартока. 1993.
    21. Кайкова С. А. Формирование гармонических отно­шений в музыке Джезуальдо в свете ладовых процессов, акустических предпосылок и музыкальной риторики.1993.
    22. Злепко Н. В. П. Г. Чесноков в контексте культовых традиций рубежа XIХ–XX веков. 1996.

    Бакалавриат 

    1. Лямкина Н. В. Трактат Аристида Квинтилиана «О музыке» (книга I). 2010.
    2. Одинцова Д. А. Композиция «Фрагменты» Константина Илиева как образец болгарского музыкального авангарда. 2012.

    Магистратура 

    1. Лямкина Н. В. Трактат Аристида Квинтилиана «О музыке» (в трёх книгах). 2012.
    2. Одинцова Д. А. Творческий облик Константина Илиева (на примере Второй симфонии для духовых инструментов и композиции «Фрагменты»). 2014.

    Отзывы на научные работы 

    Отзыв официального оппонента на кандидатские диссертации:

    1. Полуэктова О. В. Китайская дворцовая музыка эпохи Тан из японских источников (структурно-аналитический аспект). – Новосибирская гос. консерватория, 1999.
    2. Алябьева А. Г. Проблемы звуковысотности и семантики в традиционной индонезийской музыке (гамелан и тембанг мачапат). – Новосибирская гос. консерватория, 1999. 3. И Нам Сун. Ладовая организация корейского песенного фольклора: ангемитоника. –Новосибирская гос. консерватория, 2004.
    3. Дашиева Л. Д. Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты. – Новосибирская гос. консерватория, 2007.
    4. Ярош О. В. Западно-европейский романтический принцип монотематизма в контексте теории метаморфоз И. В. Гёте. – Новосибирская гос. консерватория, 2010. 

    Отзыв официального оппонента на докторские диссертации

    1. Ларионова А. С. Проблема взаимодействия музыки и слова в якутском дьиэрэтиа ырыа. – Новосибирская гос. консерватория, 2005.
    2. Кыргыс З. К. Горловое пение как целостное явление традиционной музыкальной культуры тувинцев. – Новосибирская гос. консерватория 2007.
    3. Синельникова О. В. Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля. – Московская гос. консерватория, 2013. 

    Официальные отзывы на диссертации

    Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Резник И. Б. Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов. – Магнитогорская гос. консерватория, 2005.

    Отзывы на автореферат диссертации 

    1. Украинская А. В. Современная музыкальная критика и её влияние на отечественную культуру. – Саратовская гос. консерватория, 2006.
    2. Ванечкина И. Л. «Прометей» А. Н. Скрябина: проблема синтеза музыки и света. – Казанская гос. консерватория, 2006.

    Научно-организационная деятельность 

    Редакционная деятельность 

    1.Член редакционной коллегии издания «Алманах» – Национална музикална академия «Проф. Панчо Владигеров», София, България. Редактор русскоязычных статей.

    Научное редактирование 

    1. П. Ф. Рубцов. Методические указания по сольфеджио для студентов теоретико-композиторского факультета /Науч. ред. Александрова Л. В. – Новосибирск: Министерство культуры РСФСР, Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1979. 1,3 п. л.
    2. Напреев Б. Д. Так фуга или фугато?/ Науч. ред. Александрова Л. В. – Петрозаводск: Изд. ПетрГУ, 2014. – 6,0 п. л.
    3. Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр (сборник статей) /Ред.-составитель Александрова Л. В. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1994. 17,4 п. л.
    1. Вопросы музыкознания (сборник статей) /Ред.-составитель Александрова Л. В. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2008. Вып. 3. 19,1 п. л.
    2. Напреев Б. Д. Музыкальные тайны менуэта. /Науч. ред. Александрова Л. В. //Национална музикална «Проф. Панчо Владигеров», Алманах, Година 7 (2015): София, НМА П. Владигеров: Хайна, 2015. С. ?

    Научная и литературная редакция 

    1. Булева, Марияна. Городская песня Позднего болгарского возрождения и специфика музыкального мышления болгар во второй половине ХIХ века композиторов /Научная и литературная редакция Л. В. Александровой // Вестник музыкальной науки. –Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2013. Вып. 2. 0,7 п. л. С.109–122.
    2. Булева, Марияна. Об индивидуальных композиторских стилях болгарских классиков /Научная и литературная редакция Л. В. Александровой // Вестник музыкальной науки. – Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2015. Вып. 2(8) 0,75 п. л. С. 99–111.
    3. Карклисийский, Томи. Явления протожанровости, связанной с музыкой, в болгарском литературном творчестве /Научная и литературная редакция Л. В. Александровой // Вестник музыкальной науки. – Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2016. Вып. 0,75 п.л. (в печати).

    Редактирование статей для Энциклопедии Нов. Консерватории к 50-летию. – 2006.

    Редактирование статей для Энциклопедии Нов. Консерватории к 60-летию. – 2016 (в печати).


    Контактные телефоны:

    Тел. диссертационного совета: 8 383 222 02 42