Общие сведения:
доктор искусствоведения;
профессор;
член диссертационного совета Д 210.011.01 при Новосибирской консерватории (с 1997 г.);
профессор кафедры теории музыки и композиции.
В 1967 г. окончила теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории. В 1972 г. – окончила аспирантуру Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.
В 1973 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «О принципах симметрии в композиторской технике Б. Бартока» (Искусствоведение, № 17, 821, музыкальное искусство) (Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова), выполненную под руководством профессора Ю. Г. Кона.
В 1996 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект» — 17.00.02 — «Музыкальное искусство» (Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова).
Педагогическая деятельность
В течение 1967–1986 гг. преподавала на Кафедре теории музыки и композиции, с 1986 по 1993 гг. работала на Кафедре компьютеризации музыкального образования, с 1993 по 2022 гг. преподавала на кафедре композиции, с 2023 преподает на кафедре теории музыки и композиции.
Учебные курсы, читаемые в настоящее время и в предыдущие учебные годы на кафедрах Теории музыки, Композиции:
Гармония, Гармония музыки ХХ века (авторский курс), Полифония, Анализ музыкальных форм, Теория современной композиции.
Практика научного исследования (бакалавриат, специалитет и магистратура): Профессиональная и педагогическая подготовка (дипломные рефераты), Музыкальное исполнительство и педагогика (дипломные рефераты).
Сфера научных интересов:
Научно-исследовательская деятельность Л. В. Александровой связана с проблемами теории и истории музыки от античности до ХХI века (включая исследование музыки сибирских композиторов), с разработкой методологии системно-структурного подхода к музыкальному искусству, переводами и интерпретацией древнегреческих трактатов по теории музыки.
Кандидатская диссертация посвящена проблемам симметрии музыки ХХ века на примере техники композиции Б. Бартока.
Докторская диссертация исследует проблемы порядка и симметрии через призму логико-исторического подхода. Понятие логического, обусловленное предустановленной рациональной идеей мироздания и человеческого менталитета, связано с введением ряда логико-математических теорий – теории отношений, теории нечётких множеств и других, которые играют как оперативную, так и эвристическую роль. Применение этих теорий в сочетании с традиционным музыковедческим аппаратом позволило разработать собственные аналитические принципы, направленные на изучение музыкальных процессов — от звуковых микроструктур до масштабных форм — в их историческом развитии.
В период работы на Кафедре компьютеризации музыкального образования подготовила ряд научно-методических трудов, связанных с использованием компьютерных технологий, в частности, – учебное пособие в системе алгоритмов для «компьютерной гармонии», строгого стиля полифонии.
Публикации
Книги, брошюры, учебные пособия:
- Теория симметрии в произведении музыкального искусства (исследование): депонированная рукопись /Деп. ВНИО Информкультура 29.12.1986 г. – № 286. 5,0 п. л.
- Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект (монография). – Новосибирск, 1995. 22,0 п. л.
- Гармонический стиль музыки Б. Бартока. Лекция I. Звуковысотная организация. Мелодико-ритмические структуры. –Новосибирск, 2009. 2,3 п. л.
- Музыкальная акустика в трудах древних учёных: Лекция по античной теории музыки. – Новосибирск, 2009. 2,9 п. л.
- Математические основания древнегреческой теории музыки: Лекция по античной теории музыки. – Новосибирск, 2009. 2,3 п. л.
- Музыкально-астрономические представления древних греков: Лекция по античной теории музыки. – Новосибирск, 2016. 3 п. л.
Научные статьи
- О значении квартовой гармонии в сочинениях Б. Бартока //Научно-методические записки – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд. – 1970. 16,5 п. л. /1,3 п. л.
- О симметрии (тезисы) // Юбилейная научно-теоретическая конференция «Проблемы музыкального мышления и восприятия». – Ташкент, Ташкентская гос. консерватория им. М. Ашрафи, 1972. 4,7 п. л. / 0,1 п. л.
- Принципы симметрии в композиторской технике Б. Бартока (автореферат кандидатской диссертации). – Ленинград, Ленинградская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, 1972. 1,0 п. л.
- Про структурний принцип музичної мови творів Б. Бартока //Сучасна музика. – Киïв: Музична Украïна, 1973. 14,7 п. л. /1,5 п. л.
- О мелодико-ритмических структурах в музыке Б. Бартока // Вопросы музыкального формообразования: Сборник трудов // ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1980. – Вып. 46. 11,0 п. л. / 0,8 п. л.
- Тема современности в произведениях И. Бершадского и Г. Иванова (тезисы) // Современная тема в творчестве композиторов Сибири: Тезисы научно-практической конференции. – Новосибирск, 1982. 1,4 п. л. / 0,2 п. л.
- О тематическом и композиционном единстве Второй симфонии И. Бершадского Творчество композиторов Сибири: Межвузовский сборник трудов. – Новосибирск, 1983. – Вып. I. 10,0 п. л. / 1,0 п. л.
- Технические средства как метод активации музыкального обучения // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования: межвузовский сб-к трудов. – Новосибирск, 1986. – Вып. 4. 9,5 п. л./ 0,8 / В соавт. с В. Мазепусом и В. Цеханским.
- Музыкально-теоретическая система – концептуальная модель для построения интеллектуальной системы (тезисы) // Методология освоения интеллектуальных систем и вычислительной техники: Тезисы доклада на II Всесоюзной конференции по проблемам интеллектуальных систем. – Новосибирск, 1987. 16,0 п. л. / 0,1 п. л.
- Проектирование базы знаний для музыкально-экспертной системы (тезисы) // Методология освоения интеллектуальных систем и вычислительной техники: Тезисы доклада на II Всесоюзной конференции по проблемам интеллектуальных систем. – Новосибирск, 1987. 16,0 п. л. / 0,1 п. л. / В соавт. с А. Летичевским.
- Опыт применения теории нечётких множеств к гармоническому анализу музыкальных произведений //ЭВМ и проблемы музыкальной науки: Межвузовский сборник трудов. – Новосибирск, 1988. Вып. 7. 8,5 / 1,0 п. л.
- Взаимодействие количественных и качественных аспектов в музыкальных объектах и их оценка с позиций теории нечётких множеств // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Киев: Музична Украïна, 1989. 10,5 / 0,9 п. л.
- О формализации теории гармонии для музыкальной базы знаний // ЭВМ и проблемы музыкального образования: Межвузовский сборник трудов. – Новосибирск, 1989. Вып. 8. 10,0 п. л./1,0 п. л. (В соавт. с А. Летичевским).
- Музыкально-теоретическая система как основа формирования обучающих интеллектуальных систем // ЭВМ и проблемы музыкального образования: Межвузовский сборник трудов. – Новосибирск, 1989. Вып. 8. 10,0 п. л. /1,0 п. л.
- Психолого-дидактические тенденции в период формирования полифонического мышления: эстетика и наука // Вопросы теории и методики преподавания полифонии: Межвузовский сб-к трудов. – Новосибирск, 1989. – Вып. 12. 8,1 п. л. / 1,0 п. л.
- Особенности построения базы знаний для трёхканального музыкального компьютера (тезисы) // Электронная технология и музыкальное искусство: Тезисы докладов на Всесоюзной научной конференции. – Новосибирск, 1990. 4,5 п. л./ 0,1 п.л.
- Логические связи музыкальных тонов в исторических типах звуковысотных организаций // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр: Межвузовский сб-к трудов. – Новосибирск, 1995. 17,0 п. л /2,4 п. л.
- Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект (автореферат докторской диссертации). – Новосибирск, 1995. 2,0 п. л.
- Антисимметрия как категория порядка, её выразительные возможности // Теоретические концепции ХХ века: Материалы Всероссийской научной конференции 14–18 ноября 2000 г. – Новосибирск, 2002. 29,0 п. л. /1,0 п. л.
- Античная теория музыки в трудах российских учёных рубежа XIX–XX веков (статья) // Сборник статей, тезисов и тематических материалов. Культурологические чтения IV Регионального фестиваля «Эхо Эллады». – Новосибирск, 2001. 6,75 п. л. /0,4 п. л.
- Первая Дельфийская песня: речь и музыка // Музыкальная культура как мировое и музыкальное явление: Материалы Международной научной конференции 15–16 мая 2002 г. – Новосибирск, 2002. 17,2 п. л. /1,0 п. л.
- Порядок и хаос во временной и пространственной организации звуковысот в Пьесе для ударных «Таинственные соплеменники» Б. Тищенко // Сибирский музыкальный альманах–2002. – Новосибирск, 2004. 51,5 п. л. / 1,0 п. л.
- Никомаха из Герасы, пифагорейца, Руководство по гармонике, продиктованное на скорую руку. Гл. 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11 (включая древнегреческий текст) / Вступительная статья и Комментарий Л. В. Александровой, перевод Т. Г. Мякина и Л. В. Александровой // Сибирский музыкальный альманах–2004. – Новосибирск: Новосибирская гос- консерватория, 2007. 38,4 п. л. / 5,0 п. л. / Перевод в соавт. с Т. Г. Мякиным.
- Претворение концепции структурализма в пьесе для ударных «Таинственные соплеменники» Б. Тищенко //Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. – Уфа, 2007. 35,5 п. л./1,0 п. л.
- Никомаха из Герасы, пифагорейца, Руководство по гармонике, продиктованное на скорую руку (полная версия – гл 1–12) / Вступительная статья и Комментарий Л. В. Александровой, перевод Л. В. Александровой и Т. Г. Мякина // SCOLH. Философское антиковедение и классическая традиция: Журнал «Центра изучения древней философии и классической традиции». – Новосибирск: Новосибирский госуниверситет и Институт философии и права СО АН, 2009. – Том 3, вып. I.23,25 п. л. / 5,0 п. л. / Перевод в соавт. с Т. Г. Мякиным.
- Птолемеева «Музыка». Неаполитанские извлечения / Вступительная статья и Комментарий Л. В. Александровой, перевод Л. В. Александровой и Т. Г. Мякина // Сибирский музыкальный альманах–2005. – Новосибирск, 2009. 34,7 п. л. / 5,0 п. л. / Перевод в соавт. с Т. Г. Мякиным.
- «Русский авангард: концепция структурализма в Пьесе для ударных “Таинственные соплеменники” Б. Тищенко» // «Актуални явления в руската музика през последните десятилетия на ХХ – началото на ХХI век». – Национална музикална академия «Проф. Панчо Владигеров», София, България, 2009. 23,5 п. л. /1,0 п. л.
- Птолемеева «Музыка». Неаполитанские извлечения / Вступительная статья и Комментарий Л. В. Александровой, перевод Т. Г. Мякина и Л. В. Александровой//SCOLH. Философское антиковедение и классическая традиция: Журнал «Центра изучения древней философии и классической традиции». – Новосибирск: Новосибирский госуниверситет и Институт философии и права СО АН, 2012. – Том 6, вып.1. 17,5 п. л. / 3, 5 п. л. / Перевод в соавт. с Т. Г. Мякиным.
- Фактурно-оркестровые решения в «Фрагментах» К. Илиева // Алманах – Година 4.Национално-музикална академия «Проф. Панчо Владигеров». – София, България, 2012(4). 8,63 п. л. / 1,0 п. л. / В соавт. с Д. А. Одинцовой.
- Начала ритмики и метрики у Аристида Квинтилиана // Проблемы музыкальной науки: Российский научный специализированный журнал. – Уфа, 2013/2 (13). 30,0 п. л./ 0,5 п. л./ В соавт. с Н. В. Лямкиной.
- Музыкальное воспитание в трактате Аристида Квинтилиана «О музыке» // Алманах. – Година 5. Национална музикална академия «Проф. Панчо Владигеров», София, България, 2013(5). 17,8 п. л. /0, 7 п. л. / В соавт. с Н. В. Лямкиной.
- Александрова Л. «Кафедра композиции» // Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки – 50 лет. 2006. – С. 88–89.
- Александрова Л. «Кафедра композиции» // Энциклопедии Нов. Консерватории к 60-летию. – 2016 (в печати).
- Александрова Л. О моем учителе // Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки – 50 лет. 2006. – С. 195–196.
- Александрова Л. О моем учителе // Композиторская техника как знак. Сборник статей к 90-летию со дня рождения Юзефа Геймановича Кона. – Петрозаводск, 2010. – С. 30–33.
Руководство научными работами
Руководство кандидатскими диссертациями по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство.
- Соснова Наталья Григорьевна. Интервально-периодичные звуковысотные образования: структура, функциональность, фонизм, 2007.
- Джагарова Елена Алексеевна. Закономерности фонизма в осетинских героических песнях, 2008.
- Бурмистрова А. А. Французский мюзет: истоки, развитие, исполнительство, 2012.
- Лейпсон Л. В. – Парадигма музыкального материала в музыкальном искусстве рубежа ХХ–ХХI вв..
Научное консультирование докторских диссертаций
- Напреев Борис Дмитриевич. Оркестр и фуга: проблемы взаимодействия, 2005.
Руководство дипломными, бакалаврскими и магистерскими работами по специальности «музыковедение».
Специалитет
- Корнякова Т. С.. Особенности музыкального языка Б. Бартока в фортепианном цикле «Микрокосмос». 1976.
- Третьякова Н. Я. Особенности ладового раскрытия в процессе формообразования в фортепианных концертах Б. Бартока. 1976.
- Соснова Н. Г. О принципах организации формы в Сонате для двух фортепиано и ударных Б. Бартока. 1977.
- Бородина А. Ф. Явления вариантности и полифонии в Пятой симфонии А. Онеггера. 1988.
- Голдобина З. С. О роли мелодического начала в эволюции гармонии второй половины XIХ – начала XX веков. 1979.
- Чичеванова И. Н. Особенности воплощения темы ВАСН в творчестве композиторов XVII–XX веков. 1979.
- Гоц Т. А. Вопросы тематизма и его развития в инструментальных произведениях А. Г. Шнитке 70-х годов. 1980.
- Назарковская Н. В. Претворение интонационного строя фольклора в музыке С. Слонимского.1980.
- Зац Л. С. Особенности соотношения тональных и вариантных принципов развития в квартетах Б. Чайковского.1981.
- Мартьянова Т. В. Особенности концертной формы в произведениях Г. Иванова (Первый, Второй фортепианный и Виолончельный концерты).1981.
- Петриков С. М. Основы организации модификационных форм в творчестве Б. Тищенко. 1981.
- Гордеева В. И. Гармония в камерно-вокальном творчестве М. Мусоргского.1983.
- Деордиева И. Л. Принципы звуковысотной организации в вокальных циклах С, Слонимского «Песни вольницы», «Песни трубадуров», «Десять стихотворений А. Ахматовой». 1983.
- Жуков Ю. В. Закономерности ладотональной организации в Седьмой и Десятой симфониях М. Вайнберга.1983.
- Черных И. Б. Квартовая структура как этап эволюции гармонии. 1984.
- Рахманчук О. В. Явления остинатности в произведениях поздних романтиков. 1988. 17. Серебренникова Л. И. Истоки раннего творчества О. Мессиана.1990.
- Кожанкова Е. В. И. И. Фукс «Gradus ad Parnassum». Перевод с английского, Вступительная статья и комментарии.1990.
- Лейпсон Л. В. Звуковысотные и фонические принципы организации музыкальной ткани в произведениях А. Берга. 1991.
- Маточкина Л. Ш. К вопросу о синтетичности мышления Кш. Пендерецкого (на материале «Страстей по Луке»). 1991.
- Григорьева А. В. Особенности интерпретации звуковысотных периодичных образований в творчестве Листа, Мессиана, Бартока. 1993.
- Кайкова С. А. Формирование гармонических отношений в музыке Джезуальдо в свете ладовых процессов, акустических предпосылок и музыкальной риторики.1993.
- Злепко Н. В. П. Г. Чесноков в контексте культовых традиций рубежа XIХ–XX веков. 1996.
Бакалавриат
- Лямкина Н. В. Трактат Аристида Квинтилиана «О музыке» (книга I). 2010.
- Одинцова Д. А. Композиция «Фрагменты» Константина Илиева как образец болгарского музыкального авангарда. 2012.
Магистратура
- Лямкина Н. В. Трактат Аристида Квинтилиана «О музыке» (в трёх книгах). 2012.
- Одинцова Д. А. Творческий облик Константина Илиева (на примере Второй симфонии для духовых инструментов и композиции «Фрагменты»). 2014.
Отзывы на научные работы
Отзыв официального оппонента на кандидатские диссертации:
- Полуэктова О. В. Китайская дворцовая музыка эпохи Тан из японских источников (структурно-аналитический аспект). – Новосибирская гос. консерватория, 1999.
- Алябьева А. Г. Проблемы звуковысотности и семантики в традиционной индонезийской музыке (гамелан и тембанг мачапат). – Новосибирская гос. консерватория, 1999. 3. И Нам Сун. Ладовая организация корейского песенного фольклора: ангемитоника. –Новосибирская гос. консерватория, 2004.
- Дашиева Л. Д. Бурятский круговой танец ёхор: историко-этнографический, ладовый, ритмический аспекты. – Новосибирская гос. консерватория, 2007.
- Ярош О. В. Западно-европейский романтический принцип монотематизма в контексте теории метаморфоз И. В. Гёте. – Новосибирская гос. консерватория, 2010.
Отзыв официального оппонента на докторские диссертации
- Ларионова А. С. Проблема взаимодействия музыки и слова в якутском дьиэрэтиа ырыа. – Новосибирская гос. консерватория, 2005.
- Кыргыс З. К. Горловое пение как целостное явление традиционной музыкальной культуры тувинцев. – Новосибирская гос. консерватория 2007.
- Синельникова О. В. Творчество Родиона Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля. – Московская гос. консерватория, 2013.
Официальные отзывы на диссертации
Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Резник И. Б. Государственный социальный заказ в советском музыкальном искусстве 1930-х годов. – Магнитогорская гос. консерватория, 2005.
Отзывы на автореферат диссертации
- Украинская А. В. Современная музыкальная критика и её влияние на отечественную культуру. – Саратовская гос. консерватория, 2006.
- Ванечкина И. Л. «Прометей» А. Н. Скрябина: проблема синтеза музыки и света. – Казанская гос. консерватория, 2006.
Научно-организационная деятельность
Редакционная деятельность
1.Член редакционной коллегии издания «Алманах» – Национална музикална академия «Проф. Панчо Владигеров», София, България. Редактор русскоязычных статей.
Научное редактирование
- П. Ф. Рубцов. Методические указания по сольфеджио для студентов теоретико-композиторского факультета /Науч. ред. Александрова Л. В. – Новосибирск: Министерство культуры РСФСР, Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1979. 1,3 п. л.
- Напреев Б. Д. Так фуга или фугато?/ Науч. ред. Александрова Л. В. – Петрозаводск: Изд. ПетрГУ, 2014. – 6,0 п. л.
- Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр (сборник статей) /Ред.-составитель Александрова Л. В. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 1994. 17,4 п. л.
- Вопросы музыкознания (сборник статей) /Ред.-составитель Александрова Л. В. – Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2008. Вып. 3. 19,1 п. л.
- Напреев Б. Д. Музыкальные тайны менуэта. /Науч. ред. Александрова Л. В. //Национална музикална «Проф. Панчо Владигеров», Алманах, Година 7 (2015): София, НМА П. Владигеров: Хайна, 2015. С. ?
Научная и литературная редакция
- Булева, Марияна. Городская песня Позднего болгарского возрождения и специфика музыкального мышления болгар во второй половине ХIХ века композиторов /Научная и литературная редакция Л. В. Александровой // Вестник музыкальной науки. –Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2013. Вып. 2. 0,7 п. л. С.109–122.
- Булева, Марияна. Об индивидуальных композиторских стилях болгарских классиков /Научная и литературная редакция Л. В. Александровой // Вестник музыкальной науки. – Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2015. Вып. 2(8) 0,75 п. л. С. 99–111.
- Карклисийский, Томи. Явления протожанровости, связанной с музыкой, в болгарском литературном творчестве /Научная и литературная редакция Л. В. Александровой // Вестник музыкальной науки. – Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2016. Вып. 0,75 п.л. (в печати).
Редактирование статей для Энциклопедии Нов. Консерватории к 50-летию. – 2006.
Редактирование статей для Энциклопедии Нов. Консерватории к 60-летию. – 2016 (в печати).
Контактные телефоны:
Тел. диссертационного совета: 8 383 222 02 42