Пыльнева Лада Леонидовна

Pylnevaдоктор искусствоведения (2013);

доцент (2007);

Общие сведения: Окончила ТКФ НГК в 1996 году, аспирантуру в 2000 (класс проф. Т. С. Сорокиной), докторантуру — в 2010 (научн. консультант проф. Б. А. Шиндин).

Канд.диссертация «Симфония в творчестве Аскольда Мурова» (2000), докт.диссертация «Процессы формирования творчества композиторов Бурятии, Тывы и Якутии» (2013).

С 2000 года работаю на кафедре теории музыки, в 2009-2012 гг. – на кафедре муз.образования и просвещения, с 2012 года – на кафедре теории музыки. Доцент (2007).


Педагогическая деятельность

Учебные курсы, читающиеся на кафедре теории музыки Новосибирской консерватории: Сольфеджио, Гармония, Методология музыкознания.

Учебные курсы, читаемые в настоящее время и в предыдущие учебные годы на других кафедрах и в Музыкальном колледже НГК: Музыкальная культура Сибири (История музыкальной культуры Сибири), Архивно-библиографическая практика, Основы редактирования, Редакторская практика, Анализ музыкальных произведений, Слушание музыки. Руководство рефератами по специальностям «Музыкальное исполнительство и педагогика», «Профессиональная и педагогическая подготовка».

Сфера научных интересов: Музыкальная культура Сибири, творчество композиторов Сибири, академическое искусство региона.


Публикации

Книги, брошюры, учебные пособия и программы

  1. Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы и Якутии: Монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013. – 476 с. (25,0 п.л.)
  2. Процессы становления творчества композиторов Бурятии, Тывы и Якутии: автореф. … д-ра искусств. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2013.  50 с. (2, 5 п.л.)
  3. Музыкальная культура Сибири от походов Ермака: XVI-XVII века. XIX век. Музыкальное искусство конца XIX века – первой половины XX века // Музыкальная культура Сибири : уч-метод. Пособие для чащихся дет. муз. школ и дет. школ искусств. Новосибриск, 2012. С 178 – 204. (1, 0 п.л.)
  4. Симфония в творчестве Аскольда Мурова: автореф. … канд .искусств. Новосибирск, 2000.  24 с. (1.п.л.)
  5. Ю. П. Юкечев: жанровый обзор, периодизация, электронные композиции. Лекция по курск «ИМКС» (для магистрантов). Новосибирск, 16 с. (0,7 п.л.)
  6. История музыкальной культуры Сибири. Программа для магистрантов. Новосибирск, 2006. 36с. (1,5 п.л.)

Научные статьи

  1. Традиции Д. Шостаковича в симфониях А. Мурова // Шостакович и мировая культура: Тезисы Верос. Науч.-практ. конф. Красноярск, 1997. С. 63 – 65. (0,25 п.л.)
  2. Эволюция жанра симфонии в творчестве А. Мурова // Художественные жанры: история, теория, трактовка. Вып.2: Музыкальное искусство. Красноярск, 1997. (0,75 п.л.) (В соавт.: Т.С. Сорокина).
  3. Исповедь нашего современника // Музыкальная академия. 1999. № 4. 88 – 93. (1,0 п.л.)
  4. Кантата А. Мурова «Русские Портреты» (к 150-летию восстания на Сенатской площади) // Пушкин и русская художественная культура: материалы Науч. конф. Новосибирск, 1999. С. 220 – 228. (0,5 п.л.)
  5. Духовно-этические проблемы в симфониеском творчестве Аскольда Мурова // Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры. – Астрахань, 1999. – С. 34 – 35. (0,2 п.л.)
  6. Особенности программного мышления А. Мурова // Проблемы музыкознания. Вып. 1. Новосибирск, 2000.  С.159 – 176. (1,0 п.л.)
  7. Неоромантические тенденции в творчестве Аскольда Мурова // Франц Шуберт и художественная культура романтизма: материалы Всерос. Науч.-практ.конф. Красноярск, 2000. С. 103 – 105. (0,25 п.л.)
  8. Научная и просветительская деятельность Олега Иосифовича Куницына в Бурятии // Материалы конф. Проблемы современности в музыкознании и музыкальной критике. К 100-летию со дня рожднеия И. И. Соллертинского 13-14 ноября 2002 года. Новосибирск, 2007. С. 289 – 293. (0,4 п.л.)
  9. К юбилею Якова Наумовича Файна // Сибирский музыкальный альманах. Новосибирск, 2002. С.294 – 297. (0,35 п.л.)
  10. К вопросу изучения композиторского творчества на территории Сибири и Дальнего Востока // Наука и художественное образование: Материалы всероссийской научно-практической конференции, посв. 25-летию КГАМиТ. Красноярск, 2003. (0,3 п.л.)
  11. К вопросу формирования национальных композиторских школ на территории Сибири // «Актуальные проблемы музыкальной науки»: материалы всерос. конференции — Челябинск, ЧГАКИ, 2005 (0,3 п.л.)
  12. Принципы отбора материала в курсе «История музыкальной культуры Сибири» «Актуальные проблемы музыкальной науки» — ЧГАКИ, 2003. (0,25 п.л.)
  13. The church genres in creativity of Askold Murov (Церковные жанры в творчестве Аскольда Мурова Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Новосибирск, 2004. (0,5 п.л.)
  14. Симфоническое творчество Сибирских композиторов // Традиции и современность: музыкальное искусство: Из глубины столетий в век XXI. – Томск, 2005. (0,25 п.л.)
  15. Симфонические сочинения в творчестве композиторов Сибири и Дальнего Востока (4090-е гг. ХХ в.) // Вопросы современного музыкознания: Межвузовский сб. науч. трудов. Челябинск, 2006. Вып. 2. С. 75 – 84. (0,5 п.л.)
  16. Национальные композиторские школы сибирского региона: периодизация и жанры // Евразийское пространство: состояние, перспективы развития: Материалы междунар. науч. конф. 2008 г. Новосибирск: Архивариус-Н, 2008. С. 89 – 96. (0,5 п.л.)
  17. Проблемы интерпретации вокальных сочинений композиторов сибирских национальных школ // Композитор в современном мире: Материалы Всерос. научн. конф. «Актуальные проблемы современного композиторского творчества» 11–12 ноября 2008 г. Красноярск, 2008. С. 114 – 120. (0,3 п.л.)
  18. Национальные композиторские школы Сибири: к постановке проблемы // Гуманитарные науки в Сибири. 2008. № 3. С. 113 –116. (0,5 п.л.)
  19. Проблемы периодизации национальных композиторских школ в Сибири: к постановке проблемы // Отечественная музыка как историко-культурное и художественное явление: Сб. материалов Всерос. науч. конф. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2008. С. 265 – 279. (0,75 п.л.)
  20. Проблемы становления вокального искусства в регионах формирования сибирских национальных композиторских школ // Проблемы развития сибирской школы академического пения: Сб. докладов межрегиональной науч.-практ. конф. «Перспективы развития сибирской школы академического пения» (11–17 ноября 2008 г.). Новосибирск, 2008. С. 47 – 51. (0,5 п.л.)
  21. Процессы межкультурных взаимодействий в Сибири в XVI – XIX веках // Сибирский музыкальный альманах, 2008. Новосибирск, 2011. С. 139 – 154. (1,5 п.л.)
  22. Произведения Аскольда Мурова в контексте творчества композиторов Сибири // Материалы междунар.конф. «Муровские чтения». – Новосибирск, 2009. 21 — 23. (0,25 п.л.)
  23. Сочинения для музыкального театра в творчестве композиторов Сибири Театр и музыка в современном обществе: материалы IV междунар. симпоз. – Красноярск, 2009. – Т.1. (0,3 п.л.)
  24. Черты традиционной культуры Бурятии в национальной композиторской музыке // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. Вып. 10. С. 51 – 55. (0,6 п.л.)
  25. Историографические проблемы изучения национальных композиторских школ Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. № 3. С. 92 – 96. (0,5 п.л.)
  26. Аскольд Муров: штрихи к портрету// Музыкальная академия. -№1. (0,5 п.л.)
  27. Об изучении творчества композиторов Бурятии, Якутии и Тувы // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 2(9). С. 111 – 115. (0,6 п.л.)
  28. Специфика формирования национальной композиторской школы Бурятии и поиск методов ее исследования // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. Вып. 10. С. 34 – 39. (0,6 п.л.)
  29. Социальные аспекты формирования музыкальной жизни современного города (на примере г. Улан-Удэ) // Музыкальная культура города как художественная и социальная проблема: Сб. материалов науч.-теорет. конф. (11–14 апреля 2011 г.) Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2011. С. 32 – 43. (0,6 п.л.)
  30. Творчество композиторов Бурятии, Тувы и Якутии как репрезентант национальных культур // Россия – Азия: ценностные установки и социальный опыт: Сб. науч. статей по результатам работы междунар. науч. конф. (16–19 июня 2011 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. Вып. 4. С. 56 – 61. (0,65 п.л.)
  31. Деятельность российских композиторов в национальных республиках Сибири: типы межкультурных взаимодействий // Музыкальные деятели Ленинграда и Новосибирска в годы Великой Отечественной войны. К 110-летию со дня рождения И.И. Соллертинского: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск: Новосиб. Гос. консерватория им М. И. Глинки, 2012. С. 189 – 200. (0,6 п.л.)
  32. Музыкальная культура Бурятии, Тувы и Якутии в 1990–2000-е гг. // Идеи и идеалы. 2012. № 1(11). Т. 2. С. 137 – 144. (0,6 п.л.)
  33. О раннем этапе творчества композиторов в республиках Сибири // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. № 4(25). С. 31 – 38. (0,85 п.л.)
  34. Связь с традициями буддизма в «Бурят-монгольских духовных песнопениях» Ц.И. Ирдынеева // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. Вып. 10. С. 32 – 37. (0,7 п.л.)
  35. Трансформация жанров оперы и балета в творчестве якутских композиторов // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. № 1(22). С. 22 – 28. (0,6 п.л.)
  36. Проблема школы в творчестве композиторов Бурятии, Тывы и Якутии // Вестник музыкальной науки. 2013. №1. С.57 — 64. (0,7 п.л.)
  37. Национальная культура Бурятии и ее проявление в музыкальном искусстве // Вестник Бурятского государственного университета.   Вып. 10.  С. 43 – 48 (0,6 п.л.)
  38. «Диалог» как фактор развития сибирского музыкального искусства: к проблеме тождества и различия культур // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск, 2014. № 2(4). С. 73 – 80. (0,6 п.л.)
  39. Изучение музыкальной культуры Сибири: проблемы систематизации материала // Байкальские встречи : Историко-культурное наследие региона как фактор социально-экономического развития : материалы междунар. науч.-практ. конф., 11-13 сент.2014 г., Улан-Удэ. – Улан-Удэ : Изд.полиграф. комплекс ФГБОУ ВПО ВСГАКИ, 2014. С. 555 — 562. (0,5 п.л.)
  40. Круглый стол «Информационная база “Музыкальная культура Сибири”» // Вестник музыкальной науки. Новосибирск, 2015. – № 2(8). С. 61–73. (1,0 п.л., в соавт. Б. А. Шиндин, К. М. Курленя, Н. В. Леонова, Г. Б. Сыченко, О. А. Светлова, Ю. В. Антипова).
  41. Буддизм в культуре Бурятии: современное состояние // Bестник музыкальной науки. 2015. №3(9). С. 73-81. (0,75 п.л.)
  42. Традиционные жанры в творчестве композиторов Бурятии, Тувы и Якутии // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2016. № 2(40). С. 53 – 61. (1,05 п.л.)
  43. Музыкальная культура сибирских городов в контексте культурных влияний // Вестник музыкальной науки. № 4. 2016. С. 85 — 93. (0,8 п.л.)

Руководство научными работами

Руководство дипломными и магистерскими работами по специальности «музыковедение»

  1. Ткаченко И.О. (Конева). Творчество Ю. П. Юкечева на примере крупных инструментальных и электронных сочинений (Дипл.работа, 2005).
  2. Капытина Т.Н. Творчество Олега Проститова на примере крупных инструментальных сочинений. (Дипл.работа, 2009).
  3. Шилов С.С. Произведения сибирских композиторов для народных инструментов: опыт ситематизации. (Дипл.работа, 2016)

Отзывы на научные работы

Официальные отзывы на диссертации

  1. Стенюшкина Т.С. «Народно-певческое исполнительство в социокультурном пространстве России»

Отзывы на авторефераты диссертаций

  1. Матюшонок И.А. «Соната для скрипки и фортепиано в отечественной музыке второй половины ХХ века» (кандидатская диссертация)
  2. Пронина А.Н. «Формирование органной культуры в Сибири: XIX – первая треть XX в.» (кандидатская диссертация)

Научно-организационная деятельность

  1. Подготовка конференций, связанных с сибирской тематикой (2001, 2003, 2011)

Редакционная деятельность

  1. Редактирование материалов книги «Аскольд Муров: Музыка. Сибирь. Эпоха».
  2. Работа по рецензированию статей по тематике «Сибирское краеведение» в журнале «Вестник музыкальной науки»