ТОСИН СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ

композитор, музыковед, кампанолог;

доктор искусствоведения (2010);

профессор (2023);

лауреат всероссийского и международных конкурсов композиторов (2012, 2016, 2017);

член Союза композиторов России (1989);

член-корреспондент Российской академии естествознания (2013);

действительный член Ассоциации колокольного искусства России (1989);

профессор кафедры теории музыки и композиции Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

 

Общие сведения

Выпускник Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова по классу композиции профессора А.Д. Мнацаканяна, ученика Д.Д. Шостаковича. По окончании вуза, в 1981 г., приехал в Новосибирск и приступил к работе в качестве художественного руководителя эстрады Новосибирской гос. филармонии. Тогда же началась и педагогическая деятельность музыканта в Новосибирской консерватории.

В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Русская звонница: Конструктивные особенности и вопросы исполнительства» (17.00.02 — Музыкальное искусство), выполненную под руководством профессора С.П. Галицкой.

В 2010 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Колокольный звон в России: Традиция и современность» (17.00.02-17 — Музыкальное искусство), научный консультант профессор Б.А. Шиндин.

 

Педагогическая деятельность

В НГК преподавал на нескольких кафедрах — теории музыки (1981-1984), народных инструментов (1990-2008) и композиции (1984-1990, 2008-2022). Вел следующие учебные курсы: «Сочинение», «Инструментовка», «Чтение оркестровых партитур», «Народные музыкальные инструменты», «Сочинение, аранжировка и обработка народных мелодий», «Основы хорового письма», «Хоровая аранжировка». С 2023 г. работает на кафедре теории музыки и композиции. Ведет курсы: «Сочинение», «Инструментовка», «Основы хорового письма», «Хоровая аранжировка».

Параллельно с педагогической деятельностью в НГК композитор ряд лет преподавал в Новосибирском государственном педагогическом университете (2001-2009). На факультете культуры и дополнительного образования осуществлял руководство дипломными работами (около 40) и вел дисциплины: «Полифония», «История музыки», «Народные музыкальные инструменты».

 

Творческая деятельность

Композиторское творчество С.Г. Тосина характеризуется многообразием направлений и жанров. В его сочинениях соединяются разные музыкальные стили — от барокко до джаза и рока, от древнерусского церковного пения и традиционной музыки Востока до новейших элитарных стилей. Он пишет музыку для различных сольных инструментов, хора, симфонического и народного оркестров, инструментальных и вокальных ансамблей. С.Г. Тосин является единственным в России профессиональным композитором, регулярно пишущим для карильона — западноевропейского монументального музыкально-колокольного инструмента. Мировая премьера его первого карильонного сочинения «In memoriam» состоялась в 1995 г. на Международном фестивале в Берлине, посвященном 50-летию окончания II Мировой войны. В числе наиболее значительных произведений — органный цикл «Строки Аполлинера», «Sinfonia ternario con “punctum”» и «Sub specie aeternitatis» для симфонического оркестра, хоровые концерты «Spirituals Concertо» и «Concerto non accademia», концерт для баяна и струнного оркестра «Arcangelo», концерт-симфония для баяна и ОРНИ «Aescis». Некоторые сочинения создавались композитором специально для педагогов и творческих коллективов Новосибирской консерватории.

Произведения автора звучат в разных городах России (Барнауле, Владивостоке, Красноярске, Новосибирске, Томске, С.-Петербурге, Москве) и за рубежом — в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Китае, Нидерландах, Польше, США, Франции. Музыкальное творчество композитора привлекает внимание слушательской аудитории и специалистов. Его опусы фигурируют в музыковедческих трудах — научных статьях, диссертациях. Отдельные сочинения представлены в фондах Новосибирского радио, опубликованы рядом нотных и звукозаписывающих издательств.

 

Научная и общественная деятельность

С.Г. Тосин — один из пионеров новой в России науки — музыкальной кампанологии, авторитетный специалист в области истории и теории русской традиции колокольного звона. Особое место в его научно-практической работе занимают натурные исследования православных звонниц. Всего  им изучено и описано более 70 объектов в различных регионах нашей страны и Греции. Проблемы кампанологии освещаются ученым в многочисленных научных статьях, а также в монографиях: «Колокола и звоны в России» (1998 и 2002 гг.), «Звонница на рубеже тысячелетий» (2003), «Вновь зазвонят колокола» (2005), «Многовещий звон колоколов» (2014), «Традиция русского колокольного звона» (2021). Им опубликован также ряд книг на другие музыкальные темы — «Звездный мир» (1993), «Семь семерок» (2004), «Факультет народных инструментов Новосибирской консерватории» (2006). В общей сложности насчитывается около 70 публикаций, в числе которых 9 монографий и 19 ВАК-статей.

В 1980-е гг., помимо собственно творческой и научно-исследовательской деятельности, С.Г. Тосин  ведет активную музыкально-публицистическую и просветительскую работу: выступает со статьями в прессе, с публичными лекциями и авторскими программами на местном радио. Главными темами выступлений становятся колокольно-звонная традиция и молодежная массовая музыкальная культура. Особой популярностью среди слушателей в те годы пользуется его «Рок-факультет» — первая и единственная в СССР радиопрограмма о рок-музыке. Начиная с 1990-х гг. в качестве члена жюри композитор участвует в музыкальных (композиторских, звонарских и эстрадных) конкурсах различных уровней — от регионального до международного. Сотрудничает с выдающимися отечественными и зарубежными музыкантами — композиторами В. Шаинским и В. Екимовским, дирижером и художественным руководителем московского театра «Новая Опера» Е. Колобовым, карильонером Дж. Боссиным (США). В 2000-х гг. он более 15 лет входит в состав Правления Сибирской организации Союза композиторов России (2001-2018), а также является членом Диссертационного совета при НГК (2011-2022). Последние годы музыкант отдает предпочтение научно-исследовательской и издательской деятельности.

 

Награды:

— Орден Екатерины Великой «За служение науке и просвещению» (2015, Москва);

— медаль имени профессора М. Н. Мельникова (2002, Новосибирск);

— Памятный знак «За труд на благо города» в честь 115-летия со дня основания г. Новосибирска (2008, Новосибирск);

— Почетная грамота губернатора Новосибирской области «За вклад в развитие музыкального искусства области, плодотворную педагогическую и просветительскую деятельность» (2003, Новосибирск);

— Почетная грамота мэра Новосибирска «За большой вклад в развитие музыкальной культуры Сибири» (2002, Новосибирск);

— Почетная грамота Комитета по культуре и искусству мэрии г. Новосибирска «За многолетнюю плодотворную творческую деятельность, большой вклад в развитие музыкальной культуры Новосибирска» (2003, Новосибирск);

— Благодарственное письмо Министерства культуры Новосибирской области «За личный вклад в развитие музыкальной культуры Новосибирской области, высокий профессионализм, педагогическую деятельность» (2022, Новосибирск);

— Государственная стипендия Министерства культуры РФ и Союза композиторов России (2021, Москва);

— Почетная грамота Ассоциации колокольного искусства России «За научно-творческие достижения в области колокольного искусства» (1999, Москва)

 

Основные сочинения:

  • Соната для фортепиано, одночастная (1976)
  • Строки Аполлинера, 3 поэмы (соната) для органа (1982)
  • Сибирские шуточные, три обработки народных песен для смешанного хора a cappella (1985)
  • Magical Tour, кантата-рапсодия для тенора, женского хора и фортепиано на темы «Битлз», в 5-ти чч. (1987)
  • Композиции для баяна: Quaternion (1987), Apokryph (1988), Plagioklasis (1990)
  • Spirituals Concerto, концерт для женского хора и фортепиано в 4 руки, в 6-ти чч. (1989)
  • Concerto non accademia, концерт для солистов и хора a cappella, в 6-ти чч. (1990)
  • Caterwaul, концерт для солистов, хора и фортепиано на темы мюзикла Э.Л. Уэббера «Cats», в 5-ти чч. (1992)
  • Webber Passion, концерт для солистов, хора и фортепиано на темы из рок-оперы Э.Л. Уэббера «Jesus Christ Superstar», в 8-ми чч. (1992)
  • Вариации-интермедии на трезвучие ре мажор, для фортепиано (1993)
  • Ave Maria, композиция для кларнета и струнного орк. (1993)
  • Remakes, триптих для ансамбля скрипачей и фортепиано на темы «Битлз» (1995)
  • Composition (In memoriam…), композиция для карильона (1995)
  • Стойкий оловянный солдатик, сюита для ансамбля ударных инструментов, в 4-х чч. (1996)
  • Musica da camera №2, камерный концерт для фагота, баяна и фортепиано, в 2-х чч. (1999)
  • Aescis, концерт-симфония для баяна, щипковых и ударных, в 4-х чч. (2000)
  • Arcangelo, концерт для баяна и большого струнного орк., в 3-х чч. (2002)
  • Musica da camera №4 («Звукомания), камерный концерт для ансамбля любых голосов на разные лады, в 3-х чч. (2003)
  • White Composition, композиция для карильона (2004)
  • Musica da camera №5 («Рыба!»), камерный концерт для музыкальных и немузыкальных инструментов, в 4-х чч. (2004)
  • Sub specie aeternitatis, композиция для симфонического оркестра (2012)
  • Разное, кантата для женского хора и фортепиано (2023).

 

Публикации музыкальных произведений:

  1. Quaternion. Композиция для баяна. Исп. Г. Черничка // Геннадий Черничка (баян). – Л.: Мелодия, 1989. – С 90 28825 001.
  2. Любовь ушла. Песня на ст. А. Дементьева // Жаворонки. Сб. песен. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990. – С. 58-63.
  3. Экзерсис. Дуэт для домры и фортепьяно // Альбом для юношества: Произведения для трехструнной домры. – М.: Музыка, 1996. – Вып. 5. – С. 25-31.
  4. Remakes. Триптих для ансамбля скрипачей и фортепьяно на темы «Битлз». – Новосибирск: Окарина, 2001. – 25 с.
  5. Remakes. Триптих для ансамбля скрипачей и фортепьяно на темы «Битлз». 2-е изд. – Новосибирск: Окарина, 2006. – 25 с.
  6. Композиции для баяна. – Новосибирск: Окарина, 2006. – 28 с.
  7. Сибирские шуточные. Три обработки народных песен для смешанного хора без сопровождения / С. Г. Тосин. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2017. – 24 с.
  8. Sub specie aeternitatis. Композиция для симфонического оркестра / С. Г. Тосин. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2019. – 24 с.
  9. Spirituals Concerto. Концерт для женского (детско-юношеского) хора и фортепиано в 4 руки. I и II чч. / Хоровая лаборатория. XXI век [Ноты]: Музыка для детей и юношества. – Вып. 8. – Ч. 2 / сост. И. В. Роганова. – Спб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2017. – С. 25-37.
  10. Spirituals Concerto. Концерт для женского (детско-юношеского) хора и фортепиано в 4 руки, в 5-ти чч. / С. Г. Тосин. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2020. – 64 с.
  11. Композиции для баяна. 2-е изд., доп. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2021. – 32 с.
  12. Вариации-интермедии на трезвучие ре мажор, для фортепиано // Сибирский альбом: сборник фортепианных пьес сибирских композиторов: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2021. – С. 137-152.
  13. Sonata, для фортепиано // Сибирский альбом: сборник фортепианных пьес сибирских композиторов: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2021. – С. 153-160.
  14. Соната, для фортепиано. Исп. Т. Черничка // Музыка Сибири. К 80-летию Сибирской композиторской организации (5 CD). – Новосибирск: Сибирская организация Союза композиторов России, 2022.
  15. Ave Maria, для кларнета и струнного оркестра. Партитура и переложения для разных инструментов: учебное пособие / С.Г. Тосин. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2023. — 60 с.

 

Избранная библиография:

  • Авт. колл. От сердца к сердцу. Музыкальная культура Новосибирска // История города: Новониколаевск – Новосибирск. Исторические очерки. Новосибирск: Изд. дом «Историческое наследие Сибири», 2005. T. I. С. 637.
  • Авт. колл. НГК. Тосин Сергей Геннадьевич // Новосибирская консерватория – 50 лет. Энциклопедический словарь. – Новосибирск, 2006. – С. 260-261.
  • Аронова Е. Графические образы музыки. – Новосибирск, 2001. – С. 133, 134, 140, 141, 150, 154.
  • Гончаренко С. Сибирская композиторская организация // Музыкальная культура Сибири. – Новосибирск, 1997. – Т. 3, кн. 2. – С. 280-281.
  • Гончаренко С. Тосин Сергей Геннадьевич // Сибирская композиторская организация. 1942-2002. – Новосибирск, 2002. – С. 88-91.
  • Гончаренко С. С. Тосин Сергей Геннадьевич // Сибирская композиторская организация: Нам – 70 лет! – Новосибирск: СО СК России, 2013. – С. 63–65.
  • Лесовиченко А. М. Композитор Сергей Тосин в свете постмодернизма // Лесовиченко А. М. Труженики музыкальной нивы. – Новосибирск, 2004. – С. 13–18.
  • Мальцев С. А. Новосибирский кампанолог // Мальцев С. А. Колокольные звоны в лицах. – Ростов Великий: Рыбинский дом печати, 2015. – С. 158–169.
  • Молчанов А. С. Категоризационные аспекты композиторского мышления (на примере творчества новосибирского композитора Сергея Тосина) // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск: НГК, 2013. – №1. – С. 65–69.
  • Молчанов А. С. От звука к аккорду. Авангардные стратегии в музыке новосибирских композиторов второй половины ХХ в. // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск: НГК, 2021. – №1. – С. 5-16.
  • Пыльнева Л. Л. Сергей Тосин: творческие подходы современного композитора // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Нижний Новгород: Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2018. – №1 (47). – С. 32–38.
  • Пыльнева Л. Л. Творчество С. Г. Тосина: поиски музыкальных и немузыкальных решений // Вестник музыкальной науки. – Новосибирск: НГК, 2021. – Т. 9, №4. – С. 84-95.
  • Тосин С. Г. Семь семерок. Автоочерк. – Новосибирск: Агро-Сибирь, 2004. – 92 с.
  • Bossin J. Looking into Clouds Two Decades of New Music for the Carillon in Berlin-Tiergarten // Carillon – the Historical Instrument for the Future. XV World Carillon Congress. Congress book. – Gdansk, 2006. – P. 63–72.
  • Bossin J. Carillon in Siberia // Carillon news. – Newsletter of the Guild of Carilloneurs in Noth America, 2017. – No. 97 April. – P. 19, 23.