Юрий Павлович Юкечев

Юкечев-2Юрий Павлович Юкечев– композитор, председатель СО СК РФ (с 1996), заслуженный деятель искусств РФ (1996), профессор (1998) кафедры композиции НГК. В 1997 г. мэрией г. Новосибирска удостоен звания «Человек года».

В 1970 г. окончил теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории по классу композиции профессора О. А. Евлахова. С 1970 г. работает в НГК, руководит творческой мастерской классической композиции, импровизации, электронной музыки и авангардного джаза. Воспитал ряд композиторов, занимающихся творческой и педагогической работой во многих городах России, лауреатов и дипломантов международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов. В их числе О. Лазаревский, А. Новиков, Г. Смирнов, О. Чистохина, Г. Зайцев и др. Среди учеников Юрия Павловича первый профессиональный композитор Якутии, заслуженный деятель искусств Республики Саха, председатель правления СК Республики Саха З. К. Степанов; председатель Дальневосточной организации СК РФ А. В. Новиков; члены СК РФ А. Я. Дериев, О. М. Сереброва, Р. С. Столяр, С. П. Москаев и др.

Юрий Павлович Юкечев – автор более 300 произведений. Его музыка исполняется в Англии, Германии, Франции, Болгарии, Бельгии, Дании, Финляндии, Швеции, Чехословакии, в 1995 г. с успехом прошли авторские концерты в США. В творчестве Ю. присутствуют три жанрово-стилевых направления: академические жанры хоровой и камерно-инструментальной музыки, импровизационная музыка, электронная музыка. В сфере импровизационной музыки, не порывая с традиционной композицией, синтезируется стилистика джазовой импровизации в различных ее проявлениях, от традиционного до авангардного, с богатой вариационно-комбинаторной техникой и панмодальной гармонией профессиональной музыки XX века. Импровизационное начало вводится и в классические композиционные формы (трио «Памяти И. И. Соллертинского»). В сфере электронной музыки синтезатор становится важным компонентом произведений, а нередко – и единственным выразителем идей композитора. Ю. Юкечев активно работает в жанре музыкальной фотоновеллы – синтез фото и аудиокомплексов. Создано свыше 50 произведений, среди которых «Рим», «Флорентийские вариации», «Прощание с Венецией», «Голландский калейдоскоп», «Испанский дневник», «Венская мозаика, или Рождение вальса».

Основные сочинения: опера «Сказание о людях тайги»; балеты «Комиссар», «Шаман и Венера» (для голоса, рояля и синтезатора), «Обская легенда»; кантаты «Рубайят» для хора а cappella на стихи О. Хайяма, «Песня над озером» для хора, кларнета, рояля и ударных на стихи корейских поэтов, «При свече» для хора a cappella; для симфонического оркестра – Симфония, поэма «Пляски осенние» для рояля с оркестром; для ОРНИ – Симфония, Концерт-симфония для голоса и ОРНИ; Концерт для кларнета с ОРНИ. Концерт для скрипки, 18 духовых и ударных; фортепианные трио; струнные квартеты; Concerto piccolo для домры и рояля; «Готово сердце мое» кантата на тексты псалмов Давида; «Симфония о России»для чтеца и синтезаторов на стихи Д. Брауна; «Absolvo te» (страницы из Фауста) для синтезаторов; «Magnum opus» (сны Дон Жуана) для рояля, синтезаторов и ударных; «Господь есть Дух» для смешанного хора; «Гимн-концерт» для двух хоров, солистов и оркестра; Пять джазовых композиций для саксофона и рояля; для рояля и ударных – «Холокост», «Путь Рериха»; электронная и электронно-акустическая музыка – «Adieu, 1999», «TN 8-03-99», «Millenium» для рояля, синтезаторов и ударных; музыка к драматическим спектаклям (всего около 60) и т. д.

Дискография: «Siberian 4», «Untitled», «Document (Russian Jazz-80)», London, Leo Records; «My Heart Is Ready», Hellicon Classics, N.Y., USA.

 

(По материалам заметки С. С. Гончаренко)

Лит.: Гончаренко С. С. Творчество композиторов Новосибирска // Музыкальная культура Новосибирска. – Новосибирск, 2005. – С. 619–638;Гончаренко С. С. Служение созиданию // Композиторы Новосибирска, 1996. – С. 18–31; Файн Я. Н. Инструмент новый, проблемы старые, музыка – вечна (о «Фауст-композиции» Ю. Юкечева) // Фауст-тема в музыкальном искусстве и литературе. – Новосибирск, 1997. – С. 266–279; Пыльнева Л. Л. Ю. П. Юкечев: Жанровый обзор, периодизация, электронные композиции. Лекция по курсу «История музыкальной культуры Сибири». – Новосибирск, 2006. – 14 с.