Всероссийская научная конференция «Музыкальная культура Сибири», посвященная 100-летию со дня рождения А.М. Айзенштадта, 80-летию со дня рождения Б.А. Шиндина и юбилейному году Сибирской организации Союза композиторов России

16–17 февраля 2022 года

Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки

Сибирская организация Союза композитов РФ

проводят

Всероссийскую научную конференцию «Музыкальная культура Сибири», посвященную 100-летию со дня рождения А.М. Айзенштадта,

80-летию со дня рождения Б.А. Шиндина

и юбилейному году Сибирской организации Союза композиторов России

Участники и темы сообщений О конференции

16 февраля, среда 10.00 (новосибирское время)
Конференц-зал Новосибирской
государственной консерватории имени М.И. Глинки
Приветственное слово
ректора Новосибирской государственной консерватории
имени М.И. Глинки,
кандидата искусствоведения, доцента
Жанны Алийевны Лавелиной

 

СЕКЦИЯ 1.
К 100-летию со дня рождения А.М. Айзенштадта
Модератор – Леонова Наталья Владимировна,
кандидат искусствоведения, профессор


Айзенштадт Сергей Абрамович
доктор искусствоведения, профессор Дальневосточного государственного института искусств

Мой отец Александр Миронович Айзенштадт


Леонова Наталья Владимировна
кандидат искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Новосибирский период научной деятельности А.М. Айзенштадта


Адыгбай Чечек Ондаровна
кандидат философских наук, религиовед, независимый исследователь
Карелина Екатерина Константиновна
доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, заслуженный
деятель искусств Республики Тыва

Музыка в буддийской традиции Тувы

 

Ларионова Анна Семеновна
доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирской организации Российской академии наук, Отдел фольклора и литературы, профессор Высшей школы музыки РС (Якутия) имени В.А. Босикова

Полевые исследования М.Н. Жиркова (к 130-летию со дня рождения)

 

Шахов Павел Сергеевич
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора фольклора народов Сибири Института филологии Сибирского отделения Российской академии наук

О мордовских коллекциях Красноярского края (2009, 2012), хранящихся в Архиве традиционной музыки Новосибирской консерватории

 

Халтанова Александра Дмитриевна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Высшей школы музыки РС (Якутия) имени В.А. Босикова

Бумажный архив Эдуарда Алексеева. К вопросу систематизации документов

 

Исмагилова Екатерина Игоревна
кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института филологии СО РАН

Новые материалы для изучения музыкального фольклора чувашских переселенцев Сибири

 

Дайнеко Татьяна Владимировна
кандидат искусствоведения, младший научный сотрудник Института филологии СО РАН, научный сотрудник Научного центра по изучению региональных и традиционных музыкальных культур

Карты распространения метропольных типовых напевов как источник сведений об исходных территориях белорусов-переселенцев

 

Яковлева Александра Сергеевна
аспирант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки. Научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Н.В. Леонова

Былинные напевы русских старожилов Северо-Востока Сибири

 

Перерыв

 

16 февраля, среда 14.00 (новосибирское время)
Конференц-зал Новосибирской
государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

СЕКЦИЯ 2.
К 80-летию со дня рождения Б.А. Шиндина
Модератор – Светлова Ольга Александровна,
кандидат искусствоведения, доцент,
заведующая кафедрой истории музыки

 

Светлова Ольга Александровна
кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории музыки Новосибирской государственной консерватории
имени М.И. Глинки

Борис Александрович Шиндин. Поиски и пути сибирской музыкальной
науки

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИЗДАНИЯ
«Б.А. Шиндин. Избранные труды: к 80-летию со дня рождения» (Том 1)

 

Вавилов Станислав Платонович
кандидат технических наук, доцент Томского политехнического университета

Новосибирск–Томск: музыкальные параллели Б.А. Шиндина

 

Серёгина Наталья Семеновна
доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского
института истории искусств

Проучка «Кто тя может убежати…» певческой азбуки XVII в. и ее исток

 

Пожидаева Галина Алексеевна
доктор искусствоведения, профессор Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России

Стилистический подход в изучении региональных традиций позднего русского Средневековья (XVI–XVII вв.)

Владышевская Татьяна Феодосьевна
доктор искусствоведения, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Дневник Ф.В. Берхгольца как музыкально-исторический источник Петровского времени

 

Мурашова Наталья Сергеевна
доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой социально-культурной и библиотечной деятельности Новосибирского государственного педагогического университета

Основные этапы возникновения и развития духовного стиха в русской культуре

 

Казанцева Татьяна Генриховна
кандидат искусствоведения, профессор Новосибирской государственной
консерватории имени М.И. Глинки

Традиции древнерусского знаменного письма в литургической практике современного старообрядчества

 

Полозова Ирина Викторовна

доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени  Л.В. Собинова

Церковно-певческие традиции Иргизских старообрядческих монастырей: к вопросу о региональной специфике

 

Егорова Марина Сергеевна

кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

Старообрядческие версии осмогласника на Сретение Владимирской иконы Божией Матери: вопросы преемственности

 

Шелудякова Оксана Евгеньевна
доктор искусствоведения, профессор Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского

Жанрово-стилевые особенности православных сочинений для хора и солистов рубежа XIX–XX вв.

 

Фиденко Юлия Леонидовна
доктор искусствоведения, профессор, декан музыкального факультета Дальневосточного государственного института культуры

Коммуникативное пространство Мессы и песенный литургический гимн

 

16 февраля, среда 14.30 (новосибирское время)
Музейная лаборатория (аудитория 421) Новосибирской
государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

СЕКЦИЯ 3.
Модератор – Пыльнева Лада Леонидовна,
доктор искусствоведения, профессор

 

Царёва Евгения Сергеевна
кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой оркестровых струнных инструментов, доцент Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского

Антропологический анализ музыкальной жизни Енисейской губернии посредством фрактальной оптики

 

Кошелева Мария Александровна
кандидат искусствоведения, доцент Красноярского государственного медицинского университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского

«Rebith» В.C. Кошелева в контексте интеграционных процессов в музыкальной культуре

 

Молчанов Андрей Сергеевич
кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой теории музыки, член Сибирской организации Союза композиторов Российской Федерации

«Шаман» Бориса Лисицына. На стыке культурных традиций и техник композиции в период поставангарда

 

Покидько Екатерина Борисовна
кандидат искусствоведения, директор ООО «Кронос-К»

«Сарагоса» Юрия Юкечева


Решетова Наталья Михайловна
преподаватель, старший методист Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова

Сибирские композиторы и Новосибирский театр кукол: особенности творческого взаимодействия

 

Баранмаа Аясмаа Данзы-Белековна
кандидат искусствоведения, научный сотрудник Тувинского института
гуманитарных и прикладных исследований, член Союза композиторов России 

Оюн Аяна Дугер-ооловна
композитор, режиссер, член Союза композиторов России, художественный руководитель и преподаватель Кызылского колледжа искусств имени А.Б. Чыргал-оола

О студенческой постановке оперы «Чечен и Белекмаа» Р.Д. Кенденбиля в Кызылском колледже искусств (к 100-летнему юбилею композитора)

 

Хананова Ольга Андреевна
магистрант Новосибирской государственной консерватории
имени М.И. Глинки. Научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Т.Г. Казанцева

Нотное собрание Строгановых в фондах Научной библиотеки Томского государственного университета

 

Шелудякова Наталия Юрьевна
магистрант Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, член Союза композиторов России

Специфика композиторской деятельности в литургической музыке (на примере написания и обработки гимнов, псалмов и т.д. в лютеранской церкви)

 

Черемных Галина Александровна
аспирант Сибирского государственного института искусств имени
Дмитрия Хворостовского. Научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Гаврилова

Концерт для виолончели с оркестром И. Хейфеца: в диалоге с П.И. Чайковским

 

17 февраля, четверг 10.00 (новосибирское время)
Конференц-зал Новосибирской
государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

СЕКЦИЯ 4.
К 80-летнему юбилею Сибирской организации
Союза композиторов
Модератор – Антипова Юлия Владимировна,
кандидат искусствоведения, доцент,
проректор по научной работе

 

Задерацкий Всеволод Всеволодович
доктор искусствоведения, профессор Московской государственной
консерватории имени П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ, главный редактор журнала «PianoФорум»

Эпоха «модерна» – условная и безусловная

 

Калужский Владимир Михайлович
кандидат искусствоведения, художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии, председатель Сибирской организации Союза композиторов Российской Федерации, заслуженный деятель искусств России

Этапы развития Сибирской композиторской организации (провинциальный, периферийный, региональный)

 

Гончаренко Светлана Сергеевна
доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, член Сибирской организации Союза композиторов Российской Федерации

Сибирское композиторское зарубежье

 

Никифорова Валентина Михайловна
кандидат искусствоведения, доцент Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Сибирское отделение Союза композиторов в жизни первых поколений студентов и выпускников ТКФ НГК

 

Курленя Константин Михайлович
доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

IV пленум правления Сибирской организации Союза композиторов РСФСР как отражение государственной культурной политики СССР

 

Пыльнева Лада Леонидовна
доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

Композиторские традиции в Новосибирске: есть ли единство?

 

Бердникова Людмила Юрьевна
начальник отдела искусств Новосибирской государственной областной научной библиотеки

Нотная библиотека сибирских композиторов

 

Перерыв

 

17 февраля, четверг 13.00 (новосибирское время)
Конференц-зал Новосибирской
государственной консерватории имени М.И. Глинки

 

СЕКЦИЯ 5.
Модератор – Антипова Юлия Владимировна,
кандидат искусствоведения, доцент,
проректор по научной работе

 

Павлова-Борисова Татьяна Владимировна
кандидат искусствоведения, доцент Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия), заместитель председателя Союза композиторов Якутии

Союз композиторов РС (Я): история, современное состояние и перспективы развития

 

Санжиева Лариса Николаевна
доцент Восточно-Сибирского государственного института культуры (Улан-Удэ), заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, председатель Союза композиторов Республики Бурятия, почетный деятель Союза композиторов РФ

Функционирование Союза композиторов Республики Бурятия в наши дни

 

Холодова Мария Владимировна
кандидат искусствоведения, доцент Сибирского государственного
института искусств имени Дмитрия Хворостовского

Тема Сибири в творчестве красноярских композиторов: общая характеристика

 

Демидова Елена Петровна
доцент Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, член Сибирской организации Союза композиторов Российской Федерации

Композитор Ю.И. Шибанов. Некоторые авторские композиционно-технические методы

 

Соян Дарыймаа Олеговна
преподаватель Кызылского колледжа искусств имени А.Б. Чыргал-оола

Творческий портрет Владимира Тока (к 80-летию со дня рождения композитора)

 

Скрыбыкина Чаянда Кимовна
кандидат искусствоведения, доцент Высшей школы музыки РС (Якутия) имени В.А. Босикова

Модальность в якутской музыке

 

Зенина Людмила Леонидовна
доцент Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки

История ДМШ № 1 г. Новосибирска в архивных документах

 

Перерыв

 

17 февраля, четверг 15.30 (новосибирское время)
Конференц-зал Новосибирской
государственной консерватории имени М.И. Глинки

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Функционирование композиторских союзов в наши дни:
миссия, проблемы, новые формы взаимодействия
Презентация сборника пьес для фортепиано «Сибирский альбом»

 

Стендовые доклады

 

Кацко Татьяна Григорьевна
Преподаватель Хабаровского музыкального колледжа

Фортепианное трио Евгения Кравцова

 

Санникова Наталья Владимировна

кандидат искусствоведения, доцент, проректор по творческой деятельности Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, член СО СК РФ

«Елизавета Бам» Романа Столяра: об опыте постановки хорового балета с роялем и прочими радиксами

 

КОНЦЕРТЫ

 

16 февраля
«Сибирь традиционная: церковно-певческое искусство и фольклор»
Новосибирский старообрядческий молодежный хор
Коллективы областного Центра русского фольклора и этнографии –
«Ансамбль сибирской песни», «Венец» и творческий проект «Архипушка»

17 февраля
Концерт сибирских композиторов

 

Айзенштадт Абрам Меерович – музыковед, композитор, кандидат искусствоведения, член СК РФ. Выпускник Саратовской консерватории, с 1957 по 1974 год он вел цикл теоретических и исторических дисциплин (в том числе полифонию, сольфеджио, историю советской и русской музыки, народное творчество) в Новосибирской консерватории. Главное направление его научной деятельности связано с фольклором коренных народов Дальнего Востока и Сибири – нанайцев, удэгейцев, ульчей, эвенков, кетов. Организатор экспедиций и собиратель обширных фольклорных материалов, А.М. Айзенштадт положил начало изучению музыкального искусства этих народов: систематизации, теоретическим обобщениям собранного песенного материала, его описанию и расшифровкам. Ученого интересовало и творчество композиторов Сибири. Позднее он сам увлекся сочинением – преимущественно – хоровой и вокальной музыки.

Шиндин Борис Александрович – музыковед, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент САН ВШ, заслуженный деятель искусств РФ. Окончив в 1972 г. теоретико-композиторский факультет (класс профессора А.М. Айзенштадта), Б.А. Шиндин связал свою жизнь с Новосибирской консерваторией и стал одним из ведущих педагогов вуза. Выпускник аспирантуры Ленинградской консерватории (научный руководитель – профессор М.В. Бражников), в музыковедческих кругах он известен как крупный специалист в области музыкальной медиевистики, автор трудов о жанровой типологии древнерусского певческого искусства, демественном роспеве, применении информационных технологий в анализе невменных текстов. В исследованиях Б.А. Шиндина и его учеников в Новосибирске сформировалось научное направление, связанное с изучением проблем развития русской богослужебной музыки X–XVIII вв. и сибирского старообрядчества. К основным сферам его научных интересов относятся также вопросы развития музыкальной культуры Сибири.

25 января 1942 года в истории музыкальной культуры Сибири – дата знаменательная: рождение Сибирской организации Союза композиторов России, которое открыло ее новую веху и стало началом консолидации сил российских мастеров, работавших за Уралом. В содружестве с музыкантами из Москвы и Ленинграда, передавшими в годы войны опыт работы творческого союза, закладывались традиции молодого регионального содружества композиторов. На всех этапах истории СО СК играло важную роль в становлении музыкальной культуры региона и инициировало важные направления в ее развитии. В 1940–1950-е гг. началась работа по записи и публикации фольклора сибирских этносов; решающее значение имела подготовка к открытию музыкального вуза – консерватории (1956). Продвижение классической и современной музыки, музыкальное просвещение и образование, творческое общение профессиональных композиторов, решение множества прикладных задач и, конечно, сочинение музыки, отмеченной региональным своеобразием, неизменно составляют основные сферы деятельности организации в последующие годы и в наши дни.

Тематические направления конференции:

– академическая музыка в Сибири: вопросы композиторского творчества, исполнения, преподавания и изучения;

– специфика функционирования региональных отделений Союза композиторов России в наши дни, достижения новых участников творческого процесса;

– духовная музыка в аспектах литургических практик различных конфессий и в композиторском творчестве;

– проблемы изучения музыкальной культуры Сибири в начале нового века;

– основные векторы развития музыкальной культуры (традиционной, академической, массовой) в контексте тенденций международного, общероссийского и регионального характера;

– выдающиеся творческие личности в пространстве музыкальной культуры Сибири (к юбилейным датам 2022 года).

 

Тематика круглого стола: функционирование композиторских союзов в наши дни: миссия, проблемы, новые формы взаимодействия.

 

К участию в конференции приглашаются преподаватели, студенты, аспиранты, докторанты (соискатели) музыкальных и художественных вузов, музыковеды, композиторы, исполнители, сотрудники научно-исследовательских институтов, архивов, библиотек.

Регламент выступления с докладом: не более 15 минут. Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 1 февраля 2022 года включительно на странице конференции, размещенной на сайте Новосибирской консерватории https://www.nsglinka.ru/konferencii/

Допускается заочное участие в форме видеодоклада; предполагается возможность дистанционного участия в конференции с использованием средств видеоконференцсвязи.

 

Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается.

Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям (последним – в случае непосредственного или онлайн-присутствия на всех заседаниях конференции).

 

Оргкомитет конференции и контактная информация:

 

Антипова Юлия Владимировна – проректор по научной работе, кандидат искусствоведения, доцент (383) 222-45-72; e-mail: antikostin@mail.ru; 8-913-953-2910;

Калужский Владимир Михайлович – председатель Сибирской композиторской организации, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии;

Леонова Наталья Владимировна – кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания;

Пыльнева Лада Леонидовна – доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки;

Светлова Ольга Александровна – заведующая кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения, доцент.

Основная информация размещена на сайте консерватории www.nsglinka.ru «Наука»: «Конференции».

 

Основная информация размещена на сайте консерватории www.nsglinka.ru «Наука»: «Конференции».

 

С уважением, оргкомитет конференции

Поделиться: