Всероссийская научная конференция «Музыкальная культура Сибири», посвященная 100-летию со дня рождения А.М. Айзенштадта, 80-летию со дня рождения Б.А. Шиндина и юбилейному году Сибирского отделения Союза композиторов России

16–17 февраля 2022 года

Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки

Сибирское отделение Союза композитов РФ

проводят

Всероссийскую научную конференцию «Музыкальная культура Сибири», посвященную 100-летию со дня рождения А.М. Айзенштадта,

80-летию со дня рождения Б.А. Шиндина

и юбилейному году Сибирского отделения Союза композиторов России

Подать заявку

Айзенштадт Абрам Меерович – музыковед, композитор, кандидат искусствоведения, член СК РФ. Выпускник Саратовской консерватории, с 1957 по 1974 год он вел цикл теоретических и исторических дисциплин (в том числе полифонию, сольфеджио, историю советской и русской музыки, народное творчество) в Новосибирской консерватории. Главное направление его научной деятельности связано с фольклором коренных народов Дальнего Востока и Сибири – нанайцев, удэгейцев, ульчей, эвенков, кетов. Организатор экспедиций и собиратель обширных фольклорных материалов, А.М. Айзенштадт положил начало изучению музыкального искусства этих народов: систематизации, теоретическим обобщениям собранного песенного материала, его описанию и расшифровкам. Ученого интересовало и творчество композиторов Сибири. Позднее он сам увлекся сочинением – преимущественно – хоровой и вокальной музыки.

Шиндин Борис Александрович – музыковед, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент САН ВШ, заслуженный деятель искусств РФ. Окончив в 1972 г. теоретико-композиторский факультет (класс профессора А.М. Айзенштадта), Б.А. Шиндин связал свою жизнь с Новосибирской консерваторией и стал одним из ведущих педагогов вуза. Выпускник аспирантуры Ленинградской консерватории (научный руководитель – профессор М.В. Бражников), в музыковедческих кругах он известен как крупный специалист в области музыкальной медиевистики, автор трудов о жанровой типологии древнерусского певческого искусства, демественном роспеве, применении информационных технологий в анализе невменных текстов. В исследованиях Б.А. Шиндина и его учеников в Новосибирске сформировалось научное направление, связанное с изучением проблем развития русской богослужебной музыки X–XVIII вв. и сибирского старообрядчества. К основным сферам его научных интересов относятся также вопросы развития музыкальной культуры Сибири.

25 января 1942 года в истории музыкальной культуры Сибири – дата знаменательная: рождение Сибирской организации Союза композиторов России, которое открыло ее новую веху и стало началом консолидации сил российских мастеров, работавших за Уралом. В содружестве с музыкантами из Москвы и Ленинграда, передавшими в годы войны опыт работы творческого союза, закладывались традиции молодого регионального содружества композиторов. На всех этапах истории СО СК играло важную роль в становлении музыкальной культуры региона и инициировало важные направления в ее развитии. В 1940–1950-е гг. началась работа по записи и публикации фольклора сибирских этносов; решающее значение имела подготовка к открытию музыкального вуза – консерватории (1956). Продвижение классической и современной музыки, музыкальное просвещение и образование, творческое общение профессиональных композиторов, решение множества прикладных задач и, конечно, сочинение музыки, отмеченной региональным своеобразием, неизменно составляют основные сферы деятельности организации в последующие годы и в наши дни.

Тематические направления конференции:

– академическая музыка в Сибири: вопросы композиторского творчества, исполнения, преподавания и изучения;

– специфика функционирования региональных отделений Союза композиторов России в наши дни, достижения новых участников творческого процесса;

– духовная музыка в аспектах литургических практик различных конфессий и в композиторском творчестве;

– проблемы изучения музыкальной культуры Сибири в начале нового века;

– основные векторы развития музыкальной культуры (традиционной, академической, массовой) в контексте тенденций международного, общероссийского и регионального характера;

– выдающиеся творческие личности в пространстве музыкальной культуры Сибири (к юбилейным датам 2022 года).

 

Тематика круглого стола: функционирование композиторских союзов в наши дни: миссия, проблемы, новые формы взаимодействия.

 

К участию в конференции приглашаются преподаватели, студенты, аспиранты, докторанты (соискатели) музыкальных и художественных вузов, музыковеды, композиторы, исполнители, сотрудники научно-исследовательских институтов, архивов, библиотек.

Регламент выступления с докладом: не более 15 минут. Для участия в конференции необходимо подать online-заявку до 1 февраля 2022 года на странице конференции, размещенной на сайте Новосибирской консерватории http://www.nsglinka.ru/konferencii/

Допускается заочное участие в форме видеодоклада; предполагается возможность дистанционного участия в конференции с использованием средств видеоконференцсвязи.

 

Финансовые условия. Проезд, проживание и командировочные расходы участников оплачиваются направляющей организацией. Оргвзнос за участие в конференции не взимается.

Предусмотрена выдача сертификатов участникам и слушателям (последним – в случае непосредственного или онлайн-присутствия на всех заседаниях конференции).

 

Оргкомитет конференции и контактная информация:

 

Антипова Юлия Владимировна – и.о. проректора по научной работе, кандидат искусствоведения, доцент (383) 222-45-72; e-mail: antikostin@mail.ru; 8-913-953-2910;

Калужский Владимир Михайлович – председатель Сибирской композиторской организации, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Новосибирской государственной филармонии;

Леонова Наталья Владимировна – кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания;

Пыльнева Лада Леонидовна – доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки.

 

Основная информация размещена на сайте консерватории www.nsglinka.ru «Наука»: «Конференции».

 

С уважением, оргкомитет конференции

Отправить ссылку на эту новость: