Всегда есть перспектива и всегда есть вера в успех

7 мая 2016 года продолжились конкурсные прослушивания в рамках VIII Международного конкурса юных скрипачей – II тур старшей группы.

Перед жюри и слушателями Большого зала Новосибирской консерватории свои программы исполнили десять участников. Сегодняшний тур показал каждого исполнителя с уникальной художественно-артистичной стороны и  стал важным шагом к следующему этапу конкурса: только лучшие пройдут в III тур и сыграют один из выбранных ими Концертов со студенческим оркестром Новосибирской консерватории.

По условиям конкурса, программа старшей группы II тура должна включать четыре произведения: 1)  II или III части из Концерта В.А. Моцарта (№ 3 G-dur, № 4 D-dur, № 5 A-dur), 2) одну из Сонат для скрипки и фортепиано Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Шуберта, 3) виртуозное произведение (список сочинений был предъявлен участникам заранее), 4) обязательное произведение – по традиции это сочинение сибирского композитора, написанное специально для конкурса юных скрипачей. Так, обязательной пьесой старшей группы VIII международного конкурса стал каприс «Наваждение»  для скрипки соло красноярского композитора Игоря Флейшера. Сразу хочется отметить, что это экспрессивное и технически сложное сочинение стало ярким номером в конкурсной программе каждого участника.

Не менее успешным у всех конкурсантов было и исполнение одной из частей Концерта Моцарта. Каждый раз он был выдержан в грациозном классическом стиле с большим количеством различных оттенков, технических приёмов и без сомнения отсылал слушателей к временам великого гения.

Среди предложенных сонат четыре конкурсанта из первой пятёрки выбрали Сонаты для скрипки и фортепиано И. Брамса. Исключением стала Вероника Свешникова, исполнившая Сонату №3 Es-dur Л. Бетховена (партия фортепиано – Марк Парфёнов, студент II курса НГК им. Глинки, что является уникальным случаем для конкурсных выступлений).

Среди исполнения виртуозных произведений хотелось бы отметить Нурдану Егешову (Казахстан) и её прочтение «Этюда в форме вальса» К. Сен-Санса в обработке Э. Изаи. Скрытые внутренние эмоции солистка стремилась донести до каждого присутствовавшего в Большом зале НГК.

Одним из открытий второго тура, на наш взгляд, стала представительница Японии – Кёко Огава. Грамотно выстроенная программа помогла убедительно раскрыть не только технический уровень исполнительницы, который она продемонстрировала и на первом туре, но и показать свой богатый чувственно-эмоциональный запас. Особенно это удалось при исполнении Второй сонаты И. Брамса  A-dur. Уверенно и элегантно прозвучала Фантазия на темы из оперы Гуно «Фауст», поставившая яркую точку в утренних прослушиваниях старшей группы.

Вторая пятёрка участников предстала настоящей блестящей панорамой, в которой особенно ярко светились два бриллианта. Великолепно себя проявившие в первом туре Ен Че Ким и Элвин Ганиев, продемонстрировали во время своего второго выступления всю свою мощь, в хорошем, профессиональном значении слова.

Концерт Моцарта №3 соль-мажор, а точнее его вторая часть в исполнении Ен Че Ким, раскрыл мимическую грацию участницы и умение превращать льющуюся мелодию, относящую по впечатлениям к романтической эпохе. А вот третья часть этого же концерта в интерпретации Элвина Ганиева явно стремилась к красивейшему синтементалистскому стилю. Каждая интонация, каждое движение смычка – всё говорило о чувственной отзывчивости музыканта. Удивительно, как филигранно тонко можно трактовать и передавать искусство. Все слушатели буквально жили и дышали вместе с Элвином, такого редкого он добился эффекта.

Выступление Элвина Ганиева, донёсшего до струн души слушателя самые высокие чувства, представившего виртуозную программу как пережитую и осмысленную по праву можно считать красивейшим с образной стороны и сложнейшим с точки зрения техники.

Интересно понаблюдать, как трактовали в этот день обязательное произведение представители разных стран. Южная Корея в лице Ен Че Ким предложила вариант решительного, абсолютно отличного от других исполнения. Возможно субъективная деталь, но образы Испании и Пиренейского полуострова постоянно мерцали и завораживали в ее игре. Казахстанская версия от Жибек Мусургалиевой перенесла всех в грозное, суровое звучание. Казалось, фрагмент «Богатырской» симфонии Бородина звучит в сольном переоркестрованном варианте. Новосибирец Владислав Шарипов сконцентрировал всеобщее внимание на тихом звучании и тонких градациях внутри микро-мотивов. Это тоже уникальная версия, ставшая самой как бы приближенной, показавшую пьесу, рассмотренную под микроскопом. Азербайджано-турецкая версия изобиловала мелкими гранями при порывистом и стихийном темпе. Восточный характер передавался за счёт высвечивания ориентальных интонаций, которые Элвин обнаружил в пьесе Флейшера. Заключительный образ Каприса «Наваждения» представил Евгений Асеев, сконцентрировавший своё внимание на метрике и паузах, которые без звука продолжали нести эмоции и идеи интерпретатора.

Нам, студентам-музыковедам, освещающим события конкурса, хочется выразить благодарность всем участникам этого ответственейшего процесса за их доблестный труд на ниве скрипичного исполнительства и отношение к своей профессии.

Однако с завершением сегодняшних прослушиваний остались не названными герои, которые с момента прихода в стены консерватории помогали каждому солисту и явились частью его успеха. Речь идёт о замечательных концертмейстерах, без устали поддерживающих и выручающих своих подопечных. Это удивительная Ирина Виноградова, которая своим мастерством помогла многим участникам. Конечно же, незаменимая Наталья Якименко, бережно и трепетно подходящая к каждому номеру. Магистрантка Мария Шаманина также стремилась к общему дыханию со своими солистами. Не стоит забывать, что ряд участников приехали со своими незаменимыми помощниками, поэтому мы могли наблюдать своеобразный международный форум-конкурс классных   концертмейстеров! Все они заслуживают огромной благодарности!

Итак,  уже пройдены два тура из трёх всей конкурной программы. Для кого-то соревнования подошли к концу. Но не стоит огорчаться. Всегда есть перспектива и всегда есть вера в успех, который может придти не сегодня, а чуть-чуть позднее…


Дарья Веретенникова, Антон Ванчугов

III курс, ТКФ

Поделиться: