Все сонаты Скрябина прозвучали в Большом зале Новосибирской консерватории!

СкрябинНачало весны в Новосибирске ознаменовалось новым проектом, осуществленным в стенах НГК им. М.И. Глинки.

Два вечера подряд для любителей музыки звучал один из самых оригинальных и «трудных» для исполнения композиторов – Александр Николаевич Скрябин и его 10 (!) сонат.

17 и 18 марта 2015 года в Большом зале Новосибирской Государственной Консерватории имени М.И. Глинки разворачивались настоящие страсти.  Относительно редко исполняемый в России А.Н. Скрябин звучал в этих стенах два вечера благодаря замечательному специалисту – талантливому педагогу, пианистке, Заслуженному деятелю искусств РФ профессору Дине Леонидовне Шевчук.

Как призналась сама мэтр,  музыка Скрябина занимает огромное место в ее творчестве. Д.Л. Шевчук в свое время дала множество концертов и исполнила почти все фортепианное наследие Скрябина. «Заразилась» же Дина Леонидовна любовью к скрябиновскому наследию от своего педагога, профессора Новосибирской консерватории Евсея Михайловича Зингера, которому и был посвящен проект.

Публике выдалась редкая возможность прослушать как бы единым циклом все десять сонат Скрябина! Многие музыканты признавались, что подряд все сонаты слышат впервые. Вечера были организованы на высшем уровне: ведущий – кандидат искусствоведения Сергей Савельевич Коробейников – с высоким мастерством сумел погрузить слушателей в атмосферу этих непростых произведений, донес суть каждой из сонат. Выбором исполнителей занималась сама Д.Л. Шевчук, и можно с уверенностью утверждать, что ее выпускницы с блеском представили эту программу, несмотря на все технические и интерпретационные сложности. На подготовку такого масштабного концертного мероприятия было положено много труда. Чтобы осилить эту программу, занимались в режиме «нон-стоп».

На сцене публику радовали известные пианистки: лауреаты международных конкурсов Екатерина Предвечнова, Татьяна Шевченко, Ирина Петерс, Елена Садчикова, Елизавета Романовская. Поразил чисто женский состав исполнителей, казалось, что хрупкие девушки не способны справиться с такой масштабной задачей, ведь скрябиновская музыка дается далеко не каждому исполнителю… Но успех пришел, чего и следовало ожидать: первоклассным музыкантам все по силам!

Как известно, из десяти сонат Скрябина (1892-1913 гг.) только первые четыре отвечают традиционным представлениям о жанре – это многочастные сочинения. Остальные шесть (начиная с 1907 г.) – произведения одночастные, в них нет указаний на тональность. Композитор стремился отразить в музыке вулкан мыслей и чувств современника переломных событий в жизни страны и мира. Ощущения сменяют друг друга внезапно, и эпизоды, построенные на «прозрачном» звучании резко обрываются острыми гармониями и аккордами. Впрочем, известно, что для достойного исполнения музыки Скрябина требуется не только филигранная техника, не только чуткая, тонко чувствующая натура, но и большая работа ума пианиста.

«Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его». В этих скрябиновских словах – ключ к его музыке, ее воздействию на исполнителей и слушателей. «Погрузившись в музыку Скрябина, я ощутила тот космизм, который был заложен автором изначально», – сказала после концерта Екатерина Предвечнова. Собственно это отметили все исполнительницы, признавшиеся, что нелегко было погрузиться в эту философскую музыку. Рассказали также, что Дина Леонидовна помогала во всем: как сыграть, как подобрать верную интерпретацию того или иного образа, у нее на все вопросы был точный и чуткий ответ.

Ректор НГК им. М.И. Глинки, доктор искусствоведения, профессор К.М. Курленя так отозвался об этом проекте:

«Это серьезное и радостное событие в жизни кафедры и консерватории в целом. По сути, это почти уникальная ситуация, когда в два вечера играются все скрябиновские сонаты подряд. Такое прослушивание от первой до десятой сонаты очень многому учит, начинаешь иначе воспринимать эволюцию стиля композитора,  иначе оценивать трансформацию образного мира от первых сонат к поздним.

Я получил огромное удовольствие – эстетическое, эмоциональное и просто интеллектуальное от всего услышанного. Поэтому поздравляю кафедру специального фортепиано с осуществлением этого замечательного проекта! Особенно поздравляю Дину Леонидовну Шевчук, потому что она продемонстрировала уникальные, очень яркие возможности той фортепианной школы, которую создавала в течение многих лет, и это еще одно достижение, которое необходимо оценивать вместе с результатом самой творческой акции».

Отмечая высочайший уровень, высокую культуру интерпретации музыкальных произведений, ректор выразил сожаление о том, что такое неповторимое событие прошло не слишком замеченным городской общественностью. Зато энтузиазма публике, наполнившей Большой зал консерватории, было не занимать! Профессионалы по достоинству оценили грандиозность осуществленного проекта.

Проделана прекрасная в художественном отношении и редкая по масштабам коллективная работа. Исполнителей и их мэтра поздравляем с большим творческим успехом и благодарим их за бесценные два скрябиновских вечера, наполненные истинным трудом и вдохновением.

Дарья  Дягилева, III курс ТКФ

Отправить ссылку на эту новость: