СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ
Международный фестиваль современной музыки

ssezony

 «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ» – Международный фестиваль современной музыки. Учреждён Министерством культуры Новосибирской области, Новосибирской государственной консерваторией имени М. И. Глинки и Благотворительной региональной общественной организацией «Сибирский центр современной музыки». Фестиваль проходит ежегодно в Новосибирске и других крупных культурных центрах Западно-Сибирского Федерального округа.

Фестиваль родился в стенах НГК в 2011 г. по инициативе дирижеров Сергея Шебалина и Елены Рудзей в качестве приношения «Русским сезонам» прославленного русского импресарио Сергея Дягилева. Фестиваль на новом уровне развивает заложенную в них идею синтеза искусств, культур, различных сфер жизни современного человека. В рамках фестиваля реализуются различные микст- и медиа-проекты, предоставившие слушателям возможность раскрыть и оценить многообразие творческих интересов людей XXI века.

Кредо Дягилева воплощала знаменитая фраза «Удиви меня!», которая стала девизом «Сибирских сезонов». Фестиваль уникален своим форматом, включающим не только концертные, но и обучающие программы (мастер-классы, творческие лаборатории), а также мероприятия альтернативных форматов, которые формируют особую творческо-коммуникационную среду вокруг этого яркого культурного события.

ssezony2Управляющую команду фестиваля составляют создатель «Сибирских сезонов», исполнительный директор и дирижёр Сергей Шебалин, художественный руководитель и дирижёр Елена Рудзей, арт-директор Наталья Санникова. Резидент фестиваля – Лаборатория новой музыки НГК. Постоянными партнёрами фестиваля являются мэрия г. Новосибирска, Гёте-Институт в Новосибирске, Новосибирская филармония, Новосибирская государственная областная научная библиотека.

За годы существования «Сибирских сезонов» в рамках фестиваля состоялось 11 мировых премьер произведений, написанных эксклюзивно по заказу дирекции фестиваля и более 20 всероссийских премьер.

В фестивале принимают участие лучшие творческие силы Сибири. В сотрудничестве с режиссёрами, хореографами, актёрами, чтецами и видеохудожниками Новосибирска в рамках фестиваля прошел ряд крупных экспериментальных постановок с участием таких деятелей новосибирской сцены, как хореографы и танцовщики Анна Жарова, Наталья Ершова, Мария Кафанова, Роман Полковников, Татьяна Михель, режиссер и актер Олег Жуковский, архитекторы и дизайнеры Татьяна Иваненко и Александра Архипова, виджей Антон Губин. Специальными гостями «Сибирских сезонов» становились прославленные современные музыканты: немецкий дирижер Мануэль Наври, польский дуэт «Elettro Voce», перкуссионист Дирк Ротбруст (Германия), китайский Оркестр национальной музыки Шаньдуньского университета, композиторы Владимир Мартынов и Олег Пайбердин, ГАМ-Ансамбль (Москва), Камерный оркестр Яны Анненковой «Harmonia caelestis» и танцевальная компания Александра Гурвича «Окоём» (Екатеринбург), всемирно известный видеохудожник Тимм Рингевальдт (Германия), голландский композитор и дирижёрЙорн Бойзен, немецкие певцы Юлиан Редлин и Беньямин Глубиц.

Первый фестиваль «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ-2011» был посвящён юбилею отечественного Союза композиторов и состоял из двух концертов, которые прошли на сцене Большого зала НГК. В исполнении резидента фестиваля – Ансамбля солистов ЛАБОРАТОРИИ НОВОЙ МУЗЫКИ Новосибирской консерватории прозвучали произведения российских (в том числе — сибирских) и зарубежных авторов  XX столетия: И. Стравинского, Г. Попова, А. Животова, С. Губайдуллиной, Ю. Шибанова, А. Шнитке, Э. Бозза, Ф. Пуленка, З. Кларг-Элерта, Д. Шостаковича, А. Розенблата.

«СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ-2012» представили новый, уникальный формат фестиваля, который реализовывался по трём направлениям: Basic – концерты, презентации, пресс-конференции; Class – лекции, мастер-классы, творческие лаборатории; Kontext – творческие встречи, выставки, перформансы. Программа фестиваля включала самые разнообразные мероприятия: помимо концертов современной музыки прошли пресс-конференция, мастер-классы и творческие встречи со специальными гостями, интерактивная выставка «Жизнь во имя искусства» (посвящена жизни и творчеству Сергея Дягилева, проведена в НГОНБ), в Художественном музее в рамках фестиваля прошла выставка полотен художника-авангардиста Андрея Поздеева.

Пять вечеров «СИБИРСКИХ СЕЗОНОВ-2013» были построены по принципу диалога традиции и ее развития, взаимодействия лидера и его последователей в рамках единой школы. Самобытность сибирской композиторской школы получила ярчайшее  воплощение в творчестве ее лидера А. Ф. Мурова. Один из концертов фестиваля стал данью памяти и уважения мастеру в год празднования его 85-летнего юбилея, в концерте также прозвучали произведения его учеников разных поколений. Европейская школа была представлена творчеством композиторов Германии и Франции. Ключевыми фигурами этих концертов стали юбиляры 2013 года, лидеры европейского авангарда Оливье Мессиан и Карлхайнц Штокхаузен. Традиции музыкального Востока в их причудливом развитии от древности до новейших течений представил Оркестр национальной музыки Института искусств Шаньдунского университета (г. Цзинань, Китай).

Колоритным штрихом в программе «СИБИРСКИХ СЕЗОНОВ-2013» стало исполнение вокального цикла эпатажного австрийского композитора Хайнца Карла Грубера «Frankenstein!!, пандемониум для певца и оркестра или камерного оркестра» на стихи Х. К. Артманна. Представление прошло в сопровождении удивительного мультипликационного видео-арта. В грандиозном финале концертной программы фестиваля также прозвучало произведение «Sprechstucke» Карла Орфа на слова Бертольда Брехта. Уникальность этого сочинения заключена в исполнительском составе, в котором задействованы говорящий хор, два чтеца и мощная ударная группа из 10 перкуссионистов.

По сложившейся традиции программа фестиваля  развернулась по трём направлениям: BASIC, CLASS и KONTEXT. В рамках образовательных мероприятий прошли мастер-классы гостей фестиваля из Германии и Китая, а направление KONTEXT было представлено пресс-конференциями «СИБИРСКИХ СЕЗОНОВ-2013», презентацией книги голландского историка Шенга Схейена «Дягилев. «Русские сезоны» навсегда», а также несколькими творческими встречами.

Идея «СИБИРСКИХ СЕЗОНОВ-2014» была заключена в феномене театрализации различных видов искусств, и прежде всего – музыки. Тема фестиваля обозначена так: «Театр в музыке – музыка в театре». Программу фестиваля наполнили своеобразные музыкально-театральные синтезы и миксты, украшенные удивительным видео-артом, созданным эксклюзивно для «СИБИРСКИХ СЕЗОНОВ-2014». В рамках фестиваля состоялся ряд мировых и всероссийских премьер сочинений, созданных авторами из Берлина, Москвы и Новосибирска специально для «СИБИРСКИХ СЕЗОНОВ-2014».

Фестиваль открылся программой из трех мировых премьер одноактных балетов. Это совместный проект лауреата Международного конкурса ЛАБОРАТОРИИ НОВОЙ МУЗЫКИ и примы-балерины Новосибирского государственного театра оперы и балета, лауреата Национальной премии «Золотая маска» и Международных конкурсов, Народной артистки России Анны  Жаровой. В программе открытия были представлены балеты: «СНЫ ХРОНОСА» Антона Сафронова (Берлин) в постановке хореографа Марии Кафановой (Новосибирск), «МУХИ АРГОСА» Олега Пайбердина (Москва) с хореографией примы-балерины Новосибирского государственного театра оперы и балета, лауреата Международных конкурсов Натальи Ершовой в сопровождении эксклюзивного видео-арта немецкого видеохудожника Тимма Рингевальдта (Берлин) и «ЕЛИЗАВЕТА БАМ» Романа Столяра  (Новосибирск). Это произведение по мотивам пьесы Д. Хармса написано в 2014 году по заказу дирекции фестиваля «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ-2014». Спектакль пройдет в постановке Олега Жуковского – режиссера, актёра, педагога, руководителя театра «La Pushkin» с участием его актеров.

ПРАВИЛА И СВОБОДЫ – под таким названием прошёл концерт, удивительно сочетающий фиксированную в нотах музыку композиторов XX-XXI веков в исполнении солистов ЛАБОРАТОРИИ НОВОЙ МУЗЫКИ, лауреатов Международных конкурсов Маргариты Аунс (кларнет) и Натальи Багинской (орган) с искромётными фортепианными импровизациями Рафаэля Судана (Швейцария) и Романа Столяра (Новосибирск).

Камерный оркестр «Harmonia caelestis» под управлением Яны Анненковой и танцевальная компания «Окоём» под руководством Александра Гурвича впервые представили на суд новосибирской публики спектакль «OPERAHAUSE». Основу спектакля составляет музыка А. Вивальди, Г. Перселла, И. С Баха, А. Корелли, Генделя, С. Ланди, Дж. Дауленда и современная хореография Александра Гурвича. Программа прошла при участии солистов ЛАБОРАТОРИИ НОВОЙ МУЗЫКИ.

Закрытие Международного фестиваля современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ-2014» было посвящено юбилейной дате в истории новейшей отечественной музыки – 80-летию со дня рождения Альфреда Шнитке – крупнейшей фигуры советского музыкального авангарда. В этом грандиозном проекте в одном звучании слились Хоровой консорт ЛАБОРАТОРИИ НОВОЙ МУЗЫКИ (Новосибирск) под управлением Елены Рудзей и Губернаторский камерный хор Государственной филармонии Кузбасса имени Б. Т. Штоколова (Кемерово) под руководством Ольги Шабалиной и Сергея Шебалина. Прозвучал Концерт для смешанного хора на стихи Г. Нарекаци «Книга скорбных песнопений», дирижёр – лауреат премии Губернатора Новосибирской области, лауреат Международных конкурсов, доцент Новосибирской консерватории Елена Рудзей.

Концертные программы фестиваля прошли на сценах Государственного концертного зала имени А. Каца, Камерного зала Новосибирской филармонии, Большого зала Новосибирской консерватории. Образовательные мероприятия прошли на площадках Новосибирской государственной областной научной библиотеки и Новосибирской консерватории.

Пятый Международный фестиваль современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ-2015»  проходил в два этапа – весенний и осенний. Концерты весеннего этапа прошли в Большом зале Новосибирской консерватории. Фестиваль открыли хоровые ансамбли «Initio» и «Mans» под руководством молодых дирижёров Ивана Горина и Вячеслава Шалдышева. Два молодых талантливых коллектива исполнили сочинения композиторов ХХ-ХХI века – от «классиков современности» Франсиса Пуленка и Арво Пярта до мало известных в Сибири Эрика Уитекера и Ефрема Подгайца. В программе «Два хора» публика услышала и восхититилась самыми необычными вокальными приемами, невероятными сонорными эффектами, которые воплощают очень разные состояния – от созерцания до восторга.

Концерт «Звуковые пейзажи» познакомил зрителей с фортепианной музыкой от 10-х до 90-х гг. ХХ века. Прозвучали атональные миниатюры Арнольда Шенберга и декоративно-пряные пьесы Оливье Мессиана, медитации Арво Пярта и эксперименты Карлхайнца Штокхаузена, иронично-пронзительный фортепианный дуэт Леонида Десятникова – это поистине энциклопедия современного фортепианного искусства! Наряду с известными в Сибири и за её пределами пианистками Еленой Поповской, Екатериной Предвечновой и виолончелистом Станиславом Овчинниковым в концерте выступили молодые пианисты, одни из лучших и перспективных студентов Новосибирской консерватории – Дина Якушевич и Никита Волобуев.

Концерт камерной музыки «Фацелия» завершил весеннюю триаду «СИБИРСКИХ СЕЗОНОВ-2015». Переплетения голоса (Яна Мамонова), кларнета (Маргарита Аунс) и рояля (Алексей Гребёнкин) – три неповторимых ярких тембра раскрыли камерные ансамбли Софьи Губайдуллиной и Юрия Юкечева, Эдисона Денисова и Андрея Молчанова.

Всероссийская премьера 1 части видео-оперы Стива Райха и Берил Корот «Три истории» была осуществлена в сентябре 2011 г. резидентами фестиваля «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ» ЛАБОРАТОРИЕЙ НОВОЙ МУЗЫКИ Новосибирской консерватории под управлением дирижера Сергея Шебалина. Исполнение в рамках ММИФ «Интерра» на площади перед ККК «Победа» привлекло многотысячную аудиторию, проект имел широкое освещение в сети Интернет и СМИ. Однако целостного исполнения «Трёх историй» в России вплоть до 2015 г. не осуществлялось. В рамках осеннего этапа фестиваля в Государственном концертном зале имени А.М. Каца прошла Всероссийская премьера видео-оперы Стива Райха «Три истории». Сюжетом «Трех историй» стали три реальных факта, эмблематичные для разных периодов истории ХХ века. Все три повествуют о безрассудном стремлении человечества подчинить природу технологиям.

Закрытие Международного фестиваля современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ-2015» также состоялось в Государственном концертном зале имени А.М. Каца и было приурочено к празднованию 5-летия ЛАБОРАТОРИИ НОВОЙ МУЗЫКИ Новосибирской консерватории. В честь 330-летия великого композитора И. С. Баха прозвучало уникальное произведение «Страсти по Марку», которое никогда не исполнялось в России. Совместный проект объединил  творческие силы Новосибирской консерватории и Филармонии с участием приглашённых солистов: баса Юлиана Редлина (Германия), тенора Беньямина Глаубица (Германия) и голландского дирижера, композитора Йорна Бойзена. До нашего времени музыка «Страстей по Марку» не дошла, сохранилось лишь перечисление 132 номеров этой грандиозной композиции. Свой вариант реконструкции «Страстей по Марку» предлагали многие композиторы ХХ века, автором последней, восьмой реконструкции явился специальный гость фестиваля Йорн Бойзен.

Центральным событием Шестого Международного фестиваля современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ-2017» стала Мистерия звука «No name», составленная из произведений современных композиторов, «живых классиков», получивших всемирное признание: Г. Канчели, П. Васкса, А. Пярта, И. Юсуповой, Л. Десятникова.Публике была представлена оригинальная программа не в традиционном концертном формате, а в виде некой мистерии, посвящённой феномену звука, своеобразного ритуала его перерождения во времени и пространстве.

Специальный гость программы – пианист из Германии Евгений Мурский, который при поддержке Гёте-Института в Новосибирске выступил с Камерным оркестром Новосибирской филармонии. В программе также приняли участие солистка Новосибирской филармонии Татьяна Костина (сопрано) и Концертный хор «Акварель» Детской школы искусств № 23 под руководством Елены Показаньевой. Автор и дирижер проекта – Сергей Шебалин.

 


Новости по теме


Записи не найдены