САННИКОВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

и. о. проректора по творческой деятельности;

член Союза композиторов России;

кандидат искусствоведения;

доцент (кафедра теории музыки)

 

Общие сведения 

Лауреат Всероссийского конкурса научных работ в области музыковедения, обладатель Диплома I степени Международной образовательной выставки «УЧСИБ», лауреат премии Губернатора Новосибирской области.

Окончила Барнаульское государственное музыкальное училище в 1997 г., теоретико-композиторский факультет НГК в 2003 г., в 2008 г.  – аспирантуру (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор К. М. Курленя). В 2009 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Опера «Среда» из цикла «Свет» сквозь призму художественных идеалов и творческой эволюции Карлхайнца Штокхаузена».

Педагогическая деятельность 

С 2006 г. ведёт курсы сольфеджио, современного интонирования, элементарной теории музыки, методологии современного музыкознания, связей с общественностью в сфере культуры, осуществляет научное руководство дипломными работами студентов ТКФ, ВКР магистрантов исполнительских факультетов и ассистентов-стажёров, курсовыми работами по гармонии. Среди учеников – победители региональных конкурсов и олимпиад по музыкально-теоретическим дисциплинам, участники научных конференций.

Входит в группу организаторов, разработчиков конкурсных заданий и жюри таких состязаний, как Открытая олимпиада по музыкальной информатике среди учащихся ССУЗов (2009), Открытая региональная олимпиада по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам (2014, 2016, 2018), Сибирская региональная олимпиада по дисциплинам музыкально-теоретического цикла для учащихся ДМШ и ДШИ «Краски музыки» (2015, 2017, 2019, 2021) и др.

Научная деятельность и журналистика 

С 2002 г. выпустила более двадцати научных статей, стала автором первой в России монографии о творчестве прославленного немецкого авангардиста Карлхайнца Штокхаузена (2011), а также статей об актуальной музыке во всероссийских и региональных СМИ – печатных и электронных изданиях Москвы и Новосибирска.

В качестве докладчика и эксперта многократно принимала участие в международных и всероссийских научных конференциях, фестивалях и творческих форумах в Новосибирске, Кемерове, Москве, Гамбурге (Германия), Варшаве (Польша), Цзинане и Циндао (КНР).

Учебно-методические пособия:

  1. Мелодии зарубежных мюзиклов. Хрестоматия по сольфеджио. Тетр. 1: учеб.-метод. пособие / сост. Н. В. Санникова. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2018. – 32 с. – (Учебная библиотека).
  2. Мелодии зарубежных мюзиклов. Хрестоматия по сольфеджио. Тетр. 2: учеб.-метод. пособие / сост. Н. В. Санникова. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2019. – 24 с. – (Учебная библиотека).

Научные работы:

  1. К вопросу о периодизации творчества Карлхайнца Штокхаузена // Проблемы музыкознания: Статьи молодых музыковедов. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2002. – Вып. 2. – С. 250 – 260.
  2. Краткая биография Карлхайнца Штокхаузена. Из разговора с композитором Карлхайнцем Штокхаузеном. (переводы и комментарии) // Проблемы музыкознания: Статьи молодых музыковедов. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2002. – Вып. 2. – С. 228 – 250.
  3. Мир художественных образов К. Штокхаузена и политический террор: К вопросу о нравственной ответственности современного художника // Взгляд в XX век: из прошлого в будущее. Музыка без границ: Материалы II регион. науч.-практ. конф. 25–27 марта 2002 г., Кемерово. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 3–24.
  4. Фабула и сюжет оперы К. Штокхаузена «Среда» из цикла «Свет» как воплощение божественного творческого акта // Вопросы современного музыкознания: межвуз. Сб. Челябинск; Челяб. гос. акад. культуры и искусства, 2008. – Вып. 3. – С. 152-160.
  5. Модель оперного спектакля К. Штокхаузена: вопросы реализации в опере «Среда» из цикла «Свет» // Музыковедение. – 2008. – №3. – ООО Издательство «Научтехлитиздат», 2008. – С. 40–45.
  6. О феноменах формы-схемы, формулы и супер-формулы в произведениях К. Штокхаузена // Проблемы музыкальной науки. – 2008. – №2 (3). – Уфа, 2008. – С. 181–187.
  7. О феномене симулякра в творчестве композитора Карлхайнца Штокхаузена // Идеи и идеалы: научный журнал. — Новосибирск, Издательство Новосибирского государственного технического университета, 2009. — Вып. 2. — С. 95 – 101.
  8. Творческая группа «Пластика звука» и современные художественные реалии // Актуальные проблемы музыкознания: Сб. Статей по мат. конф. «На рубеже столетий: Музыкознание. Композиторское творчество. Исполнительское искусство» 28 – 29 ноября 2008 г. – Новосибирск, 2009. — С. 52 – 59.
  9. К вопросу об истории и перспективах изучения творчества К. Штокхаузена в России // Материалы III Международной научной интернет-конференции «Культура и искусство Германии» в рамках Международного фестиваля «Дни Германии в Тамбове 2010», © ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2010 г. http://www.new.rachmaninov.ru/deut_2010/page/sannikova.htm
  10. О влиянии опыта Оливье Мессиана на формирование сериального мышления К. Штокхаузена // Век Мессиана: сборник статей / ред.-сост. К. В. Зенкин, Т. С. Кюрегян. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. – 272 с.
  11. Герой, воплощенный в композиторе – композитор, воплощенный в герое: об одном персонаже Карлхайнца Штокхаузена // Материалы III Международной Интернет-конференции «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» © ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2014 г. http://gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2014/11/Sannikova_2014.pdf
  12. Актуальные вопросы хорового исполнительства и формирования концертного репертуара (на примере участия Хорового консорта ЛАБОРАТОРИИ НОВОЙ МУЗЫКИ в Международном фестивале современной музыки «СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ») (в соавторстве с Рудзей Е. В.) // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская консерватория, 2014. № 2 (4). С. 103 – 112.
  13. Дни старинной музыки в Новосибирской консерватории (в соавторстве с Мальцевой А. А., Панкиной Е. В., Светловой О. А.) // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2015. № 1 (7). С. 64 – 69.
  14. Информационная поддержка деятельности Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2016. №2 (12). С. 82 – 86.
  15. В Новосибирской консерватории хранят память о жертвах Геноцида армян // Диалог культур: сборник научных статей. – Гюмри, 2018. – С. 97 – 104.
  16. О некоторых особенностях жанра хоровой баллады на примере сочинения Р. Шумана «Проклятие певца» (в соавторстве с Хотьковой С. Ю.) // Социально-гуманитарные и экономические науки: актуальные проблемы, достижения и инновации: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 сентября 2018 г. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2018. – С. 41 – 47.
  17. Класс композиции Оливье Мессиана (к юбилею мастера) (в соавторстве с Красиловой М. В.) // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2018. №3 (21). – С. 77-84.
  18. Интерпретационные доминанты жанра виолончельной сольной сюиты (в соавторстве с Еременко В. О.) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2019. №47. – С. 105 – 114.
  19. Взаимодействие учреждений предпрофессионального и профессионального образования в хоровой деятельности (в соавторстве с Рудзей Е. В.) // Инновационные исследования и разработки в области гуманитарных и социально-экономических наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 апреля 2019 г. : в 2-х ч. / Под общ. ред. Е. П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019 – Часть I. – С. 52 – 57.
  20. Фортепианное трио №1 А. Гречанинова: исторический и содержательный контексты (в соавторстве с Магомедовой Ю. С.) // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2019. №2 (24). – С. 63-70.
  21. Нелли Андреевна Хошабова. Памяти учителя (в соавторстве с Рудзей Е. В.) // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Х Междунар. Науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 сентября 2019 г.) /редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – С. 57 – 60.
  22. «Елизавета Бам» Романа Столяра: об опыте постановки хорового балета с роялем и прочими радиксами (в соавторстве с Е. В. Рудзей) // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 4. С. 35-44. DOI: 1031.24411/2308-1031-2020-10063.
  23. Об опыте перекрестного взаимодействия Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки и творческих вузов КНР // Россия — Япония — КНР — Республика Корея: история, теория, практика и современные перспективы культурного сотрудничества: сб. материалов Междунар. конф. (25 — 26 сентября 2020). — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2020. — С. 104 — 109.

Арт-менеджмент 

Выступала со-организатором таких международных культурно-образовательных проектов, как «Art-practicum» в рамках Международного молодёжного инновационного форума «Интерра-2011», «MIXT-MEDIA: 100 лет эксперимента» (2011), Перекрёстный международный музыкальный фестиваль «Новосибирск – Цзинань» (Россия – КНР, 2015), Международный проект «Сибирский органный форум» (2014, 2016, 2018, 2020), Международный проект «Сибирский фортепианный форум» (2020), Международный проект «Сибирский духовой форум» (2019, 2021), Международного перекрестного фестиваля «Музыкальные побратимы: Новосибирск – Саппоро -Шэньян – Тэджон», Международного проекта «Французская весна в Новосибирске» (2020, 2021).

Арт-директор Ансамбля солистов «Лаборатория новой музыки» и Международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны» (с 2012 г.). За годы существования в рамках фестиваля состоялось 11 мировых премьер произведений, написанных эксклюзивно по заказу дирекции, и более 20 всероссийских премьер.

Принимала участие в организации и проведении гастролей Ансамбля солистов «Лаборатория новой музыки» в различных городах Сибири (Томск, Барнаул, Кемерово) и в Москве (Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», 2012), а также сибирских гастролей прославленных отечественных и зарубежных музыкантов, танцовщиков и мастеров видео-арта. Так, с концертами и мастер-классами в рамках Международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны» выступали композиторы Цезарь Духновски (Польша), Владимир Мартынов и Олег Пайбердин (г. Москва), дирижёр Мануэль Наури (Германия), польский дуэт «Elettro Voce», немецкий перкуссионист Дирк Ротбруст, ГАМ-ансамбль (г. Москва), Камерный оркестр «Harmonia caelestis» и Балет «Окоём» из Екатеринбурга, Оркестр национальной музыки Шаньдунского университета (г. Цзинань, КНР), солисты Оркестра PRATUM INTEGRUM (г. Москва), немецкие певцы Джулиан Редлин и Беньямин Глаубиц, композитор и дирижёр Йорн Бойзен (Нидерланды), немецкий видеограф Тимм Рингевальдт.

Организовала гастроли Студенческого симфонического оркестра имени И.  И. Соллертинского в Барнауле (2019) и Томске (2021), Оркестра русских народных инструментов в Кемерове (2019), Академического хора студентов Новосибирской консерватории в г. Санкт-Петербург (октябрь 2020), где в рамках ХХ фестиваля «Международная неделя консерваторий» коллектив выступил в Исаакиевском соборе с программой из музыки сибирских композиторов и в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с произведениями Й. Брамса. В мае 2021 г. коллектив принял участие в Пасхальном хоровом соборе в г. Нижнем Новгороде, за что был удостоен Архиерейской грамоты по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. Также Академический хор студентов в рамках этих гастролей выступил на главной сцене Нижегородской консерватории.

Организатор IX Международного конкурса юных скрипачей в Новосибирске (2019), вывела на международный уровень конкурс вокалистов имени Л. В. Мясниковой (2020), ранее проходивший как региональный и всероссийский, а также конкурс «Запад – Сибирь – Восток», который прежде имел статус открытого, а с 2020 г. проводится в формате трёхгодичного цикла, в котором чередуются конкурс пианистов имени Е. М. Зингера, конкурс исполнителей на струнных инструментах имени М. Б. Либермана и конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах имени В. В. Бобровского.

За реализацию культурных общественно-значимых проектов и вклад в развитие международных связей отмечена многочисленными почетными грамотами, благодарностями и благодарственными письмами Министра культуры Новосибирской области, Полномочного Министра-Советника по делам образования Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации товарища Чжао Гочэна, Первого Секретаря Посольства Государства Израиль в Российской Федерации доктора Болеслава Ятвецкого, директора Гёте-Института в Новосибирске г-на Пера Брандта и др.

e-mail: sanaro@list.ru