Кафедра истории музыки

Организована в год открытия Новосибирской консерватории. Первоначально она объединяла все циклы исторических и теоретических дисциплин и называлась историко-теоретической. В 1959 г. кафедра истории музыки становится самостоятельным структурным подразделением, обеспечивающим весь цикл музыкально-исторических дисциплин.

В разные годы кафедру возглавляли Н. Ф. Орлов (до 1959 г.), Л. Я. Хинчин (1959–1967), А. М. Айзенштадт (1968–1971), В. М. Калужский (1971–1988), Г. А. Осипенко (1988–1996), Б. А. Шиндин (1996–2018), с 2018 г. кафедрой заведует О. А. Светлова.

Ретроспективный взгляд на деятельность кафедры истории музыки позволяет говорить о ее важнейшей роли в становлении в Сибири музыковедческого образования, формировании музыкально-исторического мышления в его многоуровневом преломлении (школа – колледж – вуз). В настоящее время она представляет собой системообразующий элемент образовательной, научной, учебно-методической, воспитательной, просветительской деятельности, сыгравший существенную роль в обучении педагогических и научных кадров региона.

Широкий спектр научных направлений отражен в тематике диссертационных исследований преподавателей кафедры. «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины ХVIII века» (Ю. В. Антипова), «Экспрессионизм и творчество композиторов Нововенской школы 1910 гг.» (Г. А. Еременко), «Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика» (Т. Г. Казанцева), «Фуга ХХ века в контексте стилистики музыкального романтизма» (С. С. Коробейников), «Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа на материале лютеранских магнификатов ХVII века» (А. А. Мальцева), «Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины ХV – первой трети ХVI века» (Е. В. Панкина), «История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года» (Т. А. Роменская), «Служба святым в традиции Русской Православной старообрядческой церкви» (О. А. Светлова), «Английские консортные жанры конца ХVI – первой четверти ХVII века» (Т. В. Смирнова), «Жанровая типология древнерусского певческого искусства» (Б. А. Шиндин).

Высокий научный потенциал кафедры, широкий спектр творческих интересов ее представителей позволил сформировать научные направления, актуальные для отечественной музыкальной науки. К закономерностям, имманентно присущим кафедральному сообществу, следует отнести постоянное обновление тематического спектра научных работ, расширение географического и хронологического пространства исследовательской работы. Их основу составляет проблематика истории зарубежной и отечественной музыки, методологические аспекты исторического музыкознания. Значительное место в научных исследованиях кафедры занимают проблемы истории западноевропейской старинной, классической и современной музыки.

Студенты становятся лауреатами и дипломантами Всероссийского /Международного конкурса студенческих работ в области музыкального искусства (Москва): Н. Выграненко – I премия (2006), Т. Смирнова – I премия (2006), О. Усова – диплом (2006), Е. Лазорская – II премия (2009), Е. Ишанкулова – I премия (2010), А. Мальцева – I премия (2011), Р. Жалеева – I премия (2012).

Выпускники кафедры продолжают свою деятельность в вузах, научных центрах, творческих коллективах, в системе средств массовой коммуникации Новосибирска, Барнаула, Кемерова, Иркутска, Красноярска, Омска, Томска, Якутска, других городов России. Выпускники, избравшие главным делом жизни детскую педагогику, трудятся в ДМШ, ДШИ, средних профессиональных учебных заведениях региона.

СОСТАВ КАФЕДРЫ

СВЕТЛОВА Ольга Александровна – заведующий кафедрой

АНТИПОВА Юлия Владимировна

ЕРЁМЕНКО Галина Анатольевна

КАЗАНЦЕВА Татьяна Генриховна

МАЛЬЦЕВА Анастасия Александровна

ПАНКИНА Елена Валериевна

СМИРНОВА Татьяна Вячеславовна