Кафедра истории музыки

Организована в год открытия Новосибирской консерватории. Первоначально она объединяла все циклы исторических и теоретических дисциплин и называлась историко-теоретической. В 1959 г. кафедра истории музыки становится самостоятельным структурным подразделением, обеспечивающим весь цикл музыкально-исторических дисциплин.

В разные годы кафедру возглавляли Н. Ф. Орлов (до 1959 г.), Л. Я. Хинчин (1959–1967), А. М. Айзенштадт (1968–1971), В. М. Калужский (1971–1988), Г. А. Осипенко (1988–1996), Б. А. Шиндин (1996–2018), с 2018 г. кафедрой заведует О. А. Светлова.

Ретроспективный взгляд на деятельность кафедры истории музыки позволяет говорить о ее важнейшей роли в становлении в Сибири музыковедческого образования, формировании музыкально-исторического мышления в его многоуровневом преломлении (школа – колледж – вуз). В настоящее время она представляет собой системообразующий элемент образовательной, научной, учебно-методической, воспитательной, просветительской деятельности, сыгравший существенную роль в обучении педагогических и научных кадров региона. В перечень читаемых на кафедре дисциплин входят: История зарубежной музыки, История русской музыки, История искусств, Специальный класс, Менеджмент в музыкальном искусстве, Массовая музыкальная культура, Современная музыки, Современная музыкальная жизнь, История музыкознания в Сибири, История и теория музыкального искусства, Введение в музыкознание, Организационные основы высшей школы и др.

Широкий спектр научных направлений кафедры отражен в тематике диссертационных исследований, монографий, учебников и научных статей преподавателей. Среди крупных трудов разных лет – докторские диссертации и монографии Т.А. Роменской «История музыкальной культуры Сибири от походов Ермака до крестьянской реформы 1861 года», Б. А. Шиндина «Жанровая типология древнерусского певческого искусства», Е.В. Панкиной «Фроттола в культуре итальянского Возрождения (1480–1530)»; Г.А. Еременко –  кандидатская диссертация «Экспрессионизм и творчество композиторов Нововенской школы 1910 гг.», учебник «Музыкальный театр Запада в первой половине ХХ века»; С.С. Коробейников – диссертация «Фуга ХХ века в контексте стилистики музыкального романтизма», курс лекций «История отечественной музыки ХХ века»; кандидатские диссертации Т.Г. Казанцевой «Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика», О.А. Светловой «Служба святым в традиции Русской Православной старообрядческой церкви», Ю.В. Антиповой «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины ХVIII века», Т.В. Смирновой «Английские консортные жанры конца ХVI – первой четверти ХVII века», диссертация и монография А.А. Мальцевой «Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа на материале лютеранских магнификатов ХVII века»; коллективная монография «Традиции духовного пения старообрядцев Алтая» (Б.А. Шиндин, Т.Г. Казанцева, О.А. Светлова и др.). В 2022 г. кафедра начала реализацию трехтомного издания избранных трудов Б.А. Шиндина.

Высокий научный потенциал кафедры, широкий спектр творческих интересов ее представителей позволил сформировать научные направления, актуальные для отечественной музыкальной науки. К закономерностям, имманентно присущим кафедральному сообществу, следует отнести постоянное обновление тематического спектра научных работ, расширение географического и хронологического пространства исследовательской работы. Их основу составляет проблематика истории зарубежной и отечественной музыки, методологические аспекты исторического музыкознания. Значительное место в современных научных исследованиях кафедры занимают проблемы истории музыки различных эпох и стилей – западноевропейского Возрождения и Барокко – в работах А. А. Мальцевой, Т. В. Смирновой; Романтизма – Е.К. Карелиной, А.А. Мальцевой; культовой музыки русского средневековья и певческой культуры сибирского старообрядчества – Т.Г. Казанцевой, О.А. Светловой; академической и массовой музыкальной культуры ХХ–ХХI вв. – Г.А. Еременко, С.С. Коробейникова, Ю.В. Антиповой; большинство педагогов участвует в развитии научного направления «Музыкальная культура Сибири».

Педагогами ведется активная публикационная деятельность, работа по грантам, работа в составе редколлегии научных изданий, в том числе входящего в Перечень ВАК рецензируемого журнала «Вестник музыкальной науки» (ответственный секретарь – О.А. Светлова). Ежегодно кафедра инициирует профильные тематические конференции, проводит конкурс курсовых работ по истории музыки студентов I–II курсов ТКФ, организует проведение  Открытой региональной Олимпиады по музыкально-теоретическим дисциплинам и иные мероприятия, Вузовских научно-практических чтений ассистентов-стажеров и магистрантов «Актуальные проблемы музыкальной науки, педагогики и исполнительства».

Воспитанники кафедры показывают высокие результаты в различных формах деятельности: в процессе участия в конференциях, защитах выпускных квалификационных работ, публикациях в изданиях из Перечня ВАК. Студенты становятся лауреатами и дипломантами различных музыковедческих конкурсов, в т.ч. Международного конкурса студенческих работ в области музыкального искусства (Москва) за период 2018–2022 гг.: Д. Казанцева, Т. Беляева, Е. Олейникова, Т. Касаткина – I премия; А. Ванчугов, М. Агибаева, Д. Павликов, А. Полонова – II премия; А. Климчук, К. Гладков, Е. Хонякина – III премия, Д. Соян, А. Сушлякова – диплом.

Выпускники кафедры продолжают свою деятельность в вузах, научных центрах, творческих коллективах, в системе средств массовой коммуникации Новосибирска, Барнаула, Кемерова, Иркутска, Красноярска, Омска, Томска, Якутска, других городов России. Выпускники, избравшие главным делом жизни детскую педагогику, трудятся в ДМШ, ДШИ, средних профессиональных учебных заведениях региона.

СОСТАВ КАФЕДРЫ

СВЕТЛОВА Ольга Александровна – заведующий кафедрой

АНТИПОВА Юлия Владимировна

ЕРЁМЕНКО Галина Анатольевна

КАЗАНЦЕВА Татьяна Генриховна

КОРОБЕЙНИКОВ Сергей Савельевич

МАЛЬЦЕВА Анастасия Александровна

ПАНКИНА Елена Валериевна

СМИРНОВА Татьяна Вячеславовна