Кафедра теории музыки

Организована в год открытия Новосибирской консерватории. Первоначально она объединяла все циклы исторических и теоретических дисциплин и называлась историко-теоретической. В сентябре 1959 г. кафедра подверглась реорганизации. В результате разделения и специализации курсов соответствующих дисциплин в консерватории начинают функционировать две музыковедческие кафедры: теории музыки и композиции, истории музыки. Педагогический состав теоретической кафедры быстро расширяется, интенсивно растет ее творческий потенциал.

В разные годы кафедру возглавляли А. М. Гозенпуд (1959–1961), Л. И. Адам (1962), Е. М. Мацокина (1963–1964), Ю. Г. Кон (1965–1970), П. Ф. Рубцов (1970–1972 и первая половина 1974), Г. Н. Иванов (1973), Л. В. Александрова (1974/75 уч. год), А. Г. Михайленко (1975–1984), С. С. Гончаренко (1984–1989), Т. С. Сорокина (1989–2013), К. М. Курленя (2013–2014), Ж. А. Лавелина (2014–2018). С 2018 г. руководство кафедрой осуществляет А. С. Молчанов.

Плодотворна научно-исследовательская работа кафедры. Она отличается интенсивностью, находит выход в докторских и кандидатских диссертациях, монографиях, многочисленных научных сборниках и отдельных статьях. В числе наиболее крупных трудов – монографии: «Декламационно-речевые формы интонирования в музыке ХХ века» (1986) А. П. Ментюкова; «Вопросы музыкального формообразования в творчестве композиторов ХХ века (1997) С. С. Гончаренко; «Диалогические традиции современного отечественного инструментализма» (2002) Г. А. Демешко; «Феномен тяготения в музыкально-теоретической концепции Б. Яворского: сущность и исторический контекст» (2011) Я. Н. Файна; «Инструментальные квартеты Иоганнеса Брамса. Контекст, драматургия, композиция» (2011) Ж. А. Лавелиной; «Повтор. Музыка. Смысл» (2011) А. С. Молчанова; «Карлхайнц Штокхаузен: манифестация творческого кредо композитора в опере “Среда” из цикла “Свет”» (2011) Н. В. Санниковой.

Диапазон исследовательских интересов кафедры непрерывно расширяется, объединяя в себе полюса академической и ультрасовременной, собственно музыковедческой и сопредельной с другими науками проблематики.

Помимо большой педагогической и научной работы, кафедру теории музыки всегда отличала разносторонняя музыкально-просветительская, критическая и творческая деятельность: выступления педагогов в периодической печати по различным проблемам музыкальной жизни, разножанровые передачи на радио и телевидении, чтение лекций и вступительные слова к концертам в Большом зале консерватории, на других площадках города и Сибирского региона, участие совместно со студентами и педагогами исполнительских кафедр в крупных творческих проектах. Отдельное направление творческой работы кафедры составляет композиторская деятельность А. С. Молчанова, чьи произведения регулярно звучат на различных концертах и фестивалях при участии студентов и педагогов консерватории, исполняются в рамках обязательной программы Международного конкурса юных скрипачей (2004, 2010, 2013) и Всероссийского конкурса имени Л. В. Мясниковой (2013), проводимых в Новосибирске, ставятся в Новосибирском театре оперы и балета (мюзикл «Кентервильское привидение» – совместный проект Новосибирской консерватории и Новосибирского государственного театра оперы и балета, художественный руководитель И. Селин, музыкальный руководитель и дирижер П. Белякин, 2014).

СОСТАВ КАФЕДРЫ

МОЛЧАНОВ Андрей Сергеевич– заведующий кафедрой

АЙМАКАНОВА Анастасия

БАКУМЕНКО Михаил Николаевич

ГОНЧАРЕНКО Светлана Сергеевна

ГОЦ Тамара Анатольевна

ДЕМЕШКО Галина Андреевна

КУРЛЕНЯ Константин Михайлович

ЛАВЕЛИНА Жанна Алийевна

МЕНТЮКОВ Александр Павлович

МИЧКОВ Павел Александрович

ПЫЛЬНЕВА Лада Леонидовна

САННИКОВА Наталья Владимировна

ФАЙН Яков Наумович

ЮФЕРОВА Ольга Александровна