Первый тур, младшая группа. На старт, внимание…

Обычно самое трудное в любом деле – его начало. Всегда очень ответственно начинать что-либо, задавать планку для продолжения. Вчера, 4 мая, ответственная миссия – начинать конкурс – выпала участникам младшей группы. С 9.30 утра и до 18.00 вечера проходили конкурсные прослушивания в рамках 1-го тура. 16 ребят в возрасте от 10 до 16 лет представили свой талант на суд жюри и сразу показали достойный уровень мастерства.

Очень широкой оказалась география стран конкурсантов, охватившая как Европу (Великобритания, Австрия, Чехия, Италия), так и азиатские страны: Гонконг, Монголия, Республика Казахстан и Республика Корея.. 7 ребят из 16 представляли Россию, причем разные ее города: Санкт-Петербург, Красноярск, Хабаровск, Барнаул. Две участницы младшей группы оказались из Новосибирска – студентка 8 класса колледжа НГК Юлия Боброва и студентка 1 курса НМК им. А. Мурова Ева Браун.

Программа 1 тура была достаточно серьезной, разнообразной и большей частью предоставлялась на выбор конкурсантов (кроме последней пьесы – «Мелодия» / «Размышление» Чайковского). Однако участники отличились необыкновенным единодушием, и 6 из 16 человек остановили свой выбор на Прелюде, Луре и Гавоте из Партиты E-dur И. С. Баха. Разными стали интерпретации произведений каждым из участников.

Никогда еще я не слышала столько «Размышлений» и «Мелодий» Чайковского с эмоциональным диапазоном от меланхолической задумчивости до откровенной эмоциональности, от задушевного монолога до патетического высказывания. И все эти грани чувств и эмоций демонстрировали совсем юные создания, багаж жизненного опыта которых так еще не велик… Совершенно по-разному показывали одно и то же произведение участники 10-ти и 16-ти лет: насколько по-разному они смогли его понять и прочувствовать. И это прекрасно! Кто сказал, что дети чувствуют неправильно? Ведь на каждом этапе жизни для нас возникают разные критерии правильности, но они не должны отрицать друг друга. Это правильно для них и для тех, кому они играют.

Интересным фактом стало то, что свободной пьесой участники-иностранцы выбирали (или так совпадало) пьесу своего композитора-соотечественника: «Кюй-Каприс» Когана у Акбике Алги из Казахстана, «Вариация» Чулууна у Мишээл Болд из Монголии, «Чешская рапсодия» Мартину у Эдуарда Коллерта из Чехии, «Адажио» Моцарта у Веры Костнер из Австрии и др.

Исаак Германович Нуразян, старший преподаватель кафедры струнных инструментов в Новосибирской консерватории, присутствовавший в первой половине прослушивания, поделился с нами мнением по поводу 1 тура младшей группы: «Участники оставили очень хорошее впечатление своими выступлениями. В той или иной степени, они демонстрировали достаточно высокий класс игры. К сожалению, удалось послушать не всех, но из тех выступлений, на которых был, могу выделить игру Юлии Бобровой, Арины Сувинской, Эдуарда Коллерта, Акбике Алги.

В исполнении Юлии Бобровой «Размышление» Глазунова впечатлило кристально чистой интонацией и красивым полетным звучанием. Когда Юлия заиграла Партиту Баха d-moll, скрипка запела совершенно иным тембром: Алеманда звучала очень наполненно и сочно. Куранта захватывала своим железным ритмом, была с одной стороны очень аккуратной, с другой — стремительной и смелой.

Весьма порадовала своим бережным отношением к скрипичному звуку Арина Сувинская. Очень стильно звучала у нее Партита Баха E-dur. Лур был достаточно певучим, но при этом не потерял танцевальности, так необходимой ему. Гавот же, который часто приходится слышать очень напористым, был удивительно мягок и очень интересен своей агогикой. Поразительно прозвучал Второй каприс Паганини: акустика Большого зала НГК, чистая интонация и звукоизвлечение (полетное и глубоко тембрально окрашенное) создали неповторимую волшебную атмосферу.

Оставил впечатление очень одаренного юноши Эдуард Коллерт. Его внешний вид и манера вести себя на сцене создали образ блестящего юного вундеркинда. Чрезвычайно интересно прозвучала Третья Партита Баха. А Пятый каприс Паганини, исполненный оригинальным штрихом, был очень точен и виртуозен.

Участница из Казахстана Акбике Алги поразила своим очень взрослым, вдумчивым отношением к музыкальному материалу, вкупе с мастерским владением скрипкой и глубоко эмоциональным исполнением».

Конечно, все выступления не могут быть безупречными. Но участие в подобном конкурсе, разумеется, станет для каждого из участников новым неоценимым опытом. Так, педагог по специальности 11-летней Мишээл Болд – Батдэлгер Эпх-Амгалан – высказала мысль, что, конечно, есть ошибки, замечания к исполнению, но находились и такие моменты, когда она (преподаватель) была приятно удивлена. Появилось то, чего недостает в часы занятий, но что пробуждается в волнующие мгновения на конкурсной сцене. Видимо, это – вдохновение.

Хочется также отметить самую младшую участницу конкурса – 10-летнюю Палому Со из Гонконга. Несмотря на свой юный возраст, девочка не уступала своим более опытным соперникам и выступила очень достойно. В своем интервью для ВГТРК Палома сказала: «Я играю еще и на фортепиано, и начала заниматься на фортепиано раньше, чем на скрипке, но скрипка мне нравится больше, возможно, потому что тон скрипки близок к человеческому голосу». Аудитория очень горячо поддерживала девочку аплодисментами.

Этот день был очень волнительным для выступавших конкурсантов и их педагогов. Остается ждать решения членов жюри и пожелать всем участникам старшей группы удачного выступления на прослушивании I тура!


Анастасия Климчук

3 курс ТКФ

Поделиться: