Панкина Елена Валериевна

Сайт Панкина

доктор искусствоведения;

доцент;

профессор кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

 

Общие сведения:

В 1989 г. окончила Кемеровское музыкальное училище. В 1994 г. окончила теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории (класс кандидата искусствоведения, профессора Т.С. Сорокиной). В 1994–1997 гг. обучалась в аспирантуре Новосибирской консерватории по кафедре теории музыки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Т.С. Сорокина). В 2013–2016 гг. обучалась в докторантуре Московской консерватории по кафедре истории зарубежной музыки (научный консультант – доктор искусствоведения, профессор И.А. Кряжева).

В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины XV – первой трети XVI веков» по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство (Новосибирская консерватория).

Редактор концертного отдела (1998–1999), декан фортепианного, вокального и теоретико-композиторского факультетов (1999-2005), и.о. проректора по научной работе (2002-2005), проректор по учебной работе (2005–2018) Новосибирской консерватории. Доцент (2002).

Эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по проведению аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Института контроля качества и аккредитации образовательных программ в сфере культуры и искусства (с 2018), Независимого агентства по аккредитации и экспертизе качества образования (ARQA, Республика Казахстан, с 2018).

Награждена почетным знаком к 75-летию Новосибирской области, Почетной грамотой Губернатора Новосибирской области (2006, 2013), Благодарностью Губернатора Новосибирской области (2009), Почетной грамотой мэрии г. Новосибирска (2009), Благодарностью Министерства культуры Российской Федерации (2016).

 

Педагогическая деятельность:

В 1996-1998 гг. – преподаватель кафедр старинной музыки и теории музыки, с 1998 г. – кафедры истории музыки.

Учебные курсы, читающиеся на кафедре истории музыки Новосибирской консерватории: 

«Научно-исследовательская работа» (аспирантура).

Учебные курсы, читавшиеся ранее на кафедрах старинной музыки, теории музыки, истории музыки и в колледже Новосибирской консерватории:

«История зарубежной музыки», «Современная музыкальная жизнь», «Специальный класс», «Актуальные проблемы музыкальной педагогики (теоретическая работа)», «Организационные основы высшей школы», «Исторические типы оперной драматургии», «История музыкознания», «Методология музыкознания», «Анализ музыкальных произведений», «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки».

11 учеников (Белоусова С.В., Криницкая Е.С., Смирнова Т.В., Корнева Е.А., Монахова М.В., Ткачук А.В., Ишанкулова Е.З., Мальцева А.А., Жалеева Р.Р., Климчук А.А., Агибаева М.Т.) являются лауреатами Всероссийского / Международного конкурса научных работ в области музыкального искусства (РАМ им. Гнесиных, 2003–2019), 2 аспирантки (Жалеева Р.Р., Карман Е.В.) – лауреатами 1 премии I и III Всероссийских конкурсов молодых ученых в области искусств (Министерство культуры РФ, 2014, 2016).

 

Сфера научных интересов: 

Итальянская светская вокальная музыка эпохи Ренессанса, эволюция жанров и музыкальной стилистики.

Руководство научными работами 

Руководство дипломными работами:

  1. Дудочкина А.Ю. Фортепианные сонаты ор. 11 Н.К. Метнера: специфика драматургических решений (2001).
  2. Криницкая Е.С. Опыт интерпретации семантики ренессансной музыкально-театральной аллегории (на материале флорентийских свадебных торжеств 1539 года) (2004).
  3. Андреева О.И. IL ritorno d’Ulisse in patria Клаудио Монтеверди: культурно-исторический, драматургический и интонационно-семантический аспекты (2006).
  4. Смирнова Т.В. Английская инструментальная консортная культура в контексте жанрово-стилевых тенденций западноевропейской музыки рубежа XVI – XVII веков (2006).
  5. Корнева Е.А. Учение о гармонии небесных сфер в трактатах Франкино Гаффурио (2007).
  6. Ишанкулова Е.З. Жанрово-стилевой генезис мадригальных комедий Адриано Банкьери (2010).
  7. Мальцева А.А. Функционирование музыкально-риторических фигур в магнификатах Михаэля Преториуса (2011).
  8. Карман Е.В. Антемное творчество Уильяма Берда (2012).
  9. Климчук А.С. Музыкальный театр Томаса Августина Арна (2018).
  10. Агибаева М.Т. Французская светская кантата 1700-1720-х годов: композиционно-стилистический аспект (2019).

Руководство магистерскими диссертациями:

  1. Белоусова С.В. Миннезанг: Статус. Жанры. Стиль (2004).
  2. Герасимчук О.Д. Стилистическая типологизация светских полифонических Lieder конца XV – XVI веков (2007).
  3. Монахова М.В. Масонские композиции В.А. Моцарта: опыт семантического анализа (2009).
  4. Ткачук А.В. «Королева фей» Генри Пёрселла в жанрово-стилистическом контексте европейской музыки XVII века (2009).
  5. Жалеева Р.Р. Жанровая специфика вильянсико XV-XVI веков (2013).

Руководство кандидатскими диссертациями:

  1. Смирнова Т.В. Английские консортные жанры конца XVI – первой четверти XVII веков (2009).
  2. Сараева (Белоусова) С.В. Песенные жанры миннезанга (2010).
  3. Мальцева А.А. Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века) (2013).
  4. Монахова М.В. Стилистика масонских произведений Вольфганга Амадея Моцарта в контексте эволюции творчества (2013).
  5. Перевалова (Ткачук) А.В. Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века (на материале произведений по пьесам Уильяма Шекспира) (2013). 
  6. Ишанкулова Е.З. Жанрово-стилевой генезис мадригальной комедии (2017).
  7. Жалеева Р.Р. Испанская светская полифоническая песня XV – XVI веков в контексте взаимодействия культур (2017).
  8. Карман Е.В. Англиканский антем XVI – первой половины XVII веков: композиционная типология и стилистика (2019).

 

Отзывы на научные работы 

Официальные отзывы на диссертации 

  1. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию А.Н. Ждановой «Св. Амвросий Медиоланский и его гимны». Новосибирская гос. консерватория, 2000.
  2. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию С.С. Коробейникова «Фуга XIX века в стилевом контексте музыкального романтизма: на примере произведений Ф. Мендельсона и М. Регера». Новосибирская гос. консерватория, 2001.
  3. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Т.Ф. Ильиной «Орфическая тема в ранней опере». Новосибирская гос. консерватория, 2002.
  4. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию М.А. Моисеевой «Органное искусство Испании эпохи Высокого Возрождения и Барокко». Московская гос. консерватория, 2011.
  5. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию К.А. Ноговицыной «Светский вокально-инструментальный концерт в творчестве Бьяджо Марини и его североитальянских современников». Московская гос. консерватория, 2015. 
  6. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Н.В. Дуды «Сольные светские песни Генри Пёрселла: жанровые и стилевые особенности». Ростовская гос. консерватория, 2018.
  7. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию А.С. Евдокимова «Английский антем XVI – первой половины XVIII века. Особенности воплощения библейского текста». Российская академия музыки им. Гнесиных, 2019.
  8. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Е.В. Рыжковой «Моралии Якоба Хандла как отражение гуманистических тенденций в музыкальной культуре богемского Возрождения». Уральская гос. консерватория, 2019.

Отзывы на авторефераты диссертаций 

  1. Гумерова О.А. Австро-немецкая симфония и клавирная соната второй половины XVIII века в свете эстетики «Бури и натиска». Канд. диссертация. – Челябинская гос. академия культуры и искусств, 2010.
  2. Андреева Е.С. Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада. Канд. диссертация. – Саратовская гос. консерватория, 2013.
  3. Гусева А.Н. Жанр вокализа: история, теория и практика. Канд. диссертация. – Магнитогорская гос. консерватория, 2013. 

Редакционная деятельность 

Член редакционной коллегии научного журнала Новосибирской консерватории «Вестник музыкальной науки». 

 

Публикации 

Книги, брошюры, учебные программы (избранные):

  1. Фроттола в итальянской культуре: 1480–1530. Монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. 336 с.
  2. Р. Швартц. Фроттолы в 15 веке // Новосибирск: НГК, 2001. 55 с. (вступ. ст. и пер.).
  3. Музыкознание в Новосибирске // Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск: НГК, 2005. С. 638–656. (в соавторстве с А.Г. Михайленко, Б.А. Шиндиным).
  4. Новосибирская государственная консерватория: 2003–2008. Новосибирск: НГК, 2008. (в соавторстве с Т.С. Сорокиной, Я.Н. Файном, Б.А. Шиндиным).
  5. История зарубежной музыки (от истоков до первой трети XIX века): Учебная программа для теоретико-композиторского факультета. Новосибирск: НГК, 2001.
  6. История зарубежной музыки (от истоков до первой трети XIX века): Учебная программа для исполнительских факультетов. Новосибирск: НГК, 2001.
  7. Программа государственного экзамена «История и теория музыки». Направление подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство. Новосибирск: НГК, 2013. (в соавторстве с Т.В. Смирновой).

Научные статьи (ВАК, WoS, Scopus):

  1. Жанровая специфика фроттолы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Кемерово, 2006. № 1. С. 126–131.
  2. Марко Кара – musicus excellens мантуанского двора // Научный вестник Московской консерватории. М.: МГК, 2012. Вып. 2. С. 6–17.
  3. Музыка в литературном наследии Лоренцо Медичи // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2013. № 2 (13). С. 171–175.
  4. Музыкальные образы и опыты Изабеллы д’Эсте // Идеи и идеалы. Новосибирск, 2013. № 4 (18). Т. 1. С. 170–178.
  5. «Frottola d’incatenatura» Эразмуса Лапициды // Старинная музыка. Москва: ПРЕСТ, 2014. № 3 (65). С. 8–14.
  6. Бартоломео Тромбончино: музыкант в документах своего времени // Университетский научный журнал. Humanities & Science University Journal. № 9. С. 90–102.
  7. Песни Россино Мантуанца: из истории североитальянской фроттолы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12. Ч. 3. С. 160–165.
  8. Карнавальный триумф в жизни и творчестве Лоренцо Медичи // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2015. № 1. С. 89–114.
  9. Книги фроттол Оттавиано Петруччи: композиция и авторы // Научное мнение: Философские и филологические науки, искусствоведение. СПб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2015. № 5. С. 35–44.
  10. Фроттолы в изданиях Андреа Антико // Университетский научный журнал. Humanities & Science University Journal. № 12. С. 66–76.
  11. Издательская политика ренессансного нотопечатника: деятельность Оттавиано Петруччи деи Фоссомброне // Музыковедение. М.: Научтехлитиздат, 2015. № 9. С. 8–20.
  12. Фроттола в творчестве церковных музыкантов Эмилии-Романьи и Папской области // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч. 1. С. 139–142.
  13. Фроттолисты Венето // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч. 2. С. 166–168.
  14. Бенедетто Гарет и его итальянский страмботто // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11. Ч. 1. С. 92–96.
  15. Содержание и генезис понятия фроттолы // Музыковедение. М.: Научтехлитиздат, 2017. № 4. С. 3–9.
  16. Модификации канцонетты и оды в книгах фроттол первой трети XVI века // Проблемы музыкальной науки. Уфа: УГИИ им. Загира Исмагилова, 2017. № 2. С. 95–102.
  17. Формирование мадригальной композиции в поздних собраниях фроттол // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская консерватория, 2017. № 3 (17). С. 5–13.
  18. Музыкальная иконография частных покоев studiolo и grotta Изабеллы д’Эсте // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 4. С. 468–478.

Контактные данные:

2mikep@mail.ru