Панкина Елена Валериевна

Сайт Панкина

музыковед;

кандидат искусствоведения;

доцент;

профессор кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.

 

Общие сведения:

В 1989 г. окончила Кемеровское музыкальное училище. В 1994 г. окончила теоретико-композиторский факультет Новосибирской консерватории (класс кандидата искусствоведения, профессора Т.С. Сорокиной). В 1994–1997 гг. обучалась в аспирантуре Новосибирской консерватории по кафедре теории музыки (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Т.С. Сорокина). В 2013–2016 гг. обучалась в докторантуре Московской консерватории по кафедре истории зарубежной музыки (научный консультант – доктор искусствоведения, профессор И.А. Кряжева).

В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Жанрообразование в итальянской светской песенной культуре второй половины XV – первой трети XVI веков» по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство (Новосибирская консерватория).

В 1998-1999 гг. – редактор концертного отдела, в 1999-2005 гг. – декан фортепианного, вокального и теоретико-композиторского факультетов, в 2002-2005 гг. – и.о. проректора по научной работе, с 2005 – 2018 гг. проректор по учебной работе Новосибирской консерватории. Доцент (2002).

Эксперт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по проведению аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Института контроля качества и аккредитации образовательных программ в сфере культуры и искусства (с 2018), Независимого агентства по аккредитации и экспертизе качества образования (ARQA, Республика Казахстан, с 2018).

Награждена почетным знаком к 75-летию Новосибирской области, Почетной грамотой Губернатора Новосибирской области (2006, 2013), Благодарностью Губернатора Новосибирской области (2009), Почетной грамотой мэрии г. Новосибирска (2009), Благодарностью Министерства культуры Российской Федерации (2016).

Педагогическая деятельность:

В 1996-1998 гг. – преподаватель кафедр старинной музыки и теории музыки, с 1998 г. – кафедры истории музыки.

Учебные курсы, читающиеся на кафедре истории музыки Новосибирской консерватории: 

«История зарубежной музыки», «Современная музыкальная жизнь», «Специальный класс», «Научно-исследовательская работа», «Актуальные проблемы музыкальной педагогики (теоретическая работа)».

Учебные курсы, читавшиеся ранее на кафедрах старинной музыки, теории музыки, истории музыки и в колледже Новосибирской консерватории:

«Организационные основы высшей школы», «Исторические типы оперной драматургии», «История музыкознания», «Методология музыкознания», «Анализ музыкальных произведений», «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки».

10 учеников (Белоусова С.В., Криницкая Е.С., Смирнова Т.В., Корнева Е.А., Монахова М.В., Ткачук А.В., Ишанкулова Е.З., Мальцева А.А., Жалеева Р.Р., Климчук А.А.) являются лауреатами Всероссийского / Международного конкурса научных работ в области музыкального искусства (РАМ имени Гнесиных, 2003-2018), 2 аспирантки (Жалеева Р.Р., Карман Е.В.) – лауреатами 1 премии I и III Всероссийских конкурсов молодых ученых в области искусств (Министерство культуры РФ, 2014, 2016).

Сфера научных интересов: 

Итальянская светская вокальная музыка эпохи Ренессанса, эволюция жанров и музыкальной стилистики. Кандидатская диссертация посвящена вопросам систематики итальянских полифонических песен второй половины XV – первой трети XVI веков, выявлению сущностных качеств их поэтики и формообразования.

Публикации 

Книги, брошюры, учебные программы:

  1. Фроттола в итальянской культуре: 1480–1530. Монография. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. 336 с.
  2. Р. Швартц. Фроттолы в 15 веке // Новосибирск: НГК, 2001. 55 с. (вступ. ст. и пер.).
  3. Музыкознание в Новосибирске // Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск: НГК, 2005. С. 638-656. (в соавторстве с А.Г. Михайленко, Б.А. Шиндиным).
  4. Новосибирская государственная консерватория: 2003-2008. Новосибирск: НГК, 2008. (в соавторстве с Т.С. Сорокиной, Я.Н. Файном, Б.А. Шиндиным).
  5. Диалектальность в итальянском музыкально-драматическом театре XVI-XVII веков // Философия, язык и культура: монография. Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2013. С. 197-220 (в соавторстве с Е.З. Ишанкуловой).
  6. История зарубежной музыки (от истоков до первой трети XIX века): Учебная программа для теоретико-композиторского факультета. Новосибирск: НГК, 2001.
  7. История зарубежной музыки (от истоков до первой трети XIX века): Учебная программа для исполнительских факультетов. Новосибирск: НГК, 2001.
  8. Программа педагогической практики. Направление подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство (профиль подготовки Орган). Новосибирск: НГК, 2013. (в соавторстве с О.В. Новиковой, А.А. Мальцевой).
  9. Программа педагогической практики. Специальность 073201 Искусство концертного исполнительства (специализация Концертный исторический клавир). Новосибирск: НГК, 2013. (в соавторстве с О.В. Новиковой, А.А. Мальцевой).
  10. Программа музыкально-исполнительской практики: изучение концертного репертуара. Направление подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство (профиль подготовки Орган). Новосибирск: НГК, 2013. (в соавторстве с О.В. Новиковой, А.А. Мальцевой).
  11. Программа выпускной квалификационной работы по форме «Исполнение сольной концертной программы». Специальность 070101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Фортепиано, орган). Новосибирск: НГК, 2013. (в соавторстве с Е.А. Романовской, Л.В. Смешко, Т.В. Смирновой).
  12. Программа педагогической практики. Направление подготовки 070100 Музыкальное искусство (фортепианный факультет (фортепиано)). Новосибирск: НГК, 2013. (в соавторстве с О.В. Новиковой, А.А. Мальцевой).
  13. Программа государственного экзамена «История и теория музыки». Направление подготовки 073000 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство. Новосибирск: НГК, 2013. (в соавторстве с Т.В. Смирновой).

Научные статьи (избранные):

  1. Некоторые вопросы соотношения Средневековья и Ренессанса в культурологических концепциях ХХ века // Теоретические концепции ХХ века: итоги и перспективы отечественной музыкальной науки: Материалы Всероссийской научной конференции. Новосибирск: НГК, 2000. С. 431–440.
  2. Формирование принципов тонально-гармонической системы в светской вокальной музыке итальянского Возрождения // Сибирский музыкальный альманах – 2001. Новосибирск: НГК, 2002. С. 15–24.
  3. Карнавальные песни ренессансной Флоренции: функционально-жанровый аспект // Музыка и ритуал: структура, семантика, специфика. Новосибирск: НГК, 2002. С. 292–301.
  4. Жанровая специфика фроттолы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Кемерово, 2006. № 1. С. 126–131.
  5. Марко Кара – musicus excellens мантуанского двора // Научный вестник Московской консерватории. М.: МГК, 2012. Вып. 2. С. 6–17.
  6. Музыка в литературном наследии Лоренцо Медичи // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2013. № 2 (13). С. 171–175.
  7. Музыкальные образы и опыты Изабеллы д’Эсте // Идеи и идеалы. Новосибирск, 2013. № 4 (18). Т. 1. С. 170–178.
  8. «Frottola d’incatenatura» Эразмуса Лапициды // Старинная музыка. Москва: ПРЕСТ, 2014. № 3 (65). С. 8–14.
  9. Бартоломео Тромбончино: музыкант в документах своего времени // Университетский научный журнал. Humanities & Science University Journal. № 9. С. 90–102.
  10. Песни Россино Мантуанца: из истории североитальянской фроттолы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12. Ч. 3. С. 160–165.
  11. Карнавальный триумф в жизни и творчестве Лоренцо Медичи // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2015. № 1. С. 89–114.
  12. Книги фроттол Оттавиано Петруччи: композиция и авторы // Научное мнение: Философские и филологические науки, искусствоведение. СПб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2015. № 5. С. 35–44.
  13. Фроттолы в изданиях Андреа Антико // Университетский научный журнал. Humanities & Science University Journal. № 12. С. 66–76.
  14. Издательская политика ренессансного нотопечатника: деятельность Оттавиано Петруччи деи Фоссомброне // Музыковедение. М.: Научтехлитиздат, 2015. № 9. С. 8–20.
  15. Фроттола в творчестве церковных музыкантов Эмилии-Романьи и Папской области // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч. 1. С. 139–142.
  16. Фроттолисты Венето // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11. Ч. 2. С. 166–168.
  17. Бенедетто Гарет и его итальянский страмботто // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 11. Ч. 1. С. 92–96.
  18. Содержание и генезис понятия фроттолы // Музыковедение. М.: Научтехлитиздат, 2017. № 4. С. 3–9.
  19. Модификации канцонетты и оды в книгах фроттол первой трети XVI века // Проблемы музыкальной науки. Уфа: УГИИ им. Загира Исмагилова, 2017. № 2. С. 95–102.
  20. Формирование мадригальной композиции в поздних собраниях фроттол // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская консерватория, 2017. № 3 (17). С. 5–13.
  21. Музыкальная иконография частных покоев studiolo и grotta Изабеллы д’Эсте // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 4. С. 468–478.
  22. Либретто «Королевы фей» Генри Перселла: вариации на шекспировскую пьесу // Сибирский музыкальный альманах – 2005. Новосибирск: НГК, 2009. С. 54–61 (в соавторстве с А.В. Ткачук).
  23. Трактат Франкино Гаффурио «De harmonia musicorum instrumentorum opus (1518)». Книга IV / Пер. Е.А. Корневой, под ред. Е.В. Панкиной // Сибирский музыкальный альманах – 2005. Новосибирск: НГК, 2009. С. 187–198.
  24. Философия смерти в «Maurerische Trauermusik» Вольфганга Амадея Моцарта // Сибирский музыкальный альманах – 2005. Новосибирск: НГК, 2009. С. 16–22 (в соавторстве с М.В. Монаховой).
  25. Об иконографической символике миннезанга // Сибирский музыкальный альманах – 2006. Новосибирск: НГК, 2009. С. 5–10 (в соавторстве с С.В. Сараевой).
  26. Об основах стилистической типологии немецкой теноровой песни XV–XVI веков // Культура и искусство Германии: материалы V Международ. науч. Интернет-конф. 19 окт. – 2 нояб. 2012 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. Тамбов, 2012. С. 3–8 (в соавторстве с О.Д. Герасимчук).
  27. Риторическая организация молитвы Магнификат и некоторые особенности становления немецкого языка // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы ХI международной заочной научно-практической конференции (30 апреля 2013 г.). М.: Международный центр науки и образования, 2013. С. 157–168 (в соавторстве с А.А. Мальцевой).
  28. Полифония песен миннезингеров // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская консерватория, 2013. № 2. С. 12–17 (в соавторстве с С.В. Сараевой).
  29. Тексты псалмов в антемах Уильяма Бёрда // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская консерватория, 2013. № 2. С. 18–24 (в соавторстве с Е.В. Карман).
  30. Провансальские влияния в испано-португальской кантиге // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская консерватория, 2014. № 3 (5). С. 32–38 (в соавторстве с Р.Р. Жалеевой).
  31. Итальянские влияния в немецкой полифонической песне XVI века // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская консерватория, 2014. № 3 (5). С. 39–48 (в соавторстве с О.Д. Кириченко).
  32. Жанровая атрибуция номеров в мадригальных комедиях Адриано Банкьери // Вестник музыкальной науки. Новосибирск: Новосибирская консерватория, 2015. № 2 (8). С. 81–90 (в соавторстве с Е.З. Ишанкуловой).
  33. Метаморфозы балладной оперы в середине XVIII века: «Любовь в деревне» Томаса Августина Арна // Университетский научный журнал = Humanities & Science University Journal. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. СПб.: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2017. № 34. С. 105–113 (в соавторстве с А.С. Климчук).

Руководство научными работами 

Руководство дипломными работами:

  1. Дудочкина А.Ю. Фортепианные сонаты ор. 11 Н.К. Метнера: специфика драматургических решений (2001).
  2. Криницкая Е.С. Опыт интерпретации семантики ренессансной музыкально-театральной аллегории (на материале флорентийских свадебных торжеств 1539 года) (2004).
  3. Андреева О.И. IL ritorno d’Ulisse in patria Клаудио Монтеверди: культурно-исторический, драматургический и интонационно-семантический аспекты (2006).
  4. Смирнова Т.В. Английская инструментальная консортная культура в контексте жанрово-стилевых тенденций западноевропейской музыки рубежа XVI – XVII веков (2006).
  5. Корнева Е.А. Учение о гармонии небесных сфер в трактатах Франкино Гаффурио (2007).
  6. Ишанкулова Е.З. Жанрово-стилевой генезис мадригальных комедий Адриано Банкьери (2010).
  7. Мальцева А.А. Функционирование музыкально-риторических фигур в магнификатах Михаэля Преториуса (2011).
  8. Карман Е.В. Антемное творчество Уильяма Берда (2012).
  9. Климчук А.С. Музыкальный театр Томаса Августина Арна (2018).

Руководство магистерскими диссертациями:

  1. Белоусова С.В. Миннезанг: Статус. Жанры. Стиль (2004).
  2. Герасимчук О.Д. Стилистическая типологизация светских полифонических Lieder конца XV – XVI веков (2007).
  3. Монахова М.В. Масонские композиции В.А. Моцарта: опыт семантического анализа (2009).
  4. Ткачук А.В. «Королева фей» Генри Пёрселла в жанрово-стилистическом контексте европейской музыки XVII века (2009).
  5. Жалеева Р.Р. Жанровая специфика вильянсико XV-XVI веков (2013).

Руководство кандидатскими диссертациями:

  1. Смирнова Т.В. Английские консортные жанры конца XVI – первой четверти XVII веков (2009).
  2. Сараева (Белоусова) С.В. Песенные жанры миннезанга (2010).
  3. Мальцева А.А. Музыкально-риторические фигуры Барокко: проблемы методологии анализа (на материале лютеранских магнификатов XVII века) (2013).
  4. Монахова М.В. Стилистика масонских произведений Вольфганга Амадея Моцарта в контексте эволюции творчества (2013).
  5. Перевалова (Ткачук) А.В. Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века (на материале произведений по пьесам Уильяма Шекспира) (2013). 
  6. Ишанкулова Е.З. Жанрово-стилевой генезис мадригальной комедии (2017).
  7. Жалеева Р.Р. Испанская светская полифоническая песня XV  XVI веков в контексте взаимодействия культур (2017).

Отзывы на научные работы 

Официальные отзывы на диссертации 

  1. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию А.Н. Ждановой «Св. Амвросий Медиоланский и его гимны». Новосибирская гос. консерватория, 2000.
  2. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию С.С. Коробейникова «Фуга XIX века в стилевом контексте музыкального романтизма: на примере произведений Ф. Мендельсона и М. Регера». Новосибирская гос. консерватория, 2001.
  3. Отзыв официального оппонента на кандидатскую диссертацию Т.Ф. Ильиной «Орфическая тема в ранней опере». Новосибирская гос. консерватория, 2002.
  4. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию М.А. Моисеевой «Органное искусство Испании эпохи Высокого Возрождения и Барокко». Московская гос. консерватория, 2011.
  5. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию К.А. Ноговицыной «Светский вокально-инструментальный концерт в творчестве Бьяджо Марини и его североитальянских современников». Московская гос. консерватория, 2015. 
  6. Отзыв ведущей организации на кандидатскую диссертацию Н.В. Дуды «Сольные светские песни Генри Пёрселла: жанровые и стилевые особенности». Ростовская гос. консерватория, 2018.

Отзывы на авторефераты диссертаций 

  1. Гумерова О.А. Австро-немецкая симфония и клавирная соната второй половины XVIII века в свете эстетики «Бури и натиска». Канд. диссертация. – Челябинская гос. академия культуры и искусств, 2010.
  2. Андреева Е.С. Темпоральное мышление Б. Бартока и Д. Лигети в свете диалога Востока и Запада. Канд. диссертация. – Саратовская гос. консерватория, 2013.
  3. Гусева А.Н. Жанр вокализа: история, теория и практика. Канд. диссертация. – Магнитогорская гос. консерватория, 2013. 

Редакционная деятельность 

Член редакционной коллегии научного журнала Новосибирской консерватории «Вестник музыкальной науки». 

Контактные данные:

2mikep@mail.ru