Открытая региональная Олимпиада по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам

13 – 15 февраля 2020 года
Новосибирская государственная консерватория
имени М.И. Глинки проводит
Открытую региональную Олимпиаду
по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам
К участию приглашаются студенты теоретических
и исполнительских специальностей музыкальных колледжей
и колледжей искусств

 Конкурсные состязания включают выполнение заданий в различных номинациях и проводятся в двух возрастных группах:

младшей (студенты I-II курсов и учащиеся 8-9 классов СПО);

старшей (студенты III-IV курсов и учащиеся 10-11 классов СПО).

По итогам конкурсных состязаний в каждой возрастной группе определяются победители в абсолютном первенстве и в номинациях.

Жюри оставляет за собой право присуждать не все призовые места, делить их между участниками, присуждать специальные дипломы в отдельных номинациях.

По окончании Олимпиады состоится круглый стол по проблемам преподавания музыкальных историко-теоретических дисциплин, профессиональной подготовки музыковедов в средних профессиональных учебных заведениях региона.

Для участия в Олимпиаде необходимо до 29.01.2020 г. отправить заявку (заверенный руководителем организации скан-экземпляр) по адресу: 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31, к. 105 либо на адрес электронной почты:
rmc-ncglinka@yandex.ru

Командировочные расходы и оплата проживания – за счёт направляющей организации.

Аккредитационный взнос в размере 500 рублей за одного участника вносится в кассу бухгалтерии консерватории по прибытии на Олимпиаду.

Информация об Олимпиаде размещается на сайте консерватории www.nsglinka.ru в разделе «Региональные конкурсы».

Контактная информация: 8(383)222-56-87, директор Западно-Сибирского регионального методического центра по музыкальному образованию Понкратьева Анжела Михайловна, методист Новокрещенова Анна Александровна.

 

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ 

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ 

  1. Расшифровка (нотная запись) одной строфы народной песни по аутентичной записи (сольное пение со словами) с последующей аранжировкой.

Участники младшей возрастной группы письменно сочиняют 2-й голос (подголосок) к записанной мелодии.

Участники старшей возрастной группы выполняют письменно 3-х – 4-хголосную аранжировку в произвольном стиле с использованием различных (по выбору конкурсанта) видов фактуры (аккордовой, гомофонно-гармонической, подголосочной, смешанной и пр.).

По окончании работы участникам предоставляется возможность воспользоваться инструментом (в течение 5 минут) и внести необходимые изменения, после чего они должны будут исполнить аранжировку (один голос петь со словами, остальные – играть).

При подготовке к заданию следует ориентироваться на аудиозаписи русских народных песен разных регионов России, а также на классические и современные сборники русских народных песен, в которых песни даны в обработке или гармонизации (сборники М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева и др.).

  1. Игра на фортепиано.

Участникам младшей возрастной группы предлагается вычленить из фигурационной фактуры художественного произведения гармоническую схему и сыграть её на фортепиано в строгом 4-хголосном изложении.

Участникам старшей возрастной группы предлагается сочинить и сыграть на фортепиано прелюдию в указанной форме (простая 2-х- или 3-хчастная, вариации) на основе начального фрагмента темы [1].

  1. Стилевой анализ. На основе слухового анализа небольшого произведения участники должны определить стиль, жанр, форму, основные средства выразительности; по возможности, композитора, автора словесного текста (в вокальном сочинении).

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА

  1. Музыкально-исторический конкурс предполагает работу по двум разделам.

Первый раздел посвящен жизни и творчеству трех выдающихся композиторов, юбилеи которых будут отмечаться в 2020 году — Л. Бетховена, Р. Шумана, П.И. Чайковского.

Участники должны обладать разносторонними знаниями об этих композиторах, владеть информацией об их окружении, творческих связях, обстоятельствах создания произведений, культурной ситуации в странах, с которыми они были связаны в различные этапы своей жизни.

Второй раздел предполагает наличие у конкурсантов общих знаний в области массовой музыкальной культуры, а именно о творчестве Эллы Фицджеральд и Андрея Петрова.

Конкурс проводится в форме письменной работы. Предлагаемая к выполнению работа содержит 4 части, каждая из которых состоит из 5 вопросов (текстовых, нотных, иллюстративных, всего 20 вопросов).

Работа с текстом заключается в том, что участник должен дополнить представленный фрагмент, либо ответить на содержащийся в нем вопрос.

По нотному фрагменту необходимо определить произведение, его часть.

Участнику предоставляется возможность выбора по одной работе из каждого раздела.

  1. Викторина. Участникам будет предложено 10 аудио- или видео- музыкальных фрагментов продолжительностью от 1 до 2 минут. По истечении времени звучания в течение 1 минуты необходимо определить композитора, произведение, его часть. Приветствуются дополнительные сведения (определить тематизм, указать дату создания или премьеры, для видеофрагмента –исполнителя / постановщика оперы и др.). Ответы даются в письменной форме.
  2. Музыкальная критика.

Вниманию участников предлагается концерт, после прослушивания которого нужно написать рецензию. Лучшие критические работы будут размещены на web-странице Олимпиады на сайте консерватории.

 

ФИНАЛ 

После подведения предварительных итогов и определения победителей в отдельных номинациях жюри определяет список участников финала (8 человек из числа набравших наибольшее количество баллов), которые в интеллектуальном состязании продолжают борьбу за призовые места в общем зачёте.

Состязания финала проходят публично и включают две части.

В первой частиблиц-турнире участникам предлагаются на выбор следующие темы: Гармония, Полифония, Музыкальная форма, Музыкальные термины, Оркестр, Музыкальные жанры, Фортепианная музыка, Музыка и живопись, Музыкальный фольклор, «Времена года», Барокко, Симфония, Музыкальный театр, Венские классики, Музыкальная культура Сибири, Секрет.

Конкурс проходит в виде ответов на вопросы в два этапа. Участники выбирают поочередно 2 темы из числа предложенных (по одной для каждого этапа, по 10 вопросов в каждой теме). Вопросы озвучиваются ведущим и демонстрируются на экране. На ответ по каждому вопросу отводится 15 секунд.

Участники должны знать творчество, биографию композиторов, изучаемых в курсе музыкальной литературы, понимать типологические, жанровые модели и стилистические особенности конкретных произведений, уметь объяснить основные термины и понятия, используемые в учебном процессе. Необходимо ориентироваться в стилевых закономерностях основных художественно-исторических направлений (барокко, классицизм, романтизм и пр.), знать музыковедческую литературу. Вопросы требуют от участников не только конкретных знаний, но также быстроты реакции и сообразительности.

По итогам первой части финала определяются 3 лидера, которые соревнуются между собой во второй части финала.

Вторая часть финаласупер-блиц – связана с ответами на блиц-вопросы по творчеству, биографии композиторов XVIII-XX вв., жанровым и стилистическим особенностям конкретных произведений, основным понятиям, изучаемым на музыкальных историко-теоретических курсах. Каждому участнику предлагается 20 вопросов, на ответ по каждому вопросу отводится всего 5 секунд. Участник должен дать максимальное количество правильных ответов.

Примерные блиц-вопросы:

— Город — родина оперы.

— Европейская столица, именем которой названы 12 симфоний Й. Гайдна.

— Автор либретто для опер В.А. Моцарта «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро».

— Количество разделов в классическом рондо.

— Название пьесы «Декабрь» в цикле Чайковского.

— Опера, прозвучавшая на открытии Новосибирского оперного театра 12 мая 1945 года.

Трое конкурсантов разыгрывают между собой призовые места и звание победителя Олимпиады.

Победителем Олимпиады является конкурсант, набравший наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсных испытаний.

[1] Для развивающего раздела будет указана схема модуляции, которую необходимо реализовать при сочинении прелюдии.

Положение >>>

Форма заявки >>>

Поделитесь новостью с друзьями!