Открытая региональная Олимпиада по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам

Подведены итоги
Открытой региональной Олимпиады
по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам

Результаты Расписание О конкурсе Жюри Фотоотчет

Младшая группа

 

Участник Результат

Лапкова Евгения, Теория музыки, 2 курс

Алтайский государственный музыкальный колледж, г. Барнаул

Преподаватели: Каменская Е.Л., Панарина Е.А.

Диплом лауреата I степени

Сунцова Виктория, Теория музыки, 2 курс

Алтайский государственный музыкальный колледж, г. Барнаул

Преподаватели: Каменская Е.Л., Панарина Е.А.

Диплом лауреата II степени

 

Специальный диплом за лучшую игру на фортепиано

Дутова Александра, Теория музыки, 1 курс

Новосибирская специальная музыкальная школа

Антипова Людмила Константиновна

Преподаватели: Дягилева Д.Ю., Корнякова Т.С., Пушенко И.В.

Диплом лауреата III степени

Киселева Екатерина, Теория музыки, 2 курс

Новосибирская специальная музыкальная школа

Преподаватели: Антипова Л.К., Александрова Н.Л., Дягилева Д.Ю., Пушенко И.В.

Диплом I степени

Колесникова Екатерина, Теория музыки, 2 курс

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова

Преподаватели: Друкарова О.А., Карман Е.В.,

Решетова Н.М., Спицына Л.С., Юкечева О.Л.

Диплом I степени

 

Специальный диплом за лучший стилевой анализ

Юдина Мария, Теория музыки, 2 курс

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова

Преподаватели: Друкарова О.А., Карман Е.В.,

Решетова Н.М., Спицына Л.С., Юкечева О.Л.

Диплом II степени

Плотникова Юлия, Теория музыки, 1 курс

Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова

Преподаватели: Богатырёва Е.А., Зайцева Л.А., Смирнова М.П.

Диплом II степени

Бобровицкий Артём, Вокальное искусство, 2 курс

Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова

Преподаватели: Андреева В.Д., Зайцева Л.А.

Диплом III степени

Сола Ксения, Инструментальное исполнительство (фортепиано), 2 курс

Колледж культуры и искусства имени Г.И. Чорос-Гуркина, г. Горно-Алтайск

Преподаватель: Черепанова Л.В.

Специальный диплом за успешный дебют на Олимпиаде

Мосолова Анастасия, Теория музыки, 2 курс

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова

Преподаватели: Друкарова О.А., Карман Е.В.,

Решетова Н.М., Спицына Л.С., Юкечева О.Л.

Диплом участника

 

Старшая группа

 

Участник Результат

Петрова Марина, Теория музыки, 3 курс

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова

Преподаватели: Гусева И.С., Джагарова Е.А., Друкарова О.А., Коробейников С.С., Якушевич М.В.

Диплом лауреата I степени

 

Специальный диплом за лучшую викторину

Аникеева Евдокия, Теория музыки, 3 курс

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова

Преподаватели: Гусева И.С., Джагарова Е.А., Друкарова О.А., Коробейников С.С., Якушевич М.В.

Диплом лауреата II степени

 

Специальный диплом за лучшую расшифровку народной песни

Августовский Сергей, Теория музыки, 4 курс

Новосибирская специальная музыкальная школа

Преподаватели: Антипова Л.К., Дягилева Д.Ю., Трахтенберг Ф.И.

Диплом лауреата III степени

 

Специальный диплом за лучшую работу по музыкальной критике

Мелиховская Анастасия, Теория музыки, 4 курс

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова

Преподаватели: Гребенникова Н.Е., Джагарова Е.А., Друкарова О.А., Камша А.Н., Коробейников С.С., Михеева Т.Ю., Решетова Н.М., Якушевич М.В.

Диплом I степени

Морозова Маргарита, Теория музыки, 3 курс

Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова

Преподаватели: Гусева И.С., Джагарова Е.А., Друкарова О.А., Коробейников С.С., Якушевич М.В.

Диплом I степени

 

Специальный диплом за лучшую работу в музыкально-историческом конкурсе

Кириенко Анна, Теория музыки, 4 курс

Томский музыкальный колледж имени Э.В. Денисова

Преподаватели: Андреева В.Д., Богатырёва Е.А.

Диплом I степени

 

Специальный диплом за лучшую работу по музыкальной критике

Безготкина Анастасия, Теория музыки, 3 курс

Алтайский государственный музыкальный колледж, г. Барнаул

Преподаватели: Абрина С.М., Грезева Н.А.

Диплом II степени

Глыгало Софья, Теория музыки, 3 курс

Комплекс «Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат для одаренных детей», г. Павлодар, Республика Казахстан

Преподаватели: Черепанова И.В., Шабалина А.З.

Диплом III степени

Морозова Дарья, Теория музыки, 4 курс

Прокопьевский областной колледж искусств имени Д.А. Хворостовского

Преподаватели: Островень Е.А., Самофеева Т.Н., Соснова Н.Г.

Диплом участника

 

 

Порядок проведения

Открытой региональной Олимпиады

по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам

 

13 февраля

четверг

Регистрация участников 09.00–14.00 ауд. 105
Открытие Олимпиады 14.00

Конференц-зал

 

Программа Олимпиады:

Стилевой анализ

младшая и старшая группы

 

Викторина

младшая и старшая группы

 

14.15

 

 

16.30

 

ауд. 421, ауд. 419

 

 

ауд. 421, ауд. 419

Посещение концерта

в НСМШ

18.30

НСМШ

(Комсомольский проспект, 20)

14 февраля

пятница

Музыкальная критика

младшая и старшая группы

9.00–12.00 ауд. 419
Перерыв 12.00-13.00

Музыкально-исторический

конкурс

младшая и старшая группы

13.00-14.30 ауд. 419

ЭКСКУРСИЯ

по консерватории

14.30-15.30

Расшифровка народной песни;

игра на фортепиано

младшая и старшая группы

15.30

ауд. 418

ауд. 419

15 февраля

суббота

Финал

младшая и старшая группы

10.00

Малый зал

 

Круглый стол 12.00 Конференц-зал
Закрытие Олимпиады 13.00 Конференц-зал

Конкурсные состязания включают выполнение заданий в различных номинациях и проводятся в двух возрастных группах:

младшей (студенты I-II курсов и учащиеся 8-9 классов СПО);

старшей (студенты III-IV курсов и учащиеся 10-11 классов СПО).

По итогам конкурсных состязаний в каждой возрастной группе определяются победители в абсолютном первенстве и в номинациях.

Жюри оставляет за собой право присуждать не все призовые места, делить их между участниками, присуждать специальные дипломы в отдельных номинациях.

По окончании Олимпиады состоится круглый стол по проблемам преподавания музыкальных историко-теоретических дисциплин, профессиональной подготовки музыковедов в средних профессиональных учебных заведениях региона.

Для участия в Олимпиаде необходимо до 29.01.2020 г. отправить заявку (заверенный руководителем организации скан-экземпляр) по адресу: 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31, к. 105 либо на адрес электронной почты:
rmc-nsglinka@yandex.ru

Командировочные расходы и оплата проживания – за счёт направляющей организации.

Аккредитационный взнос в размере 500 рублей за одного участника вносится в кассу бухгалтерии консерватории по прибытии на Олимпиаду.

Информация об Олимпиаде размещается на сайте консерватории www.nsglinka.ru в разделе «Региональные конкурсы».

Контактная информация: 8(383)222-56-87, директор Западно-Сибирского регионального методического центра по музыкальному образованию Понкратьева Анжела Михайловна, методист Новокрещенова Анна Александровна.

 

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ 

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ 

  1. Расшифровка (нотная запись) одной строфы народной песни по аутентичной записи (сольное пение со словами) с последующей аранжировкой.

Участники младшей возрастной группы письменно сочиняют 2-й голос (подголосок) к записанной мелодии.

Участники старшей возрастной группы выполняют письменно 3-х – 4-хголосную аранжировку в произвольном стиле с использованием различных (по выбору конкурсанта) видов фактуры (аккордовой, гомофонно-гармонической, подголосочной, смешанной и пр.).

По окончании работы участникам предоставляется возможность воспользоваться инструментом (в течение 5 минут) и внести необходимые изменения, после чего они должны будут исполнить аранжировку (один голос петь со словами, остальные – играть).

При подготовке к заданию следует ориентироваться на аудиозаписи русских народных песен разных регионов России, а также на классические и современные сборники русских народных песен, в которых песни даны в обработке или гармонизации (сборники М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, С.С. Прокофьева и др.).

  1. Игра на фортепиано.

Участникам младшей возрастной группы предлагается вычленить из фигурационной фактуры художественного произведения гармоническую схему и сыграть её на фортепиано в строгом 4-хголосном изложении.

Участникам старшей возрастной группы предлагается сочинить и сыграть на фортепиано прелюдию в указанной форме (простая 2-х- или 3-хчастная, вариации) на основе начального фрагмента темы [1].

  1. Стилевой анализ. На основе слухового анализа небольшого произведения участники должны определить стиль, жанр, форму, основные средства выразительности; по возможности, композитора, автора словесного текста (в вокальном сочинении).

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И МУЗЫКАЛЬНАЯ КРИТИКА

  1. Музыкально-исторический конкурс предполагает работу по двум разделам.

Первый раздел посвящен жизни и творчеству трех выдающихся композиторов, юбилеи которых будут отмечаться в 2020 году — Л. Бетховена, Р. Шумана, П.И. Чайковского.

Участники должны обладать разносторонними знаниями об этих композиторах, владеть информацией об их окружении, творческих связях, обстоятельствах создания произведений, культурной ситуации в странах, с которыми они были связаны в различные этапы своей жизни.

Второй раздел предполагает наличие у конкурсантов общих знаний в области массовой музыкальной культуры, а именно о творчестве Эллы Фицджеральд и Андрея Петрова.

Конкурс проводится в форме письменной работы. Предлагаемая к выполнению работа содержит 4 части, каждая из которых состоит из 5 вопросов (текстовых, нотных, иллюстративных, всего 20 вопросов).

Работа с текстом заключается в том, что участник должен дополнить представленный фрагмент, либо ответить на содержащийся в нем вопрос.

По нотному фрагменту необходимо определить произведение, его часть.

Участнику предоставляется возможность выбора по одной работе из каждого раздела.

  1. Викторина. Участникам будет предложено 10 аудио- или видео- музыкальных фрагментов продолжительностью от 1 до 2 минут. По истечении времени звучания в течение 1 минуты необходимо определить композитора, произведение, его часть. Приветствуются дополнительные сведения (определить тематизм, указать дату создания или премьеры, для видеофрагмента –исполнителя / постановщика оперы и др.). Ответы даются в письменной форме.
  2. Музыкальная критика.

Вниманию участников предлагается концерт, после прослушивания которого нужно написать рецензию. Лучшие критические работы будут размещены на web-странице Олимпиады на сайте консерватории.

 

ФИНАЛ 

После подведения предварительных итогов и определения победителей в отдельных номинациях жюри определяет список участников финала (8 человек из числа набравших наибольшее количество баллов), которые в интеллектуальном состязании продолжают борьбу за призовые места в общем зачёте.

Состязания финала проходят публично и включают две части.

В первой частиблиц-турнире участникам предлагаются на выбор следующие темы: Гармония, Полифония, Музыкальная форма, Музыкальные термины, Оркестр, Музыкальные жанры, Фортепианная музыка, Музыка и живопись, Музыкальный фольклор, «Времена года», Барокко, Симфония, Музыкальный театр, Венские классики, Музыкальная культура Сибири, Секрет.

Конкурс проходит в виде ответов на вопросы в два этапа. Участники выбирают поочередно 2 темы из числа предложенных (по одной для каждого этапа, по 10 вопросов в каждой теме). Вопросы озвучиваются ведущим и демонстрируются на экране. На ответ по каждому вопросу отводится 15 секунд.

Участники должны знать творчество, биографию композиторов, изучаемых в курсе музыкальной литературы, понимать типологические, жанровые модели и стилистические особенности конкретных произведений, уметь объяснить основные термины и понятия, используемые в учебном процессе. Необходимо ориентироваться в стилевых закономерностях основных художественно-исторических направлений (барокко, классицизм, романтизм и пр.), знать музыковедческую литературу. Вопросы требуют от участников не только конкретных знаний, но также быстроты реакции и сообразительности.

По итогам первой части финала определяются 3 лидера, которые соревнуются между собой во второй части финала.

Вторая часть финаласупер-блиц – связана с ответами на блиц-вопросы по творчеству, биографии композиторов XVIII-XX вв., жанровым и стилистическим особенностям конкретных произведений, основным понятиям, изучаемым на музыкальных историко-теоретических курсах. Каждому участнику предлагается 20 вопросов, на ответ по каждому вопросу отводится всего 5 секунд. Участник должен дать максимальное количество правильных ответов.

Примерные блиц-вопросы:

— Город — родина оперы.

— Европейская столица, именем которой названы 12 симфоний Й. Гайдна.

— Автор либретто для опер В.А. Моцарта «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро».

— Количество разделов в классическом рондо.

— Название пьесы «Декабрь» в цикле Чайковского.

— Опера, прозвучавшая на открытии Новосибирского оперного театра 12 мая 1945 года.

Трое конкурсантов разыгрывают между собой призовые места и звание победителя Олимпиады.

Победителем Олимпиады является конкурсант, набравший наибольшее количество баллов по результатам всех конкурсных испытаний.

[1] Для развивающего раздела будет указана схема модуляции, которую необходимо реализовать при сочинении прелюдии.

Положение >>>

Форма заявки >>>

СОСТАВ ЖЮРИ 

Председатель 

ЛАВЕЛИНА Жанна Алийевна и.о. ректора НГК имени М.И. Глинки,  кандидат искусствоведения, доцент.

Члены жюри

АНТИПОВА Юлия Владимировна и. о. проректора по научной работе, кандидат искусствоведения, доцент; 

ЛЕОНОВА Наталья Владимировна – кандидат искусствоведения, профессор кафедры этномузыкознания;

МОЛЧАНОВ Андрей Сергеевич – заведующий кафедрой теории музыки, кандидат искусствоведения, доцент;

САННИКОВА Наталья Владимировна – и. о. проректора по творческой деятельности,кандидат искусствоведения, доцент;

СВЕТЛОВА Ольга Александровна – заведующая кафедрой истории музыки, кандидат искусствоведения, доцент.

Поделиться: