Новосибирские этномузыкологи приняли участие в Международной этномузыкологической конференции
«Гиппиусовские чтения — 2019»

21-23 марта 2019 года в Российской академии музыки имени Гнесиных прошла Международная научная конференция
«Гиппиусовские чтения – 2019: Исследование жанров музыкального фольклора в современном этномузыкознании»,
в которой участвовали кандидат искусствоведения, доцент кафедры этномузыкознания Н.М. Кондратьева и кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкального образования и просвещения
О.В. Новикова.


«Гиппиусовские чтения», проходящие раз в два года, являются сегодня крупнейшим этномузыкологическим форумом, объединяющим ученых России и ближайшего зарубежья в обсуждении теоретических и прикладных проблем этномузыкознания и музыкальной фольклористики, зачастую имеющих основополагающее методологическое значение.

Нынешняя конференция была посвящена теории жанра в музыкальной фольклористике. Атрибуция музыкально-фольклорных жанров и выявление жанровых маркеров, народная терминология, специфика жанровых систем в региональных и локальных традициях, диахронический и синхронический аспекты в изучении жанра, межжанровые связи – эти и другие вопросы обсуждались в течение трех дней работы конференции.

Ее участниками стали И.В. Мациевский и Г.В. Тавлай (РИИИ, Санкт-Петербург), М.А. Енговатова, Л.М. Белогурова (РАМ им. Гнесиных, Москва), О.А. Пашина (ГИИ, Москва), Е.А. Дорохова (Центр русского фольклора, Москва), Т.С. Рудиченко (Ростовская консерватория), Г.Я. Сысоева (Воронежский институт искусств), Т.И. Калужникова (Уральская консерватория), Е.М. Шишкина (Астраханский областной научно-методический центр народной культуры), Г. Юссуфи (Тартуский университет, Эстония), Г. Дорджиева (Бостон), С.Ю. Багирова (Института архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана) и многие другие.

Выступления новосибирцев внесли в обсуждение центральной проблемы конференции особый колорит. Определение жанровой структуры изучаемой этнической традиции особенно актуально для неевропейских музыкальных культур, по отношению к которым исследователи выступают не как их носители, а как наблюдатели, пришедшие со стороны. В этом случае важно, не навязывая собственных теоретических взглядов, структурировать жанровые наблюдения в соответствии с представлениями носителей культуры, тем самым вскрывая глубинные закономерности их музыкального мышления. Не случайно соответствующие методики – теория интонационной культуры этноса, универсально-грамматический подход, представления об этномузыкальной системе, разработанные В.В. Мазепусом лично и в соавторстве с коллегами, − вызывали и вызывают большой интерес у представителей научного сообщества.

Н.М. Кондратьева в докладе «Соотношение жанров и страт в интонационной культуре (на материале семейно-обрядового фольклора алтайских этносов)» акцентировала методологическую основу сложившихся в Новосибирской консерватории подходов к изучению музыки коренных сибирских народов; О.В. Новикова проиллюстрировала применение этой методологии в докладе «Локальные варианты жанровой системы бурятского музыкального фольклора».

Большой интерес представляли выступления кандидата искусствоведения, в недавнем прошлом – доцента кафедры этномузыкознания НГК Г.Б. Сыченко «К проблеме жанровой типологии музыкально-обрядового фольклора алтайцев» и кандидата искусствоведения, научного сотрудника сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН, выпускницы НГК Е.Л. Тирон «Песни коряков: историография и перспективы этномузыковедческого изучения». Оба этих доклада возникли не только как обобщение теоретических изысканий авторов, но и как результат структурирования разножанрового материала в соответствующих томах академической многотомной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», подготовка которой осуществляется филологами и этнографами совместно с музыковедами Новосибирской консерватории уже многие годы.

Материал подготовлен О.В. Новиковой
Фото автора

Поделиться: