НЕДОСПАСОВА Анна павловна

пианистка, органистка, клавесинистка;

кандидат искусствоведения (2012 г.);

доцент кафедры специального фортепиано.

Общие сведения:

Окончила фортепианный факультет Новосибирской консерватории в 1997 г. по классу Л. Е. Александровского и Т. И. Игноян, прошла факультативный курс органа в классе А. В. Чуловского. В 2005 г. окончила Казанскую консерваторию по классу клавесина Е. В. Бурундуковской. Стажировалась на мастер-классах Жоржа Кисса и Дмитрия Голдобина (клавесин, Франция 1997 — 1998), Кристофера Стембриджа (орган, клавесин, клавикорд, Италия 2007), Владислава Клосевича и Марии Эрман (клавесин, клавикоррд, Польша 2006) в Австрийской барочной академии («сольное исполнение на клавесине» Алин Зилберайх, «бассо контитнуо (генерал-бас)» Джереми Джозеф (Австрия 2017). Прошла курс повышения квалификации в Московской консерватории по программе «Из истории и теории клавирной музыки XVI–XVIII вв.» (класс клавесина доцента Т. А. Зенаишвили, 2008 г.), в Санкт-Петербургской консерватории по программе «Современные аспекты исполнительства и методики преподавания исторического клавира» (2014).

Деятельность:

Концертная деятельность включает сольное клавирное и ансамблевое исполнительство. В ее репертуаре преимущественно музыка доклассической эпохи. Значительную часть сольного репертуара занимают клавирные произведения И. С. Баха, И. Кунау, Г. Ф. Генделя, Д. Скарлатти, пьесы Фр. и Л. Куперенов, Ж. Ф. Рамо, Г. Пёрселла, А. Форкере, сочинения английских вирджиналистов У. Бёрда, П. Филлипса, русская музыка XVIII в. – Д. Бортнянский, В. Трутовский, В. Караулов, И. Прач.

Является приглашенной солисткой НГАТОиБ, принимала участие в концертном исполнении оперы «Дидона и Эней» в сезоне 2005/2006 г. под управлением Т. Курентзиса, абонемента в НГАТОиБ «Музыка для нас», где солисты театра представляли программы барочной музыки. В рамках этого цикла исполнялись инструментальные концерты и вокальная музыка Монтеверди, Вивальди, Корелли, Люлли, Генделя, Баха, сочинения Блоу, Пёрселла, Эклза, Рамо, Концерт Д. Бортнянского для клавесина и струнных Ре мажор.

В качестве солистки ансамбля «Insula magica» принимала участие в фестивалях «Московское действо», «Корни и корона» (Москва), «Earlymusic» (С.-Петербург), «Классика и современность» (Новосибирск), в гастрольных поездках по России, Казахстану, Латвии, Украине, выступала в городах Швеции, Франции, Испании, Португалии, Дании, Германии, Австрии. В сотрудничестве с ансамблем участвует в органных абонементах в Большом зале Новосибирской консерватории.

В сезонах 2005–2013 гг. традиционными стали выступления с флейтистами класса доцента Н. П. Фуренковой на сцене Большого зала НГК и на сцене Новосибирской филармонии. В филармонических программах под названием «Вечер с флейтой» исполнялись флейтовые сонаты И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, арии и кантаты А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, ансамблевые сочинения с участием флейты Фр. Куперена, Ж. Ф. Рамо. Был исполнен Бранденбургский концерт № 5 И. С. Баха с барочной скрипкой (2012).

Творческое сотрудничество с флейтистами было продолжено в музыкальных проектах Камерного оркестра Новосибирской филармонии, где работает приглашенным солистом с 2010 г. Так, совместные выступления в 2011 г. с солистом Мариинского театра Д. Лупачёвым было продолжено на сцене Новосибирской филармонии исполнением в 2014 г. Тройного концерта для клавесина, флейты, скрипки и струнных И. С. Баха BWV 1044 (партия скрипки – засл. арт. РФ Ю. Рубина).

Несколько концертных выступлений на сцене Новосибирской филармонии состоялись в необычном сочетании клавесина и саксофона в дуэте с засл. арт. РФ А. Турыгиным, где исполнялись сочинения Д. Ортиса, сонаты И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. Ф. Э. Баха, переложения клавирных пьес Ф. Куперена. Эта программа стала основой компакт-диска, записанного дуэтом в 2013 г.

В составе группы basso continuo аккомпанировала исполнителям на виоль д’амур (среди них Н. Кожухарь, Ю. Гайколова), исполнителям на виоле да гамба (среди них П. Бьорди – Италия, А. Гринденко, Е. Кузьминых). Успешно развивается сотрудничество с симфоническим оркестром студентов имени И.И. Соллертинского под управлением профессора В. М. Минасяна. В 2014 г. исполнялся клавирный концерт И. С. Баха Ля мажор BWV 1055, первое исполнение в Новосибирске Концерта К. Ф. Э. Баха для клавира и струнных до минор Wq 31.

С появлением в фондах библиотеки НГК «Версальской коллекции»  исполнила Концерт для клавесина и струнных Ж. Тапрея Ля мажор (2007), принимала участие в исполнении кантат П. Броссара и др. сочинений из этого редкого нотного фонда.

В 2014 г. в рамках Международного органного фестиваля сложился дуэт А. Недоспасовой и Г. Никулина. Музыканты выступают в ансамбле в консерватории и в совместных программах на сцене Новосибирской филармонии. В Новосибирске выступала в составе дуэта клавесинов с известными европейскими и российскими музыкантами, среди них Ж. Кисс (Франция), К. Стембридж (Великобритания), А. Хаккинен (Финляндия), А. Любимов и А. Семенов (Москва), В. Радченков (С.-Петербург), Е. Бурундуковская (Казань).

В 2014 г. приняла участие в абонементных концертах НСМШ (колледжа), исполнив Сюиту Г. Пёрселла № 7 и две сонаты Д. Скарлатти, к 300-летнему юбилею И. С. Баха в дуэте с Е. Предвечновой в Большом зале Новосибирской консерватории в рамках цикла «Великие мастера» исполнила Двойной концерт До мажор для двух клавесинов и струнных BWV 1061 с участием солистов оркестра НГАТОиБ.

В 2004 г. начала педагогическую работу на кафедре специального фортепиано Новосибирской консерватории. Она ведет курсы «генерал-бас» и «клавесин» для органистов, «клавесин» для учащихся колледжа Новосибирской консерватории, читает лекционный курс «Исторические типы клавирного исполнительства» для студентов-пианистов, факультативные и элективные курсы «Ранняя музыка. Реконструкция и практика» для студентов разных специальностей.

Участвует в работе факультета повышения квалификации Новосибирской консерватории. Для слушателей ФПК читала лекции «О чем говорит уртекст. И. С. Бах», «Клавирные сонаты Й. Гайдна. Вопросы исполнения» (2010), «История и практика клавирного искусства XVI–VIII вв.» (2013), в рамках ФПК проводила мастер-классы и на фортепианном отделении музыкального колледжа г. Кемерово (2015).

Как ученый занимается вопросами истории музыкальной культуры России. В 2010 г. она окончила аспирантуру на кафедре истории музыки НГК в классе проф. Б. А. Шиндина, в 2012 г. защитила диссертацию кандидата искусствоведения по теме «Тобольский манускрипт Густава Блидстрёма в контексте явлений инструментального искусства Швеции и России второй половины XVII – первой половины XVIII века». Исследование посвящено уникальному памятнику культуры, музыкальному манускрипту шведского военнопленного музыканта, созданному в Тобольске в 1715 г., его изучению и публикации. В числе публикаций статьи: «Шведский след в истории музыкальной культуры Сибири. Тобольский манускрипт»; «Il Seicento di Christina. Королева Кристина Шведская»; «Из истории шведской военно-полковой музыки»; «Вклад шведских военнопленных в формирование традиций российского инструментального музицирования // Полтава: судьбы пленных и взаимодействие культур»; Svenska musiker som krigsfångar i Sibirien на швед. яз.; «Великое посольство 1697–1698 гг. в ракурсе культурных и музыкальных преобразований Петровской эпохи»; «Как царь Петр взятыми под Полтавой «швецкими габоями» отечеству пользу учинил» // Петровское время в лицах; «Итальянский и французский стили в творчестве И. С. Баха: проблемы исполнительской реализации», «Времен связующая нить. Киномузыка М. Таривердиева в концертных программах ансамбля «Инсула магика», «Тобольский манускрипт» (монография) и др.

Выступала с докладами в научных конференциях: «Роль государства в хозяйственном и социокультурном освоении Азиатской России XVII – начала ХХ в.» (Новосибирск, 2007), «Культурное взаимодействие между Швецией и Россией: Полтава как поворотный пункт» (Москва. 2009), «Север в традиционных культурах и профессиональных композиторских школах» (Петрозаводск, 2011), «Стеллеровские чтения» (Тюмень, 2013).