Научная деятельность

Начало формирования музыкознания в Новосибирске, в Сибири в целом связано с открытием в 1956 году Новосибирской консерватории — первого в регионе центра развития музыкальной науки и подготовки музыковедческих кадров. На протяжении последующих десятилетий на ее базе сложилась научная школа, развивающаяся в рамках одного научного направления «Искусствоведение. Музыкальное искусство», объединившего следующие научные сферы:

  • история и теория музыки
  • музыкальная культура Сибири
  • музыкальная медиевистика
  • музыкальная культура стран Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока
  • проблемы исполнительского искусства
  • проблемы музыкального образования, педагогики
  • компьютеризация видов музыкальной деятельности
  • проблемы философии, музыкальной эстетики, культурологии

Особое место в исследовательской деятельности НГК занимает комплексная тема «Музыкальная культура Сибири» — многопроблемная и многонаправленная область исследований.

Перечисленные направления сформировались в соответствии с профилем подготовки специалистов музыкального вуза, приоритетными направлениями развития современных гуманитарных наук, прежде всего музыковедения, специфическими задачами Новосибирской консерватории как сибирского музыкального вуза, его ориентацией на естественнонаучную фундаментализацию музыкального знания и музыкального образования.

Процессы становления музыкальной мысли в НГК обусловлены качественным и количественным ростом научного потенциала. В начальный период его формирование шло за счет привлечения преподавателей и молодых выпускников разных вузов. В 1950-1960-е годы корпус научно-педагогических кадров составили в основном воспитанники Московской, Ленинградской, Киевской, Львовской, Минской, Саратовской, Ташкентской консерваторий, среди которых кандидаты искусствоведения Н. Ф. Орлов, А. Н. Котляревский, Л. Я. Хинчин, А. П. Зданович, Ю. Г. Кон, В. И. Слоним.

Рост научного потенциала НГК проявляется, прежде всего, в подготовке и защите диссертационных исследований. Первыми в 1960-е годы состоялись защиты кандидатских диссертаций Е. М. Зингера по истории фортепианной музыки, А. М. Айзенштадта по проблемам сибирского фольклора, Е. Г. Гуренко и Г. И. Гильбурда по проблемам эстетики, О. А. Бочкаревой, В. В. Задерацкого по проблемам теории музыки. В 1970-е годах степень кандидата искусствоведения получили Л. В. Александрова, А. Л. Петраш, А. П. Ментюков, кандидата исторических наук — Т. А. Роменская, философских наук — Б. В. Селиванов.

Если 1950-е годы являются периодом становления музыковедческой мысли, 1960–1970-е годы характеризуются экстенсивным ростом музыковедческих кадров, то в последующие десятилетия набирает темпы интенсивное развитие научного потенциала консерватории. В 1980-е гг. в специализированных советах страны проходят защиты диссертаций на соискание степени кандидата искусствоведения А. Г. Михайленко, Г. А. Демешко, Б. А. Шиндина, С. С. Гончаренко, М. М. Берлянчика, В. К. Сторожука, В. М. Калужского, И. Я. Нейштадт, Г. А. Осипенко, Т. С. Сорокиной, И. М. Корн, Г. А. Еременко, Л. П. Робустовой, С. А. Добровольского, М. А. Шавинера, А. В. Гвоздева, И. Е. Бялого, Л. А. Москаленко, А. А. Асиновской, Г. И. Сушон, Г. Г. Фельдгуна, кандидата философских наук Н. П. Коляденко, в 1990-е годы –К. М. Курлени, А. М. Лесовиченко, О. Н. Понуровой, кандидата педагогических наук Н. Г. Фениной. В 1990–2000-е в диссертационном совете НГК состоялись защиты кандидатских диссертаций Т.Г. Федоренко, Н.В. Леоновой, Н.М. Кондратьевой, Е. В. Панкиной, Г.Б. Сыченко С.С. Коробейникова, О. А. Светловой, О. В. Новиковой, О.А. Юферовой, Я.Н. Файна, В. Е. Гиливери, А. С. Молчанова, Н. В. Санниковой, Ж.А. Лавелиной, Ю.В. Антиповой, Т.В. Смирновой. В 2000-2010-е — защищены кандидатские диссертации Л.Л. Пыльневой, С.Г. Тосина, С.С. Коробейникова, О.А. Светловой, О.В. Новиковой, Ю.В. Антиповой, Ж.А. Лавелиной, О.А. Юферовой, Я.Н. Файна, Т.В. Смирновой, Н.В. Санниковой, А.С. Молчанова. В 2010-2020-е состоялись защиты кандидатских диссертаций А.П. Недоспасовой, А.А. Мальцевой, П.А. Мичкова, П.С. Шахова, П.О. Тончук, Е.О. Предвечновой, А.М. Максимовой.

В 90-е и последующие годы все более актуализируется задача повышения научного потенциала вуза посредством укрепления корпуса докторов наук. До 2001 года новосибирские ученые защищали докторские диссертации преимущественно на базе советов Москвы и Санкт-Петербурга. Первым степень доктора философских наук получил Е. Г. Гуренко в 1983 году, докторскую диссертацию по искусствоведению в 1993 году защитила Т. А. Роменская. Далее последовали защиты: Л. В. Александровой, Н. С. Бажанова, С. С. Гончаренко, М. Г. Карпычева, Н. Н. Покровской, Г. Г. Фельдгуна, а в 2000-х годах К. М. Курлени, Нгуена Лантуата, культурологической диссертации В. В. Ромма. В 1990 году на работу в НГК из Ташкента приехали доктора искусствоведения С. П. Галицкая и Ю. Н. Плахов. В результате сложилась ситуация, позволившая открыть в НГК в 1994 году

Специализированный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности «Искусствоведение», в 2001 году реорганизованный в докторский.

С 2000-х годов защиты докторских диссертаций проходят в совете при НГК. Это исследования Г. А. Демешко, Н. И. Мельниковой, Б. А. Шиндина, Н. П. Коляденко, М. Ю. Дубровской, М. Н. Дрожжиной, С. Г. Тосина, Л. Л. Пыльневой, А.В, Гвоздева

Деятельность специализированного совета по защите диссертаций способствовала интенсивному качественному росту научного потенциала НГК, а также музыкальных вузов Сибири и Дальнего Востока.

Помимо музыковедов важное значение имеет деятельность ученых в других областях знаний. В разные годы в НГК работали кандидаты и доктора философских, экономических, психологических, физико-математических, технических, биологических, педагогических наук.

Динамично развивающаяся в вузе научная деятельность обусловила поиск форм ее многоканального финансирования. Во второй половине 1980-х и в 1990-е годы основным способом привлечения средств стала работа педагогов по хоздоговорным темам. С 1987 года эта работа концентрируется в научно-исследовательском секторе. Примечательно, что Новосибирская консерватория была первым из музыкальных вузов России, начавшим хоздоговорную научную работу и открывшим научно-исследовательский сектор.

Начиная с 1996 года в НГК активно развиваются контакты с Российским гуманитарным научным фондом, Российским фондом фундаментальных исследований, Федеральной целевой программой «Государственной поддержки интеграции высшего образования и фундаментальной науки» («Интеграция»). Исследования по грантам позволили решить комплекс научных, материально-технических и организационных задач. Удалось активизировать и расширить изучение ареальных связей интонационных культур Сибири, внедрить новые подходы к исследованию музыкального фольклора разных регионов Сибири и Дальнего Востока, перейти к комплексному исследованию фольклора переселенцев, богослужебной культуры старообрядцев. Интенсифицировалась экспедиционная работа, издательская деятельность.

Развитию научно-исследовательской работы НГК способствуют контакты с академическими и отраслевыми НИИ, музыкальными вузами страны. Среди постоянных партнеров консерватории: НИИ СО РАН, Институт этнологии и антропологии искусств (Санкт-Петербург); Музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки (Москва); Музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева (Москва); Творческое объединение «Музыкальный фольклор» (Москва), Институт гуманитарных исследований Республики Алтай (Горно-Алтайск), многочисленные вузы Новосибирска, Томский государственный университет; Чувашский институт гуманитарных исследований; Научно-техническая библиотека СО РАН (Новосибирск) и многие дригие.

На протяжении многих лет консерватория осуществляет сотрудничество с зарубежными организациями: Академия музыки и театра (г. Брно, Чехословакия), Государственная высшая школа музыки Гейдельберга–Мангейма (Германия), университет «Тор Вергата» (Рим, Италия), музыкальное общество «Хаймес» (Япония), Консерватория музыки г. Шеньян (КНР), Департамент антропологии университета Тампере (Финляндия).

Результаты научных исследований педагогов НГК стали неотъемлемой частью учебного процесса. Формы внедрения результатов НИР в процессе формирования музыканта высшей квалификации включают в себя:

  • использование материалов научных исследований для актуализации содержания учебных дисциплин, лекций, спецкурсов, элективных и факультативных курсов, семинаров;
  • создание нового поколения научно-методической и учебно-методической литературы.

Претворением идеи взаимодействия научной и учебной деятельности стало издание широко используемых в учебном процессе пособий «Учебная библиотека НГК».

Традиционной формой взаимосвязи научного знания и акций образовательного характера является исследовательская работа студентов – эффективный путь повышения качества подготовки специалистов. Здесь формируются практические навыки самостоятельной научной деятельности. Устойчивые формы приобрела экспедиционная работа студентов. В ходе многочисленных экспедиций, а также обработки результатов полевой работы они овладевают методиками собирания, первичной обработки, в том числе компьютерной расшифровки, каталогизации, описания материала с их последующей передачей в Архив традиционной музыки НГК. Самостоятельно собранные образцы традиционной музыки становятся основой дипломных и диссертационных работ. Студенты участвуют в выполнении исследовательских проектов, финансируемых научными фондами.

Важным направлением реализации научного потенциала студентов является участие в научных, научно-практических и методических конференциях, семинарах, межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири». С 1997 г. в вузе ежегодно проходят конкурсы работ студентов-музыковедов I-II курсов, внутривузовский тур Всероссийского конкурса студенческих работ в области музыковедения. В разные годы студенты НГК становились победителями Всероссийского/Международного конкурса студенческих работ в области музыковедения, с 2014 года — Всероссийского конкурса  молодых ученых в области искусств, учрежденного Министерством культуры РФ. В последнее пятилетие более 80 студентов-музыковедов стали лауреатами и дипломантами региональных и всероссийских конкурсов студенческих научных работ.

Научный потенциал консерватории реализуется в авторских и коллективных монографиях, учебных пособиях, сборниках статей и материалов научных, научно-практических и методических конференций. Значимыми событиями в научной жизни являются зарекомендовавшие себя регулярные проекты — «Музыкальная культура Сибири» (2012, 2016, 2018, 2020, 2022, 2023), «Актуальные проблемы теории музыки и современной композиции» (2013, 2018, 2022), «Информационные технологии в музыкальном искусстве и образовании» (2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2023), «Музыкознание: история и современность глазами молодых ученых» (2013, 2015, 2017, 2019, 2021, 2023), «Взаимодействие учреждений культуры и образования в музыкальном развитии детей и молодежи» (2018, 2019, 2020, 2021, 2022, 2023).

В последние годы были реализованы проекты в статусе Международных конференций: «Западноевропейская доклассическая музыка: вопросы теории, истории и практики» (2023), «Музыкальная культура России и Италии» (2022), «Музыкальная культура России и Франции: история и современность» (2021), «Музыкальная эпоха Л. Бетховена и ее исторический резонанс» (2020). Всероссийских конференций:  «Музыкальная критика и журналистика сегодня: Проблемы и перспективы» (2023), «Хоровое искусство России: традиции, поиски, стратегии» (2022), «Фортепианное искусство: теория, история, методика» (2022), «Наследие Достоевского в искусстве» (2021). 

Существенную роль в распространении и внедрении результатов научно-исследовательской работы играет редакционно-издательский отдел. Для обеспечения его деятельности НГК сегодня обладает необходимой материально-технической базой. Общее число публикаций профессорско-преподавательского состава консерватории за 2022 год:

  • монографии: 2;
  • учебные и учебно-методические пособия: 15;
  • статьи в изданиях, индексируемых RSCI, Scopus, WoS: 4;
  • статьи в журналах, включенных в перечень ВАК: 53;
  • статьи в иных изданиях: 61.

С 2000 по 2011 гг. консерватория издавала научный ежегодник «Сибирский музыкальный альманах», с 2013 года выходит в свет научный специализированный журнал «Вестник музыкальной науки», с 2014 года журнал включен в перечень ВАК по научной специальности 5.10.3. Искусствоведения (виды искусства) (музыкальное искусство). В настоящее время ведется работа по подготовке к подаче заявки на включение журнала в БД SCOPUS.

Новосибирская консерватория играет значительную роль в развитии научного потенциала вузов искусства и культуры, расположенных на огромной территории от Урала до Тихого океана. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации от 7 марта 1996 года за консерваторией закреплены функции Центра по организации и координации научных исследований в области музыкознания и музыкального образования в Сибири и на Дальнем Востоке. Научный статус НГК особенно возрос после открытия диссертационного совета и докторантуры. Защитившие кандидатские и докторские диссертации в НГК педагоги других вузов и научных учреждений работают в НИИ и учебных заведениях Сибири и других регионов России.