Музыкально-этнографические экспедиции

   

   

   

   

   

   

   

 


Организация и проведение полевых исследований в форме музыкально-этнографических экспедиций (МЭЭ) является одним из важнейших направлений деятельности этномузыкологов Новосибирской консерватории. В ходе МЭЭ производится сбор материалов, репрезентирующих музыкальные традиции коренных и переселенческих этносов Сибири, Дальнего Востока и других регионов.


Первые МЭЭ проводились в 1960-х гг. под руководством А.М. Айзенштадта или им самим единолично. В Алтайском и Красноярском краях, Новосибирской и Иркутской областях, в Бурятской АССР были выполнены записи русского, украинского, эвенкийского, эвенского, бурятского фольклора.


В начале 1970-х годов студенты консерватории приняли участие в работе комплексной фольклорно-этнографической экспедиции «По Московскому тракту», организованной Новосибирским отделением ВООПИК. Инициатором проекта выступил видный сибирский фольклорист М.Н. Мельников. Отряд, в составе которого работали консерваторцы, возглавлял выпускник НГК, хормейстер Сибирского народного хора В.Г. Захарченко.


С 1976 г. стали регулярно проводиться учебные МЭЭ, которые обеспечивали полевую и камеральную фольклорную практику студентов теоретико-композиторского факультета. Маршруты экспедиций пролегали, главным образом, по славянским поселениям Новосибирской, Тюменской областей и Алтайского края. Руководителями МЭЭ были композитор Ю.И. Шибанов, музыковеды Г.Г. Бычкова, Н.В. Леонова, Е.В. Тюрикова. С учебных консерваторских МЭЭ началась деятельность В.В. Асанова, композитора, организатора Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии, вице-президента Всероссийского фольклорного союза.


С середины 1980-х гг. начинается новый этап в развитии экспедиционной работы НГК, связанный с участием консерватории в проекте издания академической 60-томной серии СО АН РАН «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» и приходом в НГК опытного фольклориста-собирателя, члена Главной редколлегии серии Ю.И. Шейкина. Интенсивное расширение сложившейся к этому времени базы музыкально-фольклорных источников происходило в процессе работы экспедиций разного уровня, типов и назначения:


1) комплексные экспедиции 60-томной серии под руководством А.Б. Соктоева с участием специалистов – фольклористов-филологов, этнографов, языковедов, этномузыкологов, представлявших разные научные и учебные заведения Сибири и Дальнего Востока в Алтайский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Иркутскую, Камчатскую, Новосибирскую, Тюменскую области, Тувинскую, Якутскую и Бурятскую АССР; финансовое обеспечение осуществлялось СО АН СССР, СК РСФСР при научной и организационной поддержке Всесоюзной фольклорной комиссии и СО СК России; аудиозаписи выполнялись профессиональным звукооператором фирмы «Мелодия» М.Л. Дидыком; в работе комплексных экспедиций участвовали этномузыкологи Ю.И. Шейкин, С.К. Павлючик, Н.В. Леонова, Р.Б. Назаренко, В.Н. Шевцов;


2) МЭЭ по линии Фольклорной комиссии СО СК России в Ханты-Мансийский АО, Хакасскую АССР, Иркутскую, Курганскую, Новосибирскую и Томскую обл., а также записи в Новосибирске от народных исполнителей-участников акций СО СК (А.Г. Калкина, В.С. Айваседы, О. Маржымала, В.О. Каратаева, М.Г. Каучакова и др.);


3) МЭЭ в рамках хоздоговоров «Сибирь», «Алтай», «Югра», «Таймыр», заключенных между НГК и научно-методическими и научно-исследовательскими учреждениями Сибири (Горно-Алтайским НИИ истории, языка и литературы, Ханты-Мансийским и Таймырским ОНМЦ).


С 1984 г. ряд записей осуществлялся стационарно в фонотеке НГК при участии звукооператоров В.Д. Мурина, А.А. Ермолаева, Ю.Ю. Смолякова.


В МЭЭ 1980-х гг. сформировались научные интересы большой группы студентов и сотрудников консерватории: Н.М. Кондратьевой, Г.Б. Сыченко, Т.И. Игнатьевой, О.А. Шейкиной, В.С. Никифоровой, Н.М. Вахитовой-Скворцовой, Г.Е. Солдатовой, О.В. Мазур, О.Э. Добжанской, Т.В. Павловой.


Начиная со второй половины 1990-х гг., экспедиции НГК проводятся на новой финансовой основе – при поддержке научных фондов (гранты РГНФ) и целевых правительственных программ (ФЦП «Интеграция»). Дальнейшее развитие получила деятельность по записи фольклора коренных народов Сибири и сибирских переселенцев. К полевой работе приступило новое поколение музыковедов НГК: О.В. Новикова, Н.А. Урсегова, Е.И. Жимулева, М.В. Якубовская, Н.С. Капицына, Е.Л. Крупич-Тирон, Ю.В. Маркарян, О.С. Пинжина, А.Д. Татаринова, П.С. Шахов и др.


С начала 1990-х гг. в НГК формируется новое направление, связанное с полевым изучением музыкальных традиций сибирских старообрядцев. МЭЭ под руководством Т.Г. Казанцевой и при участии Н.С. Мурашовой, И.В. Полозовой, Л.Р. Фаттаховой, О.А. Светловой, Е.Г. Червяковой и др. побывали в Горном Алтае, Бурятии, Туве, в Восточно-Казахстанской обл. Республики Казахстан, в Алтайском крае, Кемеровской обл.


В 2000-е гг. при финансовой поддержке РГНФ состоялись две МЭЭ в Королевство Непал (Г.Б. Сыченко, А.В. Золотухина) для изучения традиционной музыкальной культуры йолму, тамангов и др. местных этносов.


Все собранные в ходе МЭЭ аудиоматериалы хранятся в фонотеке НГК, в фонде Архива традиционной музыки. Более 220 коллекций фонда включают аудиозаписи традиционного творчества алтайцев, бурят, долган, зырян, ительменов, кереков, коряков, манси, нанайцев, нганасан, негидальцев, ненцев, сибирских татар, тофаларов, тувинцев, удэ, ульчей, хакасов, хантов, чукчей, чулымских тюрков, шорцев, эвенков, эвенов, энцев, эскимосов, юкагиров, якутов; белорусов, казахов, мордвы (эрзя и мокша), немцев, русских, украинцев, чувашей.


На основе собранных материалов пишутся бакалаврские и дипломные работы, магистерские, кандидатские и докторские диссертации, проводятся научные исследования.