МОЛЧАНОВ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

Молчановкомпозитор;

музыковед;

кандидат искусствоведения;

член Союза композиторов РФ;

секретарь Ученого совета Новосибирской консерватории;

заведующий кафедрой теории музыки Новосибирской консерватории (с 2018 г.).

Общие сведения 

В 2000 г. окончил Теоретико-композиторский факультет НГК им. М.И. Глинки  по классу композиции профессора Г.Н. Иванова и по классу музыковедения профессора Т.С. Сорокиной, в 2002 г. ассистентуру-стажировку  по классу Г.Н. Иванова. В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Динамика восприятия повтора в музыкальном произведении (на материале остинатных форм композиторского творчества ХХ века)». C 2012 г. секретарь ученого совета Новосибирской консерватории. Доцент (2012). Лауреат всероссийского конкурса композиторов (2007).

Педагогическая деятельность 

В 2002-2006 гг. преподаватель кафедры композиции. С  2007 г. кафедры теории музыки.

Учебные курсы, читающиеся на кафедре теории музыки  Новосибирской консерватории:

«Гармония», «Музыкальная форма», «Методология музыкознания», «Специальный класс»

Учебные курсы, читавшиеся ранее  на  кафедрах композиции, теории музыки и в колледже НГК:

«Гармония», «Анализ музыкальных произведений», «Современная нотация», «Элементарная теория музыки», «Специальный класс» (сочинение).

Сфера научных интересов

Сфера научных интересов связана с проблемами восприятия музыки, современной нотации, вопросами формообразования в музыке XX-XXI веков, творчеством сибирских композиторов.

Публикации

Книги, брошюры, учебные пособия и программы

  1. Повтор. Музыка. Смысл: Теоретико-психологический подход исследования. Монография. Saarbrücken, Germany LAP
  2. Сольфеджио. Мелодии для чтения с листа: Учебное пособие по курсу сольфеджио для средних специальных и высших учебных заведений Новосибирск: «Окарина», 2010.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «Гармония»; специальность 070101 «Инструментальное исполнительство».Новосибирск: «Окарина», 2011.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «Анализ музыкальных произведений»; специальность 070101 «Инструментальное исполнительство». Новосибирск: «Окарина», 2011.

Научные статьи

  1. К вопросу о функциях повтора в музыке // Тезисы докладов XXI научно-практической конференции (по  итогам исследовательской работы преподавателей института за 1996-1997 гг.). Челябинский гос. институт культуры и искусств, 1999. Часть I. С. 95-96.
  2. Творчество Георгия Иванова в исполнительской культуре Новосибирска //Новосибирская область в контексте российской истории. — Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2001. С. 242-244.
  3. О преломлении принципов соноризма во «Флуоресценциях» К.Пендерецкого //Вопросы современного музыкознания: Сборник научных трудов. — Челябинск, 2003. С. 142-166.
  4. Симфония Георгия Иванова //Вопросы музыкознания и музыкального образования. — Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2003. Вып.2. С. 45-53.
  5. О симфоническом творчестве Георгия Иванова //Материалы межрегиональной студенческой музыкально-теоретической конференции. — Новосибирск, Новосиб. гос. консерватория, 2004. С. 60-64.
  6. О функциях повтора в динамике художественного восприятия // Социально-гуманитарные знания. № 12, 2007.  С.138-150.
  7. Действие повтора при восприятии остинатных композиций (на примере токкаты из фортепианного концерта Бориса Чайковского) // Вопросы современного музыкознания: межвуз. Сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2008. Вып.3. С.88-96.
  8. Об особенностях проявления принципа повторности в композициях на один звук //Вопросы современного музыкознания: межвуз. Сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2008. Вып.3. С. 97-106.
  9. Повтор в музыке. Теоретико-психологический подход исследования // Вопросы музыкознания: Сб. ст. — Новосибирск; Новосибирская гос. Консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2008. Вып. III. С. 16-49.
  10. Повтор в аспекте музыкальной категоризации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Майкоп, 2008. Вып. 10. С. 210-214.
  11. Смысловая роль повтора в музыке // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. № 5, 2008. С. 284-287.
  12. О роли повтора в организации процесса музыкального восприятия (на примере творчества композиторов ХХ века) // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы III междунар. науч.-практ. конференции 22-26 апреля 2008 г. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. Ч. II.
  13. О двух типах повтора в античной мифологии // «Идеи и идеалы», 2011 №3 (9). Т.2 С.127-134.
  14. Пути известные и неизвестные. О творчестве композитора Владимира Щербачева. //Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны. К 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Соллертинского: сб. материалов Всероссийской науч.- прак. конф. Новосибирск, Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2012. С. 165-173.
  15. Категоризационные аспекты композиторского мышления (на примере творчества новосибирского композитора Сергея Тосина) // Вестник музыкальной науки № 1, 2013 C. 65-69.
  16. Остинато как жанр // Вестник музыкальной науки № 1 (3), 2014 C. 12-18.
  17. О некоторых аспектах исследования повтора в философском и музыкальном опыте //Проблемы музыкальной науки № 2 (15) 2014 С.83-87
  18. Когнитивные аспекты исследования повтора в музыкальном искусстве. Повтор и память. //Национальная ассоциация ученых № 3 2014 III Международная научно-практическая конференция «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени»  часть 4 С.26-28
  19. О соотношении понятий тождества и повтора в музыкальном искусстве // Идеи и идеалы № 2 (24) 2015. Т.2 С. 143-148.
  20. Теоретические и экспериментально-психологические аспекты исследования повтора в музыкальном искусстве //Алманах Национальна музикална академия «Проф. Панчо Владигеров» София, Година 7 (2015) С. 186-195.
  21. Феномен однозвуковых композиций в музыке XX века  // Южно-российский музыкальный альманах 2016 № 4 (25) С.35-40.
  22. Инструментальные концерты Георгия Иванова в контексте развития отечественной музыки второй половины XX века //Вестник музыкальной науки 2016 № 4 (3)   С 65-75. 

Основные произведения: 

Крупные инструментальные жанры

  1. Концерт для скрипки с оркестром № 1 (2000)
  2. Приветственная увертюра (2002)
  3. Концерт для скрипки с оркестром № 2 (2005)
  4. Скерцо (2010)
  5. Симфония «Позитивные миры» (2014-2016)

Произведения для музыкального театра

  1. «Как король Неделя на пенсию уходил» музыкальная сказка (2007)
  2. «Омар Хайям. Сцены из жизни» опера (2003-2012)
  3. «Кентервильское привидение» мюзикл (2014)
  4. «Сказка о нарисованном аисте» балет (2015)

Камерно-инструментальные сочинения

  1. Струнный квартет № 1 (1998)
  2. Струнный квартет № 2 (2002)
  3. Квартет для духовых инструментов (2003)
  4. Вариации на тему японской песни «Сакура» для фортепиано (2004)
  5. Фантазия для кларнета и органа (2007)
  6. «Русские напевы» для кларнета и фортепиано (2007)
  7. Пьесы для скрипки и фортепиано «Концертное allegro» (2004), «Мелодия» (2005), «Скерцо» (2010), «Поэма» (2011), «Вальс-dramatico» (2013).
  8. Пьесы для виолончели и фортепиано «Фантастический танец», «Гимн планете Земля» (2007).
  9. «На Сибирских просторах» сюита для фортепиано (2014)
  10. 10 пьес для арфы (2016)
  11. Вариации на тему А. Шнитке для арфы и органа (2016)

Камерно-вокальные сочинения

  1. «Весенние песни» на стихи Л. Озерова для голоса и фортепиано (1997)
  2. «Прощание» на стихи А. Пушкина для голоса и фортепиано (1999)
  3. «Вечерние песни» на стихи Ю. Кузнецова для голоса и фортепиано (2001)
  4. «Белый парус» альбом песен на стихи Ф. Васильева (2003)
  5. «Молюсь за Русь» вокальный цикл на стихи российских поэтов для тенора, баритона и фортепиано (2010)
  6. «Песни опыта» на стихи У. Блейка для голоса, кларнета и фортепиано (2015)
  7. Три Романса на стихи Ю. Колоднего «Полевые цветы», «Гори свеча», «За все любовь  благодарю» (2015)
  8. Песни на стихи Р. Шеньшиной  «Незнакомка», «Бабье лето», «Всё равно», «Цыганская песня», «Табун», «Земля Новосибирская» (2015-2016).

Контактные телефоны: 8 (383) 222-35-11

Контактный e-mail: mas-composermail