МОЛЧАНОВ АНДРЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

Молчановкомпозитор;

музыковед;

кандидат искусствоведения;

доцент;

член Союза композиторов РФ и Российского Музыкального Союза;

заведующий кафедрой теории музыки и композиции Новосибирской консерватории.

Общие сведения 

В 2000 г. окончил Теоретико-композиторский факультет НГК им. М.И. Глинки  по классу композиции профессора Г.Н. Иванова и по классу музыковедения профессора Т.С. Сорокиной, в 2002 г. ассистентуру-стажировку  по классу Г.Н. Иванова. В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Динамика восприятия повтора в музыкальном произведении (на материале остинатных форм композиторского творчества ХХ века)». В 2002-2006 гг. преподаватель кафедры композиции. С  2007 г. кафедры теории музыки. C 2012 по 2019 гг. — секретарь Учёного совета Новосибирской консерватории. Доцент (2012). Лауреат международного конкурса композиторов (2020).

Преподаваемые дисциплины 

«Гармония», «Музыкальная форма», «Методология музыкознания», «Специальный класс» (музыковедение), «Современная нотация», Научно-исследовательская работа, Актуальный проблемы музыкальной-педагогики, Сочинение (композиция)

Сфера научных интересов

Сфера научных интересов связана с проблемами восприятия музыки, современной нотации, вопросами формообразования в музыке XX-XXI веков, творчеством сибирских композиторов.

 

Публикации

Учебные издания

  1. Сольфеджио. Мелодии для чтения с листа: Учебное пособие по курсу сольфеджио для средних специальных и высших учебных заведений Новосибирск: «Окарина», 2010.
  2. Образцы экзаменационных диктантов по сольфеджио для поступающих в Новосибирскую государственную консерваторию имени М.И.Глинки. 2014-2019. — Вып.5. — Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М.И Глинки, 2020. — 42 с. (соавтор Т.А. Гоц).

 

Научные статьи

Web of Science | Scopus

Зигонический и незигонический анализ. Два взгляда на сонату Моцарта // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 44. – С. 197–211.  DOI: 10.17223/22220836/44/15

 

ВАК

  1. О функциях повтора в динамике художественного восприятия // Социально-гуманитарные знания. № 12, 2007.  С.138-150.
  2. Повтор в аспекте музыкальной категоризации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Майкоп, 2008. Вып. 10. С. 210-214.
  3. Смысловая роль повтора в музыке // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. № 5, 2008. С. 284-287.
  4. О двух типах повтора в античной мифологии // «Идеи и идеалы», 2011 №3 (9). Т.2 С.127-134.
  5. О некоторых аспектах исследования повтора в философском и музыкальном опыте //Проблемы музыкальной науки № 2 (15) 2014 С.83-87
  6. О соотношении понятий тождества и повтора в музыкальном искусстве // Идеи и идеалы № 2 (24) 2015. Т.2 С. 143-148.
  7. Феномен однозвуковых композиций в музыке XX века  // Южно-российский музыкальный альманах 2016 № 4 (25) С.35-40.
  8. «Симфония одного звука» Джачинто Шельси в контексте развития музыкального искусства ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 5. С. 106-111.
  9. Между структурой, восприятием и смыслом. О зигонической теории Адама Окельфорда //Вестник музыкальной науки 2018 № 3 (21) С. 27-38.
  10. Повтор как специфический прием построения музыкальных произведений Ренессанса. // Манускрипт. Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Вып. 5. С. 164-170.
  11. От звука к аккорду. Авангардные стратегии в музыке Новосибирских композиторов второй половины ХХ века // Вестник музыкальной науки. 2021. Том 9 № 1 С. 5-16.
  12. «Шаман» Бориса Лисицына. На стыке культурных традиций и техник композиции в период поставангарда // Вестник музыкальной науки. 2022. Том 10, № 4 С. 129-139.

 

Другие публикации

  1. К вопросу о функциях повтора в музыке // Тезисы докладов XXI научно-практической конференции (по итогам исследовательской работы преподавателей института за 1996-1997 гг.). Челябинский гос. институт культуры и искусств, 1999. Часть I. С. 95-96.
  2. Творчество Георгия Иванова в исполнительской культуре Новосибирска //Новосибирская область в контексте российской истории. — Новосибирск: Институт истории СО РАН, 2001. С. 242-244.
  3. О преломлении принципов соноризма во «Флуоресценциях» К.Пендерецкого //Вопросы современного музыкознания: Сборник научных трудов. — Челябинск, 2003. С. 142-166.
  4. Симфония Георгия Иванова //Вопросы музыкознания и музыкального образования. — Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2003. Вып.2. С. 45-53.
  5. О симфоническом творчестве Георгия Иванова //Материалы межрегиональной студенческой музыкально-теоретической конференции. — Новосибирск, Новосиб. гос. консерватория, 2004. С. 60-64.
  6. Действие повтора при восприятии остинатных композиций (на примере токкаты из фортепианного концерта Бориса Чайковского) // Вопросы современного музыкознания: межвуз. Сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2008. Вып.3. С.88-96.
  7. Об особенностях проявления принципа повторности в композициях на один звук //Вопросы современного музыкознания: межвуз. Сб. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2008. Вып.3. С. 97-106.
  8. Повтор в музыке. Теоретико-психологический подход исследования // Вопросы музыкознания: Сб. ст. — Новосибирск; Новосибирская гос. Консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2008. Вып. III. С. 16-49.
  9. О роли повтора в организации процесса музыкального восприятия (на примере творчества композиторов ХХ века) // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы III междунар. науч.-практ. конференции 22-26 апреля 2008 г. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. Ч. II.
  10. Пути известные и неизвестные. О творчестве композитора Владимира Щербачева. //Музыкальные деятели Ленинграда в Новосибирске в годы Великой Отечественной войны. К 110-летию со дня рождения Ивана Ивановича Соллертинского: сб. материалов Всероссийской науч.- прак. конф. Новосибирск, Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2012. С. 165-173.
  11. Категоризационные аспекты композиторского мышления (на примере творчества новосибирского композитора Сергея Тосина) // Вестник музыкальной науки № 1, 2013 C. 65-69.
  12. Остинато как жанр // Вестник музыкальной науки № 1 (3), 2014 C. 12-18.
  13. Когнитивные аспекты исследования повтора в музыкальном искусстве. Повтор и память. //Национальная ассоциация ученых № 3 2014 III Международная научно-практическая конференция «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени»  часть 4 С.26-28
  14. Теоретические и экспериментально-психологические аспекты исследования повтора в музыкальном искусстве //Алманах Национальна музикална академия «Проф. Панчо Владигеров» София, Година 7 (2015) С. 186-195.
  15. Инструментальные концерты Георгия Иванова в контексте развития отечественной музыки второй половины XX века //Вестник музыкальной науки 2016 № 4 (3)   С 65-75.
  16. Произведения для кларнета соло в музыке новосибирских композиторов: вопросы композиционной организации и исполнительской интерпретации. //Музыкальная культура Сибири: источники, традиционные и академические формы творчества: сб. ст. Всеросс. Конф. 25-26 октября 2018 года. Новосибирск: Новосиб. Гос. Консерватория им. М.И. Глинки, 2018. – С. 171-183. (соавтор М.В. Аунс).
  17. Галина Владимировна Айвазова: по страницам неизданных работ. // 60 лет кафедрам теории и истории музыки Новосибирской консерватории: Сборник материалов научной конференции 18 сентября 2019 г. – Новосибирск, НГК им. М.И. Глинки, 2020 – С. 144-150.
  18. «Музыка должна звучать»: посвящение Татьяне Степановне Сорокиной // 60 лет кафедрам теории и истории музыки Новосибирской консерватории: Сборник материалов научной конференции 18 сентября 2019 г. – Новосибирск, НГК им. М.И. Глинки, 2020 – С. 151-157.
  19. В поисках познавательных стратегий. Зигоническая теория Адама Окельфорда и ее интерпретация // НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В МУЗЫКОВЕДЕНИИ XXI ВЕКА: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных». Материалы Международной научной онлайн-конференции 24-27 ноября, 2020 г. М.: РАМ им. Гнесиных С. 340-347 Грант РФФИ № 20-012-22033.
  20. Моноэлементные композиции в музыкальном искусстве ХХ века // «Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи». Материалы Международной научной конференции 27-30 октября 2020 года / Ред.-сост. Т.И. Науменко. М.: Издательство «Российской академии музыки имени Гнесиных», 2020. С. 330-338.
  21. Особенности композиционной организации и тематизма в Концертной фантазии для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского // Культурология, искусствоведение и филология: актуальные вопросы. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 октября 2021 г.) / под ред. Э.В. Фомина. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. С. 67-74.

Руководство кандидатскими диссертациями по специальности 17.00.02 – Музыкальное искусство (по искусствоведению)

Козловская С.А.  Композиторское творчество Эрла Брауна: концепция мобильной формы и графической музыки. — Новосибирск, 2022.

 

Основные сочинения: 

Опера «Омар Хайям. Сцены из жизни» (2003-2012), балет «Сказка о нарисованном аисте»  (2015), мюзикл «Кентервильское привидение» (2014), музыкальная сказка «Как король Неделя на пенсию уходил» (2007), 2 Концерта для скрипки с оркестром (2000, нов. ред. 2017;  2005), 3 Концерта для фортепиано с оркестром (2020-2022), Концерт для арфы с оркестром (2016), Концерт для виолончели с оркестром (2018), Симфония «Позитивные миры» (2016), Симфониетта «Лики судьбы» для камерного оркестра с солирующей скрипкой (2022), 2 Струнных квартета (1998, 2005), Квартет для духовых инструментов (2003), Вариации на тему японской песни «Сакура» для фортепиано (2004), Фантазия для кларнета и органа (2007), «Русские напевы» для кларнета и фортепиано (2007), Сюита «На Сибирских просторах» для фортепиано (2014), 10 пьес для арфы (2016), Вариации на тему А. Шнитке для арфы и органа (2016), Соната для кларнета соло (2019), Сюита «Фейины сказки» для ф-но по мотивам цикла Бальмонта (2020), Соната для фортепиано (2022), Скрипичные пьесы, написанные для программы Международного конкурса юных скрипачей в Новосибирске («Концертное allegro» (2004), «Скерцо» (2010), «Вальс-dramatico» (2013), Сибирский кэк-уок (2021)), 2 пьесы для виолончели и фортепиано «Гимн планете Земля», «Фантастический танец» (2007), Вокальные циклы «Весенние песни» на стихи Л. Озерова (1997), «Лирическая тетрадь романсов» на стихи А. Пушкина (1999), «Вечерние песни» на стихи Ю. Кузнецова (2001), «Молюсь за Русь» на стихи российских поэтов (2010), «Песни опыта» на стихи У. Блейка для голоса, кларнета и фортепиано (2015), «За все любовь благодарю» на стихи Ю. Колоднего (2019), 5 романсов на стихи Н. Фениной (2022), «Белый парус» альбом песен на стихи Ф. Васильева (2003), Песни на стихи Р. Шеньшиной (2016-2018) и др.

Публикации, интервью, периодика о А.С. Молчанове:

 

  1. Антипова Ю. В. Андрей Молчанов: Путь к успеху // Композиторы Новосибирска. Вып. 2.  Новосибирск, 2016. – 73–82.
  2. Антипова Ю.В. «Кентервильское привидение» в Новосибирске // Играем с начала. № 7-8 (123) июль-август 2014.
  3. Дубровская М. Ю. Еще раз о «Кентервильском привидении» // Консерватория. Студенческая электронная газета № 25. 2014. Электронный ресурс URL: https://esg.nsglinka.ru/v_25/index.php?page=novosibmus1
  4. Монахова М. Мишурный блеск призрака из Кентервиля // «Молодая Сибирь — Новая Сибирь» № 29 (1094)  18  июля 2014 г
  5. Гончаренко С.С.  Молчанов Андрей Сергеевич // Сибирская композиторская организация: нам – 70 лет!  Новосибирск, 2013. – С. 70.
  6. Огородникова А., Шенкаренко И. Кентервильское привидение пожалует в Сибирь. Интервью газете Континент-Сибирь 07 апреля 2014 г. URL: https://ksonline.ru/stats/-/id/2975/
  7. Мурзина Л.Н., Недоспасова А.П. Жанрово-стилистические и образно-содержательные аспекты фортепианной сюиты А. Молчанова «На сибирских просторах» // Вестник музыкальной науки. 2017. № 3 (17). С. 48-58.
  8. Покровская Н.Н.  Музыка для арфы Андрея Молчанова // Вестник музыкальной науки. 2017. № 4 (18). С. 48-55.
  9. Гребёнкин А.В. О взаимодействии национально-эстетических начал в «Вариациях на японскую народную тему “Сакура”» А. Молчанова // Вестник музыкальной науки. 2022. Том 10. № 3 С. 108-116.

 

Контактный Email: mas-composer@mail.ru